ГЛАВА 4. УМК области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи:
· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
· развитие детского творчества;
· приобщение к изобразительному искусству.
· развитие музыкально-художественной деятельности;
· приобщение к музыкальному искусству.
Методический комплекс, обеспечивающий реализацию
Содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Комплексная программа и её методическое обеспечение
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
Курочкина Н.А., Детям о книжной графике. Спб. Д-П, 2000
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа: методическое пособие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Курочкина Н.А. О портретной живописи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
Гэгоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
.
Дополнительная программа и её методическое обеспечение
«Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002
· Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. 2000 Просвещение.
· Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс.
Технологии и методические пособия
Р. М. Чумичёва «Дошкольникам о живописи» - М. Просвещение 1992г
О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» - М.: Баллас, 2010
Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» (книга для занятий с детьми дошкольного возраста).- М.: ТЦ Сфера, 2001
И. М. Петрова. Объемная аппликация. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008.
И.М.Петрова. Волшебные полоски. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009.
Н.А. Курочкина Знакомим с натюрмортом: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Н.А. Курочкина Знакомим с пейзажной живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Н.А. Курочкина Знакомим с портретной живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Н.А Курочкина. Знакомим со сказочно-былинной живописью: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Н.А. Курочкина Знакомим с жанровой живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. - М: ТЦ Сфера Карапуз 2010
Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009
Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., Скрипторий 2003
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Куревина О.А.- М.: Линка – Пресс, 2003
Лыкова И.А Цветные ладошки..- М.: Карапуз – Дидактика, 2007
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
Каплунова И. «Ладушки» - практико-ориентированная программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста СПб.: Композитор,1999
О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» - М.: Просвещение, 1998
А.И.Буренина. ритмическая мозаика.: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 1997О.П. Радынова. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990
О. А. Буренина. Синтез искусств. – М.: Линка – Пресс, 2003
Т. Суворова Танцевальная ритмика для детей., СПБ, 2009
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: «Просвещение», 1990
О.П.Радынова «Музыкальные шедевры».. М., «Гном – пресс», 1999.
Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр — творчество — дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. — М.: МИПКРО, 1995.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.
М.Ю. Картушина Праздники народов мира в детском саду - М., Издательство «Скрипторий», 2009
Реализация содержания образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе
Возрастные группы
Разделы (блоки)/ Основные задачи
Направления (содержание) работы
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная детская деятельность
Совместная деятельность с семьей
II младшая группа
Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество
1. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
2. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
3. В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками) и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать вязь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма).
4. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
6. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.
Приобщение к изобразительному искусству
Дети знакомятся с народной игрушкой и предметами промыслов: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные, свистульки) из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда, мебель). Знакомятся (на уровне рассматривания) с элементами росписи (кольца, квадраты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы животных (лошадка, медведь, собака, птица и т.п.) и человека (барышня, нянька).
Знакомятся (на уровне рассматривания) со скульптурой малых форм на примере образов животных, материалами из которых они изготовлены (дерево, глина)
Знакомятся с иллюстрациями в детских книгах (книги-игрушки, книги-забавы).
Учатся отмечать проявление красоты в природе, отражать увиденное в речи.
Художественная деятельность и детское творчество.
Дети знакомятся с изобразительными материалами: бумага разного цвета и фактуры, пластичные материалы (глина, пластилин и т.п.), краска гуашевая основных цветов, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага, легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется:, отрывается, намокает, приклеивается, на ней можно рисовать разами материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно скатывать, отрывать маленькие кусочки; клей можно наносить на кисть, приклеивать детали.
Инструменты и действия с ними, правила использования (цветные карандаши основных цветов, фломастеры, крупные кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки). Дети учатся правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку для обсушивания; поддерживает свободное движение кисти во время рисования.
Дети узнают и называют свойства и качества предметов и явлений мира (в процессе деятельности): форма и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб), элементы (линии прямые, волнистые, зигзаги), основные цвета, оттенки (розовый, голубой), фактура (гладкий, шероховатый, пушистый), размер (большой, маленький).
В рисовании: умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна («Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кружатся», «Зажигаются огоньки на елке», «Разноцветные цветы на полянке», «Ягодки на ветке»).
Знакомятся со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий (короткие, длинные, волнистые, прямые), в разных направлениях, пересекая («травинки», «ленточки», «дорожки», «веточки», «рельсы», «заборчик»); со способами создания предметов разной формы (округлой, прямоугольной: томаты, клубочки, яблоки, сливы, арбуз, вагончик, домик, флажок, звездочки), комбинации разных форм и линий (снеговик, цыпленок, тележка, цветочек, бусы, гирлянды, воздушные шары, салют).
Развивает умение создавать некоторые обобщенные образы (дерево — ствол, ветви; дом — стены (квадрат) и крыша (треугольник); цветок — серединка (круг) и лепестки), изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок).
Формируется умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомятся с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учатся создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов.
В предметном изображении в процессе создания рисунка, лепки воспитатель учит детей передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером.
В сюжетном изображении развивает умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта («линия земли» — край листа, горизонталь), строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов рисунка: «Жучки-паучки в траве», «Цветочная полянка», «Елочный лесок»).
В декоративном изображении педагог развивает умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки, платочки, шарфики, тарелку»); передавать элементы декоративного узора прямыми пересекающими линиями, точками, кругами, мазки, ритм и чередование элементов, цветовых пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми (юбка барышни, конь, птичка, козлик).
В аппликации воспитатель знакомит детей со свойства бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, сминается, отрывается, намокает, приклеивается и т.п.
Ребенок создает образы, используя готовые формы. Учит создавать изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), на предметной основе (одноразовая картонная тарелка).
Педагог показывает детям последовательность аппликационной работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли получилось, последовательно выбирать форму, переворачивать тыльной стороной, намазывать их клеем на клеенке, аккуратно класть на прежнее место, прижимать салфеткой.
В лепке педагог знакомит со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега (пластичность, возможность обработки).
Знакомит со способами создания изображения в пластичных материалах: раскатывание глины под углом ладоней рук (морковка, ракета), раскатывание и соединение различных частей (бублик, пирамидка), скатывание, вдавливание пальцем (чашка, бокал), соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба, пирамидка).
Развивает умение детей украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы.
Конкурсы работ родителей и воспитанников
Выставки детских работ
Художественный досуг
Дизайн помещений, участков
Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам
Консультативные встречи.
Встречи по заявкам.
Мастер – классы
Открытые мероприятия
Совместные мероприятия
Игровое экспериментирование с материалами
Пальчиковые игры
Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций (индивидуально выполненную работу — рыбку, яблоко, цветок — дети располагают на общий фон, объединяя в сюжет или общую тему
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, называние эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа
Настольно-печатные игры
Игры с цветными пирамидками, разноцветными шарами, составление простых композиций с помощью рамок-вкладышей, геометрических мозаик.
Рассматривание игрушек, предметов быта (нарядной посуды, одежды, ярко и интересно оформленной мебели)
Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам и стихам
Досуги
Развлечения
Игровые образовательные ситуации.
Игры – эксперименты с материалами и инструментами (выяснение свойств)
Дидактические и развивающие игры
Проблемные ситуации и вопросы
Игровые ситуации
Ситуации общения
Ситуативные задачи
Рассматривание картин
Рассматривание иллюстраций в книгах
Рассматривание предметов и игрушек
Прием сотворчества и создания коллективных композиций
Игры – эксперименты с материалами и инструментами (выяснение свойств)
Рассматривание иллюстраций в книгах
Рассматривание предметов и игрушек
Сюжетно – ролевая игра
II младшая группа
Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоционально отзывчивость на музыку.
2. Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
4. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности — музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.
5. Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
6. Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.
7. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука; высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку.
Музыкальный досуг
Консультативные встречи.
Встречи по заявкам.
Мастер – классы
Открытые мероприятия
Совместные мероприятия
Праздники
Развлечения
Утренняя гимнастика
Рассказывание сказок с музыкальным вступлением
Двигательные образные импровизации под музыку
Сопровождение рассказывания потешек, прибауток игрой на музыкальных инструментах
Элементарное музицирование
Игры с шумовыми муз. инструментами
Игры – экспериментирования со звуком
Музыкальные физ.минутки и динамические паузы
Использование музыки:
- во время прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
Досуги
Музыкальные занятия
Двигательные образные импровизации под музыку
Упражнения для развития певческого голосообразования
Упражнения артикуляционной гимнастики
Интонационно – фонетические игровые упражнения
Приемы звукоподражания
Пение взрослого a cappella
Игры на фонацию звуков и их мелодику
Элементароное музицирование
Музыкально – ритмические упражнения с предметами и без предметов
Использование музыки
на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения.
Игры – экспериментирования
Игры с музыкальными (шумовыми) инструментами
Игры в «концерт», «праздники»