Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный подход к культуре.




Дисциплина: Современный зарубежный менеджмент Преподаватель: Мациевская Ирина Николаевна

Введение.

Тема 1. Современные подходы к управлению организацией (Зарубежный менеджмент в теории и практике менеджмента)

1.1. Теоретические модели управления. Культурный аспект в современном зарубежном менеджменте.

Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс. Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали здесь важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходи­мость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на международный менеджмент.

Концептуальные основы позволяют выявлять, идентифицировать и оценивать общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах и регионах мира

Различают подходы: социально-экономический, экологический, поведенческий (бихевиористский).

Социально-экономический подход основан на идее, что экономический прогресс и индустриализация зависят от менеджеров.

Экологический подход основывался на том, что сходства и различия в эффективности управленческой деятельности могут быть объяснены переменой внешней среды. Организация здесь рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента, а система, в свою очередь, опре­деляет эффективность деятельности фирмы и в конечном счете совокупную эко­номическую (макроэкономическую) эффективность.

Факторы внешней среды, которым был при­своен соответствующий вес, подразделены на группы:

а) образование — уровень грамотности, состояние и качество образовательной системы, отношение общества к образованию в отдельной стране;

б) социокультурные характеристики — превали­рующие человеческие нормы, ценности и верования;

в) политическая и правовая система;

г) множество факторов, характеризующих уровень экономической актив­ности страны, наличие или отсутствие поддерживающей инфраструктуры.

Модель Фармера - Ричмена

Гипотеза Фармера - Ричмена об эффективности систем управления в разных странах построена на основе сопоставле­ния различных факторов и показателей внешней среды. Гипотеза Р. Фармера (Richard Farmer) и Б. Ричмена (Barry Richmari) состоит в следующем:

1) эффективность менеджмента есть функция от различных факторов внешней среды,

2) эффективность предприятия есть функция управленческой эф­фективности,

3) макроэкономическая эффективность есть функция эффективнос­ти отдельных экономических единиц.

Рис.1.1 Модель Фармера-Ричмена

В модели Фармера-Ричмена подчер­кивается значение внешних институциональных и культурных факторов и воздействие их осуществляется через управленческие процессы.

К недостаткам экологического подхода относится:

-переоценка роли фак­торов внешней среды, в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы;

-соответственно предприятие реагирует на изменение внешней среды медленно, путем адаптации;

-недооценка роли менеджмента, рассмат­риваемого как пассивный агент внешней среды;

-выдвигаемые гипо­тезы не поддаются проверке.

 

В рамках поведенческого (бихевиористского) подхода в менедж­менте акцент делается на типичные поведенческие характеристики менеджеров в разных культурах, их мотивации для выполнения отдельных управленческих за­дач.

Основное: поведенческие стереотипы и ценно­стные ориентации являются функцией конкретной культуры.

 

Модель Негандхи-Прасада.

А. Р. Негандхи и С. В. Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребителям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным органам. В их модели именно управленческая философия является фактором, решающим образом влияющим на поведение фирмы.

Рис.1.2 Модель Негандхи - Прасада

Модель Негандхи-Эстефана

Гипотеза А.Р.Негандхи (Anant Negandhi) и Б. Естефана (Bernard Estafen)представлена в виде трех блоков:

1. Управленческие функции, т. е. планирование, организация, контроллинг, ли­дерство, кадровая политика;

2. Управленческая эффективность, выраженная с помощью таких показателей, как рентабельность, динамика размера прибыли и объема продаж, имидж компании, этика сотрудников;

3. Менеджерская философия, характеризующая отношения фирмы с агентами внутренней и внешней среды (потребители, местные и центральные органы власти, профсоюзы, сотрудники фирмы, поставщики и дистрибьюторы).

Выбор различных факторов, включаемых в данную модель, достаточно произвольный.

Положитель­ные моменты модели Негандхи-Эстефана:

во-первых, выбор для эмпирического изучения нескольких важных реально существующих переменных;

во-вторых, микроэкономические аспекты, проявляющиеся в подчеркивании менеджерского поведения в рамках фирмы.

Модель X. Перлмуттера

Одной из разновидностей поведенческого подхода можно считать модель X. Перлмуттера (Howard Perlmutter), который выявил различия в управленческой филосо­фии, применяемой мультинациональными компаниями (МНК). Им выявлены три направления: этноцентрическая, полицентрическая, геоцентрическая философии.

Так, этноцентрическая философия в МНК исходит из того, что корпоратив­ный менеджмент руководствуется ценностями и правилами, определяемыми го­ловной компанией (штаб-квартирой), зарубежные подразделения располагают незначительной автономией.

Полицентрическая управленческая философия от­ражает понимание корпоративным руководством различий в условиях внешней среды и того, что решения для зарубежных операций должны быть по возможно­сти локализованы. Подразделения и филиалы в разных регионах и странах мира действуют исходя из местных условий и правил.

Геоцентрическая философия. Основной поведенческой характеристикой вза­имоотношений головной компании и зарубежных подразделений является кооперативность.

 

Преимущества бихевиористского подхода состоят в выделении и подчеркивании особенностей организационного поведения в условиях культурных различий.

 

1.2 Теории культуры.

Под культурой ( в широком смысле ) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу про­исходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе технологии.

Культура (конкретное определение ) — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материаль­ные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры.

Культура характеризуется как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.

Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями. Выделяются следующие функции культуры:

• адаптивная (адаптация к окружающей среде);

• коммуникативная (создание условий и средств общения);

• интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу);

• социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу).

Феномен культуры обладает следующими характерными чертами:

• передается из поколения в поколение;

• постоянно развивается;

• формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, ко­торые характеризуются определенными культурными особенностями, при­сущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным груп­пам внутри данной культуры;4

• несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-раз­ному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.

В самом общем смысле следует признать, что, с одной стороны, жизнь народа в значительной мере определяется его культурой, а с другой — культура в извест­ной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа. Множественность сочетания различных факторов обусловливает уникаль­ность национальных культур.

От международного менеджера требуется способность вы­брать наиболее подходящую для конкретной ситуации теорию, чтобы понять осо­бенности страны и управляемого им коллектива.

 

В менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры: универсальный, системный и ценностный подходы.

Универсальный подход.

Теория культурных универсалий Джорджа Мэрдока

Уни­версальный подход базируется на предпосылке, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и задача заключается в их выделении и описании. Джордж Мэрдок в 1945 г. предложил 70 так называемых культурных универса­лий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. Среди них отметим такие, как этика, мораль, религия, характеристики типа семьи, мифо­логия, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. д. Подход Мэрдока ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно он предъявляет практически нереаль­ные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рацио­нально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менед­жера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наибо­лее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран.

Системный подход к культуре.

Модель Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра

Системный подход к описанию культуры используется также в модели Т. Н. Глэд­вина и В. Терпстра для описания среды, в которой функционирует международный бизнес (см. рис. 1.3). В рассматриваемой модели культура представляется как во­семь взаимодействующих и взаимозависимых блоков: язык, религиозные и фило­софские взгляды, ценности и установки, право, образование, политика, технология и материальная культура, социальная организация.

Структурированность каждого блока стала методической основой для описа­ния особенностей информирования инвесторов в развитых странах. Достоин­ством подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые реше­ния. Такую работу проводят многие консалтин­говые компании, специализирующиеся в сфере международного бизнеса. Набор разделов варьируется от компании к компании.

Рис.1.3. Структура культурного окружения международного бизнеса

Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана

В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П. Р. Харрис и Р. Т. Моран выделяют 8 основных подсистем: системы родства, образование, экономика, полити­ка, религия, принятые формы и характер общественных союзов, состояние здоро­вья нации, формы и традиции отдыха.

А) Во многих странах биз­нес подчиняется интересам семьи, является семейным делом. Деловые связи тесно переплетаются с семейными. Бизнес ведется на неформаль­ной основе, культивируются личные отношения. Карьера управленца не в послед­нюю очередь зависит от положения человека в социальной сети.

Б) Культуры отличаются друг от друга также организацией системы приобрете­ния знаний и умений. Система образования может содержать различное число уровней, предоставлять альтернативные возможности или жестко определять траекторию профессионального развития человека, обучение может проводить­ся в сети признанных государством образовательных учреждений или быть не­формальным, осуществляться в рабочее время и на отдыхе, в специально обору­дованных помещениях и дома и т. п.

Системы образования оказывают влияние на организационное поведение че­рез уровень грамотности населения, господствующую в обществе картину мира, коммуникативные навыки людей, наличие соответствующих потребностям про­изводства технических, естественно-научных и социальных знаний

В) Подсистема «Экономика» описывает способы производства, распределения и обмена товаров и услуг. Особенности отношений собственности в той или иной стране обусловливают ее социальную структуру и соответственно влияние последней на менеджмент. Особенности системы производственных отношений, производственная куль­тура оказывают серьезное влияние на инновативность фирм, их технологическую политику и систему вознаграждения, определяют решения о каналах сбыта и мар­кетинговой политике в целом.

Г) Подсистема «Политика» включает в себя отношения с властями. Устройство политической власти (диктатура, демократия, различные формы государствен­ности) определяет свободу деятельности бизнеса. Выделяют два аспекта взаимоотношения бизнеса и власти: участие биз­неса во власти и участие власти в экономике.

Д) Подсистема «Религия» включаются мировоззрение людей, их этические ценности и нормы.

Е) Подсистема «Принятые формы и характер союзов» описывает, какие объеди­нения людей допускаются и приветствуются в данной культуре.

Ж) В подсистеме «Состояние здоровья нации» рассматриваются вопросы отноше­ния к здоровью. Здоровье является важнейшим производственным ресурсом, но от­ношение к нему и система его поддержания варьируют от культуры к культуре.

З) Подсистема «Формы и традиции отдыха» фокусирует внимание на том, как люди проводят свое свободное время. В одних странах предпочитают активный отдых и занятия спортом, в других - тра­диционный отдых вместе с семьей и друзьями.

Ценностный подход.

Классификация Р. Льюиса

Классификация культур на основе комплексной системы пока­зателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит Р. Льюису (см. табл. 1.1). Три типа культур:

1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок време­ни). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, но­возеландцы, скандинавы (за исключением финнов).

2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сра­зу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы.

3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры — придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представи­тели — японцы, китайцы, финны.

Таблица 1.1. Классификация культур по Р. Льюису

Характеристика Культура
моноактивная полиактивная реактивная
Степень открытости Интраверты Экстраверты Интроверты
Отношение к планированию Систематическое планирование будущего Планирование в самых общих чертах Планирование на общих принципах (т. е. сверяются с принципами)
Отношение к бизнесу В данный момент заняты одним делом Выполнение нескольких задач одновременно, параллельно Реагируют в соответствии с ситуацией
Режим рабочего дня Работают в фиксированное время. Различают рабочее и личное время Не разделяют личное и профессиональное время. Работают в любое время Сторонники гибкого графика
Отношение к коррективам Строго придерживаются планов (которые бывают, как правило, долгосрочными) Достаточно активно меняют планы Сторонники небольших коррективов, эволюции, изменений
Отношение к фактам В качестве нормы — строгая приверженность фактам Подгоняют факты под свои цели Утверждения носят, как правило, общий характер
Эмоциональность Достаточная бесстрастность Высокая степень эмоциональности Ненавязчивая забота
Отношение к работе Работают в рамках своего подразделения Не любят ограничивать себя никакими рамками. Деятельность протекает в рамках всего предприятия Характерная черта — функциональная многозадачность  
Делегирование полномочий Допустимо делегирование компетентным людям Частая опора на родственников Дело поручается надежным (т. е. преданным фирме) людям  
Стиль общения Предпочтение отдается деловому стилю. Коммуникации осуществляются по существу, часто безлично, по телефону Любят поговорить на отвлеченные темы, перепрыгивают с предмета на предмет. Могут разговаривать часами Умело обобщают  
Отношение к собственным ошибкам Не любят «терять лицо» Могут вспылить, но и легко извиняются Не могут «терять лицо»  
Система аргументации в деловом мире Стараются опираться на логику (в основе убеждения лежит логика) Убеждение на эмоциональном уровне Избегают конфронтации  
Отношение к партнеру в процессе переговоров Редко перебивают Часто перебивают Никогда не перебивают  

Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича

Ценностный подход является одним из наиболее популярных. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей.

Подход Дж. Рокича делит все ценности на базовые и инструментальные. Под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых живет и действует человек. Инструментальные ценности имеют значение лишь как определен­ные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.

Для международного менеджера существенно, что набор базовых и инструмен­тальных ценностей меняется от страны к стране. В западной христианской культуре Дж. Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода (см. табл. 1.2). К базовым ценностям он отнес личную безопасность, жизненный комфорт, равен­ство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Если поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться. Ис­следования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а независимость или победа собственной религии над другими — это наиважнейшие базовые ценно­сти. Такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека за­падной культуры.

Таблица 1.2. Система западных ценностей по Дж. Рокичу

Базовые ценности Инструментальные ценности
Жизненный комфорт Безопасность семьи и личная Стремление к карьере (амбициозность) Великодушие
Зрелая любовь Захватывающая (полная событиями) жизнь Логичность Широта взглядов
Социальное признание Удовольствие Готовность помочь Влюбленность
Чувство завершенности Мудрость Способности (потенциальные возможности) Честность
Спасение (в христианском понимании) Мир в мире Готовность подчиняться Бодрость, веселость
Свобода Самоуважение Воображение Вежливость
Красота в мире Счастье Чистоплотность, опрятность Независимость
Настоящая дружба Равенство Ответственность Мужество, отвага
Внутренняя гармония Национальная безопасность Интеллектуальность Самоконтроль

 

Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих парт­неров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер мо­жет умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы. Теория Рокича обогащает взгляд менеджера на субкульту­ры. Он более точно понимает, что субкультура зачастую формируется вокруг не­скольких вырванных из общего культурного контекста ценностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...