Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 3 «Организационная структура, силы и средства РСЧС».




 

Организационно РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы (службы) создаются в министерствах, ведомствах и организациях (независимо от форм собственности), которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства для решения спецзадач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности. Например:

• Минздрав России формирует - СМК и службу надзора за санитарно -эпидемиологической обстановкой;

• МВД России - службу охраны общественного порядка;

• МЧС России - противопожарную службу, государственную спасательную служба, службу мониторинга ЧС;

• Минсельхоз­прод России - службу защиты с/х животных и растений;

• Минприроды России - противопаводковую службу;

 

В организационной структуре управления РСЧС выделяют 5-ть уровней:

1. Федеральный.

2. Региональный.

Постановлением правительства РФ утвержден перечень регионов, в которых осуществ­ляют свою деятельность региональные центры по делам ГО ЧС и ликвидации последствий СБ. Таких центров образовано семь:

1. Северо-западный регион (г. Санкт-Петербург): Ленинградская обл., г. Санкт-Петербург, Архангельская обл., Вологодская обл., Мур­манская обл., Новгородская обл., Псковская обл., и т.д.

2. Центральный регион (г. Москва): Белгородская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярос­лавская обл.

3. Северо-Кавказский регион (г. Ростов-на-Дону): Карачаево-Черкесская республика, Республика Алания, республика Адыгея, Ингушская республика, Краснодарский край,

4. Приволжский регион (г. Самара): Республика Башкортостан, республика Марий Эл, Коми республика, Мордовская республика, рес­публика Татарстан, Чувашская республика,

5. Уральский регион (г. Екатеринбург).

6. Сибирский регион (г. Красноярск).

7. Дальневосточный регион (г. Хабаровск).

3. Территориальный.

4. Местный.

5. Объектовый.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляет Правительство РФ, непосредственное руководство возлагается на МЧС России.

Каждый уровень в своем составе имеет:

1. координирующие органы;

2. (постоянно действующие) или органы повседневного управления;

3. органы оперативного управления;

4. силы и средства;

5. резервы финансовых и материальных ресурсов;

6. системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

I. Координирующие органы РСЧС

на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по пре­дупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в ФОИВ.

на остальных уровнях - соответствующие КЧС;

II. Постоянно действующие органы (или повседневного) управления

на федеральном уровне — МЧС;

на региональном уровне — региональные центры МЧС;

на территориальном и местном уровнях — комитеты, управления, МСЧ при ОИВ субъектов РФ и органах местного самоуправ­ления;

на объектовом уровне — отделы, секторы или специально на­значенные лица по делам ГО и ЧС.

III. Органы оперативного управления

Это центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКСы), дежурно - диспетчерские службы (оператив­но-дежурные смены, оперативные дежурные), которые находятся в пункты управления. Они оснащены соответствующими сред­ствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

IV. Силы и средств РСЧС

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

1. Силы и средства наблюдения и контроля (это службы, учреждения осуществляющие контроль, мониторинг, анализ состояния окружаю­щей природной среды, веществ, материалов, здоровья людей и т. п.).

К ним относятся:

• учреждения и формирования СЭН Минздрава России;

• учреждения и формирования ветеринарной службы Минсельхозпрода;

• службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхозпрода;

• формирования геофизической службы Российской академии наук и т.д.;

2. Силы и средства ликвидации ЧС. Это:

противопожарные, поисковые, аварий­но-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварий­но-технические форм. ОИВ;

• формирования и учреждения ВСМК;

• формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсель­хозпрода;

• формирования ГО территориального, местного и объ­ектового уровней предназначенные для ликвидации ЧС;

• восстановительные и пожарные поезда МПС России;

• аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы мор­ского флота, Федеральной службы речного флота России, других ФОИВ.

 

Сил подразделяются на:

1. Штатные силы (формирования). Они работают на постоянной основе. Укомплектованы с учетом обеспечения работы в автономном режи­ме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии ПГ, которые привлекаются для экстренного реа­гирования в случае возникновения ЧС. К ним относятся силы и средства МЧС.

2. Нештатные силы (формирования).

Создаются решениями руководителей организаций и объектов на базе соот­ветствующих служб и подразделе­ний (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других). Они также предназначенные для проведения АС и ДНР при ЧС.

Так – же для ликвидации последствий ЧС могут привлекаться:

3. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск в порядке, определяемом Президентом РФ.

4. Силы и средства ОВД в соответствии с задачами, которые возложены на них закона­ми и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов.

Силы и средства МЧС:

Спасательные воинские части (Войска ГО) -предназначенные для выполнения наиболее сложных задач по ликвидации ЧС (ведение общей и специальной разведок в зонах загрязнения, ведения АС и ДНР в наиболее опасных местах).

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Ценроспас). Онсоздан с целью оперативного реагирования на ЧС на всей территории РФ путем экстренной доставки средств спасения, спецоборудования, грузов, спасателей и экспертов в зоны ЧС, проведения первоочередных АСР в этих зонах.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходи­мых специалистов, что обеспечивает ПГ отряда к экстренному выдвижению в район ЧС. Формирования отряда способны вести спасательные работы в автономном режиме 14 суток.

В состав отряда входит аэромобильный полевой госпиталь на 150 мест.

Поисково – спасательная служба. Онапредназначена:

  • для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС;
  • оказания пораженным ПМП и их эва­куации в ЛУ;
  • проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан;
  • проведения в зонах ЧС АСР, требующих применения специальных приемов и соответствующего оснащения.

ПСС объединяет несколько десятков регио­нальных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел.

ПСС и отряды оснащены современным оборудовани­ем: гидравлический инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радио­локационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска по­страдавших. Создана кинологическая служба МЧС России.

Центр по поведению спасательных операций особого риска «Лидер» -предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой сопряжены с по­вышенным риском для жизни спасателей. Например: выполнение подрывных и пиротехни­ческих работ, проведение первоочередных АС и ДНР особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения, проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с ис­пользованием легководолазного снаряжения, обеспечение сохранности грузов перевозимых в виде гуманитарной помощи или при эвакуации мат. ценностей из зоны.

Авиация МЧС – являетсяважнейшей составляющей сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее струк­тур при возникновении ЧС. Включает в себя Государственное унитарное авиопредприятие расположенное в г. Жуковском и отдельные вертолетные отряды в регионах.

Вопрос № 4 «Режимы функционирования РСЧС, их содержание. Основные мероприятия проводимые РСЧС».

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением руководителя ОИВ в преде­лах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

При нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров РСЧС функциони­рует в режиме повседневной деятельности.

В этом режиме проводятся следующие основные мероприятия:

1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной сре­ды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территорий;

2. Планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения, а также по повышению ус­тойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

3. Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;

4. Организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

5. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

6. Осуществление целевых видов страхования;

 

При ухудшении производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.

В этом режиме проводится:

1. Формирование, при необходимости оперативных групп для вы­явления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

2. Усиление дежурно-диспетчерских служб;

3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования про­мобъектов в ЧС;

5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предпо­лагаем. район действий.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуще­ствляется из пунктов повсед­невного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стаци­онарных);

 

При возникновении и во время ликви­дации ЧС вводится режим ЧС.

В этом режиме проводится:

1. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

2. Определение границ зоны ЧС;

3. Организация защиты на­селения и территорий, проведение АС и ДНР, эвакуация населения;

 

4. Организация работ по ликвидации ЧС;

5. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

В режиме ЧС управление РСЧС осуществля­ется с повседневных или вспомогательных (под­вижных или стационарных) пунктов управления.

Все основные мероприятиями проводимые РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС делятся на 2-е группы мероприятий:

 

1. Группа мероприятий - это Предупреждение ЧС.

Обеспечивается заб­лаговременным проведением органами управления, силами и средства­ми ОИВ всех уровней, организаций комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на:

· максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС,

· снижения размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения,

· на сохранение здоровья людей.

Для этого проводится: прогнозирование ЧС; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасного производственного объекта; государственная экспертиза в обл. защиты населения; надзор и контроль в обл. защиты от ЧС; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

 

2. Группа мероприятий - это Ликвидация ЧС.

Мероприятия этой группы выполняются поэтапно:

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС.

С этой целью проводится:

— оповещение об опасности;

— использование средств защиты;

— устанавливаются режимы поведения (режимы защиты);

— эвакуации из опасных участков;

— оказание пораженным первой медицинской помощи.

На втором этапе выполняются АС и ДНР.

К аварийно-спасательным работам относятся:

— прекращение воздействия поражающего фактора ЧС

— розыск пострадавших;

— извлечение их из завалов;

— эвакуация из зоны ЧС;

— оказание первой медицинской и других видов помощи.

К другим неотложным работам относятся:

— локализация очага чрезвычайной ситуации;

— разборка завалов в очаге;

— укрепление конструкций, угрожающих разрушением;

— восстановление коммунально-энергетических сетей, линий свя­зи, дорог, мостов.

— проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезин­фекции и санитарной обработки людей.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедея­тельности населения в пострадавших районах. С этой целью прово­дится:

— восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

— восстановление коммунального обслуживания;

— снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

— возвращение временно эвакуированного населения;

— восстановление функционирования промышленных объектов.

Продолжение темы 2

«Задачи, организационная структура и основы деятельности ВСМК. Медицинская служба Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени»

Учебные вопросы:

  1. Определения основных понятий, задачи, основные принципы организации ВСМК, режимы деятельности.
  2. Организация ВСМК.
  3. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России.
  4. Служба медицины катастроф МО России. Силы и средства РЖД и МВД России для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
  5. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы в условиях работы в ЧС.
  6. Управление службой медицины катастроф.

Введение

МК, как новое научно-прак­тическое направление в медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое приняты 30 государств.

В нашей стране для ликвидации мед-сан последствий ЧС мирного времени первоначально привлекалась МСГО, но ее структура оказалась громоздкой, силы и средства — недостаточно мо­бильными, что не соответствовало главному требованию, которое возникаете при ЧС, а именно оказание экстренной медпомощи пострадавшим в короткие сроки.

Анализ организации медобеспечения пораженных при крупных технологических и природных катастрофах показал, также неподготовленность здравоохранения, слабую профессиональную подготовку врачебного состава всех уровней к работе в данной ситуации.

Это создало предпосылки для создания в составе здравоохранения мобильных сил, способ­ных обеспечить своевременное оказание помощи пораженным и сократить вре­мя фазы изоляции.

Начало создания СМК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР от 07.04.90 № 339 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.

Вцелях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Прави­тельство РФ издало постановление № 420 3 мая 1994г. «О защите жиз­ни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных СБ, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено о создании в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.

Для дальнейшего развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья на­селения в ЧС.

Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, за 17 лет ее существования нашли отражение в новом «Положение о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 660 от 12 августа 2011г.

Вопрос № 1

«Понятие о МК, СМК и ВСМК. Задачи, принципы организации и режимы деятельности ВСМК».

Медицина катастроф — это отрасль медицины, которая изучает медико -санитарные последствия аварий и катастроф, разрабатывает принципы и организацию медико-санитарного обеспечения населения при их ликвидации.

Медико - санитарное обеспечение (МСО) включает в себя:

ЛЭМ, санитарно – гигиенические и п/эпидемиологические мероприятия, мероприятия по снабжению медимуществом, мероприятия по медзащите населения и организацию управления Службой во время ЧС.

Практическую сторону деятельности МК осуществляет Служба медицины катастроф (СМК).

СМК представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением в ЧС, которые предназначены: для спасения жизни, сохранения здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях; предупреждения, лечения поражений и заболеваний в ЧС, сохранения и восстановления здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) это функциональная подсистема РСЧС, предназначена для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Функционально объединяет для совместных действий: СМК МЗ и СР России, СМК Минобороны России, а также специальные силы и средст­ва предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: МВД, МЧС России и иных ФОИВ, РАМН, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО «РЖД» и других организаций.

Основными задачами ВСМК являются:

1. Организация и осуществление МСО при ликвидации ЧС (в том числе в локальных вооруженных кон­фликтах и террористических актах);

2. Оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществлении медицинской эвакуации;

3. Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в ЧС;

4. Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

5. Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

6. Создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

7. Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций, обеспечение условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;

8. Разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

9. Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

10. Участие в подготовке населения и спасателей к оказанию пер­вой помощи в ЧС;

11. Международное сотрудничество в области МК;

12. Методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;

13. Научно - исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы.

 

Основные принципы организации и функционирования СМК:

1. Государственный и приоритетный характер службы.

Это обеспечивается постанов­лениями Правительства РФ. Среди других служб она имеет приоритетный характер (наряду со спасательными) в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности.

2. Территориально-производственный принцип .

Формиро­вания, учреждения и органы управления создаются на базе лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

3. Централизация и децентрализация управления.

Централизация предполагает единое управление все­ми службами МК РФ независи­мо от их ведомственной принадлежности и обеспечивает создание единой ин­формационно-диспетчерской системы службы.

Децентрализация управления предусматривает возможность каждым звеном службы исходя из конкретной ситуации автономно­ выполнять задачи по медико-са­нитарному обеспечению пораженных в ЧС.

4. Плановый характер.

Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квали­фикации всего личного состава службы.

5. Принцип универсализма создаваемых формирований .

Формирования и учреждения службы должны быть готовы к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.

6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.

Формирования службы создаются, как правило, для выполнения определенных задач. Например: оказания определенного вида медпомощи, проведения противоэпиде­мических и санитарно-гигиенических мероприятий.

7. Принцип этапного лечения пораженных с их эвакуацией по на­значению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...