Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




роннему» (во времени и пространстве) собеседнику. Якобсоновские функции слова, языка... Все это и многое другое должен знать и по­нимать учитель, чтобы уловить и угадать, и не пропустить речевую гениальность ребенка. Таковы те «вдумчивые» основы, из которых могут и должны быть развиты (в уме и в руках) навыки и правила семантики, синтаксиса, прагматики, необходимые для условного и в этом смысле игрового взаимопонимания в контексте родного языка. Грамматическая правильность — как особая форма языковой воспи­танности.

Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отноше­ния к миру, к «третьему миру» Поппера, — в сопряжении и диало­ге процессов измерения (по отношению к континуальным протяже­ниям во времени и пространстве); счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это — уже — иные предметы) вещей, «атомов», «монад»; напряжения (степени...), — температуры, мускульного усилия и т.д. Число как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

Ученик все время дол,жен понимать: число (математический объект и математическое действие, отождествление) невозможно в реальном бытии. Здесь бесконечность конечного расстояния (и вре­менного промежутка), и дискретность математического объекта на фоне бесконечности разделения; возникает неделимое число, состав­ленное из суммирования многих «ничто». Но одновременно ученик должен соотносить «идеальный предмет математики», этот самый невозможный объект — с реальными вещами этого мира, с реаль­ными действиями, в том числе физическими, — шагами, отклады­ванием линейки и т.п.

Исходное соотношение «фигурного» (геометрического) и «ариф­метического» числового представления (такое соотношение понадо­бится затем как основа всей математической культуры в Античном мире). Различная идея числа — в пространственной и временной бесконечности. Бесконечно большое и бесконечно малое, смысл идеи «отождествления» —• превращение предмета реального в математи­ческий объект... Все это и многое другие — и есть, опять же, тот потенциал учительской догадливости, что позволяет педагогу-диа-логисту быть внимательным и чутким к детской математической гениальности, к детским аналогам современных математических (множество, число, «теорема существования» и др.) парадоксов. И еще одно — в контексте всех этих загадочностей «числа» и вообще математического понимания мира учитель не должен забывать про­цесс формирования навыков счета, измерения, простейших матема­тических правил и действий, решения задач.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, сол­нце...) и природная целостность — почва, воздух и солнце — сосре­доточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и — Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и — отдельный от нее мир... Предмет природы — ее часть (частность, особенность, проявление) и — ее начало, возможность, исток... Предмет — образ целого. Неразделимость того, что — в будущем курсе — станет ос­новой отдельных отраслей естествознания — механики, физики, биологии, химии. Предрасположенность этих расхождений. Суще­ственен вопрос: «Что есть живое?». Варианты отгадок. Предвосхи­щение — в форме наивных вопросов — ответа Эшби, Дарвина или современной генетики. Зависимость от среды, но — заряженность на бесконечность развертывания и реализации в бесчисленных по­колениях. Предвосхищенность экологических загадок. Человек и природа. Природа как образ человека, и человек как образ природ­ного целого. Игра этих загадок. Что означает — «мир (предмет при­роды) прекрасен?». Человек (ребенок), понимающий природу, — кто он? Натуралист? Путешественник? Земледелец? Естествоиспы­татель? Техник? Наивный натурфилософ? Поэт? Народные загадки о предметах природы. Весь этот спектр загадок — потенциал вни­мания учителя к гениальности «натуралиста» — ученика.

Компьютерные (информационные) технологии

Могущество разума беспредельно. И. Ефремов

Концептуальные положения

В практике информационными технологиями обучения называ­ют все технологии, использующие специальные технические инфор­мационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, сред­ством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I — как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактичес­ких задач).392

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...