Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законность и дисциплина в сфере государственного управления и его виды.




Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями. Данный конституционный принцип закреплен в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и означает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность основывается на следующих принципах:

1) верховенство Конституции РФ и законов (ст. 4 Конституции РФ), то есть обязательное исполнение и соблюдение на территории РФ Конституции и законов, которые должны быть первичными; подзаконные акты производны от них, следовательно, принимаются в соответствии с законами и во их исполнение;

2) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законы определяют общие правила поведения, подзаконные акты конкретизируют указанные предписания с целью решения поставленных задач при осуществлении деятельности. В этих случаях целесообразность действий не должна выходить за рамки закона. Деятельность, осуществляемая не в рамках закона, неприемлема и противоправна;

3) гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это достигается путем создания условий (гарантий) для реализации прав и свобод гражданина и человека. Гарантированность прав и свобод личности связана с гарантиями законности: политическими, экономическими, социальными и правовыми (юридическими);

4) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае нарушений.

Государственная дисциплина – это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает основой дисциплины. Такая деятельность направлена на:

8. недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актахи которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

9. на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

10. на установление причин и условий, им способствующих;

11. на разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины;

12. на привлечение к юридической ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.

В РФ в целях обеспечения точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов:

1) организационно-правовых методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

2) организационно-структурных формирований (государственных органов и общественных объединений).

Обобщенно эти методы определяются как способы обеспечения законности.

Различают следующие способы обеспечения законности:

а) контроль;

б) надзор;

в) контрольно-надзорная деятельность.

Контроль –это функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности. Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Сущность и назначение контроля:

1) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта

2) наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

3) получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

4) принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

5) выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

6) принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Виды государственного контроля:

• В зависимости от объема контрольной деятельности:

• Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки и принятия таких решений;

• Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых государственными органами, гражданами и их объединениями.

• В зависимости от положения контролирующего субъекта:

• Внешний контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.

• Внутренний контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем органа, предприятия или организации самостоятельно, либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа – например, Комиссии контроля в политических партиях или Службы собственной безопасности правоохранительных органов.

• В зависимости от периода, когда осуществляется контроль:

• Предварительный контроль – осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный контроль может осуществляться перед регистрацией политической партии в качестве юридического лица в целях проверки соответствия политической партии действующему законодательству;

• Текущий контроль – осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа – например, проверка соответствия предприятий общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим состоянием эксплуатируемых средств общественного транспорта.

• Последующий контроль – осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Оцениваются не только соответствие решения или действия требованиям действующего законодательства, но и целесообразность, обоснованность и эффективность предпринятых действий. Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователя в ходе проведения следствия по уголовному делу.

• В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный контроль, различают: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Надзор – это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.

Надзор в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.

Функции по контролю и надзору возложены на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в организационно-правовой форме федеральной службы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...