Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек и государство в романе Е.Замятина «Мы».




В наше время Евгений Замятин известен, прежде всего, как автор фантастического романа-антиутопии «Мы». Написанный в 1920 году, в России он был опуб­ликован лишь в 1988 году. В романе «Мы» предстает перед нами фантастический и гротесковый вариант общества будущего. Это — странный, и пугающий мир, отгороженный от всего живого глухой стеклян­ной стеной. Мир Единого Государства.

Главное в сюжете романа — предупреждение о воз­можности превращения человека в безликий вин­тик — деталь большого механизма. Опасность состоит в том, что осуществляется это превращение под лозун­гом всеобщего блага, гарантированного в случае, если человек откажется от себя ради воли Единого государ­ства. Несмотря на то, что роман принято считать фан­тастическим, нельзя сказать, что описанные в нем события — полный вымысел. Скорее, Замятин довел до логического завершения идею построения коммуни­стического — «идеального» — общества. Уравненные жители Единого Государства счастливы: они живут по строго регламентированному режиму, свободны от ответственности за свою жизнь, вверенную попечени­ям Хранителей, строго контролирующих каждый шаг своих подопечных (так и напрашивается слово «заключенных»). Обезличенные «нумера» живут в одинаковых домах с прозрачными стенами, едят оди­наковую синтетическую пищу, носят одинаковую одежду. Организованное строительство Интеграла, который должен наполнить счастьем всю вселенную, вызывает ассоциации со строительством коммунизма в СССР, который должен «победить во всем мире». Ис­кусство также находится в полной государственной власти, прославляя во всех своих жанрах политику государства, главных деятелей страны, воспевая имеющий место образ жизни: «Наши поэты с нами в ногу идут под строгий механический марш Музы­кального завода». Здесь тоже нельзя не вспомнить ис­кусство советского периода, проходившего строгую цензуру, которая объявляла антинародным любое произведение, не вписывающееся в общепринятые каноны.

Один из обезличенных жителей Единого Государ­ства — нумер Д-503, получил шанс выйти из сплочен­ных рядов однородной массы сограждан. Ему дове­лось познать чувства, запрещенные принятыми пра­вилами — любовь, страсть, волнение, страх, прикоснуться к тому, что называется свободой. Но то­талитарное государство беспрестанно внушает: общее выше отдельного, миллион больше единицы, «смире­ние — добродетель, а гордыня — порок».

Замятин насмехается над уравнительной моралью Единого Государства: «Мы — счастливейшее среднеарифметическое... Как это у вас говорится: проинтег­рировать от кретина до Шекспира...», иронизирует по поводу «благодетельного ига государства». Рассужде­ния насчет «Я» и «Мы» — одно из главных мест рома­на. С детства нам внушают: человек не может жить вне общества, он не свободен от общества, но Замятин доказывает в своем произведении, что само общество, подавляющее личность, не имеет права на существо­вание.

События, которые теперь уже можно назвать исто­рическими, подтвердили опасения писателя о нега­тивном влиянии тоталитарного государства на лич­ность. В истории нашего народа имело место и объеди­нение в коммуны, где все было общее, и коллективизацию. Был у России и свой «Благоде­тель», окруженный сонмом всевидящих Хранителей. Фантастика иногда может становиться реальностью. Но по законам человеческого развития, всегда суще­ствуют индивидуумы, сопротивляющиеся подавляю­щей системе. Способность и желание чувствовать, лю­бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. И уже никакие стены не смогут оста­новить тех, кто любой ценой отстаивает свою свободу.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...