Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка раздаточных материалов




Учитывая необходимость освоения библиотекарями большого объема новых знаний, потребовалась разработка раздаточного наглядно — иллюстративного материала. Раздаточные материалы, подготовленные для участников семинара, содержали основную информацию по предмету изучения и были нацелены на повышение комфортности учебного процесса и его результативности. В пакет раздаточных материалов вошли:

· перечень основных терминов и определений по теме изучения;

· таблица многоаспектной классификации библиотечных инноваций;

· перечень возможностей применения многоаспектной классификации библиотечных инноваций в деятельности методиста библиотеки;

· схемы, характеризующие основное содержание теоретических занятий семинара.

Перечень основных терминов, таблица классификации инноваций и схемы, характеризующие основное содержание теоретических занятий, даны в основном тексте и приложениях данной книги (все иллюстрации перечислены в специальном перечне).

 

Отбор участников

Отбор участников семинара осуществлялся сотрудниками Брянской областной библиотеки. В их число вошло 28 человек — лидеров инновационной деятельности библиотек четырех соседствующих областей — 17 библиотекарей из Брянска и Брянской области, по 4 представителя библиотек Орла и Белгорода (и областей) и трое из Курска и области. Большинство участников семинара, 19 человек, составляли руководители научно-методических отделов библиотек, главные библиотекари НМО или методисты сельских ЦБС, а оставшаяся часть — представители администрации библиотек (директор, заместитель) и сотрудники методико-библиографических отделов. В целом, характеризуя целевую аудиторию семинара, можно считать, что его участниками стали, опытные библиотечные методисты со стажем 15-20 лет работы. Опыт профильной деятельности позволял им хорошо ориентироваться в библиотечных проблемах, четко формулировать признаки инновационной ситуации, свободно и профессионально высказывать свои взгляды по вопросам обновления услуг/продукции, технологии, организационным и социальным преобразованиям в библиотеках. Тем не менее, некоторым участникам семинара мешали определенные стереотипы (относительно планирования и отчетности библиотечной работы, условий предоставления услуг, технологии их организации и пр.), отсутствие стратегического мышления, установка на плановое проведение «мероприятия», а не на достижение социально значимого результата библиотечной работы, решение проблемы и пр.

Проведение семинара и подведение итогов

Проведение семинара осуществлялось в соответствии с намеченной программой и включало:

1) открытие семинара;

2) презентацию результатов инновационной деятельности библиотек;

3) проведение теоретических и практических занятий;

4) культурную программу и подведение итогов.

4.2.5.1. Открытие семинара

Открыла семинар директор Брянской областной универсальной научной библиотеки им. Ф. И. Тютчева С. С. Дедюля, рассказавшая о задачах и возможностях проекта «Через объединение — к новому витку развития» (Белгород-Брянск-Курск-Орел). Она определила значение мероприятий, позволяющих повысить профессиональный уровень библиотекарей четырех соседствующих областей на основе использования достижений науки и практики. Затем перед участниками семинара выступила Н. А. Сомова — заместитель начальника управления культуры Брянской области. Ей было отмечено, что мир живет в условиях глобальных перемен, которые носят убыстряющийся характер. Подчеркивалось, что эти перемены пока не осознаны специалистами учреждений культуры, которым необходимо включиться в процесс изменений и измениться самим.

В круг глобальных проблем, на решение которых должны быть направлены усилия библиотекарей, Н. А. Сомовой включены:

· сохранение национальной культуры;

· восстановление традиций российской семьи;

· возрождение интереса молодежи к науке;

· психологическая, социальная и физическая реабилитация участников войн и катастроф и пр.

В заключение своего выступления Н. А. Сомовой было замечено, что задачей корпоративного взаимодействия библиотек соседствующих областей является определение того, как и какими средствами осуществлять библиотечные изменения, как возможно достичь эффективности изменений, так как проблемы для всех одни и их нужно решать совместными усилиями. Далее, организаторами семинара, был определен порядок его работы, регламент, уточнены организационные вопросы.

 

Презентация

Презентация достижений библиотек, как результатов изменений очертила границы возможностей инновационной деятельности библиотек, проявила проблемы и приоритеты стратегии библиотечных изменений, показала уровень осознанности библиотекарями значимости собственной деятельности их умения ставить и решать инновационные задачи, характеризовать результаты работы и излагать их профессиональному сообществу, доносить их до общественности.

Открыла Презентацию заместитель директора Брянской областной библиотеки О. Ю. Куликова, подчеркнувшая, что главный тезис стратегии изменений любой современной библиотеки заключается в том, что-

бы стремится быть полезной обществу. Вопросу, как это делают библиотеки четырех соседствующих областей, и была посвящена Презентация.

Презентации участников семинара были выстроены в формальном порядке, что в какой-то степени затрудняло восприятие выступлений. В то же время, презентация сразу же «проявила» лидеров, показала различия в подходах и установках библиотекарей (методистов, руководителей) на стратегию изменений.

Несмотря на то что в информационном письме был предложен план выступления на презентации, ее участники характеризовали свою деятельность в привычном для них ключе. Как показывает опыт проведения подобных мероприятий, библиотекари различных регионов нашей страны, характеризуя свои достижения, выбирают форму отчета, говоря о том «что было сделано». В данном случае участники семинара представляли на презентации не проекты изменений и достигнутые результаты инновационной деятельности, а мероприятия (главным образом, массовую работу), позволяющую им продемонстрировать свою «полезность» для общества. Эта «полезность» подтверждалась различными библиотечными акциями, разговор о которых и шел на презентации. В число этих акций включены:

· функционирование при библиотеках разнообразных клубов под названиями: «Рукоделие», «Интеллигенция», «Жизнелюб», «Орфей», «Общение», «Ровесник» и др.;

· организация конкурсов, типа «Самая читающая семья», «Встречи читательских династий» и пр. стимулирующих чтение и обращение пользователей в библиотеку;

· проведение постоянно действующих или разовых экспозиций картин местных художников, выставок подаренных библиотеке книг, рукописей об истории села;

· проведение благотворительных мероприятий по сбору книг у населения под названием: «Книги города библиотекам села»;

· организация мероприятий для молодежи по вопросам гражданственности, здоровом образе жизни и о многом, многом другом.

Многие библиотекари подчеркивали, что в последние годы приоритетными направлениями библиотечной деятельности являлись:

· библиотечное краеведение;

· работа с молодежью;

· контакты библиотек с общественностью;

· повышение квалификации библиотечных кадров.

Охарактеризуем общие особенности этих направлений, прозвучавшие в выступлениях библиотекарей на Презентации.

Краеведение, как направление деятельности, видится библиотекарям гораздо в более широком диапазоне, чем это было характерно для библиотечной работы прошлых лет. Выставки литературы местных писателей дополнили экспозиции картин местных художников, «Уголки крестьянского быта». Традиционные краеведческие клубы наполнились новым содержанием и формами работы, включающими встречи читателей и библиотекарей с издателями, направленные на формирование репертуара краеведческой книги. При библиотеках создаются музеи истории села, социальные центры поддержки переселенцев, выпускаются путеводители по селам, проводятся и обсуждаются итоги социологических исследований, посвященных проблемам досуга и чтения на селе и многое другое.

Работа с молодежью также получила новое звучание. Более ярко стали проявляться новые диалоговые формы. Среди них особое место занимает открытый общественный диалог «Гражданский форум». Эту форму работы, как эффективное нововведение библиотек США, адаптировала к местным условиям главный библиотекарь научно-методического отдела Брянской областной научной библиотеки, Н. В. Леканова, прошедшая стажировку в составе группы российских библиотекарей в публичной библиотеке г. Дэйтон (штат Огайо, США) по изучению опыта применения этой формы работы в библиотеках США. В основе этой формы лежит взвешенный диалог, поиск ответов на вопросы в процессе дискуссии на социально значимую тему. Брянской областной библиотекой была разработана и осуществлена программа по изучению методики Гражданского форума и применения ее в практике работы библиотек. В ней приняли участие представители централизованных библиотечных систем Брянской области, а также 4 соседних регионов (библиотекари Орловской, Белгородской, Смоленской и Тульской областей). Участники семинара рассказали о том, что с 1998 г. эта форма получила широкое признание читателей и доказала свою эффективность. Темами обсуждений являются: «Какая армия нам нужна?», «Детская преступность, где выход?», «СПИД: как замедлить эпидемию?» и другие. Для организации таких дискуссий, библиотеки активно сотрудничают с различными партнерами: общественными организациями, СМИ, учреждениями образования, студенческими объединениями и пр. По мнению библиотекарей, применение этой формы работы способствует формированию нового образа библиотеки как информационного центра и активного субъекта гражданского общества, превращению библиотек в центры общественной жизни, расширению границ традиционной деятельности. Данную форму библиотекари назвали принципиально новым шагом в работе с населением.

Характеризуя контакты библиотек с общественностью, участники семинара говорили о наметившихся тенденциях в осуществлении этой работы, а именно:

· о развитии новых форм информирования общественности о деятельности библиотек (отчеты библиотек перед населением, выпуск пресс-релизов и пр.);

· о вовлечении глав администраций районов и других категорий общественности (издателей, писателей, учителей и пр.) в процессы библиотечного развития. Формами такой работы назывались: экскурсии глав администраций районов по активно развивающимся библиотекам соседних областей, попечительские советы, «круглые столы» с представителями общественности по формированию библиотечной политики в районах и пр.;

· о поиске библиотеками методов повышения заинтересованности различных слоев общественности, по содействию библиотекам (выпуск библиотечных листовок о деятельности глав администраций, участие библиотек в выборных компаниях и пр., работа со спонсорами).

В выступлениях библиотекарей подчеркивалось, что повышение образовательного уровня своих кадров для многих библиотек является одной из самых важных задач, обеспечивающих библиотечное развитие. Характеристика деятельности по повышению квалификации, прозвучавшая на презентации, также позволяет выделить определенные направления этой работы в библиотеках-участницах семинара. К этим направлениям отнесены:

· активизация сетевого взаимодействия библиотек соседствующих областей, позволяющего библиотекам совместно решать важнейшие проблемы библиотечного развития, в том числе осуществлять обучение и повышение квалификации библиотекарей, привлечение общественности к разрешению библиотечных проблем и пр.;

· организация тренинговых семинаров и привлечение к участию в них библиотечных работников, организация при библиотеках «Школ начинающего библиотекаря». Обучение охватывает различные вопросы среди них: «Работа библиотеки в проектном режиме», «Как составить рекламный текст?», «Гражданский форум: методические подходы для сельских библиотек» и некоторые другие темы;

· развитие корпоративного сознания библиотекарей, формирование корпоративной культуры библиотечных специалистов, выразившаяся в организации профессиональных библиотечных клубов под названиями «Библиотекарь», «Привлекательная библиотека», «Диалог», конкурсов «Дни творчества библиотекаря», творческих вечеров библиотекарей и пр.

Наиболее впечатляющими показались участникам презентации выступления представителей ЦБС Северского, Суржанского, Клетнянского

районов Брянской области, ЦБС Ливенского и Урицкого районов Орловской области, ЦБС Гайворонского района Белгородской области. Эти выступления прозвучали эмоционально, были сопровождены различными наглядными материалами, что позволило участникам семинара представить масштаб изменений произошедших в последние годы в библиотеках районов.

Мы сознательно так подробно рассмотрели содержание выступлений на презентации, так как они свидетельствуют о том, что сотрудники библиотек не осознают значимости собственных разработок и необходимости их продвижения в профессиональной среде. Подавляющая часть информации, прозвучавшей на презентации, отражалась только в отчетах библиотек, а не в инновационных предложениях: статьях об опыте работы, методических разработках. Поэтому по результатам первого дня семинара было принято решение о необходимости обучения библиотекарей навыкам документирования изменений, изложения профессиональному сообществу своих достижений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...