Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории эндогенного направления (биогенетический подход)




Ранние теории созревания. Теория Аристотеля, в которой понятие энтелехии (от греч. Entelecheia – завершение, осуществленность) выступает, как то внутреннее ядро, которое созревая, определяет развитие человек. Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 лет до 14 лет и третья – от 14 до 21 года.

Теория Я.А. Коменского: «ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен. Ребенок – это активная составляющая системы «субъект-среда», а внешняя среда выполняет всего лишь функцию подпитки процесса созревания. «Мы, - говорил он, - решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей». 1

Теория Ж.-Ж. Руссо. Её основная идея: человек определяется его природой; от внешней социальной среды зависит, насколько природа сможет развернуться и тогда воспитание выступает лишь как создание условий. Он создал первую развернутую периодизацию психического развития, основанную на собственных философских взглядах, не подкрепленную фактами и наблюдениями психического развития ребенка.

Первый период от рождения до двух лет – надо посвятить физическому развитию ребенка.

Второй период с двух до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию.

Третий период – целенаправленное обучение. Знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позже.

Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия – период бурь и страстей. Необходимо развивать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

К эндогенным теориям филогенетического характера, можно отнести теорию Ч. Дарвина: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная конституцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Теории этого, как и любого другого направления, достаточно разнородны, в разной степени обобщены и формализованы – от конкретных фактов и сделанных на их основе обобщений (А. Гезелл, Л. Термен) до теоретических схем.

Л.С. Выготский писал, что К. Бюлер выделил три ступени развития, в качестве которых выступали инстинкт, дрессура, интеллект, связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением от-

1. Коменский Я.А.: Хрестоматия по истории педагогики./ Под ред.М.Ф. Шабаевой. – М., 1981

ношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного действием. «Эти три ступени, идущие снизу вверх… верно и сообразно действительности отображают развитие в младенческом возрасте».1

В ходе эволюции поведения в целом отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Первый этап (уровень инстинктов) характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. «Инстинкт – самая низшая ступень и вместе с тем почва, на которой произрастает все высшее. И у человека нет ни одной области, ни одной духовной деятельности, которая как-нибудь

не опирается на инстинкт».1

На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». «Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки».2 Действительно, в течение первых шести месяцев жизни ребенок приобретает определенные навыки посредством упражнений, т.е. дрессуры.

Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. «Третья ступень в развитии поведения младенца характеризуется начатками интеллектуальной деятельности. … У ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интеллекта, наглядно-действенного мышления…».3 По К. Бюлеру, переход удовольствия «с конца на начало» - основная движущая сила развития поведения. Он перенес эту схему на онтогенез. Л.С. Выготский о теории К. Бюлера говорил, что «он предложил чрезвычайно удобную схему, которая позволяет систематизировать в генетическом отношении основные формы поведения животных и человека. Бюлер

 

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. - М., 2006

2. Указ. соч.. 3. Указ. соч.

придает своей схеме универсальное значение, прилагая ее к животным, ребенку и взрослому человеку». В этом универсализме и заключена ошибка, невозможно «единым законом охватить развитие животных и человека».1

Наиболее ранняя из собственно психологических теорий развития – концепция рекапитуляции, в рамках которой Э. Геккель (ученик Ч.Дарвина) сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), а американский психолог Ст. Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он считал, что если зародыш за 9 месяцев

повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита

Гетчинсоном (ученик Холла). Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

1 период (от рождения до 5 лет). Период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Своего максимума в развитии достигает в 3года.

2 период (с 4 до 12 лет). Период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими людьми, действия тайком, жестокость, составлении детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Основные черты проявляются в возрасте 7 лет.

3 период (с 9 до 14 лет). Период пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Пик приходится на 10 лет.

4 период (с 12 до 16 лет). Земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Пик падает на 14 лет.

 

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. - М., 2006

5 период (с 14 до взрослости). Промышленно-торговый. Максимальности достигает в 18-20 лет.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, т.к. созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального ребенка, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии обнаружилась сразу после ее создания, что в дальнейшем потребовало выработки новых идей. Но, несмотря на отчетливую ограниченность и теоретическую наивность концепции рекапитуляции, предложенный ею биогенетический принцип важен тем, что это был поиск закона Д.Б. Эльконин об этой концепции скажет, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. Не будь ее – еще долго не было бы и других теоретических концепций. Ст. Холл одним из первых пытался показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая и в современной психологии прослежена недостаточно.1

Работы А.Л. Гезелла и И. Термена (учеников Ст. Холла) современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитию.

А. Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного, т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа

 

1. Л.Ф. Обухова Возрастная психология. – М., 1999

 

отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

В разработанной им практической схеме диагностики использовались фото- и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.

А. Гезелл разработал теорию детского развития, на основе полученных результатов наблюдений за 165 детьми. Он считал, что, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Признавая роль социальных факторов, в своих исследованиях А.Гезелл ограничился только количественным изучением сравнительных срезов детского развития в 3,6, 9 12, 18, 24, 36 мес. и т.д. до 18 лет. Развитие он представлял как простое увеличение, биологический рост, созревание – «прирост поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Формулируя общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований – оно продолжалось в течение 50 лет. В 1921 г.

Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, у которых коэффициент интеллекта был 140 и выше, и тщательно отслеживал их развитие. Он считал, что «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной одаренностью и более высокими достижениями в области образования, чем остальные члены популяции. Исследование продолжалось до середины 70-х гг. и завершилось после смерти Л. Термена. Это исследование не дало оснований для широких обобщений и серьезных выводов.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию, состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Спор психологов о том, что предопределяет развитие – наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. Ее автор В.Штерн считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За ней, конечно, скрывалось предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). В.Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Из современных теорий созревания можно отметить теорию развития языка Хомского. Он считает, что дети строят грамматику главным образом не на основании того, что слышат, а в соответствии со своим внутренним планом – генетической программой.

Хомский сравнивает развитие грамматики с ростом физических органов, например, с развитием сердца у эмбриона. Окружающая среда, по его мнению, имеет жизненно необходимое значение, так как она поддерживает или активизирует внутренне запрограммированные паттерны. Лингвистическая окружающая среда, в свою очередь, провоцирует построение грамматических систем, а паттерн речи определяется генетической программой.

Дальнейшее развитие психологии развития биогенетического направления шло по пути анализа внутренних причин психического развития ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...