Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




нического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов шко­лы направлено на развитие левого полушария, на эстетические пред­меты отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания'.

Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Плани­рование содержания обучения — централизованно. Базисные учеб­ные планы основываются на единых для страны стандартах. Учеб­ные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитани­ем. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клуб­ные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от ака­демических.

В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего ав­торитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуаль­ных способностей творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

• регламентации деятельности, принудительности обучающих­ся процедур («школа насилует личность»);

• централизации контроля;

• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная лич­ность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное иници­ативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний;

• обучении по образцу;

• индуктивной логике от частного к общему;

• механической памяти;

• вербальном изложении;

• репродуктивном воспроизведении.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется от­сутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:

• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ста­вит учитель;

• планирование деятельности ведется извне, навязывается уче-нику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка произ­водятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (от­чуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конфор­мизма — «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагоги­кой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требо­вания к оценке: индивидуальность контроля и оценивания, всесто­ронность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицатель­ные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологи­ческого и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отож­дествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хоро­ших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербно­сти, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих зна­ний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во мно­гом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рож­дает психологический конфликт ученика с самим собой, с учите­лем, предметом, школой, с семьей.

Традиционная форма обучения — классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороны

Систематический характер обучения

Отрицательные стороны

• Шаблонное построение, однообразие288

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...