Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели выполнения курсовой работы




Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Методика преподавания психологии» предполагает следующие цели ее освоения.

Учебная цель: систематизация теоретических знаний по данной дисциплине и освоение обучающимися знаний и умений проектирования
и методического оснащения психологических дисциплин.

Воспитательная цель: развитие профессиональной направленности студентов, самостоятельного мышления, поиска и осмысления материала по интересующей тематике, актуализация индивидуально-психологического потенциала, формирование культуры педагогического труда.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Методика преподавания психологии» входит в вариативную часть в модуль «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки: Психология образования).

Данная курсовая призвана сформировать у обучающихся представле­ние о психолого-педагогических особенностях образовате­льного процесса, специфике проектирования процесса обучения психологии с учетом типов студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями и уровнем их развития, и разработке учебных курсов
в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

«Методика преподавания психологии» является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Однако специфика психологии как научной
и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания. Поэтому выполнение курсовой работы по данной дисциплине будет опираться на приобретенные обучающимися знания основ «Общей и экспериментальной психологии», «Теории обучения
и воспитания», «История педагогики и образования», что позволит им выстроить единую линию развития психолого-педагогических наук
и создать основу теоретических знаний психологии для дальнейшего проектирования и разработки новых курсов для разных видов учебных заведений.. Погружение в педагогические и психологические аспекты проблемы разработки курсов по психологии для разных категорий учащихся достигается тем, что освоение навыков проектирования новых курсов идет одновременно с такими курсами, как «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Методы активного соци­а­л­ь­но­-­пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го ­о­бу­че­ни­я»­ и­ «Пси­хо­ло­ги­я про­фе­сси­о­на­ль­но­го­ образования».

Приобретенные в ходе выполнения курсовой работы по данной дисциплине знания, умения, навыки и профессиональные компетенции впоследствии обеспечат успешное прохождение педагогической практики и адаптацию к педагогической деятельности.

Необходимым условием для выполнения курсовой работы по дисциплине «Методика преподавания психологии» является наличие
у обучающихся следующих знаний, умений и навыков:

· знание основных психолого-педагогических категорий (теории обучения и воспитания, учебная дисциплина, цели, задачи, методы, способы, технологии, виды занятий, формы работы с учащимися и др.);

· знание основ разработки учебного курса по психологии;

· умение выполнять реферативные формы научной работы;

· умение осуществлять личностную и групповую диагностику индивидуальных и возрастных социально-психологических особенностей учащихся;

· владение способами отбора, группировки и обобщения информации, а также нахождения нерешенных проблем по изучаемой теме, спорных вопросов и подходов к отдельным проблемам;

· владение методами и технологиями эффективного обучения психологии для разных категорий учащихся.

 

2. Содержание курсовой работы
и требования к ее оформлению

Курсовая работа включает в себя следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список. К элементам содержания курсовой работы предъявляются определенные требования:

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе в высшем учебном заведении (пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в прил. 1.).

Введение предполагает обозначение темы работы (выбранная психологическая дисциплина, входящая в образовательный стандарт какого-либо направления в цикл дисциплин предметной подготовки или являющаяся факультативным курсом или курсом по выбору, или входящая в план дополнительного образования какого-либо образовательного учреждения), обосновывается ее актуальность, описываются цели и задачи выполнения данной курсовой работы. Например, тема работы может быть такой: «Разработка рекомендаций учебно-методического комплекса дисциплины "Возрастная психология" для направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования»» и т.п.

Основная часть работы включает 4 раздела.

Первый раздел основной части курсовой работы содержит разработку рабочей программы выбранной дисциплины, имеющей следующие формо-образующие элементы: титульный лист, основную (содержательную) часть.

Титульный лист рабочей программы содержит полное наименование министерства, вуза или другого учебного заведения, института и кафедры, где осуществляется преподавание дисциплины; наименование вида издания (рабочая программа), наименование учебной дисциплины; сведения об обучающихся, для которых она предназначена (для школы – ступень обучения и тип учебного заведения, для вуза сведения о специальности (коды и наименование), отрасли или области, специализации); место и год издания. Пример оформления титульного листа рабочей программы приведен в прил. 2.

Основная (содержательная) часть программы имеет следующую структуру:

1) цели освоения дисциплины;

2) место дисциплины в основной образовательной программе;

3) компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины;

4) структура дисциплины: объем дисциплины и виды учебной работы, тематическое планирование дисциплины, содержание дисциплины;

5) образовательные технологии;

6) оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям, перечень вопросов для подготовки к экзамену или зачету);

7) учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Цели освоения дисциплины содержат краткое описание назначения учебной дисциплины.

Структурный компонент «место дисциплины в основной образовательной программе» содержит характеристику категории слушателей; информацию о месте и роли дисциплины в системе подготовки слушателей по выбранному направлению (в том числе указывается перечень учебных курсов, изучение которых необходимо для освоения данной дисциплины), ее связи с другими смежными дисциплинами и науками, требования к уровню освоения содержания дисциплины (к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения дисциплины).

В структурный компонент «компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины» входит перечень компетенций образовательного стандарта, которые будут формироваться в процессе освоения данной дисциплины.

В компонент программы «структура дисциплины» представление объемов дисциплины и видов учебной работы, (количество часов, отводимое на изучение дисциплины, студент определяет самостоятельно в соответствии со спецификой содержания разрабатываемой дисциплины или в соответствии с учебными планами по профилю соответствующей подготовки, и оформляет как таблицу (прил. 3)), тематическое планирование дисциплины представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также наименование тем (разделов) дисциплины и соответствующих им видов и объемов аудиторных занятий, отводимых на изучение каждой темы (сформированный тематический план оформляется в виде таблицы (прил. 4)), содержание учебной дисциплины представляет собой название каждой выделенной ранее темы (раздела) и краткое изложение основных ее учебных элементов (пример оформления приведен в прил. 5).

Структурный компонент рабочей программы «образовательные технологии» включает в себя описание основных используемых образовательных технологий и форм организации учебных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включают контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям, и перечень вопросов для подготовки к экзамену или зачету.

В учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины входит список основной и дополнительной рекомендуемой литературы по дисциплине (основная литература должна включать учебники и учебные пособия по данной дисциплине, рекомендованные учебно-методическим отделом или министерством образования в качестве учебного пособия для выбранной категории студентов или учащихся и быть издана в течение последних пяти лет; дополнительная литература может включать учебные пособия; научную литературу в виде монографий, статей научных журналов и сборников научных статей; словарей и справочников). Рекомендуемая литература приводится в алфавитном порядке. Пример оформления данного пункта рабочей программы приведен в прил. 6.

Также в данный компонент рабочей программы входит и информационное обеспечение дисциплины, т.е. программное обеспечение и электронные ресурсы, которые используются для освоения изучаемой дисциплины.

Второй раздел основной части курсовой работы включает разработку теоретического занятия, практических, семинарских и тренинговых занятий. Данный раздел должен включать следующие компоненты:

1. Разработку одного теоретического занятия, соответствующего тематическому плану изучения дисциплины (пример разработки занятия приведен в прил. 7).

2. Разработку практических, семинарских и тренинговых занятий. Количество занятий определяется спецификой разрабатываемой дисциплины, но необходимо описать не менее 5-ти занятий. Причем должны быть представлены все виды занятий. Разработка занятий должна включать тему занятия, цель, задачи и для семинарских занятий вопросы для обсуждения, библиографию к теме, краткое описание хода занятия. Примеры описания практического и семинарского занятий предложены в приложениях 8 и 9.

Третий раздел основной части курсовой работы содержит описание методической разработки формы контроля уровня сформированности знаний учащихся. Формой контроля в данной курсовой работе может выступать дидактический тест (пример оформления приведен в прил. 10) или любая другая разработанная студентами форма (опрос, практические задания), включающая аннотацию с инструкцией для выполнения, текст 15 заданий, критерии оценки усвоения знаний и ключ для обработки.

Четвертый раздел основной части курсовой работы содержит глоссарий понятий, составляющих терминологический аппарат разрабатываемого учебного курса (пример разработки глоссария приведен в прил. 11).

В заключении курсовой работы студент должен сделать выводы о проделанной им работе, показать насколько достигнута поставленная цель и решены задачи.

Библиографический список к курсовой работе включает только ту литературу, которая была проработана студентом. Это могут быть литературные источники по дисциплине, разрабатываемой студентом и учебные пособия по методике преподавания психологии.

Для успешного и полного освоения обучающимися материала дисциплины и разработки учебного курса по психологии предполагается, что в ходе подготовки курсовой работы обучающиеся будут выполнять самостоятельно все ее разделы и оформлять в соответствии с требованиями и образцами, представленными в приложениях.

Курсовая работа выполняется индивидуально каждым обучающимся по самостоятельно предложенной теме или предложенной преподавателем по итогам прохождения разделов дисциплины, связанных с общей теорией и практикой преподавания психологии.

Защита курсовой работы предполагается в форме аудиторной презентации обучающимся разработанного курса по психологии с обязательным использованием мультимедийных технологий.

 

3. Рекомендуемая литература для выполнения курсовой работы по дисциплине
«Методика преподавания психологии»

Список основной литературы

 

1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учеб. для бакалавров: рек. Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности психологии / В.Н. Карандашев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. 375 с.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2009. – 144с.

3. Психолого-педагогический практиукм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян]; под ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224с.

 

Список дополнительной литературы

4. Андреева А.Д., Данилова Е.Г. Преподавание психологии в современной школе//Вопросы психологии. - 1999. - № 2. -с. 122-124.

5. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.X. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2003. 168 с.

6. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2004. 168 с.

7. Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. – М.: Ось-89, 2005. 168 с.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М.: Учебная литература, 1997. - 256 с.

9. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2004. - 303 с. - (Серия "Учебное пособие для вузов").

10.Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2008. – 208с.

11.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

12.Герасимова В.С. Роль факультатива по психологии для старшеклассников // Вопросы психологии. – 1987. – 4. - с. 88-92.

13.Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003.

14.Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя; Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994. – 264с.

15.Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. – М.: Смысл, 2006.

16.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии в начальной школе: Учебное пособие. – Вологда, 2002. – 132 с.

17.Карандашев В.Н. Преподавание психологии: Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества // Психологический журнал. – 2001. - Т. 22. – №2. С. 86 – 89.

18.Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 57-60.

19.Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и оценки знаний: Учебные материалы к лекционному курсу и практическим занятиям. Великий Новгород, 2001.

20.Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 1986. — 223 с.

21.Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-м классе. М.: Генезис, 2005. 182 с.

22.Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Чал-Борю В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3-м кл. (пособие для психолога). М.: Генезис, 2004.

23.Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск: Харвест, 1999.-384 с,

24.Кудрина Г.Я. Сборник задач по детской психологии (Психические процессы). – Иркутск, 1986. - 91 с.

25.Лебедева В.А. Психологические основы взаимодействия педагога и учащихся: учебное пособие / В.А. Лебедева, О.В. Кружкова, Ф.Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 171 с.

26.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: В 2 частях. Часть 2. М.: Ось-89, 2006. 160 с.

27.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб.: Лидер, 2007. – 192с.

28.Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

29.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

30.Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд. – М., 1985.

31.Микляева А.В. Я подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.

32.Минаев А.Я., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5.

33.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200с.

34.Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.

35.Никифорова О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. - С.157-162.

36.Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. Спб.: Речь, 2004 г. 190 с.

37.Основы педагогики и психологии и психологии высшей психологии / Под ред. А.В., Петровскою. – М., Изд-во Московского университета, 1986. – 298с.

38.Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психол. наука и образование. 1998. № 3-4. С. 38-46.

39.Педагогические технологии: Уч. пособие для ст-ов педаг. спец-й / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д, 2002.

40.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.

41.Платонов К.К. Занимательная психология. - М., 1997.

42.Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. - М., 1993.

43.Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М: ВЛАДОС, 2001.

44.Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000. – 288с.

45.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.

46.Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – 2-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

47.Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

48.Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972.

49.Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977.

50.Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов – 2-е изд. / А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995.

51.Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. – Мн., 1999.

52.Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 1997.

53.Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М.: Педагогика, 1983. 247 с.

54.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 2001/1995.

55.Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие для пед. институтов. – Минск, 1988. – 175с.

56.Тарская О.Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. И др. Методика преподавания психологии. М.: Высшее образование, 2007. 207 с.

57.Технологии в изучении психологии: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО Минобразования РФ] / А. С. Чернышов [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 253 с.: ил., табл.

58.Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: Учебное пособие: В 3 т. – Самара: Самарский ун-т, 1994.

59.Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу «Психология». Психологическая феноменология и эксперимент. – М., 1993.

60.Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. – Ростов-на-Дону, 2004. - 203 с.

61.Хруцкий ЕЛ. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991.

62.Чеснокова А.Г. История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания / А.Г. Чеснокова. - // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2006. - № 1. - С. 3-10.

63.Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н. и др. Технологии в изучении психологии. – М.: Педагогическое общество, 2003.

64.Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2008. - 159 с.

Программное обеспечение

1. Microsoft Word

2. Microsoft Power Point

 

 


Приложение 1

Образец оформления титульного листа к курсовой работе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

Курсовая работа по дисциплине

«Методика преподавания психологии»

 

На тему: Разработка методическихрекомендаций по дисциплине

«Методика преподавания психологии»

для направления 050400 Психолого-педагогическое образование

по профилю «Психология образования»

 

 

Выполнил:

Студент: Иванов И.И.

Группа: ЗПП-211

 

Проверил:

 

 

Екатеринбург 2014


Приложение 2

Образец оформления титульного листа рабочей программы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

УТВЕРЖДАЮ

______________________________

«______» _______________ 20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания психологии»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург 2014

 


Приложение 3

Образец оформления таблицы объема дисциплины и видов учебной работы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...