Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюргерская Реформация Ульриха Цвингли.




Будущий швейцарский рефор­матор родился в 1484 г. в семье сельского старосты. Окончив латин­скую школу в Берне, он учился в Венском и Базельском универси­тетах, испытал влияние Эразма Роттердамского, был связан и с другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в Гларусе, сопровождал швейцарские войска в итальянских походах и был сви­детелем их разгрома в 1515 г. при Мариньяно. Он начал проповедо­вать против наемничества как страшного греха, утверждая, что Швейцария сможет прокормиться и без иностранных пенсий.

Еще в 1516 г., до выступления Лютера, Цвингли высказывал идеи реформационного характера, и хотя знакомство с сочинениями Лютера произвело на него сильное впечатление, он пошел своим путем. Приглашенный в Цюрих в качестве священника городского собора, Цвингли начал здесь с 1519 г. методичную пропаганду соб­ственного евангелического учения, основанную на изложении и комментировании изо дня в день текстов Священного Писания. Первую серьезную победу он одержал уже в 1521 г., когда Цюрих отказался вступить в соглашение с Францией о наемничестве.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание и отвергал “Священное предание”, резко кри­тиковал схоластическое богословие, отстаивал принципы “оправда­ния верой” и “всеобщего священства”. Идеалом для него была ран­нехристианская церковь. Он не признавал того, что нельзя было, на его взгляд, обосновать свидетельствами Священного Писания, и по­тому отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение свя­тым, паломничество, безбрачие духовенства, В критике обрядов ка­толической церкви он шел дальше Лютера. Главное богословское различие между ними состояло в разной трактовке причастия, более рационалистичной у Цвннгли — он видел в евхаристии не таинство, а символ, обряа, свершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа.

Принципиальные расхождения Лютера и Цвингли были связа­ны с нх политическими позициями. С молодых лет до конца жизни Цвинглн, патриот “швейцарского отечества”, был сторонником рес­публиканизма, обличителем тирании монархов и князей. Это сказа­лось в его антигабсбургской пропаганде. Если Лютер четко разгра­ничивал сферы мирскую и духовную, то Цвннгли признавал роль “божественной справедливости” также и в светской жизни. Прове­дение политических и социальных перемен он возлагал на светскую власть. Цвингли считал, что Евангелие Христа побуждает и власть, и народ действовать по-христиански, н это их объединяет. Но те правители, которые сходят с пути истины и вступают в конфликт с требованиями евангелизма, могут быть смещены. Способ сделать это — не восстание, а единодушное согласие всего народа. Покор­ность тиранам Цвингли рассматривал как грех.

В 1523 г. по решению магистрата Цюриха Цвингли провел два диспута, на которых его идеи получили поддержку, и совет стал проводить в городе реформацию. Из церквей удалили иконы, мона­стыри были распущены, их имущество перешло к светским властям. Духовенство обязали следовать принципам, разработанным Цвинг­ли. Была переустроена и церковная община. Ее пастыри отныне должны были избираться самими верующими. Жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались, нередко в соответствии с суровыми ветхозаветными предписаниями. За соблюдением этих норм следила “полиция нравов”. Влияние Цвинглн на городской магистрат было столь сильным, что политический строй в Цюри­хе в период деятельности реформатора приобрел теократическую окраску.

Широкий отклик в Швейцарии получили социальные идеи Цвингли. Он выступал против ростовщичества и монополий, малой десятины с крестьян, признавал необходимость отмены личной за­висимости, но резко осуждал покушения на собственность. Сторон­ников уравнительности, общности имущества он считал нарушите­лями заповеди “не укради”. В кантоне Цюриха учение Цвингли было поддержано большинством верующих из всех слоев населения, но нашлось, однако, и немало несогласных с его взглядами. К их числу относилась новая христианская секта, члены которой называ­ли себя “братьями” и “сестрами”, а их противники — анабаптиста­ми (“перекрещенцами”). Секта сложилась в Цюрихе в 1519 г., а впоследствии получила распространение и в других странах Евро­пы. Ссылаясь на пример Христа, ее члены выступали против креще­ния детей, считая, что креститься надо будучи взрослым, сознатель­но и ответственно. Они аргументировали Евангелием свой отказ пользоваться оружием, идеи ненасилия. Анабаптисты отказывались приносить присягу, занимать государственные должности. Отвергая существующие церковные организации, и католическую, и люте­ранскую, и цвинглианскую, они утверждали, что поучение верую­щим, общине может дать всякий, кто почувствовал внутреннее от­кровение Святого духа. Характерными для анабаптистов были урав­нительные идеи и вера в скорое пришествие Христа, а с ним — в установление на земле царства

Божия, торжества справедливости. С этим была связана и нх готовность к мученичеству, которое воспри­нималось как знак Божьего избранничества. Цвингли резко высту­пил против анабаптистов. Власти Цюриха потребовали от них, как и от католиков, подчинения государственной церкви, а затем пере­шли к жестоким преследованиям — топили и жгли. Подобные рас­правы, с обвинениями анабаптистов в антигосударственной н анти- церковной позиции (несмотря на их отказ от насильственных мето­дов борьбы), практиковались и в других европейских странах.

Развитие реформации в Швейцарии. Цвинглианство распрост­ранилось в 1523—1529 гг. в Берне, Санкт-Галлене, Гларусе, Базеле, Шаффгауэене, а в Верхней Германии его влияние сказалось в Страсбурге, Ульме, Констанце, Линдау, Меммингене. В 1529 г. ланд­граф Филипп Гессенский, заинтересованный в политическом объе­динении сторонников лютеранской и цвинглианской реформации, устроил в Марбурге встречу Лютера и Цвингли. Принципиальные расхождения по политическим вопросам (князья как главная опора Реформации у Лютера, городской республиканизм как основа Ре­формации у Цвингли) оказались в Марбурге лишь фоном для рез­ких расхождений в богословских вопросах — в трактовке таинства причастия. Замысел ландграфа не удался: отныне Лютер энергично выступал против Цвингли и его сторонников, добиваясь вытеснения цвинглианегва в городских общинах Верхней Германии. Это про­изошло уже после гибели Цвингли в 1531 г. Цюрих попытался тогда силой навязать католическим “латным” кантонам реформационные порядки, блокируя подвоз зерна. Вспыхнула гражданская война между последователями евангелизма и католиками. В ходе конф­ликта Цвингли, сопровождавший войска Цюриха, был убит в сра­жении, выигранном католиками. 1536 г. на основе разработанного Меланхтоном “Виттенбергского согласия” в городах Верхней Герма­нии утвердилась лютеранская трактовка Реформации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...