Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методология этнопсихологии.




В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса (этногенеза), долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, тогда они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами этнопсихологии. В статические компоненты включают психический склад этноса и этническое сознание. Динамические компоненты представлены этническими чувствами и этническими вкусами.

Психический склад этноса — это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из следующих элементов:

o этнический характер;

o этнический темперамент;

o этнические традиции и обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого.

Этнический характер и специфичен и типичен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества.

Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности.

Во-вторых, специфические психологические качества, так или иначе, доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но, ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.

Следующий элемент психического склада этноса — этнический темперамент, как бы внешнее выражение этнического характера. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.

Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций.

Этнические обычаи – это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Этнические традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Другим статическим компонентом этнической психологии является этническое сознание.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По критерию направленности сознания представителей этнической общности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида:

1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этнической общности,

2) осознание других этносов, т. е. восприятие, представление и понимание особенностей других этнических общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия.

Этническое самосознание является наиболее устойчивым элементом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общности происхождения, языка, культуры и быта еще при первобытнообщинном строе как самосознание рода, племени к существует до настоящего времени.

В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференцирования его от других этнических общностей, противопоставление «мы» и «они».

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает» формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – это осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры; это понимание своего места в сложном социальном мире. В отличие от филогенетически устойчивого этнического самосознания, которое в истории этноса не прерывается ни на секунду, этнологическое самосознание дискретно. Дискретный характер означает, что на определенном этапе этногенеза у этнической общности появляется актуальная потребность в создании собственного общества, собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание и заставляет наиболее активных представителей этноса теоретически обосновывать необходимость создания независимого государства и политически действовать в этом направлении. Поэтому этнологическое самосознание формируется не на обыденном уровне сознания, а на теоретическом.

А теперь перейдем к рассмотрению динамических компонентов этнической психологии – этнических чувств и этнических вкусов.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется двумя группами факторов.

Во-первых, современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степень выраженности этнических чувств прежде всего сказываются межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития.

Во-вторых, историческим прошлым народа.

Этнический вкус — это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода.

Эти явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура.

Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реальной жизни общечеловеческое проявляется в национальной форме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне рамок национальной культуры.

Говоря образно, вся культура человеческой цивилизации – это огромная художественная галерея, на стенах которой развешены уникальные картины национальных культур.

 

О предмете современной этнопсихологии

 

Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные науки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытекает из этимологии самого термина «этническая психология». Поэтому определение предмета этнической психологии требует анализа задач, решаемых этими науками, с учетом фактора их взаимодействия. Этнологи, изучая проблему происхождения и развития этносов, отмечают, что в качестве этнической общности может выступать всякая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой.

В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Реальная этническая общность, определяемая Л. Н. Гумилевым как «динамическая система», включает в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседними этносами.

Антропологи обращают внимание на то, что особенности этнических общностей не следует смешивать с расовыми признаками, тем более что расовые и этнические границы совсем не совпадают, хотя часто внешний облик представителя той или иной этнической общности может быть показателем в оценке его этнической принадлежности.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования этноса рассматривают язык как своеобразную копилку исторического опыта народа.

Этнокультурологи определяющим фактором формирования этнопсихологических свойств считают культурную среду.

Этносоциологи подчеркивают, что этническая специфика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи «межпоколенного» социального опыта народа.

Но все-таки, важнейшая задача этнопсихологии состоит в изучении связей между внутренним, психическим миром человека и миром внешним, предметным, социальным, этнокультурным, но только не абстрактного человека в абстрактном обществе, а конкретного человека в конкретной среде, специфичной в этническом отношении. Именно очевидность подобных связей способствовала возникновению как психологических, так и этнологических концепций, анализирующих соотношение психологических и этнокультурных переменных в развитии социума.

Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л. С. Выготского, Г. Г. Шпета, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа – неоспоримая реальность.

Когда психологи говорят о психологии народа (этноса), то имеют в виду отражение множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. Исследование этнических особенностей осуществляется при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность, описывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматривается как бы через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий – все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания» или особенности тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ или стереотип как специфическая национальная норма поведения.

В качестве основной составляющей предмета этнической психологии мы выделяем этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах.

Еще одним социально-психологическим образованием, которое выступает в качестве предмета этнической психологии, являются этнические экспектации.

В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадекватность этнических экспектации служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической «почве». Поэтому становление этнических экспектации, их динамика должны быть предметом этнопсихологического изучения.

Итак, предмет этнической психологии в его социально-психологическом аспекте составляют этнические стереотипы, диспозиции и экспектации взаимодействующих субъектов, которые и выступают этническими детерминантами человеческого поведения.

 

Классификация методов, используемых в этнической психологии.

 

Эмпирическая этническая психология предполагает изучение общего и отличного в психологических параметрах личности и деятельности представителей разных народов. При этом, если объектом этнопсихологического исследования могут быть представители различных этносов, то предметом – различные этнопсихологические феномены (например, этническое самосознание, стереотипы, традиции, обычаи) или их совокупность, или же специфика различных сфер этнической психики: мотивационной, интеллектуально-познавательной, волевой, коммуникативно-поведенческой и т.д. Может исследоваться специфика проявления национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в различных видах деятельности (например, трудовой, учебной, боевой).

Измерение этнопсихологических параметров может осуществляться в рамках сравнительно-культурного подхода (кросс-культурного), предполагающего сравнение особенностей в психической деятельности у разных народов, и в рамках так называемого стандартного этнопсихологического исследования, не предполагающего осуществления межкультурного сравнения.

Кросс-культурное этнопсихологическое исследование представляет из себя исследование психологических и социокультурных особенностей людей, относящихся к различным нациям (культурам) и проводимое параллельно. При этом изучаются сходства и различия в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также изучение современных изменений этих различий.

Считается, что впервые кросс-культурное этнопсихологическое исследование было проведено английским ученым У.Риверсом в 1901-1905 годах, который изучал особенности восприятия у жителей острова Мэррей и аборигенов племени тода в проливе Торреса (между Новой Гвинеей и Австралией). Исследование, оказавшееся в центре внимания ученых всего мира, повлекло за собой множество аналогичных работ по изучению самых разнообразных этнопсихологических феноменов.

Однако сейчас уже известно, что подобные кросскультурные исследования проводились в конце 19 века и в России под руководством профессора П.И.Ковалевского в Харьковском университете. Его ученик А.Н.Игнатов в это время провел экспериментальное исследование психофизиологических реакций с учетом социально-демографических особенностей, одной из них была национальность испытуемых. Он подобрал две группы молодых образованных людей – русских и евреев и провел сравнительное межэтническое исследование. Результаты этой работы были опубликованы в 1890 году. Поэтому можно предполагать, что это было первое кросс-культурное экспериментальное исследование не только в России, но и в мире.

С того времени и по наши дни в мире были проведены многие десятки, если не сотни, самых разнообразных этнопсихологических исследований в рамках сравнительно-культурного подхода. Только в начале 70-х годов в Директории кросскультурных исследований и исследователей значилось уже более 1тыс. ученых из 65 стран мира. Некоторые из кросскультурных исследований были весьма масштабны, как по охвату исследуемых этносов, так и по числу представителей этих этносов, выступавших в качестве испытуемых.

Общей для всех кросскультурных этнопсихологических работ была только исходная схема построения. В зависимости от целей исследования (выявление специфики познавательных процессов, или эмоционально - во-левой сферы, или личностных характеристик) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического и этнографического арсенала, адекватная поставленным задачам. С помощью этих методик проводится сравнительное исследование психологических параметров личности и деятельности представителей двух или более этнических общностей. Результаты исследования сопоставляются и анализируются. При этом в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь, акцент может делаться либо на поиске различий в результатах, либо на подчеркивании сходства существенных параметров.

Для этих двух ориентаций в 1954 году в западной этнопсихологии были введены два специальных термина – emic - ориентация на культурно-специфические исследования и emio – ориентация на универсальные, общечеловеческие психические явления.

В СССР начало кросскультурных исследований приходится на 70-80-е годы. Так, например, Дробижевой (ныне директора Института социологии РАН) и Старовойтовой было проведено кросскультурное этнопсихологическое исследование кабардинцев и балкарцев. В частности, выявлялись интересы опрашиваемых, некоторые стереотипы, традиции и обычаи кабардинцев и балкарцев. В исследовании применялся метод анкетного опроса.

Серьезное кросскультурное исследование в виде докторской диссертации было проведено во второй половине 80-х годов военным психологом Крысько. Анализировалась специфика проявления национально-психологических особенностей американцев, немцев, японцев и израильтян в индивидуальном и групповом поведении на поле боя, их морально-боевые качества. При этом использовались различные методики, однако основным методом стал контент-анализ.

Примером другого большого кросскультурного исследования, проведенного в 1994-1995 годах, является социально-психологическое исследование Н.М. Лебедевой «Новая русская диаспора». Исследование проводилось на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Закавказье и Прибалтике.

Эта работа также является кросс-ультурной поскольку исследовались не только этнопсихологические характеристики русских, проживающих в этих странах, но и представителей «титульных» этносов – эстонцев, литовцев, белорусов, украинцев, армян, азербайджанцев и т.д. (заметим, что в частности, исследовались авто - и гетеростереотипы). При выборе объектов изучения автор исследования руководствовался тем, чтобы здесь были представители как представители коллективистской культуры (казахи, узбеки, украинцы, белорусы, русские) и индивидуалистической культуры (литовцы, эстонцы).

При проведении кросскультурных этнопсихологических исследований, несмотря на их кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед этнопсихологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов, так каждая из методик создается в определенной стране и изначально предназначена для исследования специфических для данного этноса психологических явлений. Поэтому исследователю приходится задумываться, а приемлемо ли использование той или иной методики в других странах? Что нужно сделать, чтобы используемый экспериментальный материал был, с одной стороны, понятным и доступным представителям разных этнических групп, а с другой – максимально идентичным. Например, в одном из американских тестов на интеллект есть вопрос «Что общего между скрипкой и фортепьяно». Понятно, что такой вопрос предполагает наличие понятия о скрипке и фортепьяно и рассчитан на представителей среднего класса западного общества, но никак не на представителей других культур (например, на пигмеев Центральной Африки или аборигенов Австралии).

Во-вторых, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять национально-психологические особенности, например, своей и чужой нации. Или же он имеет право изучать и сравнивать этнопсихологические параметры тех этнических групп, к которым сам не принадлежит.

В-третьих, существует и проблема коммуникации. Смогут ли испытуемые и исследователь адекватно понимать друг друга и будут ли полученные результаты избавлены от погрешностей, вносимых в коммуникацию представителями разных культур?

На наш взгляд, кросскультурные этнопсихологические исследования интересны тем, что они позволяют наиболее рельефно показать специфику проявления этнопсихологических феноменов, степень их выраженности у представителей различных этносов.

Окончательно утвердившись в выборе вида этнопсихологического исследования, автор переходит к его непосредственной подготовке, которая предполагает разработку программы исследования.

Программа этнопсихологического исследования должна содержать всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения того или иного этнопсихологического феномена или их совокупности. Только продуманная во всех своих составных частях, программа этнопсихологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом исследования.

Программа этнопсихологического исследования должна включать в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

методическая часть - формулировку и обоснование проблемы, определение объекта и предмета исследования, указание цели и задач исследования, формулировку гипотезы. В этой части особо хочу обратить ваше внимание на проблеме объекта и предмета исследования.

Если объект этнопсихологического исследования однозначен - это представители того или иного этноса (русские, американцы, арабы), то вариантов предмета исследования может быть множество. Им могут быть отдельные этнопсихологические феномены (например, национальное самосознание, национальные стереотипы, национальные установки, ценностные ориентации и др.), их совокупность или специфика различных сфер национальной психики: мотивационной, интеллектуально-познавательной, волевой, коммуникативно-поведенческой.

Может исследоваться, как уже говорилось, специфика проявления национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в различных видах деятельности.

Методологическая часть включает в себя определение исследуемой совокупности представителей этноса, характеристику используемых методов сбора первичной этнопсихологической информации, логические схемы ее обработки. В методологической части важнейшим вопросом является выбор конкретных методов исследования.

Все имеющиеся эмпирические методы то есть собственно методы психологических измерений в этнопсихологии, по классификации академика Б.Г.Ананьева, можно разделить на пять групп:

- обсервационные методы (методы наблюдения);

- диагностические методы (опросы, тесты);

- экспериментальные методы;

- биографические методы;

- праксиметрические.

Рассмотрим некоторые из наиболее популярных эмпирических методов изучения этнопсихологических феноменов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...