Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предполагаемый круг пользователей и работа с книгой




 

Поскольку структура основного курса финансового менеджмента может в значительной степени варьировать в зависимости от учебного плана вуза, существует несколько альтернативных способов работы с этой книгой.

1. В университете Флориды студенты проходят начальный курс финансов, за которым следуют два курса, посвященные инвестициям и рынкам капитала, а затем основной (и заключительный) курс «Корпоративные финансы», где и используется данная книга. Поскольку студенты достаточно хорошо знакомы с основными концепциями, главная задача данного курса состоит в том, чтобы расширить их знания в области финансового менеджмента и дать им представление о сложности тех решений, которые приходится вырабатывать на практике финансовым менеджерам. Авторы этих строк, начиная работу со студентами, используют главу 1 в качестве введения в курс, а затем отводят по одному дню на каждую из глав 2-5; студенты прорабатывают материал этих глав и мини-ситуации, приводимые в конце каждой главы; предлагаемые ими решения обсуждаются на занятиях. Лекционный курс как таковой начинается с главы 6 и охватывает главы 6-13, 17-23. Кроме того, мы рассматриваем одну-две темы из числа «специфических вопросов»; выбор этих тем определяется нашими интересами на данный момент и текущей экономической ситуацией.

Как правило, наши лекции представляют собой разборы мини-ситуаций к соответствующим главам. Такой метод работы стимулирует возникновение вопросов и дискуссий. Обычно разбор одной мини-ситуации занимает примерно два часа, и именно такова установленная нами продолжительность лекции. Иногда мы заканчиваем разбор на 5-10 минут раньше установленного срока, и, если у группы нет вопросов, мы попросту отпускаем ее, отвечая, однако, на индивидуальные вопросы по данному материалу. Однако чаще бывает так, что мы не успеваем исчерпать изучаемую проблему в отведенное время, и в таких случаях мы либо заканчиваем разбор на следующей лекции, либо предлагаем студентам завершить работу по данной теме самостоятельно, а сами переходим к следую­щей теме.

Кроме того, мы предлагаем для разбора 10-12 типовых ситуаций, над ко­торыми студенты работают группами по три-четыре человека в каждой группе; результаты их работы рассматриваются на занятиях. Отсутствовавшие на за­нятиях студенты также объединяются в группы и обязаны представить свои письменные разборы ситуаций и принять участие в их обсуждении. Поскольку экзаменационный материал у нас в значительной мере связан с рассмотренными мини-ситуациями и типовыми ситуациями, у студентов есть стимул для работы над данными заданиями и для активного их обсуждения на занятиях. Такой метод работы доказал свою эффективность — как мы, так и другие препода­ватели добивались превосходных результатов в усвоении студентами материала при относительно небольших затратах времени на подготовку. Некоторые из наших аспирантов, ранее не имевшие опыта преподавания этого предмета, сле­дуя нашей методике, самостоятельно проводили данный курс со студентами и также добивались превосходных результатов.

2. В учебных планах некоторых вузов основной курс «Корпоративные фи­нансы» следует непосредственно за первым, и студенты приступают к его прохо­ждению, еще не изучив финансовые рынки и теорию инвестиций. В этом случае могут иметь место два подхода.

а. Если преподаватель хочет сделать упор на основополагающие понятия теории финансов, которые имеют не менее важное значение и для теории инве­стиций, он может провести на занятиях подробный разбор материала глав 1-5. При подобном подходе студенты получают солидную подготовку по таким те­мам, как «Эффективные рынки», «Риск и доходность», «Оценка облигаций, акций и опционов», однако остающееся учебное время недостаточно для изуче­ния 24 остальных глав. Ввиду этого преподаватель будет вынужден отобрать для дальнейшего изучения те темы, которые представляются наиболее важными с позиций данного учебного плана.

б. Некоторые преподаватели могут предпочесть уделить основное внимание тем темам, которые имеют непосредственное отношение к управлению финан­сами корпораций в узком понимании этого термина. В данном случае будет ло­гичным исходить из того, что основные принципы, излагаемые в I части настоя­щей книги, в общих чертах известны студентам благодаря начальному курсу и, следовательно, не должны рассматриваться на занятиях, по крайней мере, пер­воначально. По сути дела, при таком подходе курс начинается с главы 6 и охва­тывает только вопросы управления финансами корпораций. Разумеется, в ходе рассмотрения процесса выработки решений финансовыми менеджерами по мере необходимости будут затрагиваться и фундаментальные концепции. Основные различия между двумя этими вариантами заключаются в расстановке приорите­тов: в первом варианте приоритет отдается изучению теоретических концепций риска, доходности и стоимости как таковых, а во втором варианте они рассма­триваются в минимальном объеме — лишь настолько, насколько это необхо­димо для понимания процесса принятия решений в сфере финансового менедж­мента.

 

Структура книги

 

Начальные главы — с 1-й по 5-ю — посвящены теоретическим основам фи­нансового менеджмента, а также повторению таких тем, как анализ риска и основные концепции стоимости с введением дополнительного материала по этим темам. Далее в главах 6-10 анализируются инвестиционные решения фирмы начиная с понятия цены капитала. Затем в главах 11-13 мы рассматриваем политику капитала и стратегию выплаты дивидендов. Главы 14-17 посвящены различным типам долгосрочного капитала. После этого появляется возмож­ность исследовать последствия различных видов решений, и мы переходим к финансовому анализу и планированию (главы 18 и 19). Главы 20-23 посвя­щены тактическим оперативным решениям, или краткосрочному финансовому менеджменту. Наконец, заключительные шесть глав книги посвящены специфическим аспектам финансового менеджмента.

Данная структура соответствует сложившемуся построению нашего учебного курса в университете Флориды. Однако, поскольку отдельные разделы и главы книги представляют собой своеобразные «модули», порядок изучения тем может быть изменен без особых затруднений.

 

Вспомогательные материалы

 

Как студенты, так и преподаватели при работе над курсом могут воспользоваться следующими пособиями.

1. Руководство для преподавателя. Преподаватели, решившие вести учебный процесс на основе этой книги, могут получить всеобъемлющее методическое пособие, в котором приводится примерная программа курса, образцы лекций по каждой главе, включающих как разбор мини-ситуаций, так и решения всех приведенных в книге задач.

2. Наглядные пособия. Издательство «Dryden Press» предлагает комплект из более чем 100 наглядных пособий, иллюстрирующих мини-ситуации, на основе которых строится лекционный курс.

3. Учебные пособия. И авторы, и рецензенты обнаружили, что даже во время изучения основного курса «Корпоративные финансы» многие студенты нуждаются в учебном пособии, которое: а) содержало бы резюме основных положений каждой главы учебника и б) давало бы возможность применить эти положения для решения относительно кратких, четко сформулированных задач с немедленной проверкой правильности решения. Такое пособие для настоящего издания учебника может быть заказано через книжные магазины.

4. Экзаменационный материал. Имеющийся материал насчитывает более 800 проверенных на практике многоплановых вопросов и задач, а также темы для письменных работ. Материалы могут быть предоставлены как в виде книги, так и на дискетах — в форме оригинального банка данных или в Word Perfect. Вопросы для каждой главы сгруппированы по типам (вопросы, задачи, темы работ), темам и степени сложности.

5. Сборники ситуаций. В качестве приложения к данному учебнику могут использоваться несколько сборников. Во-первых, авторов данной книги (Brigham E. F., Gapenski L. С. Cases in Financial Management. 2nd ed. Dryden Press, 1993) — сборник, содержащий 41 типовую ситуацию, которые paзработаны специально для данного курса. Далее, модули А, В и С из нашего задачника «Cases in Financial Management» — каждый содержит 12 ситуаций, взятых из основного сборника и иллюстрирующих некоторые из наиболее важ­ных решений, принимаемых финансовыми менеджерами. Модули имеют схо­жее содержание, так как рассчитаны на использование при изучении различных разделов одного и того же курса. Хотя данные ситуации могут использоваться и без применения электронных таблиц, большинство из них рассчитано на то, чтобы продемонстрировать, как электронные таблицы могут помочь финансо­вым менеджерам повысить эффективность принимаемых решений. Наконец, сборник ситуаций гарвардского типа (Harrington D. Case Studies in Financial Decision Making. Dryden Press, 1989).

6. Дополнительная литература. В качестве дополнительной литературы можно рекомендовать целый ряд книг, в том числе Рамона Е. Джонсона и Фи­липа Кули (Johnson R. Е. Issues and Readings in Managerial Finance. 3rd. ed. Dryden Press, 1987; Cooley Ph. L. (Ed.). Advances in Business Financial Manage­ment: A Collection of Readings. Dryden Press, 1990).

7. Литература по микрокомпьютерам. Учебное пособие для студентов (Brigham Е. F., Aberwald D. A., Gapenski L. C. Finance with Lotus 1-2-3: Text and Models. Dryden Press, 1992) позволяет научиться использовать Lotus 1-2-3 для создания финансовых моделей. Эта книга ведет студента от форматирования и копирования дискет к разработке подпрограмм и другим сложным процедурам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...