Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные отношения. Община.

Общая характеристика

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории древнего мира, в который включа­ется также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «клас­сической древности». Что объединяет общества Древнего Во­стока, Греции и Рима? Прежде всего тот важнейший факт, что все они возникли из примитивного первобытного строя, господ­ствовавшего в течение многих сотен тысяч лет, характеризующегося беззащитностью человека перед лицом природы, родовыми отношениями, элементарным уровнем вы­живания, неразвитым логическим и абст­рактным мышлением. В разных экологи­ческих условиях древневосточные народы, древние греки и римляне по-разному реша­ли тяжелейшую проблему выживания, при­способления к окружающей среде и создавали свою цивилизацию. Именно со­здание цивилизации как нового этапа раз­вития человеческих обществ означало завершение длительного периода первобыт­ности и вступление человеческого общества на путь стремительного прогресса во всех областях человеческого бытия, само выде­ление истории Древнего Востока, Греции и Рима как особых комплексов.

Можно выделить шесть главных при­знаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение об­щества (вместо присваивающего и, следо­вательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2) создание института частной собст­венности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление воз­можности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появление особого органа, регулиру­ющего социальные отношения и конфлик­ты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общи­нах отношения регулировались или по обы­чаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появление города как хозяйственно­го, административного, военного и культур­но-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов реги­она, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным орга­низатором прогресса общества;

5) возможность монументального стро­ительства, создание поражающих вообра­жение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, цар­ских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирова­ния ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству чело­веческую речь с содержащейся в ней инфор­мацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового мента­литета, гигантский скачок в области мате­риальных и интеллектуальных возможнос­тей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с ве­ликими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых клас­совых обществ и государственных образо­ваний в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и закан­чивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македон­ские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Во­сток, Иранское нагорье, южную часть Сред­ней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македон­ского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древ­ней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя ис­тория этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древ­нему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячеле­тий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простира­ется с запада на восток от современного

Туниса, где располагался Карфаген, до со­временных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнееги­петское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие госу­дарственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригий­ское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государст­венные образования Средней Азии, госу­дарства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

Природные условия. Особенности эко­номики.

Природные условия различных тер­риторий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зи­мой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бас­сейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранили­щах с последующим орошением земель че­рез систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с на­воднениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Поселившимся здесь людям нужно бы­ло приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассей­нов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициа­тиву живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использо­ванию имеющегося сырья, применению но­вых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружа­ющих долины Евфрата и Тигра, на Абис­синском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало яч­меню, пшенице, просу, рису и другим зер­новым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному ското­водству.

Вместе с тем в аллювиальных долинах, какправило, было мало камня, строитель­ного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), необходимых для нормальной хо­зяйственной жизни. Эти виды сырья, на­против, имелись в горных районах, пус­тынях и нагорьях, соседствующих с доли­нами крупных рек. Поэтому уже с IV тыся­челетия до н. э. были установлены контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты нередко превращались в гра­бительские войны, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ре­сурсов и продуктов или включение терри­торий с источниками сырья в государство завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов ве­ликих рек также территории пустынь и на­горий.

Социальные отношения. Община.

Бла­гоприятные возможности для жизни чело­века в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к быстрому развитию производи­тельных сил, возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселках сосредоточивается большое число людей, здесь уже в IIIтысячелетии до н. э. появля­ются внушительные по размеру обществен­ные сооружения, оборонительные стены Для защиты от нападений врагов, т. е. воз­никают города.

Город — принципиально новое явле­ние в истории того времени; он становится Центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное произ­водство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также и соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, ирригационно­го земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для из­готовления орудий труда, оружия и предме­тов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии челове­ческого общества на Древнем Востоке. Ре­зультатом этой революции явилось разло­жение примитивных первобытнообщин­ных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее од­нородного родового общества на прослой­ки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сороди­чей. Появляется новый социальный инсти­тут — рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития об­щества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как лишних едоков, а превращали в рабов, т. е. лишали всех прав и принуждали к труду. Основной функцией раба становится работа на своего господина. Рабство усложнило имущест­венную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинни­ков разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и дегра­дирует до положения рабов.

Количество рабов, пополняемое из са­мых различных источников, постоянно рас­тет. Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в го­сударственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди — подневоль­ные работники, близкие рабам.

В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких свободных про­изводителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс небыл монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юри­дическому и бытовому положению, имуще­ственной состоятельности. Например, среди рабов имелись рабы-чужеземцы, при­равненные к вещи, и рабы-должники, со­хранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Класс мелких произво­дителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенно­стью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.

Наличие трех основных классов опре­делило сложный характер социальных вза­имоотношений в древневосточных общест­вах. Сохранились сведения о социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наи­более обездоленные слои класса свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствую­щего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между воен­ной и жреческой аристократией, жречест­вом и служилой знатью во главе с царем.

Довольно сложная классовая и соци­альная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного обще­ства по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замед­ленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это прояви­лось в застойном характере древневосточ­ной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разде­лении труда.

Важнейшей особенностью обществен­ного устройства на Древнем Востоке явля­ется существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за ис­ключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из ко­торых имела свою организацию и представ­ляла собой замкнутый мирок. Древне­восточные общины по происхождению вос­ходят к родовым общинам, однако по сво­ему содержанию, характеру и внутренней

структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на опреде­ленной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состо­яла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.

Внутри общин существовала имущест­венная и другая дифференциация, выдели­лись богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знат­ные общинники имели в своем распоряже­нии рабов. Несмотря на это община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Ус­тойчивость общинной организации, кол­лективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточ­ной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной сти­хией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государствен­ной администрацией, чтобы создать систе­му каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

Древневосточная деспотия.

Необходи­мость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию спе­цифической формы такой власти — неог­раниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивле­ния эксплуатируемых, поддержании обще­ственного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный ор­ганизатор системы искусственного ороше­ния, необходимой для нормальной хозяйст­венной жизни в стране. Активное вмеша­тельство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению много­численной администрации, организован­ной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, обще­ственное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рас­сматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственно­сти вряд ли применимо к государственной илицарской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современ­ном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находи­лась в наследственном владении многочис­ленных общин (а внутри общин распре­делялась между общинниками). Часть зем­ли раздавалась придворным, воинам, ари­стократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые по­винности. После выплаты налога и выпол­нения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее прода­жи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в ру­ках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие от­ряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйствен­ной и ремесленной продукции, других ма­териальных ценностей, получаемых непос­редственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специ­фическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно пре­одолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии по­степенно перерастали в ту или иную разно­видность древневосточной деспотии. Важ­ной особенностью древневосточной деспо­тии являлось особое положение главы госу­дарства — правителя-деспота. Царь считал­ся не только носителем всей полноты вла­сти: законодательной, исполнительной, су­дебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обо­жествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспо­тии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была раз­личной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неоди­наковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы госу­дарства, своего рода олигархические ре­спублики, например в ряде государст­венных образований Древней Индии, в не­которых городах Финикии.


 

Контрольные задания.

 

1. Объясните термины: брахман, буддизм, вайшьи, ван, варна, веды, вардум, даосизм, деспотия, жрец, зиккурат, зороастризм, иероглифическое письмо, индуизм, иудаизм, каста, клинопись, кшатрии, мушкенум, ном, шудра, раджа, сатрап, фараон, пирамида

2. Ответьте на вопросы: Почему древневосточные цивилизации носили название ирригационные? Как и почему сформировалась деспотичная власть? В какой древневосточной стране, кем и зачем был составлен первый свод законов? Определите роль рабов в древневосточном обществе? Почему важную роль для людей на древнем востоке играла религия? Что такое касты?

3.

4. Возникновение государства в долине Нила. Возникновение государства в Месопотамии. Возникновение и основные этапы развития письменности.

5. Экономика, общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона.

6. Старовавилонский период в истории Месопотамии. Экономика, общество и государства Вавилона по законам Хаммурапи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...