Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерусалим, мечеть Аль-Акса, версии




 

 

В жизни посланникаМохаммеда происходит знаменательное явление. Во время сна к нему приходит ангелГавриил вместе с невиданным животным по имени Бурак (арабск. — блистающий). Наэтом «летательном аппарате» Мохаммедсовершает ночной полет в Иерусалим. Сюда же, для встречи с ним, с небес сходятАвраам, Моисей и Иисус. Они вместе совершают совместную молитву и расстаются.Это случилось в 619 году.

 

Молниеносный полет посланника из Мекки в Иерусалим. Об истории священного города. Сомнения о мечети Аль-Акса. В чистилище человек увидит книгу своей жизни. Отношение к родителям. Грехи наказуемы. Колебания пророка. Мирадж — имел он место, или нет?

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала Господу, который перенёс своего раба в течение одной ночи из мечети неприкосновенной в самую дальнюю мечеть, окрестности которой Бог благословил.

Эти слова, которые мы перевели, как «самая дальняя мечеть», в арабском тексте звучат «масджид аль-акса», т.е. можно прочесть и как «мечеть Аль-Акса». Известно, что так называется мечеть, которая находится в Иерусалиме и построена в VII веке, причем, после смерти Мохаммеда, который и именуется в вышеприведенных строчках «рабом Господа». Поэтому сразу возникает вопрос: как пророку удалось побывать в мечети, которой при его жизни еще не было?

Но пока о подробностях этого путешествия. Ибн Хишам, автор первого из дошедших до нас жизнеописаний Мохаммеда, пишет: «К пророку привели Бурака — верховое животное, на котором до него возили пророков, и которое касалось земли лишь кончиками своих копыт. На него и был он посажен». Далее: «посланник Аллаха был перенесен из мечети Аль-Харам в мечеть Аль-Акса». Поясним, что мечеть Аль-Харам — это Запретная мечеть в Мекке, а Аль-Акса, как мы уже говорили, находится в Иерусалиме и построена после смерти Мохаммеда. Это — огромное сооружение, нынче ставшее яблоком раздора между израильтянами и мусульманами.

Вернемся к событиям той ночи. Ибн Хишам продолжает: «Мохаммед наблюдал знамения между небом и землей, пока не доехал до Иерусалима. Он нашел там Ибрагима, Мусу, Ису — Авраама, Моисея и Иисуса Христа — в числе группы пророков, которые были собраны для него. Он помолился вместе с ними и возглавил молитву».

Мы готовы поверить в любые фантасмагории, даже в фантастическое существо Бараку, согласиться с любыми красивыми легендами, но при одном условии: лишь бы они не противоречили историческим фактам.

Иерусалим десятки раз переходил из рук в руки. С 1050 г. до н.э. здесь властвовал Давид, затем его сын Соломон. В 586 г. до н.э. власть перешла к персам, которые разрушили город. Затем Иерусалим подчинился Александру Македонскому, в начале нашей эры — Византии. После принятия императором Константином христианской веры Иерусалим тоже стал христианским. Здесь было построено множество церквей и монастырей. Посреди «христианского» периода, в 614 году, городом снова овладевают персы. Но на этот раз они отдают управление в руки иудеев. Затем передумывают и передают власть обратно христианам. 330 — 636 годы в истории Иерусалима были христианскими, но в 614 — 629 годах он был подчинен персам, а доверительное управление осуществляли сначала иудеи (614 — 617), затем — христиане (до 636 г.).

Мохаммед совершил свое мгновенное путешествие из Мекки в Иерусалим в 619 году, как раз в пору христианского управления Иерусалимом. Была ли в это время здесь мечеть? Конечно, нет. Первая мусульманская мечеть на Земле появилась только в 622 году на южной окраине Медины, почти одновременно с переселением Мохаммеда из Мекки.

Поэтому можно предположить, что Мохаммед в 619 году мог совершить молитву лишь в синагоге или христианском храме. Можно сказать даже более конкретно — в христианской церкви, которая была построена императором Юстинианом в V-VI в.в. в честь Девы Марии. Этот храм находился в том месте, где стоит нынешняя мечеть Аль-Акса. Поэтому могут иметь место три версии произошедшего:

1) никакого ночного путешествия не было;

2) принимаем версию о ночном путешествии, но совместная молитва Авраама, Моисея, Иисуса и Мохаммеда происходила не в мечети Аль-Акса, которая еще не была построена, а в христианском храме;

3) Мохаммед совершил путешествие неизвестно куда во сне, а мусульманскую мечеть Аль-Акса кто-то вписал в Коран после его смерти, когда Аль-Акса появилась.

Теперь о том, как была построена эта мечеть. В 636 году, после двухлетней осады, Иерусалим сдался мусульманам во главе с Омаром. Далее исторические сведения дают возможность сделать три предположения:

1) сразу была построена небольшая деревянная мечеть, на месте которой в дальнейшем была сооружена мечеть Аль-Акса;

2) Аль-Акса — это не что иное, как перестроенная Омаром под мечеть христианская базилика;

3) никакой мечети не было вплоть до 687 года, пока халиф Муавийа, следующий после Али, не построил ее на месте разрушенного христианского храма. Существует также версия, что христианская базилика была превращена в мечеть только в 705-710 годах халифом Валидом.

В любом случае, во время ночного путешествия Мохаммеда мечети Аль-Акса еще не было. Ибн Хишам неправ, неверны хадисы на эту тему, а слова об «отдаленной мечети» в 17-ю суру Корана вписаны кем-то уже после смерти Мохаммеда.

Правда, имеет право на существование и другая версия: словом «мечеть» Мохаммед обозначал любое место преклонения Богу — будь то мусульманская мечеть, синагога или церковь. В пользу этого предположения говорит тот факт, что пророк называл мечетью и Каабу, точнее, пространство вокруг нее, тогда как мусульманская мечеть здесь появится только через шесть лет после смерти пророка — сначала простое сооружение, и только в 1570 году — то здание, которое можно увидеть сегодня, кстати, оно потом много раз достраивалось и перестраивалось.

Но этой версии противоречит тот факт, что Мохаммед имел понятие и о других, кроме мечетей, местах поклонения — в суре 22 есть айат, в котором говорится о часовнях, церквах и синагогах. Поэтому он мог бы в 17 суре сказать «церковь», и тогда все стало бы на свои места. Даже лайнер по имени Бурак.

Да, кстати, когда Мохаммед собирался, он опрокинул второпях кувшин с водой, вернувшись же, обнаружил, что вода даже не успела вылиться. Этот факт дал возможность великому азербайджанскому писателю Чингизу Гусейнову назвать одно из своих талантливых произведений «Не дать воде пролиться из опрокинутого кувшина».

Мы даровали Мусе писание и сделали его руководством для сынов Израиля: не берите себе других покровителей, кроме Меня, о, потомство Нуха, которое Мы спасли, потому что он был рабом Аллаха. И предсказали израилевым сынам в писании: дважды совершите вы бесчинства, став несправедливыми (по мусульманской версии, евреи стали в храме Соломона молиться не так, как хотел бы Бог, и Он дважды способствовал разрушению храма: сначала Вавилоном, потом Римом).

Заметки на полях: речь идет о разрушении двух иудейских храмов — храма Соломона вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н.э., и второго, построенного Иродом на месте первого, но снова уничтожен в 70 году н.э. римлянами. На этом месте сейчас стоит не мечеть Аль-Акса, как иногда полагают, а другая — Куббат ас-Сахра (с позолоченным куполом), построенная в 687-691 годах. «Бесчинства», о которых говорится в Коране — это, согласно мусульманской традиции — предательство иудеями идеи единобожия, за это и были разрушены храмы.

Когда вы совершили первое из них, Мы послали вам врагов, они проникли между вашими жилищами, и была вознесена обещанная кара. Потом, когда перестали вы бесчинствовать, Мы повернули ход истории, помогли прогнать врагов, вернули вам богатство и сынов (правители Вавилона взяли в плен 10.000 жителей Иерусалима), умножили вас числом.

Если вы добро творите — то делаете это для себя, если же творите зло — тоже для себя. И вот второе беззаконие, и Мы сдержали слово — позволили врагам причинить вам зло, войти в ваш храм, как было в первый раз, и уничтожить всё. Может, Господь помилует, если вы вернётесь к Богу. Тогда наказанными будут лишь безбожники.

Коран указывает вам чистую дорогу и возвещает: неверующим, не верящим в жизнь после смерти — ад, а верующим, творящим благо — рай. К сожалению, люди суетливы, они часто путают добро со злом. Для ясности в умах мы сделали ночь и день двумя знамениями, установили равновесие в мире, дали пищу человеку. А в день суда представим книгу о всех его делах.

Праведный благодарен своим родителям. Если один из них или оба достигнут старости, не отгоняй их от себя, будь благороден. Преклоняй колени перед ними, будь милосерден, благодари за создание тебя. Господь заметит эту доброту. Дай родственнику, бедняку и путнику часть того, что имеешь сам. Не расточай имущество на грешные дела, не подчиняйся сатане — он хочет твоего непослушания Богу. Обращайся к людям с добрым словом. Не будь жадным, но не будь и расточительным, иначе сам превратишься в бедняка. Каждому Господь протягивает руку, Он помогает своим рабам.

Не убивайте своих детей из боязни не прокормить (напомним, что в доисламский период арабы закапывали новорожденных, особенно часто — девочек, боясь их не прокормить и быть посмешищем в глазах своих соплеменников), Мы накормим их. Убиение детей — великий грех. Не приближайтесь к прелюбодеянию — это мерзость. Не убивайте человека без повеления Аллаха. А если кто-то убит несправедливо — то близкие имеют право мести, но нельзя переходить границы. Не берите имущества у сироты иначе, как с принесением ему же пользы, заботьтесь о нём до зрелости.

Не обманывайте людей, не хитрите, не ищите нечестной выгоды. Не следуйте куда-то необдуманно, прислушайтесь к разуму и сердцу. Не впускайте в сердца свои грех горделивости — всё равно не просверлите вы землю, не станете ростом с гору.

Прославляют Аллаха сотворённые Им семь небес (по учению Аристотеля, небо тоже состоит из семи слоев, располагающихся один над другим), и земля, и солнце, и луна. Иначе и быть не может — ведь создано всё вокруг Аллахом, и Им же управляется!

Когда читаешь ты Коран, между тобой и теми, кто не верит в жизнь после смерти, Мы воздвигаем стены. Мы закрыли им сердца, отняли слух. Пусть заблуждаются, ненавидя тех, кто считает Господа единственным. Не зная истины, безбожники, беседуя друг с другом, называют тебя, посланник, очарованным.

Скажи заблудшим: будь вы хоть железом или камнем, вас можно оживить. Они спросят: кто может это сделать? Отвечай: Тот, кто создал вас. Они зададут вопрос: когда это будет? Ответь: знает это Бог, может, очень скоро.

Скажи Моим рабам, чтобы речи между ними были добрыми: раздоры любит сатана, потому что он человеку явный враг. Мы наблюдаем, кто идёт прямой дорогой, а кто — тропою тьмы. Господь знает, кто чем дышит, Он накажет всех, кого хочет наказать, а если пожелает — наградит.

Господь знает, кто в небесах, кто на земле. Он дал преимущество одним пророкам над другими. Дауд был удостоен псалтыря. А вот Коран в подтверждение тех писаний — вручен тебе.

Господь видит всех людей, Он испытывает их. Мы послали видение тебе о ночном полёте, рассказали о дереве «заккум» (Богом проклятое дерево, растущее в аду, плоды которого служат пищей для грешников), чтобы испытать — кто больше будет верить в Бога, а кто отвернётся. Мы устрашаем вас, но вы непокорны.

Корабль плывёт по морю. Вдруг — мощный ветер. Люди молят Аллаха о пощаде. Но вот утихла буря, на море — гладь. И тут они отворачиваются. Люди неблагодарны. Избавлены ли вы от того, что земля разверзнется под вами, или посыплется на ваши головы дождь из камней?

Мы воздали дань сынам Адама, когда спасли их от потопа. Дали им преимущество над другими, отметив благочестие Нуха. А неверных наказали исчезновением.

В судный день вы воскреснете, и в руки вам будут вручены книги вашей жизни. Никого Мы не обидим даже на толщину плевы финиковой косточки. Кто был слеп в ближайшей жизни, прозреет в день суда, но будет поздно.

Близки были они к тому, чтобы соблазнить тебя и отклонить от Бога, чтобы ты измыслил о нём иное. Вот тогда они посчитали бы тебя своим. Если бы Мы тебя не укрепили, ты мог склониться к ним, хоть и немного. Тогда вкусил бы ты наказание вдвойне и в этой жизни, и в грядущей. И никто за тебя не заступился бы.

Они хотели изгнать тебя из Мекки под страхом. Но после изгнания они сами оставались бы там не долго. Как было с теми, кто ослушался твоих предшественников.

Совершай намаз, читай по утрам Коран. Читай часть ночи, молись Аллаху и, может быть, Господь воздаст тебе за это. Скажи: о, Господи, сделай так, чтобы все дела я начинал истиной и заканчивал истиной, дай мне власть и Свою помощь.

Скажи, посланник: явилась истина, а ложь погибла. Мы посылаем тебе в Коране исцеление для человека, который страшится Бога, и падение для безбожника.

Посланник Мой, кто-то тебя спросит о душе. Скажи: душа является и меняется от повеления Аллаха. Знаем мы об этом мало. Лишь Аллах обладает знанием без границ.

Если бы Мы желали это сделать, то отняли бы откровения, дарованные тебе, и никто не защитил бы тебя от нас. Однако, велика к тебе Наша милость.

Заметки на полях: востоковеды установили, что начало этой суры прочтено Мохаммедом в Мекке, но последние три абзаца — после переселения в Медину. К тому времени Мохаммед не мог не испытывать чувства вины, не мог не сознавать, что его жизнь после 622 года не совсем соответствовала той высокой миссии, которую возложил на него Аллах. Мы это видим по напряженной душевной борьбе Мохаммеда, выраженной в строчках Корана. Одна из версий о причине его смерти — что он умер от усталости. В наше время это называется нервным истощением. Последние дни жизни пророк, укутанный в мантию, ходил среди своих соратников, нервно отдавал поручения, прощался. Позади была тяжелая жизнь, разочарования и гонения, потеря ближайших друзей, любимой жены, детей, и бесконечная борьба, — с врагами, со своими страстями, — борьба с переменным успехом.

Скажи — даже если бы люди объединились с джиннами и помогли друг другу — и то не сотворили бы ничего, подобного Корану. Мы разъяснили всё в писании этом, но многие упорствуют в неверии.

Они говорят: не уверуем, пока не явишь чудо — пусть забьёт из-под земли источник, или возникнет пальмовая роща с виноградником, или ты мгновенно проложишь реки. Или пусть обрушится на нас всё небо, разорванное на куски, или пусть явится к нам Аллах вместе с ангелами. Или появится вдруг дворец из золота, или дашь нам сейчас же книгу — писание от Бога.

Скажи им: я лишь человек — посланник Бога. Скажи им: если бы по земле ходили ангелы, то Бог избрал бы посланником одного из них. Скажи: довольно мне того, что свидетелем между мной и вами — сам Аллах.

Заметки на полях: как видим, Мохаммед не претендовал на сотворение чудес. Напротив, мы читаем утверждение, что не для этого он был избран посланником. В то же время в начале суры говорится о чуде — его мгновенном переносе из Мекки в Иерусалим и встрече с Авраамом, Моисеем и Иисусом. Далее мы увидим, что в ту ночь были и другие, еще большие чудеса. Оказывая Мохаммеду и исламу недобрую службу, биографы приписывают ему и другие сказочные подвиги.

Ибн Хишам в жизнеописании пророка пишет: «при рытье рва люди наталкивались на большие камни. Тогда они жаловались пророку. Он просил принести ему сосуд с водой, поплевывал на нее, потом читал какую-то, одному Аллаху известную, молитву, выливал эту воду на тот камень. Присутствовавший при этом человек рассказывал: клянусь Тем, кто послал его с истиной, самим Пророком, камень рассыпался и превращался в песок, так что ни топор, ни кирка не отскакивали».

Или взять такой рассказ: девочке мать дала горсть фиников, чтобы она отнесла отцу. Пророк увидел ее. «Он сказал: подойди сюда, дочка! Что это у тебя? Я ответила: о посланник Аллаха, это финики. Меня послала моя мать, чтобы я отнесла их отцу поесть. Он сказал: давай их сюда! Я высыпала финики в руку посланника и не наполнила ее (т.е. была неполная горсть). Потом он велел принести ему плащ. Его принесли и расстелили перед ним. Он положил финики на плащ, и они рассыпались. Потом одному человеку, находящемуся при нем, он сказал: кликни людей, пусть идут обедать! Люди собрались и стали есть. А фиников становилось все больше и больше. Люди уже уходили, а финики все еще падали с краев плаща».

Мусе мы дали знамения ясные для увещания фирауна, но тот сказал, что это — колдовство. Муса предупредил, что фираун погибнет. Так и случилось, он и его род погибли, а сыны Израиля обрели свободу.

Мы истину отправили тебе в Коране, разделив его на суры и айаты, чтобы ты донёс до людей истину. Не спеши, читай не громко, но и тихо пусть не звучит твой голос.

Уверовавшие преклоняются в молитве, плачут и очищают души. Знайте, что Аллах един, нет у Него детей, нет Ему подобных, и не нуждается Он в помощниках, защищающих Его от унижения. Воздай же хвалу Аллаху!

 

Мирадж, или мираж?

 

Есть серьезное протитиворечие, касающееся 17-й суры Корана. С одной стороны, ортодоксальные мусульмане говорят, что Коран — это слово Аллаха, поэтому его нельзя чем-то дополнять, что-то из него убавлять. Особенно недопустимо толковать Коран кому вздумается. С другой — широчайшие выдумки насчет событий, о которых так лаконично сказано в этой суре.

Красивая притча о мгновенном перелете Мохаммеда из Мекки в Иерусалим воспринимается как красивая притча. Все мы, взрослые, не доиграли в детстве, не дочитали сказок. Добрые сказки привлекают наше внимание. Серебристый конь, ангел Гавриил и посланник Мохаммед летят на высокой скорости к месту встречи с Авраамом, Моисеем и Иисусом. Сцена совместной молитвы легендарных людей, которые реально изменили структуру, лицо, образ мира. Замечательная сцена, олицетворяющая сходство разных верований. Трудно понять, почему не Авраам, а представитель самой молодой религии Мохаммед руководит совместной молитвой. Но это не главное. Второй акт этой ночи — Мохаммед попадает к Самому Аллаху.

После молитвы в мечети Аль-Акса ангел Гавриил, оставив в покое Бараку, сам ведет Мохаммеда на небеса. Здесь пророк снова встречает тех, с которыми только что виделся в Иерусалиме — они вернулись раньше, потом с Аароном, старшим братом Моисея, Идрисом, Иосифом, Иоанном Крестителем, даже с Адамом. Все они приветствуют Мохаммеда, воздавая ему дань уважения, затем он посещает ад и рай. Тут он, кстати, встречает «девушку с вишневыми губами» — Зейнаб, брак с которой произведет скандал в обществе того времени. Наконец, Мохаммед попадает в апартаменты Аллаха. Аллах приказывает мусульманам совершать в день нереальное число молитв — 50. Но, по совету опытного Моисея, Мохаммед просит Бога сократить их число, и Аллах великодушно разрешает мусульманам молиться 5 раз в день.

Если бы все это выдумал противник ислама с целью его дискредитировать — все было бы понятно. Но это пишут люди, которые, напротив, стоят на страже веры в мусульманскую религию и в святость пророка Мохаммеда. Исламофилы часто выглядят исламофобами. Читатель помнит пословицу со словами «заставь», «расшибут». Этот пример, кстати, показывает еще один важный, следующий момент в мусульманской идеологии.

Если представить всю «документацию» ислама, то она состоит, первое, — из самого главного документа — Корана. Затем по степени значимости идет Сунна — сборник сказаний об изречениях и поступках Мохаммеда, вплоть до совершения им гигиенических процедур, связанных с туалетом. Исламская идеология включает в себя и огромную библиотеку трудов алимов — ученых, богословов, которые, скажем, взяв атом из Корана, раздувают его до размеров гигантской молекулы. Учтите еще то, что направлений в исламе — несколько десятков, поэтому первоначальный смысл атома может превратиться в целые миры, иной раз враждующие как между собой, так и с другими религиями.

В этой связи возникает вопрос: почему Аллах не уделил в Коране хоть небольшое внимание событию, которое якобы произошло после совместной молитвы пророков — посещению Мохаммедом небес и Самого Аллаха? Ведь Он проявил столько заботы о нем, распутывая его сложные отношения с женами, диктуя ему исключения относительно других мусульман по размерам доли из добычи, по числу жен, сам его женил на той самой Зейнаб, хотя никому до этого не разрешал жениться на женах своих приемных сыновей. А о путешествии Мохаммеда на небеса — о мирадже — ни слова.

Может, это был мираж? Но на этом мы не остановились и учредили ежегодный праздник в честь мираджа.

 

В этой суре речь идет, в частности, о гонениях на христиан. Семеро юношей-христиан спрятались в пещере, и Бог усыпил их на 309 лет, проснулись они уже в период расцвета христианства.

 

Путь к спасению — пещера. 300 лет летаргического сна. Не уповай на свое богатство — его с собой не заберешь. Путь Моисея и Иисуса Навина к месту слияния двух морей. Приключения Моисея. Вечный и мудрейший Хыдыр. Зуль Карнайн — кто это такой? Подвиги Зуль Карнайна.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала Аллаху за эту книгу, которая указывает вам верный путь. В ней — благая весть для верующих: за благочестие вы будете вознаграждены. А для тех, кто приписывает детей Аллаху — в этой книге устрашение. Говорят они чудовищную ложь. Нет у них знания об этом, не знали истины и их отцы. Но ты, посланник, не печалься — пусть пребывают они в невежестве.

Соблазны служат для испытания людей — кто выдерживает его, а кто нет. Соблазны притягательны, но проходит время, и они становятся безжизненными скалами.

Не думаешь ли ты, посланник, что история обитателей пещеры была чудом, а не знамением Аллаха? Вот, семеро юношей со своим псом (по преданию, имя пса Раким, или Кытмир) вошли в пещеру и обратились к Богу: Господи, даруй спасение от гонителей.

Мы закрыли уши им на триста лет, так они пережили все гонения. Потом, когда люди образумились, Мы их разбудили, чтобы узнать, какая часть людей предпочитает сон мучениям. Мы снова дали силу их сердцам, они встали на ноги. После такого знамения счесть кого-то равным Богу было бы кощунством. Но всё равно — сочли. Трудно переделать человека, несправедливость у безбожника в крови.

Раз вы отделились от многобожников и их богов — в пещере спрячьтесь. А Господь окажет вам поддержку

Когда солнце восходило, оно было справа от пещеры, во время же заката огибало слева, жаркие лучи не проникали внутрь. Если бы ты увидел спящих, то посчитал, что они не спят. По велению Аллаха они поворачиваются с боку на бок. Их собака спит у входа, вытянув свои лапы. Для безопасности этих семерых Господь создал вокруг них поле страха, который испытал бы враг, приблизившись к пещере.

Итак, через три столетия они проснулись. Один спросил: сколько же мы спали? Второй ответил: день, или долю дня. Очнувшись, они ощутили голод, один из них отправился за пищей. Остальные же его предупредили: не говори никому о нас, иначе побьют камнями, и снова попытаются обратить нас в многобожие.

Однако к тому времени вера в Бога завоевала мысли, гонители исчезли или затаились, никто не думал гнать юношей. Напротив, узнав об их спасении, решили увековечить место, где была пещера — построить здесь мечеть.

Долго еще люди обсуждали сон семерых. Одни говорили, что их было трое, другие — четверо. Истину же знает только Бог: было их семеро и пёс. И спали они триста девять лет (разночтение — 300 или 309 лет — объясняется тем, что 300 лет по солнечному календарю соответствует 309 годам по лунному).

He гoвopи, посланник, никогда: сделаю я это завтра. Видишь, Бог перенёс завтра для этих юношей на три столетия. Он может завтра воплотить сегодня, а может отложить на век. Никого Он не посвящает в Свои планы: читай в послании то, что тебе открыто.

Будь душою с теми, кто днём и вечером взывает к Богу, стремясь к благословению Его. Пусть глаза твои не ослепятся радостями ближней жизни. Не повинуйся тем, кто отворачивается от Бога, кто угождает слабостям и страстям своим. Скажи им: истина — она в руках у Бога: тот верует, кто хочет верить, не верует же тот, кто этого не хочет.

Представь себе такого человека: у него огромный сад, виноградники и пальмы, источники воды. Сад щедро плодоносит, радует владельца. Он говорит другому: видишь, я богат, и сад мой вечен. Ты сказал, что Бог заберёт меня на небо? Пусть. Там я найду сад получше этого. А тот отвечал: ты неправ. У тебя сомнения насчёт Бога, зато вера в мирские радости. Ты был бы прав, если бы сказал, войдя в свой сад: его создал Всевышний, всё в Его руках. Он может этот сад расширить и сделать плодороднее, а может — отнять источник, и сад погибнет.

И стало так. Теперь владелец сада выворачивает руки и говорит: действительно, на всё Божья воля, если бы я верил в Бога искренне, не произошло бы то, что случилась.

Донеси, посланник, своим слушателям мысль: земная жизнь — как растение, жизнь которого зависит от воды. Дождь пойдёт — расцветёт оно, а если земля сухая — оно завянет, ослабнут корни, ветер унесет растение, радовавшее взор. Бог всесилен, меняет Он ход вещей, как пожелает. Богатство украшает жизнь, но на короткий срок — всё проходит, и это тоже.

Наступит день, когда горы переедут с привычных мест, когда земля под ними обнажится. В этот день Мы соберём людей, и станут они рядами. Мы скажем: вот вы и пришли, без богатств и без заступников, и ответите за то, как жили в короткой жизни. Ангелы раздадут всем их жизнеописания, в которых всё — и заслуги перед Богом, и грехи от сатаны. Очень часто сатана приводит к воротам ада как будто неплохих людей, но слабых, поддавшихся ему.

Ничто не мешало безбожникам уверовать — они слышали все наставления. Но нет: ни слова посланников, ни Мои знамения они не приняли на веру. Кто же неправеднее того, кому послали руководство, а он был глух, и не услышал?

Сказал Муса своему помощнику (Иисус Навин): не будем останавливаться, пока не дойдём до стыка двух морей (территория между Красным морем и Нилом, возможно — территория вокруг нынешнего Суэцкого канала). Если даже пройдут годы. Они шли через пески, через пустыни и, наконец, показалось море. Они с собой несли рыбину, чтобы на привале съесть. Но она проснулась возле моря и ушла. Это был знак от Бога — в месте потери рыбы им должен был встретиться мудрец. Вот он и появился — знающий Мой раб (пророк Хедр, или Хыдыр. Далее о нем будет рассказано подробнее). Cкaзaл Myca: хочу у тебя научиться мудрости. Тот ответил: а хватит ли у тебя сил молчать, если не поймёшь моих поступков? Муса заверил: терпения хватит. Что ж, — сказал тот, знающий, — тогда идём, но не задавай вопросов.

Они сели в лодку и поплыли через море. В конце путешествия знающий Мой раб взял в руки нож и вырезал отверстие в днище лодки. Муса вскричал: что ж ты делаешь? Тот ответил: ты же обещал молчать! Муса опомнился: забыл я обещание, прости. Сошли они на берег и пошли дорогой. Навстречу — мальчик. Мудрец, ничего не объясняя, убивает мальчика. Муса не смог терпеть, он возмутился: зачем ты невинного убил? А тот спокойно говорит: я же знал, что трудно будет тебе терпеть. Тогда иди своей дорогой. Но Муса взмолился: прости, дай последний шанс, молчание обещаю.

Дошли они до одного селения. Подошли к домам и попросили есть. Им отказали. Знающий не удивился, он знал, что так и будет, потом подошел к полуразваленной стене и взялся укреплять. Тут Муса говорит ему: зачем это бесплатно делать? Давай за укрепление стены возьмём с них плату, они нас накормят. Мудрец ответил: всё, наше путешествие окончено, слишком много ты задавал вопросов, мы расстаёмся. Но на прощание я объясню свои поступки.

Лодка та служила беднякам для ловли рыбы. За нами шли прислужники царя, они отбирают суда насильно. Если же испорчено — то не возьмут. Рыбаки после нас залатают судно и не будут голодать. Что касается мальчика: родители его очень набожные, а тот мальчик тронут дьяволом, его пороки будут тяжёлым грузом для отца и матери. Я избавил их от мук. Но взмолился перед Богом, чтобы Он дал им еще одного сына. Теперь о стене. Дом принадлежит двум сиротам, а под той стеной закопан клад. Если стена разрушится — клад не найдут, а если клад достать и отдать сиротам — у них отнимут. Я укрепил стену, чтобы, повзрослев, они сами нашли этот клад и жили лучше. Вот мои ответы на твои вопросы. Добавлю, что всё это делалось не мной самим, исполнял я волю Бога.

А теперь — знание вам о Зуль-Карнайне (буквально: двурогий. Имеется в виду Александр Македонский, которого изображали с двумя рожками на лбу — считалось, что это был символ силы и храбрости. Идентичность Зуль-Карнайна с Александром Македонским небесспорна). Мы дали власть ему, силы и победы, показали путь достижения цели.

Как-то ехал он по дороге, и достиг заката солнца. Здесь бил из-под земли источник, вода была грязная, вокруг собрались люди, не верящие в Бога. Господь спросил: что ты будешь делать с ними — накажешь, или призовёшь к добру и вере? Зуль-Карнайн сказал: тот, кто несправедлив — того я накажу, а после жизни наказан будет он Самим Аллахом. Праведник же будет награждён. Он разъяснил всё этим людям.

Затем Зуль-Карнайн обернулся и доехал до восхода солнца. Здесь тоже увидел он людей. Они были первобытны, изъяснялись жестами. У них не было укрытия от солнца, жили они под палящими лучами. Зуль-Карнайн их тоже призвал к Аллаху, и последовал своим путем.

Зуль-Карнайн поехал дальше, и увидел две горы. В ущелье между ними собрались люди, которые плохо понимали его речь. Они сказали: о, Зуль-Карнайн, на нас идут Йaджyдж с Maджyджем (иначе, Гог и Магог — правители языческих племён), они творят нечестие, помоги нам, возьми с нас дань, построй преграду перед ними. Зуль-Карнайн ответил: не нужна мне дань, я и так вам помогу, а мне Аллах поможет. Несите медь, железо и огонь.

Он ущелье между гор закрыл металлом и скрепил огнем. Прочную преграду он построил, она была непреодолима для врагов. Зуль-Карнайн сказал: считайте, что принёс я вам милость от Аллаха.

Пройдёт время, и Мы распахнём перед неверными ворота ада — тем, чьи глаза и уши были заперты, кто считал заступниками идолов. Тем, кто предался ближней жизни, полагая, что ею жизнь ограничится. Тем, кто научился говорить и мыслить, но не поверил в Бога. А перед верными рабами Бог раскроет врата иные — за ними райские сады и вечное блаженство.

Скажи народу своему, посланник: если воды моря превратились бы в чернила, и то их не хватило бы для написания слов Аллаха, которые Он обращает к вам, а я передаю. Верьте во встречу с Ним, творите благо, не поклоняйтесь никому, кроме Него.

 

Кто они, эти люди?

 

Персонажи этой суры — семеро отроков, Иисус Навин, Хедр, Александр Македонский, Йаджудж и Маджудж — кто они?

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) после смерти своего отца — Филиппа II — стал царем Македонии. Царствовал двенадцать лет и восемь месяцев. Воевать стал еще раньше — с 16 лет. Поставил своей целью разрушение персидской империи. И достиг этого. В одно время его учителем был Аристотель, поэтому осталась страсть одновременно с боями изучать окружающий мир. Сражаясь со всеми, кто попадал ему на пути, он прошел Малую Азию, Кавказ, Ближний Восток. Основал около 70 городов, любил называть их своим именем — Александриями. И разрушил немало, — в частности, Фивы, Тир. Был безжалостным и своенравным, непрерывными походами доводил армию до изнеможения. Как-то войска даже отказались подчиниться ему и следовать в Индию. Шел сильный дождь, солдаты падали с ног от усталости.

С возрастом у Александра появились симптомы мании величия, психической неустойчивости. Лелеял мысли о своей божественности, как египетские фараоны, верил в это сам и приказывал верить другим. В Спарте был принят официальный и, одновременно, ироничный указ: «Если Александр желает быть богом, пусть будет им». Похоронен в золотом гробу. После смерти созданная им империя распалась. Был сторонником смешения народов и рас. Ряд решений принимал в пьяных оргиях, даже под влиянием куртизанок, есть предание о гомосексуальных наклонностях. Поклонялся олимпийским богам — а их было множество. Поэтому так и остается вопрос, почему в Коране он поклоняется единому Аллаху. Одна надежда, что Зуль-Карнайн и Александр Македонский — разные люди. Однако многие интерпретаторы Корана утверждают: это один и тот же человек.

Иисус Навин, молодой помощник Моисея, сначала носил имя Осия, отца его звали Навин. Моисей поменял его имя на Иисус Навин. Сразу после смерти иудейского пророка он становится вождем евреев. Судя по всему, это был жесточайший, безжалостный человек. После взятия Иерихона он убивает всех горожан: и мужчин, и женщин, и молодых и старых, и даже животных — волов, овец и ослов. Можно представить, какие потоки крови текли по иерихонским улицам. Пощадил он только одну проститутку, в доме у которой разведчики обосновались перед захватом города. Кто-то из евреев соблазнился и взял у побежденных одежду, серебро и золото. Его и всю семью Иисус Навин велел закидать камнями, а потом сжечь.

Захват Иерихона произошел чудесным образом. Точно так же, как народ, возглавляемый Моисеем, перешел Красное море, под водительством Иисуса Навина он преодолевает реку Иордан, воды расступаются. Они идут к Иерихону, где живет ханаанское племя. Это племя было сильным, все, как на подбор — рослые, стены Иерихона были толстыми, тем не менее, узнав, что воды Иордана расступились перед евреями, они паникуют. Они не могут предположить, какие чудеса Бог может сотворить для израильтян, и наглухо закрывают ворота города.

В течение шести дней израильское войско совершает обход города по одному кругу в день. Настает седьмой день, и с первыми лучами солнца Иисус Навин приказывает семь раз обойти город. После этого трубачи должны подуть в свои трубы, а все евреи — громко воскликнуть.

От звуков труб и оглушительного крика израильтян стены города сотрясаются так, что рассыпаются на мелкие куски. Жители города, ошеломленные и парализованные ужасом, не оказывают ни малейшего сопротивления.

Археологические раскопки показали, что город действительно окружала мощная двойная стена. Толщина наружной стены составляла полтора метра, внутренней — около трех с половиной метров. Четырехметровый промежуток между двумя кольцами стен был заполнен щебнем. Эти преграды были разрушены. Ученые решили, что причиной был сильный звук, вызвавший в этом районе повышенной сейсмической активности землетрясение.

Иисус Навин умер в возрасте 110 лет.

Семь отроков с собакой. История эта хорошо известна. Семеро юношей, горячо преданных христианской вере, а в то время она преследовалась, как обычно преследуется все новое и необычное, примерно в 250 году спрятались в пещере на горе Селион на окраине города Эфес, сейчас это территория Турции. Их охраняла собака. То были времена римского императора Деция, который жестоко преследовал христиан.

Вот их имена: Максимилиан, Иамвлих, Дионисий, Иоанн, Антонин, Мартиниан и Ексакустодиан (Константин).

Проснувшись, отроки сначала думали, что они проспали одну ночь, потому что не заметили в своей внешности никаких перемен. Самый младший, Иамвлих, выкарабкался из пещеры и пошел в город, чтобы купить еды. Тут он был поражен: все, не боясь, произносили имя Иисуса Христа, в городе были построены церкви и часовни. В хлебной лавке Иамвлих расплачивается монетой своего времени, и тут выясняется, что императора-язычника давно уже нет в живых, а царствует христианин Феодосий II.

Аналогичная легенда есть и в Талмуде: легенда о Хони, который спал с момента разрушения Иерусалимского храма до конца вавилонского пленения. Проникла она и в мусульманский мир.

Есть тут и смешное обстоятельство, связанное с именем собаки. Долгое время среди мусульман ходило поверье, что, если на письме написать слово «Раким» или «Кытмир», то письмо не пропадет, дойдет, как заказное, потому что его будет охранять та самая собака. Говорят, что сельские жители Татарии старшего возраста и сейчас отправляют письма с такой надписью.

Йаджудж и Маджудж, или иначе, Гог и Магог упоминаются не только в Коране, но и в Ветхом Завете, в книге Иезекииля. В арабских летописях — это предводители двух народов из Малой Азии — скифов и лидийцев. В 334 году до н.э. Лидия стала частью державы Александра Македонского. Воинственные и злобные, лидийцы жили торговлей и регулярными, раз в полгода, нападениями на мирных соседей. При этом не отличались честью и благородством, все сокрушали на своем пути. Злобные великаны неожиданно нападали на мирных людей. Интересно, что в одном из тибетских текстов упоминаются демонические существа Ядуд и Мадуд.

Хыдыр, Хедр. Тайный пророк, нашедший источник живой воды, поэтому бессмертный. Если пророки обладали только явными знаниями, то он — и тайными. Наставник и советник многих пророков. Учил мудрости и Моисея, и даже Мохаммеда. В Средней Азии Хазрати Хызр представлялся в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто его увидит воочию. Во многих мусульманских странах Xыдыр считается защитником от пожаров, наводнений и краж, от укусов змей и скорпионов. А вот вам анекдот из жизни. Хыдыр бессмертен, тем не менее, в мусульманском мире есть несколько его могил, куда мусульмане идут почтить его, бессмертного. Это было бы смешно, если бы было не так грустно — мусульмане верят в совершенно парадоксальные вещи, не сообразуясь со здравым смыслом.

 

Необычное рождение Иоанна Крестителя. Уединение Марии. Рождение Мессии. Страдания Авраама. Другие пророки. Таинственный пророк по имени Идрис. Участь грешников. Размышления перед чистилищем. Наставления посланнику.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Kaф — xa — йa — aйн — caд. Пять звучных букв открывают эту суру.

Вспомните о милости, оказанной самим Аллахом рабу Закарийе (Захария). Как-то тот обратился к Богу: Господи, никогда я не жалел о своей судьбе, но кости мои уже слабы, а голова — седа, как пепелище. Сам я стар, жена бесплодна, а наследника у меня нет. Господи, даруй мне сына, сделай его своим служителем!

Через некоторое время Бог ниспослал ему благую весть. О том, что просьба будет выполнена, родится мальчик, и назовут его именем, которым никого еще не называли — Йахйа (Иоанн Креститель).

Закарийа возрадовался, но краем сердца не поверил счастью. Потому и обратился к Богу с просьбой: Господи, ниспошли знамение, чтобы я поверил такому счастью. Господь сказал: вот тебе знамение — на три дня (в Библии — до самого рождения ребенка) ты потеряешь речь, и будешь изъясняться жестами. Так и случилось.

Йахйе с детства Бог даровал рост и мудрость, веру в Бога и смирение. Мир ему в день рождения, в день смерти и в день воскрешения!

Вспомним теперь о Марйам. Её отдали на обучение в Храм, и опекал её тот самый старец — Закарийа. Как-то к ней явился ангел и возвестил: я посланник Господа, который поручил сказать, что родишь ты непорочно мальчика. Марйам была удивлена: как, если меня никто не касался? Ангел отвечал: Господь решил так, значит, так и будет. Он рассчитывает на твоего сына в своих делах.

Марйам, боясь досужих мыслей, скрывала свою ношу от людей, жила, уединившись. Знала, что скорее поверят в блуд, чем в святость. Она хотела умереть, хотела, чтобы все её забыли. Но вот пришло то время, когда её ребенок пожелал увидеть мир. Подошла она в телесных и душевных муках к пальме. Тут она услышала голос Бога: не печалься, девочка, Господь явил тебе ручей, напейся, потряси слегка ствол пальмы, он уронит тебе в ладонь плоды свои. Умойся водой прохладной и поешь. И не говори с людьми, как бы они ни обращались, дай обет молчания. Судьёй им буду Я (по Корану, Иисус родился под финиковой пальмой).

Марйам вышла из уединения к людям со своим младенцем. Они, конечно, не поверили знамению, и пачкали её горькими словами: ты совершила грех, который не к лицу Харуна (брат Моисея Аарон. В оригинале Мария — сестра Аарона, что является ошибкой. Сестру Аарона и Моисея, действительно, звали Мариам. Но это другая Мария. При переводе мы решили уйти от этой ошибки) роду, и отец твой, и мать чисты, а ты…

Марйам уложила ребёнка в колыбель, а потом молча указала им на сына — чтобы они говорили с ним. Oни cкaзaли: кaк можно говорить с грудным младенцем? Но Иса сказал из колыбели: я раб Всевышнего, он ниспослал меня на землю с вестью для людей, назвал меня посланником и дал писание. Бог пожелал мира моей матери и мне.

Так явился Мой посланник к людям со словом истины. А люди сомневались. Что ж, пройдут годы, и весь мир поверит.

Не равняйте Бога с человеком, приписывая Ему сыновей. Иса — не сын Мне, а смертный человек, который избран Мною, как спасение ваше, как Мессия (как видим, здесь — глубокое различие между двумя религиями).

Люди всегда находят, о чём спорить. Горе же тем, кто не верует, кто пребывает в заблуждении. Расскажи, посланник, людям о тех муках, что перенёс Иса, о том скорбном дне, когда он вознёсся в небо.

Напомни людям, посланник Мой, об Ибрагиме, который тоже был пророком. Нелегко было ему решиться и сказать отцу: не поклоняйся божкам из камня, бессильным принести как зло, так и добро, отец, ко мне явилось знание, которое не пришло тебе — Бог един, и нет других богов, отец, откажись от силы сатаны, которая тебя толкает на язычество, ведь сатана нам враг!

Отец его ответил грубостью: если не откажешься от этой ереси, тебя камнями закидают, и я буду первым. Ты отказался от богов, которым поклонялись предки, уходи же с глаз! Ибрагим сказал: я буду за тебя молиться перед Богом, чтобы он простил тебя и раскрыл глаза. Я покидаю вас и вашу веру.

Ибрагима Бог спас от огня (по мусульманской традиции, Авраама бросили за его вероотступничество в огонь, но Бог спас его), спустя годы даровал ему Иcxaкa, Исмаила и Йaкyбa (сыновья Авраама Исаак и Исмаил, внук Йакуб — Яков, второе имя Исраил — Израиль), сделал его семейство праведным, а язык истины — понятным и простым.

И вспомни про Мусу. Он был искренним пророком, посланником Аллаха. Приблизил Я его, встречался с ним. Праведен и его брат, Харун.

И вспомни Исмаила (Исмаил — родоначальник мусульман, подобно тому, как предтечей иудеев считается Яков — Израиль) — он был честен и правдив, и был пророком. Он был угоден Богу, вся его семья склонялась в искренней молитве перед Богом. Вспомни еще Идриса (аналогом ему может быть Енох. Имя Идриса в Коране упоминается всего два раза. Существуют разные версии о его поступках, что побудило нас назвать его таинственным пророком. В частности, есть легенда, что он жил на четвертом ярусе неба. Видимо, отсюда и выражение о том, что он вознесся наверх): он был праведником, которого Мы вознесли наверх.

Это все — потомки от Адама, которых Аллах одарил милостью, Он носил их по морю вместе с Нухом. Потомки Ибрагима, Исмаила и Йакуба идут прямой дорогой. Слушая слова Аллаха, они молятся и плачут.

А после них пошли народы, которые пренебрегали верой, поддались своим страстям, перестали совершать намаз.

Безбожники хвастались своим имуществом. Сколько же погублено народов, у которых были и сады, и золото! Спроси у людей, посланник: кто что-то взял с собой? Люди попадают в рай не по богатству, а благочестию. Грешники не спасутся от возмездия при всем своем богатстве.

Поистине, любовь Божественная доступна только тем, кто уверовал и творил добро. Мы сотворили Коран ясным и простым, чтобы ты обрадовал богобоязненных и предупредил безбожников. Сколько же ушло в небытие таких — и не сочтешь. Разве ты их слышишь? Нет, не оставили они после себя даже шороха.

 

ГЛАВА 8. ВЕРА

 

 

Ортодоксальный тест

По мере чтения Корана суры становятся все короче. Коран так и построен: сначала идут длинные суры, потом короткие. Напомним, что Мохаммеду они явились не в том порядке, как в книге. Потом уже, после его смерти, Коран был составлен именно так. Тем не менее, ортодоксы твердят, что Коран нерукотворен, что именно в таком виде он и хранится на седьмом небе в скрижалях у Аллаха. Факт, что в Басрийском издании Корана содержится 6204 айатов, в Куфийском — 6236, сейчас он издается с 6226 и 6238 айатами. Какой же из этих вариантов соответствует небесному? Долгое время безнаказанно существовал Коран с 115-ю сурами. Да и вообще — неужели Аллах также переставил суры местами, как это сделали люди на Земле, чтобы небесный Коран соответствовал земному?

Или взять постулат о безгрешности Мохаммеда. Напомним, что в 33-й суре, которая была прочтена Мохаммедом в 628-629 годах, после его женитьбы на красавице Зейнаб, есть повеление Аллаха, чтобы впредь он не смел жениться, однако у Мохаммеда после этого происходят еще три женитьбы. Как же его, нарушившего завет самого Корана, можно считать безгрешным?

В Коране много раз утверждается, что Мохаммед хоть и посланник Аллаха, но в то же время — обычный человек, что он не призван совершать чудеса. Между тем, мы знаем рассказы о том, как он превращал валуны в песок, а горсть фиников — в подкрепление для десятков человек.

Складывается впечатление, что утверждения богословов, противоречащие здравому смыслу, делаются неспроста. На первый взгляд, они служат возвышению ислама. Но как же можно возвысить религию в чьих-то глазах, если все понимают, что подобные утверждения — неправда? Похоже, что это — не просто романтическое возвышение религии, а своеборазный тест. Если человек поверит и будет повторять — то им можно манипулировать. А если нет — то «вероотступник». Кому-то очень нужно, чтобы мусульмане не рассуждали, не думали, а были готовы выполнить любой приказ.

Посмотрите на этих, внешне симпатичных, девчушек, повязанных «поясами шахида». В прессе промелькнуло сообщение, что находящиеся в них взрыватели могут быть включены как самими «шахидками», так и извне — замкнуть два контакта в радиоуправляемом устройстве очень просто. По свидетельству очевидцев, именно так глава бандитов в Беслане убил двух «шахидок» за их сомнение в праведности нападения на детей. Точно также можно включить в сознании человека механизм самоуничтожения, механизм вражды к людям. Что мы и видим на примере мусульманских экстремистов и так называемых скинхедов.

Кстати, первоначальный смысл слова «шахид» — это убитый в бою борец за веру. Но манипулированием сознания можно это понятие исказить до неузнаваемости, и назвать шантажистов, требующих независимости Чеченской республики — тоже шахидами. В Норд-Осте, Беслане — разве эти люди боролись за ислам, разве кто-то покушался на мусульманскую веру? Впрочем, сам Мохаммед называл воинов, умерших при ограблении торговых караванов — тоже шахидами.

Хадисы — это короткие сказания о поступках и высказываниях пророка. Однако, после смерти Мохаммеда число хадисов росло, как снежный ком, пока не накопилось более полумиллиона. Стали делить их на достоверные и недостоверные. Получилось соотношение 1: 5. Но если опираться не на пропагандистов слепой веры в Мохаммеда, а на объективных исследователей, то по-настоящему достоверных хадисов, хотя бы внутренне логичных, окажется еще меньше.

Сочинители хадисов заговариваются даже в том, как до них дошли эти рассказы. Востоковед Адам Мец из Швейцарии (1869-1917) выявил курьезы: некоторые хадисы были якобы переданы от сына отцу, от последующего поколения предыдущему (каждый хадис начинается с иснада — указания цепочки лиц, которые передали этот рассказ). Историк В.Бартольд в 1918 г. писал: «Недостоверность хадисов, как исторического источника, в настоящее время вполне установлена наукой; вместе с хадисами падает и сира» (сира — это жизнеописание пророка).

Мохаммед, как личность, достоин эпитета «великий» — он создал одну из мировых религий, до него не было примеров «конструирования» веры одним человеком. Он создал единое государство из разрозненных диких племен. Он прекратил дикие языческие обычаи, вроде захоронения живых детей и половой распущенности. Такая личность не могла не обрасти легендами и мифами. Но какими! Есть такая поговорка: не надо мне врагов, если у меня такие друзья. Люди, считавшие себя последователями Мохаммеда, рассказывают о нем так, что можно усомниться даже в его великих деяниях.

Как нам, скажем, отнестись к такой картинке:

«Авас ибн Малик передал, что однажды, когда Мухаммад играл вместе с другими мальчишками, к нему явился ангел, который схватил его, повалил на землю, рассек ему грудь, достал сердце, извлёк оттуда сгусток крови и сказал: „Это — удел Шайтана в тебе!“, а потом он промыл его сердце в золотом тазу водой Замзама, соединил его половинки и вернул на место. Анас сказал: „И я видел след шва на его груди“. (Сафи ар-Рахман аль-Мубаркфури. „Жизнеописание посланника Аллаха“).

Авас или Анас? Почему автор так уважительно относится к шайтану, что пишет это слово с заглавной буквы? Это — пока только подозрения в неправдивости. Конечно, ни одна религия не обходилась без притч, но нельзя же так дискредитировать героя! Далее идет рассказ о том, что Мохаммед в своей молодости, в 20 лет, участвовал в сражении. Но участие заключалось в том, что он лишь подавал стрелы дяде. Сейчас призывают в армию в 18, доверяют автомат Калашникова. Зачем же так позорить пророка? Зачем рассказывать, будто третьим человеком, принявшим ислам, был Али, которому в то время было всего 7-9 лет? Зачем нужно сочинять такое:

«Сообщается, что Халима (будущая кормилица Мохаммеда) приехала в Мекку в период недорода и сильной засухи. С собой она вела ослицу, которая плелась в хвосте каравана из-за слабости и истощения, а также верблюдицу, не дававшую ни капли молока. Кроме того, она везла с собой своего маленького сына, который плакал и кричал от голода ночи напролёт, не успокаиваясь и не давая заснуть своим родителям. Однако когда Халима поднесла Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к своему седлу и положила его к себе на колени, вымя верблюдицы само потянулось к нему, наполнившись молоком, и он напился досыта, а вместе с ним молока напился и её сын, после чего оба ребёнка заснули. Что же касается её мужа, то, подойдя к верблюдице, он обнаружил, что вымя её полно молока, и надоил его столько, что ему и Халиме хватило этого, чтобы насытиться и спокойно заснуть».

Мусульмане часто говорят об исламофобах, исламофобии. Она действительно существует в виде бесстыжей клеветы на ислам. Но для дискредитации мусульманской веры не надо исламофобов, если есть такие исламофилы:

«На следующее утро Пророк спросил: „Где Али?“ Ему сказали: „У него болят глаза“, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за ним, а когда его привели, посланник Аллаха поплевал на его глаза, воззвал к Аллаху, и боль прошла, будто ее и не было, а потом он вручил ему знамя». Или:

«Когда их караван остановился, к ним подошел один из известных христианских монахов по имени Бахира. Он обошел всех, кто прибыл с караваном, подошел к Мухаммаду, взял его за руку и сказал: „Это — господин миров, это — посланник Господа миров, которого послал Аллах как милость для миров!“ Люди спросили: „Откуда тебе это известно?“ На это он дал такой ответ: „Поистине, когда вы приблизились е этому горному проходу, все камни и деревья склонялись перед ним до земли, а они кланяются только пророкам!“

Камни склонялись. А христианский монах знал имя Аллаха, к тому же, считал Его Господом миров.

«Аль-Мугира утверждал, что он является самым последним человеком, увидевшим Пророка при погребении. Он рассказывал: „Я взял свой перстень, бросил его в могилу и закричал, что я выронил свой перстень. Между тем я бросил его намеренно, чтобы прикоснуться к Посланнику Аллаха и быть самым последним человеком, увидевшим Посланника Аллаха“.

В наше время на такого человека, устроившего бедлам при погребении, посмотрели бы с презрением, а тут он даже гордится совершенным.

О внешности пророка:

«У Пророка были крупные локти, плечи и колени, длинные предплечья, большие лучевые кости и широкие кисти и ступни. Руки его были мягче шёлка, прохладнее снега и благоуханнее мускуса. Он, благословит его Аллах и приветствует, был широкоплечим и не имел волос на груди и на животе, если не считать узкой полоски, доходившей до пупка и начинавшейся в верхней части груди. Что же касается рук, то они были покрыты волосами как изнутри, так и снаружи. Волосы у него росли также и под мышками, а спина напоминала собой слиток серебра».

Как видим, автор жизнеописания, считающий себя мусульманином, создает чуть ли не фельетонный образ пророка. Но зато «благословит его Аллах и приветствует», заглавная буква в начале слова «посланник» — все на месте.

 

Название суры составляют две буквы арабского алфавита. По преданию, первоначальное название было «Муса», т.е. «Моисей».

 

Моисей видит факел. Голос Бога. Важная миссия Мусы Встреча с фараоном. Отпусти народ мой. Бог создает сушу среди моря. Гибель фараона. Воспоминание об Адаме и Иблисе. Наставления.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ta — xa. Две буквы предваряют эту суру.

Посланник, не для того Мы отправили тебе Коран, чтобы ты стал несчастным. Это напоминание от Господа миров — тем, кто страшится Бога. Милосердный управляет всем — и небесами, и землёй. И тем, что между ними, и тем, что далее небес, и тем, что в глубине земли.

Если ты говоришь о чём-то громко, или таишь — Он знает всё. Нет иного Бога, кроме Него, который носит множество имён.

Дошёл ли до тебя рассказ о посланнике Мусе? На пути в Египет вместе со своей семьей он заблудился. Настала темень, ночь. Где же путь, по которому следует идти? И вдруг показался факел. Он приближался. Стойте здесь, — сказал Муса, — пойду навстречу, может, нас кто-то выведет на верный путь.

Он подошел к источнику огня. И видит: висит в пространстве факел, но его никто не держит, он над землёй парит. И тут Муса услышал голос: Муса, сними свою обувь, ты в священном месте, куда порой приходит Бог — в долине под названием Това, и Бог — над тобой. Мне ты поклоняешься, меня ты славишь в своих молитвах. Будь и дальше верен Мне. Тебя избрал Я среди тысяч Своим вестником. Я призвал тебя сюда для передачи важной вести: тебе Я поручаю освободить народ свой (евреи были в Египте бесправными рабами). Но сначала покажи, что у тебя в руке.

Посох, — отвечал Муса. — Брось его на землю, — приказал Господь. Муса бросил. Посох превратился в огромную змею и стал извиваться. Не бойся, — сказал Господь, — возьми её в руки, она снова станет посохом.

Так и случилось. Бог продолжал: ну а теперь руку подними и прижми к своему телу. Муса сделал это, и увидел, что рука его засияла светом, осветив пустыню.

Вот, — сказал Господь, — знамения эти говорят о том, что ты послан Мной. Держи путь в Египет. Иди к фирауну, и скажи ему, чтобы освободил из рабства народ твой.

Господи, — сказал Муса, — дай вздохнуть мне полной грудью, чтобы понять, как важна эта миссия, разреши мне взять с собой своего брата, он мне поможет, развяжи язык мне, чтобы я смог сказать там то, что надо (Моисей был косноязычен, поскольку в детстве обжег язык кусочком горячего угля).

Бог сказал в ответ: ты не помнишь — тебя в ковчеге, когда ты был еще маленьким, прибило к берегу, и тебя взяли во дворец. Ты не помнишь, кто тебя вскормил — это была родная мать твоя, помнишь ли, как спасся, когда не смог остановить себя и убил злодея? Потом долго жил ты в племени Мадйана. Мой выбор пал на тебя, так держите путь в Египет вместе с братом. Не забывайте обращаться в трудную минуту.

 

Заметки на полях: Моисей появился на свет в то время, когда египетские фараоны запретили еврейкам рожать. В это время произошел разлив Нила, египетские «полицейские» не могли добраться до жилища родителей Моисея, поэтому матери будущего пророка не трудно было скрыть свою беременность. Когда же Моисей родился, воды Нила вернулись в свое русло, дома ребенка держать стало опасно. И тогда был задуман рискованный план: новорожденного положили в небольшой ковчег и поместили на берегу Нила, у воды, причем там, где купалась дочь фараона (это по Библии, в Коране — жена фараона).

Моисей был очень красив, дочь фараона, ее звали Фермутис, воскликнула: Нил принес ребенка, как же несчастна мать, которая его потеряла! Она взяла ребенка к себе и стала искать кормилицу. Но тут — это была часть плана — к Фермутис приходит сестра Моисея Мариам и говорит, что знает такую кормилицу. Так и получилось, что Моисей был вскормлен материнским молоком, хотя и рос во дворце фараона.

В детстве он взял в рот кусок горящего угля, обжег язык, и всю жизнь был косноязычен. Получил блестящее образование. Как-то, еще молодым человеком, он увидел, как египтянин бьет еврея за какую-то провинность. Одним ударом кулака он убил египтянина. Это было наказуемо. Моисею пришлось бежать в арабское поселение Мадйан, где он женился и жил семь лет. Встреча с Богом произошла тогда, когда Моисей отправился с семьей из Мадйана в Египет проведать родителей.

Кораническое изложение этой истории отличается от библейского только деталями.

Моисей спросил: не причинит ли фираун нам зла? Бог ответил: захочет, но не сможет. Говори с ним по-хорошему. Иди!

…Фираун спросил: Муса, так кто же Господь твой? Тот ответил: это — единственный Господь, он и твой Господь, это Он управляет миром, небесами и землёй, он создал нас, создал плоды для пропитания, и солнце, и луну, и звёзды, и созвездия. Он создал нас из земли, и все мы вернёмся в землю, а потом Он воскресит нас и призовёт к себе. А к тебе у меня единственная просьба: отпусти народ мой.

Фираун спросил его: как ты докажешь, что это не выдумки твои, что ты — посланец Бога? Муса бросил оземь посох, и зашипела огромная змея. Вытянул он руку — и свет от руки ослепил глаза.

Фираун, увидев это, повернулся к своим людям и спросил: что это? Те сказали: это — колдовство, при чём здесь Бог, ты бог и есть (фараоны в Египте считали себя равными Богу). Фираун, эти хитрецы задумали плохое: они хотят забрать рабов, а государство от этого ослабнет. Позови ты наших колдунов, они им еще не то покажут.

Колдуны пришли, бросили свои жезлы и верёвки, и всё это превратилось в змей. Муса дрогнул, он почувствовал страх. Но Бог сказал ему: не бойся, ты — выше них! Осмелев, Муса швырнул в клубок шипящих змей свой посох, и змея Мусы поглотила их все без остатка.

Колдуны, увидев это, пали ниц, они вскричали: фираун, это — не колдуны, они пришли от Бога, пришли с повелением от Него, услышь их! А мы в их веру обращаемся, мы уверуем!

Фираун был в ярости: да как вы смели уверовать во что-то раньше, чем я приказал? Вы предатели, я вас четвертую!

Колдуны сказали: ты можешь лишить нас только этой, короткой жизни, а над вечной ты не властен. Мы просим Господа простить нас за наше ремесло, мы раскаиваемся и умоляем отвратить нас от геенны.

Бог внушил Мусе: выйди ночью с братьями и сёстрами своими, направляйся к морю. По воде и пойдёте прямо. Раздвинул волны Бог и проложил посреди моря путь. По нему рабы вышли из Египта. Великий был исход. Войско фирауна и он сам преследовали их со своим войском, но перед ними суша вновь покрылась волнами. Они и накрыли род фирауна.

О, сыны Израилевы! Мы спасли вас от фирауна. Вот вы собрались под горой. Мы ниспослали вам манну и перепелов. Ешьте то, что дал вам Бог, не преступайте границ дозволенного. Я милостив и прощаю тех, кто покаялся в грехах, кто уверовал в Аллаха, кто творит добро.

Муса пришёл на встречу с Богом. Всевышний огорчил его: Мы испытали твой народ, недолго он был благодарен. Ты ушёл, и сразу сбил с пути их самаритянин Шамаэль.

Myca вepнyлcя к cвoeмy нapoдy гнeвным и пeчaльным. Oн cкaзaл: о, нapoд мoй, рaзвe нe Гocпoдь спас вас от рабства, что же вы вызвали гнев Аллаха?

Они cкaзaли: нe нapyшали мы oбeщaния, нaм былo пpикaзaнo нecти yкpaшeния из золота, мы их принесли. А самаритянин отлил тельца, который замычал. Самаритянин нам сказал: это бог ваш и бог Моисея. В ответ Моисей вскричал: разве вы не видели, что он не отвечает вам, а мычит, и только лишь тогда, когда ему в пасть подует ветер?

Муса сказал Харуну: я тебя оставил здесь, чтобы соблюдал порядок, что же ты пренебрёг моим приказом, что же вмиг вы предали Бога? Потом обратился к самаритянину: а ты что скажешь, зачем ты это сделал? Тот ответил: золотой телец — святой: когда я выплавлял, бросил в золото горсть земли из-под копыт коня ангела Джебраила. Не суди меня строго, о Муса! Муса сказал: уходи, да будет тебе проклятьем неприкасаемость — никто не захочет касаться твоего племени, и вы не коснётесь никого. А твоего бога мы сожжем и развеем прахом.

Обратился Муса к своему народу: знайте, что нет иного божества, кроме Творца. Вы Его предали, впереди — расплата. Не только Бог, но и смертный человек вам скажет: неблагодарность — великий грех. И откуда у вас такая чёрствость?

Вот что случилось, посланник Мой, с Мусой и его народом. Эта история — вам в назидание: тот, кто предаст Аллаха — наказан будет. И в жизни на земле, и в дальней жизни, когда все будут собраны на суд. В этот день в прах превратятся горы, на их месте окажутся пустыни, побелеют глаза безбожников от ужаса. И пройдут они перед Богом молча, будет слышен только шорох их шагов.

В начале жизни на земле Адам, ваш предок, поддался сатане. Если бы не поддался — никогда его потомки не ощутили бы голода и боли, зноя и страданий. Но совратил его и его жену Иблис, и надкусили они тот плод. И постыдились обнажённости своей, и стали ткать из листьев дерева одежду.

Потом принял их покаяния Господь и повёл прямым путём. Но пришлось им жить уже во грехе и боли. Ослушавшись Аллаха, не строй иллюзии о райской жизни.

Так терпи же их слова, посланник, молись с утра до вечера. Не смотри на чужой достаток, которым Мы наделили для испытания иных. Удел Господа твоего богаче, вечен он. Научи и семью свою читать молитвы, будь терпеливей с ними. Только богобоязненные достигнут счастья.

Скажи, посланник, им: ждите, и мы тоже ждём, увидим скоро, чья дорога верная, а кто с дороги сбился.

 

Пророки

 

 

Коран — это разрозненные сны? Или просто стихи? О жизни и смерти. Разные судьбы, разные пути пророков. Бог един. Наставления пророку.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Приблизился расчет с людьми, но они небрежны. Они слушают слова Аллаха и забавляются, сердца их больны беспечностью. Посланник, ты увещаешь их и слышишь: ты такой же, как и мы, ты не ангел, зачем нам тебе верить?

Ты им говоришь: Коран ниспослал Господь, ему лучше знать, что творится на земле! Они отвечают: это твои разрозненные сны, ты поэт, это твои стихи. Если ты посланник — покажи нам чудеса, как это делали первые пророки.

Что ж, не верьте. Сколько погублено не уверовавших людей, и вы там будете. Мои посланники — не ангелы, это люди, такие же, как все, они тоже могли погибнуть. Но Мы спасли их, и тех, кого желали, а преступивших — погубили.

Всевышний создал небеса и землю не просто так, но для людей, чтобы род их не угас. Чтобы жили не во лжи, а в истине. Истина, в конце концов, побеждает ложь. А тот, кто насаждает ложь, оказывается поверженным. Борцы за истину не устают сражаться. Они превозносят Бога, который и есть носитель истины. Они не поклоняются божкам, возникшим на земле, хвалу возносят единственному Богу — огромной силе, что управляет миром. Но есть много и таких, что не хотят знать истины о том, что Бог един, и Он — единственный.

Когда-то небо и земля между собою были слитны, Бог их разделил. Он создал сначала воду, а из неё — всё живое. Бог поставил горы на земле, чтобы прекратились колебания (горы возникают в результате сейсмической активности Земли, в результате чего эта активность уменьшается, «колебания» прекращаются), а среди гор провёл расщелины, как дороги для людей. Бог создал купол над головой у человека — охраняющую крышу (атмосфера защищает людей от метеоритов, сжигая их по пути на Землю).

Сотворил Он солнце и луну, плывущие по небу, вечно сменяющиеся ночь и день, и смертного, не вечного человека.

К каждому приходит смерть не случайно — от того и в тот момент, как предписано. В жизни человек проходит испытания добром и злом, богатством, бедностью, радостью и огорчениями — а потом держит путь к Аллаху.

Тот, кто не верует — не понимает этого, живёт одним мгновением. Хватает в суете все радости бытия, не зная, что вся жизнь предначертана Всевышним. Такие и обращаются к тебе с насмешкой: это

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...