Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РЕСПУБЛИКА В РИМЕ (509- 27 гг. до н.э.)




ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА

Периодизация:

1. Царский период (753 – 509 гг. до н.э.)

2. Период республики (509-27 гг. до н.э.)

3. Период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

a. Принципат (27 г. до н.э. – 287 г. н.э.)

b. Доминат (287 – 476 г. н.э.)

Царский период – время становления римского государства. Произошло на базе объединение 3х племен. Развитие производительных сил приводит к имущественному расслоению общества и замене родовой организации.

Общественный строй:

· Была достаточно стройная система: первичная ячейка общества – большая патриархальная семья; отдельные семьи объединялись в род, всего их было 300, 10 родов в свою очередь объединялись и образовывали курии. Всего было 30 курий

· Курия была основной единицей, т.к. именно в курии были сосредоточены хозяйственные, политические, военные и жреческие функции

· Каждые 10 курий объединялись и составляли племя

· Всего было 3 племени (племя – триба)

· Союз племен и был основой для образования государства

Многие историки говорят об искусственном создании данной системы

Все, кто водил в эту системы, назывались патрициями

Остальные делились на 2 группы: плебеи и клиенты (неполноправные)

Клиенты – немногочисленная группа населения, представители из других стран, являлись свободными, но чужими, а значит врагами, поэтому они должны были искать себе покровителей.

Плебеи были не только свободными, но и обладали многими правами, кроме права иметь землю4 они были самостоятельными в плане защиты своих интересов. А интересы клиентов защищал патрон.

Порядок управления:

· Управлялось общество следующим образом: Рекс – выбранный царь (вождь, и многие др. функции), однако не обладал значительными правами, т. е. был выборным

· Сенат – совет старейшин

· Народные собрания по куриям (куриатные комиции)

В царском периоде происходят события, означающие окончательное становление гос. организации: реформы Сервия Тулия (по легенде провел 2 реформы, означавшие окончательную замену родоплеменной организации):

1. Деление населения по имущественному признаку

a. Всего было создано 5 имущих классов, 6 класс – пролетарий, неимущие

b. Реформа была проведена в 6 в. до н.э., денег не было, поэтому в основу данного деления был положен земельный надел

c. В первое время в классы записывались только землевладельцы, поэтому наличие земельного надела было основанием для деления на классы

d. В середине республики появилось множество лиц, которые не владели землей, но были весьма состоятельными (торгово-финансовая аристократия)

e. В 312 г. до н.э. в цензах Аппий Клавдий сал записывать в классы лиц, не являющихся землевладельцами в соответствие с их движимым имуществом

f. А в 3 в. до н.э. появились деньги (ассы) и имущественный ценз стал выражаться в деньгах

g. В 1 класс входили те, кто имел 100 тыс. годового дохода, 2 класс – 75 тыс., 3 класс-50 тыс., 4 класс – 25 тыс., 5 класс – 12,5 тыс. ассов

h. Реформу Сервия Тулия называют военной, т.к. она преобразовала и военную организация: каждый класс должен был выставлять определенное количество военных единиц (центурий) – 100 человек

i. Всего было 193 центурии, из них 80 центурий – 1 класс, а 118 центурий включали в себя всадников (самых богатых), они имели больше имущества, чем граждане 1 класса

j. 98 центурий – самых богатых

k. Со временем центурия становится политической единицей, т.к. все важные вопросы из курятных каниций переходит на рассмотрение в центурии; появляется новый вид собрания – Центуриатная каниция

l. Голосовали по центуриям, начиная сверху

m. Таким образом, 98 центурий самых богатых граждан (были единодушны), поэтому не было смысла производить голосования среди других центурий

n. Таким образом все решалось на собраниях самых богатых люде Рима

2. Все население разделили по территориальному признаку

a. Основной административно-территориальной единицей стала триба

Значение реформ:

1. Завершили процесс разложения родоплеменного строя

2. Заменили его новым соц.-политическим устройством, основанном на территориальном делении и имущественных различия – появление государства

После Сервия Тулия власть оказалась в руках Тарквиния Гордого (власть захватил силой). В Итоге он был смещен. В 509 г. начинается новый период

 

 

РЕСПУБЛИКА В РИМЕ (509- 27 гг. до н.э.)

2 этапа:

1. Ранняя республика (509-середина 3 в. до н.э.)

a. Идет активная борьба плебеев за свои права, в результате которой они постепенно получают право на землю, право на занятие должностей, право на заключение брака с патрициями, добиваются записи обычаев и создание законов 12 таблиц

b. Борьба закончилась в 287 г. до н.э. с принятием закона Гортензия, который установил, что решение плебейских трибутных комиссий имеют силу для всего Рима

c. Происходит формирование республиканского государственного аппарата, появляются новые должности, складываются принципы формирования и деятельности этих органов

d. Когда свергнули Тарквиния Гордого власть была передана 2м консулам, которые держали в своих руках и светскую и военную власть

e. По мере развития государства кол-во должностей увеличивалось

2. Поздняя республика (середина 3 в. до н.э. – 27 г. до н.э.)

a. Развитое рабовладельческое государство

Общественный строй поздней республики:

Все население Рима делилось на свободных и рабов. Именно в это время рабство приобретает классический характер. Рабов много и их труд становится основной производительной силой и определяется их правовой статус (они приравниваются к животным) по законам Аквилия

Свободное население не было однородным. Оно делилось на 3 группы: римские граждане, латины и перегримы. Римские граждане были самыми полноправными. В это время окончательно отделилась родовая и служилая аристократия, они составили верхушку общества – новили. Они сосредоточили управление государством в своих руках. Остальные римские граждане н обладали определённым набором специфических прав (хотя участвовали в народных собраниях, избирали и могли быть избранными, обладали правами для свободных граждан)

Латины – жители Лацума (территории около Рима), бывшие союзники Рима, которых Рим покорил в первую очередь и включил их территории в свое государство. Обладала частными правам, но были ограничены правами политическими. Называли древними латинами. В 1 в. до н.э. в результате союзнической войны получили равные с гражданами права

Перегримы – жители завоеванных территорий, которые имели особый правовой статус, являлись подданными Рима и не имели прав римских граждан ни в частной сфере, нив публичной. Для них было создано свое право и они обладали своими правами и своим статусом

Государственный строй поздней республики:

Народные собрания сохранились, более того их было 3 вида: куриатные (остались от родоплеменной организации) – утратили политическое значение и занимались только частными делами;
2) центуриатные (эти собрания были главными до 3 в. н.э.), рассматривали все важнейшие вопросы, принимали законы, 3) трибутные (собрания по рибам) – рассматривали дела местного значения, их было 2 вида: плебейские и общие

Плебисцит – решение, которое принималось на плебейских собраниях.

Популисцит – решение, которое принималось на общих собраниях. Сначала плебисцит имел силу только для плебеев, затем по закону Гортензия – для всех римских граждан

С конца 3 в. до н.э. набирают силу трибутные кондиции, которые к концу республики вытеснили центуриатные

Таким образом, это орган не был значим в римской организации т.к. на собраниях в Риме не проходило обсуждение, было только голосование. Обсуждение было в другом органе – Сенате.

Сенат

Формально – совещательный орган, реально – самый главный орган. Сначала было 300 сенаторов, затем в 1 в. 500 и 900. Сенаторы назначались из списка самых знатных и богатых граждан Рима (их назначали цензоры)

Сенат рассматривал законопроекты, здесь же утверждалось решение народных собраний, контролировалось избрание должностных лиц, устанавливались налоги, заведовал казной, утверждал мирные договоры и договоры с союзниками решал вопрос о наборе в армию, распределяли легионы между командующими, ведал вопросами религии, назначал диктаторов

Постановления Сената, являлись подзаконными актами, фактически были обязательны к исполнению

3 орган: магистратура (должность), а магистрат – должностное лицо

Должности:

1.Ординарные (обычные)

· Экстраординарные (в чрезвычайных условиях)

Другая иерархия должностей:

1. Высшие

2. Низшие

Власть магистратур была высшей (империум – обладал диктатор, консул, претор) и общая (потестус – все магистратуры, такие как квесторы, казначеи, идилы)

3 классификация:

1. Общенародные

2. Плебейские (народные трибуны, плебейские эдилы – помощники народных трибунов)

Формировались и действовали на основе следующих принципов:

1. Выборность

2. Срочность

3. Коллегиальность

4. Ответственность

Для римских органов власти характерна иерархическая структура и неоплачиваемость

 

В целом республика была аристократической, т.к. управлением реально могли заниматься только представители аристократии

В итоге, сенат был чисто аристократическим органом

Кризис Римской республики

Восстание рабов, недовольство мелких землевладельцев, союзнические и гражданские войны, значительное расширение территорий – требовало сильной центральной власти

Республиканское управление было рассчитано на небольшое полисное государство и не могла управлять обширной территорией, которая была в Риме к 1 в. до н.э. В таких условиях начинают появляться экстраординарные магистратуры, что означает начало процесса изменений формы правления. Это были попытки юридически оформить новые порядки.

Экстраординарные магистратуры: с 82 по 79 гг. до н.э. правит Сулла в качестве пожизненного диктатора, в 60х гг. власть захватил Триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). Идет борьба за власть, что привело к появлению 2х политических течений: оптиматов и популяров. Оптиматы защищали интересы сенаторского сословия и были сторонниками сохранения республиканских традиций, а популяры защищали интересы широких народных масс и были сторонниками преобразований в государстве и ограничения власти в Сенате

В 50е гг. 1 вв. н.э. – политическая анархия в Риме, поэтому даже сенатская олигархия понимает необходимость сильной власти

В 50м гг. до н.э. консул Цезарь (диктатура, т.к. было единичное правление)

В 45 г. до н.э.Цезарь провозглашается вечным диктатором (единоличным правителем с неограниченной власти)

Увеличил число сенаторов до 900 человек, чтобы включить туда своих людей, поэтому сенат становится из враждебного органа его опорой.

Его опорой становится и народное собрание (преобладают ветераны)

Цезарь увеличен численность магистратуры. Очень часто магистраторы назначались цезарем.

Политика Цезаря была направлена на централизацию административного аппарата, что делала возможным управление римскими державами

Приняты меры по укреплению провинциального управления упорядочиванию системы местного самоуправления, происходила массовая раздача прав римского гражданства (целым городам)

Между римскими полисами сложились традиции и новая историческя реальность

Цезарь нашел правильное направление для решения этой проблемы, поэтому его можно читать родоначальником риской империи

1 принципс – Цезарь, но принципат установился несколько позднее

В 43 г. до н.э. был создан второй триумвират. Они получали неограниченную власть на 5 лет, потом еще на 5 лет (Марк Антоний, Гай Октавий, Лепит)

Этот триумвират постепенно распался, после его распада у власти остается Октовиан, который получает звание императора (только при условии, что его войска одерживали победу)

Начинается новая эпоха принципата

Принципат (27 г. до н.э. – 287 г. н.э.)

Общество было подготовлено к новой реформе, к ее восприятию

В 27 г. до н.э. была проведена реформа Сената, там было до 600 человек, но было много тех, кто выступал против Октовиана, поэтому их место занял верные Октовиану лица. В 27 г. до н.э. на спец. собрании Сената Октовиан отказался от верховной власти и объявил об установление верховной власти

Титул Августа был дарован Октовиану, что придало власти божественный характер. Государственный строй был установлен, а Октовиан стал первым сенатором (отсюда и принципс – первый сенатор, название) Принципат стал переходным периодом между республикой и монархией

Таким образом принципат – переходный период (сохраняет в себе черты прежнего республиканского строй, но формируются черты нового строя)

Общественный строй принципата:

2 высших сословия:

1) сенаторское (служилая аристократия), потомки знатных родов

2) всадническое (имущественный ценз ниже – 400 цестерций)

1ые два сословия сосредоточили в своих руках не только богатство, но и управлением сословиями

В конце 1 в. до н.э. прекращают собираться народные собрания, поэтому 1о из важнейших своих прав римские граждане утратили

Сохранились латины и перегримы

В 212 г. н.э. диктатором Каракалом было предоставлено римское гражданство всем свободным жителям

· Вольноотпущенники

· Рабы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...