Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ти, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления.

У истоков такого понимания сущности коррекционной педаго­гики лежат взгляды выдающихся отечественных педагогов начала XX века (П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, В.Н. Со-рока-Росинского, С.Т. Шацкого), посвятивших себя воспитанию исключительных (поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы) детей. То есть в качестве предмета коррек­ционной педагогики, являющейся составной частью специальной педагогики, следует рассматривать отклоняющееся развитие и по­ведение детей.

Несколько по-иному определяет коррекционную педагогику Г.Ф. Кумарина. Она подчеркивает, что коррекционная педагогика — самостоятельная отрасль педагогического знания, выделившаяся на грани общей и специальной педагогики. Объектная область кор­рекционной педагогики — ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявля­ются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены фак­торами, связанными с органической этиологией, явления социаль­но-психологической, школьной дезадаптации. Ее важная задача — обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возмож­ных причинах возникновения ситуаций и состояний риска у детей, о способах их педагогического выявления, предупреждения и уст­ранения, о возможных методах оздоровления условий воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятель­ности, способной противостоять негативным тенденциям.

А.Д. Гонеев тоже отмечает пограничное положение коррекцион­ной педагогики в структуре педагогической науки. С его точки зре­ния, в качестве объекта коррекционной педагогики следует рас­сматривать личность ребенка, имеющего незначительные отклоне­ния в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школь­ную адаптацию. Апеллируя к определению объекта коррекционной педагогики, сформулированному С.А. Беличевой (1992), он уточня­ет, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имею­щие четыре «Д», т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio — лише­ние), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des... — от..., нарушение, лат. adapto — приспособление) и проявля­ющие девиацию (лат. deviatio — отклонение) в поведении.

Существует еще один подход к пониманию сущности коррек­ционной педагогики, который нашел отражение в работах Н.Н. Ма-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

лофеева, Б.П. Пузанова и других исследователей. Они заменяют педагогической дефиницией «коррекционная педагогика» существо­вавшее ранее понятие «дефектология» и соответственно этому в рам­ках коррекционной педагогики разрабатывают проблематику детей с нарушениями в психофизическом развитии.

Н.М. Назарова на страницах учебного пособия «Специальная пе­дагогика» вносит определенную терминологическую ясность в сло­жившуюся ситуацию и пишет о том, что на протяжении семидесяти лет в нашей стране использовался термин «дефектология» в каче­стве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Парал­лельно термину «дефектология» и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой тер­мина «специальная педагогика» и «специальная психология». На рубеже 80-х и 90-х гг. XX века, с изменениями в социально-поли­тической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектоло­гия» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология преврати­лась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей. Возникла необ­ходимость четкого определения места дефектологии в системе наук, а именно — в структуре педагогики. К тому же развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической прак­тикой со всей очевидностью показало абсолютную неприемлемость и негативное отношение к термину «дефектология» за рубежом.

Случившийся в силу этого поспешный перенос используемого в медицине и психологии термина «коррекция» на всю сферу специ­альной педагогики в качестве альтернативы понятию «дефектоло­гия», появление в 90-е гг. термина «коррекционная педагогика» привели к тому, что вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, ее сущностный смысл, были сведены к коррекции (исправлению). В период введе­ния термина в широкое профессионально-терминологическое поле не был проведен необходимый анализ существующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употребительных, корректных, ней­тральных терминов. Между тем педагогическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика».

Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвест­ным и широко употребительным среди зарубежных специалистов. Как и «дефектология», он заставляет нас оставаться в «диагноз-ном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция).

Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, при­знание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе524

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...