Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие творческого мышления и т. п.




Художественная ценность этих книг сомнительна, часто они даже удивляют своей примитивностью, но в них все же содержатся ценнейшие догадки в отношении устройства бытия. Это что-то вроде промышленного сырья; из него вы сами станете извлекать все полезное. Классика же создана для удовлетворения художественных претензий и для размышления о душе. Не умаляя ее ценности, скажу, что стыдно быть неудачником, тем более талантливым или гениальным, почитывающим высокохудожественные тексты. И если у вас есть способности к восприятию классики, то тем более вы сможете осилить чужие подсказки по поводу того, как найти себя, а не закрыть глаза на проблемы. Проблемы, оказывается, можно не только «заедать», протаптывая тропу к холодильнику, но и «зачитывать», переключая свой мозг от решения жизненных задач на развлечение.

ВОПРОСИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

и

 

 

Когда вы ищете ответ на вопрос о смысле жизни, то без мозгового штурма не обойтись. Мозговой штурм был предложен Алексом Осборном и является длительным, напряженным и сосредоточенным размышлением над какой-либо задачей или вопросом. Мозговой штурм обычно коллективный, но бывает и одиночным. В принципе, решение задачи по геометрии или алгебре представляет собой мини-модель мозгового штурма. Мозговой штурм— это разновидность активного мышления, а львиную часть жизни неудачники мыслят пассивно, то есть так, например. Идет некто Олег Бездаревич на работу, а в голове у него мысли вертятся:

— Устал... неделя только началась... Куда он так несется, вот козззел!.. Чуть не сбил... Надоело все... Чем бы заняться в субботу?.. Блин! Кажется, забыл дома еженедельник, кто же у меня сегодня после трех?.. Стоп! Чуть на красный не поехал... Да, в отпуск пора... О! Клевая попка у девчонки! А вот нос длинноват... И вообще уже ничего не хочу, все на полшестого смотрит, доработался, придурок...

Это внутренний поток мыслей-комментариев. Одна из наиболее частых разновидностей пассивного мышления. Активным мышление становится, когда мы обдумываем удивившую нас мысль, пытаемся делать выводы, пишем статью, произносим речь.

А есть еще СВЕРХактивное мышление, синоним мозговому штурму. Мозговой штурм, на мой взгляд, — это не только активное мышление, но

и сложнейшая психоэмоциональная работа. Она может осуществляться, например, в молитве, когда человек и думает, и умоляет, и благодарит Бога, и благословляет свое будущее, и очищает душу, и освобождается от боли, и мучительно ищет ответа. Так, тяжелейший мозговой штурм выдержал Иисус Христос, который не хотел умирать на кресте, как не захотел бы позорной и мученической смерти любой одаренный и полный сил юноша. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду была поиском ответа, укреплением сил и утверждением веры в великий смысл такой жизни и такой смерти. Написано, что пот Христа был как капли крови. Напряжение мысли было столь сильным, что кожа выделила кровь. Иисус знал ответ, Он получил его непосредственно от Бога и потому мужественно принял смерть. Но если даже Он, человекобог, нуждался в ответе от Отца и провел в напряженнейшем размышлении много часов, когда речь шла об эпохальном выборе, то как может человек говорить, что нет в жизни смысла, если он ни разу, ни разу в своей жизни не потратил и нескольких часов на то, чтобы думать только об одном: в чем же все-таки смысл?..

Если в вашей жизни не было такого дня, когда вы бы отключили телефоны, отложили все дела, заперли двери, положили перед собой лист бумаги и много часов кряду думали, думали, думали о том, в чем смысл вашей жизни, значит, признайте: вы НИКОГДА НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, В ЧЕМ ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, потому что пассивные мысли не в счет. Они слишком вялы и слабы. Они не результативны. Они для неудачников. Когда говорят, что человек использует 2-3 % своего мозга, то имеется в.виду, что мозг такого человека эксплуатируется в пассивном режиме: желтая пресса, телереклама, дешевые романчики, сплетни, внутренний монолог по пути на работу и домой, разговор в курилке ни о чем, жалобы и нытье, перемалывание обид. Если вы устали от неопределенности, от бессмысленности, от внутренней пустоты, то положите перед собой тетрадь, уединитесь, отключите все источники звука и немедленно начните себя спасать. Ваш мозг уже содержит ответы. Найдите же их!! Устройте себе мозговой штурм. Думайте часами, сутками, неделями напролет:

■ В чем смысл моей, именно моей жизни?..

■ Каково мое предназначение?..

■ Какова моя миссия?..

■ Для чего я создан, что я должен выполнить?

■ Какова истинная, правильная, верная цель?

■ На чем сосредоточить максимум усилий?

■ Что конкретно означает успех в моем понимании?

Из чего он состоит? (Подробно перечислить для всех сфер жизни: семья, работа, творчество, бизнес, отношения, удовольствия, благотворительность и пр.)

■ Какая деятельность приносит мне наибольшую радость, удовлетворение?

■ Каков мой главный талант?

■ Что такое счастье для меня? Чего конкретно не хватает мне для счастья?

■ Что я хочу изменить в себе?

■ Какие способности я хочу развить и улучшить? Как я могу это сделать?

■ В чем заключается моя главная ценность для окружающих? Зачем я нужен миру?

■ Что невозможно в мире без меня? В чем я могу быть лучшим?

Ищите ответы так, словно от этого зависит вся ваша жизнь, а именно от этого она и зависит. Выписывайте все подряд, что лезет в голову на заданную тему, даже отдельные слова и понятия, обрывки мыслей.

Начни, и Бог будет с тобой. Богу нравится то, что ты сейчас делаешь, и Он непременно тебе поможет. Тебе необходим мозговой штурм, СВЕРХактивная мысль. Приучай свой мозг работать в активном и сверхактивном режимах, и ты-убедишься, что он гениален, как и ты сам.

СМЕРТЬ

 

Когда-то я ловила рыбу на Гусиной речке в деревне Расшеватская и возвращалась домой — к бабушкиным блинам. Тогда я совсем не представляла, что однажды бабушки может не быть и мне некого будет попросить спеть на ночь колыбельную песенку. Когда это случилось, а покинула она нас в День Влюбленных, 14 февраля, я подумала, что раньше меня отделяло от смерти две черты: бабушка и родители, а теперь отделяет только одна черта. Осталась одна черта между мной и смертью. Мы только цветы — распускаемся и увядаем, новые же пробиваются на свет, и смерть придает ценность жизни.

В псалмах есть такая фраза: «Обновляется, подобно орлу, юность моя». У одной породы орлов к старости образуется нарост на клюве, так что хищник перестает видеть. Зоркое зрение для орла — основа пропитания, поэтому птица выбирает острый уступ скалы, взлетает в высоту и, сложив крылья, падает вниз, стараясь сколоть нарост с клюва. Многие орлы при этом погибают или разбиваются в кровь, но те, которые смогли избавиться от нароста, в буквальном смысле слова прозревают, снова начинают охотиться и набираются сил. Так и обновляется их юность. Это аллегория; она касается веры. Какой верой нужно обладать, чтобы броситься головой вниз на камни ради обновления юности?

Жизнь человека я условно делю на три этапа: до 25-30 лет, от 30 до 60 и старше.

В детстве и юности человек накапливает информацию, получает опыт общения, обдирает колени, падает и встает, делает выводы, становится бойцом, «оперяется». В этот период крепнут крылья, виноградная лоза накапливает соки в ягодах, а корни прорастают глубоко в землю.

Зрелый возраст — это период профессиональной самореализации. Человек создает, помогает другим, учит, советует, участвует, воспитывает — отдает, одним словом, все, что только можно отдать.

Наступает старость. Кто-то путешествует, кто-то внуков нянчит, кто-то гуляет с кошкой во дворе, кто-то сплетничает, кто-то болеет, кто-то откладывает гробовые; некоторые продолжают работать: кто по инерции, кто от нужды, кто от одиночества, и лишь единицы от неугомонной жажды действия. Им неведомо состояние обесцвеченной старости. Понятно, что бывают исключения, но если говорить о тенденциях, то не может человек в шестьдесят лет быть активнее, чем в тридцать. Рассыпается по голове седина, ноги становятся слабее, руки с каждым годом все больше дрожат, зубы выпадают, зрение притупляется, а сосуды забиваются жиром, так что начинает страдать память. Пожилые болеют намного чаще и способны на гораздо меньшее. Иван Петрович Павлов полагал, что организм не просто изнашивается, а запрограммирован на старение, болезни и смерть. Он нашел множество подтверждений тому, что чем старее организм, тем выше риск онкологических заболеваний, и если человек не умирает от инсульта, инфаркта или диабета, то его рано или поздно постигает онкология, потому как истощается способность иммунной системы отбраковывать злокачественные клетки.

Возникает вопрос: для чего человеку дается своеобразный «хвост», остаток жизни из нескольких лет, а иногда десятков лет... зачем? Если человек уже все лучшее отдал, то каков смысл этого «доживания»?

Что толку в этих длинных, однообразных годах, в болезнях и беспомощности?

 

Я уверена в том, что третий этап жизни дан человеку для размышления вдали от суеты, и некоторых людей вырвать из беличьего колеса может только болезнь, когда нет больше сил суетиться, и остается только думать, думать, думать. Переосмысливать. Почему многие только в старости каются в дурных делах и наклонностях, перед лицом смерти?

По моим наблюдениям, «хвост», непроизводительная часть жизни, тем короче, чем более эффективно

жил человек в молодые и зрелые годы. Длина и качество этого «хвоста» в изрядной мере зависит и от того, в каком состоянии находятся взаимоотношения человека с Богом. Когда Бог не может достучаться до сердца любовью, он использует страдания и болезни, к которым толстокожие люди куда чувствительнее. Совершается своего рода суд над телом, чтобы подготовить дух человека ко встрече с вечностью, на фоне которой все земные горести, я в этом убеждена, покажутся насморком. Существует рекомендация в Библии: «Иных страхом спасайте». Иных — это тех, на кого любовь не действует. Их может замотивиро-вать только ощущение близкого конца и понапрасну растраченных сил. Осталось не так много времени. Написано: «Бегущий, беги так, чтобы успеть». Каждый день в нашей жизни — последний, и нам не дано ничего более вечного, чем разговоры за чаем. Нужно спешить. Нужно успеть сделать главное. Думаете? Думайте: ЧТО главное?

Бывает и так. Есть некоторые люди, более близкие к святости, чем мы. Однако они болеют, мучаются, но очень долго не умирают. Иногда мне кажется, что Бог задерживает их на земле, чтобы они за кого-то молились.

Здесь годы жизни от 16 до 70 лет. Исключительно редко люди совершают судьбоносные поступки до шестнадцати или после семидесяти. Обведите свой возраст ради самоотрезвления, а значит, ради самоспасения.

Жизнь — это крохотное тире между датой рождения и датой смерти: 1918-2004 гг.

 

СУБЛИМАЦИЯ

 

Сублимация — это переход тела из твердого агрегатного состояния сразу в газ, минуя стадию расплавления. Так бывает при сильном разогревании материала, когда он не успевает стать жидкостью. Представляете? Был кусок железа — и вдруг превратился в железный пар.

 

В психологии под сублимацией понимают переход одного вида энергии в другой. Как правило, это переход сексуальной энергии в творческую. У одаренных людей сексуальный потенциал обычно велик, но часто его обладатель никак этого не проявляет.

Задача не в том, чтобы вы сейчас вспоминали многочисленные исключения, а в том, чтобы вы поняли: речь идет о некоей централизации усилий, о том, чтобы отыскать в себе стержень и не распыляться на то, что истощает ресурсы вашего таланта. Быть успешным в главном часто подразумевает отказ от второстепенного или, по крайней мере, ограничение этого второстепенного.

 


ЧТО ТАКОЕ ПОТЕНЦИАЛ?

 

Семечко ели содержит в себе целый еловый лес. Он может вырасти или так и остаться в шишке. Куда пропадает потенциал и каковы условия для его реализации?

Проблема нереализованное™ состоит из двух блоков, которые представляют собой единое целое. Предлагаю вам схему, которую я составила когда-то давно, но она и по сей день меня «пугает» своей псевдолегкостью, ужасающей наглядностью своей.

 

ПРОПАВШИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Блок 1. Прозябание, или НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ

1. Отсутствие истинной, осознанной и желанной цели.

2. Как следствие, отсутствие ПЛАНА достижения этой цели.

3. Как следствие, отсутствие действий в направлении этой цели.

4. Как следствие, накопление нерастраченной энергии. Желание эту энергию куда-нибудь израсходовать.

Что ж, появляется масса возможностей, и вся энергия начинает теряться на уровне следующих действий. Если вам свойственно хоть одно из них, то вы, скорее всего, унесете свой потенциал в землю.

 

Блок 2.

ПОТЕРЯ СИЛ, или

ПРОГРАММЫ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ

1. Слоняние, шатание по дому.

2. Телефонная болтовня, от которой ничего не меняется.

3. Посещение порносайтов в Интернете.

4. Просиживание у телевизора.

5. Чтение желтой прессы и модных журналов, навязывающих отупляющие удовольствия.

6. Посещение клубов с целью покурить, напиться, кого-нибудь «подцепить».

7. Посещение игорных заведений, игра в автоматы.

8. Экстремальные виды развлечений.

9. Вспышки гнева, скандалы, разборки, выяснение отношений.

10. Вмешательство в чужие семейные дела, бесплатные советы.

11. Функция голубя мира в чужой семье.

12. Употребление наркотиков и алкоголя, курение.

13. Шмоточная болезнь, шатание по магазинам.

14. Отбеливание чужих костей.

15. Осеменение всего, что движется (свойственно нереализованным мужчинам, для которых секс — последний оплот их мужского самолюбия).

16. Тусовочный образ жизни, проматывание средств в ресторанах.

17. Компьютерные игры.

18. Хроническое нарушение режима.

19. Фанатичное, частое наведение порядка в доме; видимость занятости.

20. Посещение различных курсов с целью хоть чем-то себя занять.

21. Чревоугодие, обжорство.

22. Неумение отказывать, хождение на поводу у других. Во всем.

Люди бездарнейшим образом теряют свою энергию, данную им при рождении, а остановиться не могут, потому что иначе «рванет» изнутри. А чтобы не рвануло, есть два пути: или потратить силы на достижение цели, или сбросить напряжение, занять себя какой-то ерундой. Ерундаэто все те занятия, которые помогают людям разбазарить свой потенциал. Ведь количество энергии у человека не бесконечно. Не верите? Так посмотрите же на себя. Еще вчера вы носилискпо школе, как сумасшедший. Энергии было больше, только и всего. В молодости вы быстро ходили и даже иногда бегали по ступенькам. Теперь вы ходите степенно, но не потому, что стали более чопорным и надутым, а просто сил бегать уже нет. Старики же ходят и вовсе медленно. У многих из них энергии осталось столь мало, что они дремлют большую часть дня, медленно отвечают на вопросы, медленно думают, медленно совершают любые движения.

С каждым днем вашей энергии становится все меньше и меньше. Это как реактивное топливо. Вам нужно остановиться и выбрать направление полета, иначе окажетесь там же, где и большинство. Слышали ли вы такое слово: «РАСПЫЛЯТЬСЯ»? Это еще ладнобежать за несколькими целями. Хуже всего не бежать ни за одной.

Есть люди, которые не в состоянии находиться один на один с собой, особенно в тишине. Они обязательно включают радио или телевизор — эхо внутренней пустоты. Тяжело находиться наедине с мыслями, которых нет, правда же?.. Эти люди не любят читать и думать, а потому патологически нуждаются в обществе таких же пустышек, как они сами. Быть наедине с собой для них — пытка.

Они с радостью бросаются к телефону, если раздался звонок; меняют свои планы на ходу, если их куда-то позвали. Все это оттого, что целей нет и терять нечего. А наличие других пустышек поблизости позволяет заткнуть рот душе, которая рвется на части. За семьдесят лет жизни пустышки проводят в пытке у телевизора по пятнадцать лет. И ладно бы они заранее в телепрограмме что-нибудь отмечали. Так ведь нет! Просто тупо садятся и тупо смотрят, тратя энергию на возмущения по поводу навязчивой рекламы. А что вы возмущаетесь?.. Это же ваш собственный выбор, и вы его достойны. Слушать по

десять раз в час рекламу какого-нибудь пива «Велкопоповецкий козел» — это и есть то, чего вы заслуживаете. Остается только заблеять. Информация, попавшая в сознание, делается частью нас самих.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОТЕНЦИАЛА

 

У человека есть несколько потенциалов.

Потенциал любви.

Потенциал богатства.

Потенциал здоровья.

Лидерский потенциал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...