Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Организация контроля знаний

Для организации объективного контроля знаний учащихся необ­ходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся.

Требования к знаниям должны быть следующими:

- однозначность, т.е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;

- диагностичность, т.е. должна существовать возможность про­верки достижения поставленной цели;

- содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.

Цель средней общеобразовательной школы — формирование че­ловека культуры, поэтому цель преподавания всех учебных дис­циплин должна формулироваться в общекультурных терминах.

В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

- знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию объектов по заданному признаку);

- воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

- умение (умение применить известный метод в новых, нестан­дартных условиях, решить нетиповую задачу);

- трансформация, т.е. творчество (умение создать новый, неиз­вестный метод или подход к решению проблемы).

Для каждого типа учебных заведений (высших, средних специ­альных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверж­дены Министерством образования России государственные образо­вательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень деятельности обучаемых.

Традиционные формы контроля знаний

В школьной практике существуют несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

- диктант;

- краткая самостоятельная работа;

- письменная контрольная работа;

- контрольная лабораторная работа;

- устный зачет по изученной теме;

- классический устный опрос у доски.

Диктант — форма письменного контроля знаний и умений уча­щихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые уча­щиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать од­нозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм конт­роля. С помощью диктантов можно проверить ограниченную об­ласть знаний учащихся.

Диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.

Таким образом, быстрота проведения диктанта является одно­временно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничи­вает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля зна­ний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом примене­на в сочетании с другими формами контроля.

Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся так­же задается некоторое количество вопросов, на которые предлагает­ся дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут высту­пать теоретические вопросы; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкрет­ных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям, кро­ме создания понятий, т.к. это требует большего количества време­ни. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и ко­личество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятель­ная работа состоит и из одного задания.

Письменная контрольная работа — наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы про-' водятся с целью определения конечного результата в обучении уме­нию применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. На наш взгляд, понятие «контрольная работа» следует расширить и включить в нее различные типы зада­ний, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.

Количество вариантов контрольной работы является спорным воп­росом. В школе применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, т.к. учите­ля стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность вы­полнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам нам ка-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...