Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Испании в раннее Новое время.




Культура Испании в XVI—XVII вв. Объединение страны, эко­номический подъем в первой половине XVI в., рост международных связей и внешней торговли, связанный с открытием новых земель, развившийся дух предпринимательства обусловили высокий подъем испанской культуры. Расцвет испанского Возрождения относится ко второй половине XVI — первым десятилетиям XVII в.

Важнейшими центрами образования были ведущие испанские университеты в Саламанке и Алкале де Энарес. В конце XV — первой половине XVI в. в Саламанкском университете верх одержа­ло гуманистическое направление в преподавании и научных иссле­дованиях. Во второй половине XVI в. в аудиториях университета изучалась гелиоцентрическая система Коперника. В конце XV — начале XVI в. здесь возникли первые ростки гуманистических идей в области философии и права. Важным событием в общественной жизни страны стали лекции выдающегося ученого-гуманиста Фран­сиско де Витория, посвященные положению индейцев во вновь заво­еванных землях Америки. Витория отвергал необходимость насиль­ственного крещения индейцев, осуждал массовое истребление и по­рабощение коренного населения Нового Света. Среди ученых уни­верситета нашел поддержку выдающийся испанский гуманист, свя­щенник Бартоломе де Лас Касас. Будучи участником завоевания Мексики, а затем миссионером, он выступил в защиту коренного населения, нарисовав в своей книге “Правдивая история разорения Индий” я в других произведениях страшную картину насилия и жестокости, чинимых конкистадорами. Ученые Саламанки поддер­жали его проект об освобождении порабощенных индейцев и о за­прещении впредь отдавать их в рабство. В диспутах, происходивших в Саламанке, в трудах ученых Лас Касаса, Ф. де Витории, Доминго Сото впервые была выдвинута идея о равенстве индейцев с испанца­ми, о несправедливом характере войн, которые вели испанские за­воеватели в Новом Свете.

В поисках ответа на вопрос о причине роста цен экономисты Саламанки дали ряд важных для того времени экономических исследований по тео­рии денег, торговле и обмену, разработали основные принципы по­литики меркантилизма. Однако в испанских условиях эти идеи не могли получить практического воплощения.

Великие географические открытия, завоевание земель в Новом Свете оказали огромное влияние на общественную мысль Испании, на ее литературу и искусство. Это влияние нашло отражение в распространении гуманистической утопии в литературе XVI в. Идею “золотого века”, который прежде искали в античности, в идеальном рыцарском прошлом, теперь нередко связывали с Новым Светом,- рождались различные проекты создания идеального индей­ско-испанского государства во вновь открытых землях. Мечту о переустройстве общества Лас Касас, Ф. де Эррера, А. Кнрога связы­вали с верой в добродетельную природу человека, в его способность преодолевать преграды на пути достижения всеобщего блага.

К первой половине XVI в, относится деятельность выдающегося испанского гуманиста, теолога, анатома и медика Мигеля Сервета (1511 —1553). Он получил блестящее гуманистическое образование. Сереет выступал против одного из основных христианских догматов о троичности Бога в одном лице, был связан с анабаптистами. За это его преследовала инквизиция, и ученый был вынужден бежать во Францию. Книга его была сожжена. В 1553 г. он анонимно издал трактат “Восстановление христианства”, в котором критиковал не только католицизм, но и ряд положений кальвинизма. В том же году Сервет был арестован при проезде через кальвинистскую Же­неву, обвинен в ереси и сожжен на костре.

Поскольку распространение идей Возрождения в философской форме и развитие передовой науки были крайне затруднены като­лической реакцией, наиболее яркое воплощение гуманистические идеи получили в искусстве и литературе. Своеобразие испанского Возрождения состояло в том, что культура этого периода больше, чем в других странах, была связана с народным творчеством. В нем выдающиеся мастера испанского Возрождения черпали свое вдохно­вение.

Для первой половины XVI в. было характерно широкое распро­странение авантюрных рыцарских и пасторальных романов. Инте­рес к рыцарским романам объяснялся ностальгией обедневших дворян-идальго по прошлому. Герой рыцарских романов XVI в. — авантюрист, совершающий подвиги во имя личной славы, культа своей дамы. Он сражается не с врагами родины, а со своими соперниками, волшебниками, чудовищами. Эта стилизованная литература увлекала читателя в неведомые страны, в мир любовных приключений и дерзких авантюр во вкусе придвор­ной аристократии.

Излюбленным жанром городской литературы стал плутовской роман, героем которого был бродяга, весьма неразборчивый в сред­ствах, добивающийся материального благосостояния с помощью плутовства или женитьбы по расчету. Особенно большую извест­ность получил анонимный роман "Жизнь Ласарильо с Тормеса” (1554), герой которого еще в детстве вынужден был покинуть род­ной дом, отправившись бродить по свету в поисках пропитания. Он становится поводырем у слепого, затем слугой у священника, у обедневшего идальго, настолько бедного, что кормится он за счет подаяния, которое собирает Ласарильо. В конце романа герой доби­вается материального благосостояния путем женитьбы по расчету. Это произведение открывало новые традиции в жанре плутовского романа.

В конце XVI — первой половине XVII в. в Испании появились произведения, вошедшие к сокровищницу мировой литературы. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Мигелю Сер­вантесу де Сааведра (1547—1616). Выходец из обедневшей дворян­ской семьи, Сервантес прошел полный лишений и приключений жизненный путь. Служба секретарем папского нунция, солдатом, сборщиком податей, армей­ским поставщиком и, наконец, пятилетнее пребывание в плену в Алжире познакомили Сервантеса со всеми слоями испанского общества, позволили глубоко изучить его быт и нравы, обогатили жиз­ненный опыт.

Литературную деятельность он начал с сочинения пьес, среди которых только патриотическая “Нумансия” получила широкое признание. В 1605 г. появилась первая часть его великого творения иХитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”, а в 1615 г. — вто­рая часть. Задуманный как пародия на популярные в то время рыцарские романы, “Дон Кихот” стал произведением, далеко вы­шедшим за пределы этого замысла. Он превратился в настоящую энциклопедию тогдашней жизни. В книге выведены все слои испан­ского общества: дворяне, крестьяне, солдаты, купцы, студенты, бро­дяги.

В образе главного героя Дон Кихота гуманистические устремле­ния автора выступают в отжившей свой век рыцарской оболочке. Герой Сервантеса живет мечтой о “золотом веке”, которую призван воплотить в жизнь идеальный странствующий рыцарь. Автор подчеркивает гу­манистическое начало всех его устремлений и идеалов, однако каж­дый поступок Дон Кихота убеждает в том, что в современной Сер­вантесу Испании рыцарство — пустой, нелепый призрак. Роман рисует картины баснословных богатств и ужасающей бедности, про­извола администрации, паразитизма духовенства; это горькая и смелая правда об Испании XVI в. Гуманистические идеалы Серван­теса корнями уходят в гущу народной жизни. Верным спутникам Дон Кихота- является его оруженосец, крестьянин Санчо Панса. Плутоватый, добродушный, неграмотный Санчо, каким он предста­ет в начале романа, под влиянием Дон Кихота превращается в благородного человека; оттачиваются лучшие черты его натуры — стойкость, оптимизм, порядочность, бескорыстие. Эти качества осо­бенно ярко проявляются, когда он по прихоти герцога становится в шутку губернатором острова. Санчо правит лучше герцога, прояв­ляя самообладание и мудрость.

С давних времен в Испании существовали народные театры. Бродячие труппы ставили пьесы как религиозного содержания, так и народные комедии и фарсы. Часто представления проходили под открытым кебом или во внутренних двориках домов. На народной сцене впервые появились пьесы величайшего испанского драматурга Лопе де Вега.

Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562—1635). Пройдя жизненный путь, полный приключений, он на склоне лет принял священниче­ский сан. Огромный литературный талант, хорошее знание народ­ной жизни и исторического прошлого своей страны позволили Лопе де Вега создать выдающиеся произведения во всех жанрах: поэзии, драматургии, романе, религиозной мистерии. Подо­бно Сервантесу Лопе де Вега изображает в своих произведениях, проникнутых духом гуманизма, людей самого различного социаль­ного положения — от королей и вельмож до бродяг и нищих. В драматургии Лопе де Вега гуманистическая мысль соединилась с традициями испанской народной культуры. Всю свою жизнь Лопе вел борьбу с классицистами из Мадридской академии театра, отста­ивая право на существование массового народного театра как само­стоятельного жанра. В ходе полемики им был написан трактат “Но­вое искусство создавать комедии в наше время”, направленный про­тив канонов классицизма.

Лопе де Вега создал трагедии, исторические драмы, комедии нравов. Мастерство интриги доведено у него до совершенства, его считают создателем особою жанра — комедии “плаща и шпаги”.. Народ является подлинным героем его произведений. Одна из наиболее известных его драм — “Фуэнте Овехуна” (“Овечий источник”), в основу которой положен подлинный исторический факт — крестьянское восстание против жестокого угнетателя и насильника, командора ордена Калатравы.

Последователями Лопе де Вега были Т ирсо де Молина (1571— 1648) и Кальдерон де ла Варка (1600—1681). Заслугой Тирсо де Молина было дальнейшее усовершенствование драматургического мастерства и придание своим произведениям чеканной формы. От­стаивая свободу индивидуума и его право наслаждаться жизнью, Тирсо де Молина тем не менее защищал непоколебимость принци­пов существующего строя и католической веры. Ему принадлежит создание первого варианта “Дон Хуана” — темы, получившей в дальнейшем такую глубокую разработку в драматургии и музыке.

Педро Кальдерон де ла Барка — придворный поэт и драматург, автор пьес религиозно-морализующего содержания. От Ренессанса и гуманизма у него осталась лишь форма, но и та приняла присущий стилю барокко стилизованный, вычурный характер. Вместе с тем в своих лучших произведениях Кальдерон дает глубокую психологи­ческую разработку характеров своих героев. Демократические сим­патии и гуманистические мотивы заглушаются у него пессимизмом и настроением неотвратимости жестокого рока. Кальдероном закан­чивается “золотой век” испанской литературы, сменяющийся дли­тельным периодом упадка. Народный театр с его демократическими традициями, реализмом и здоровым юмором был почти задушен. Пьесы светского содержания стали ставиться только на сцене при­дворного театра, открывшегося в 1575 г., и в аристократических салонах.

Одновременно с расцветом литературы в Испании отмечается большой подъем изобразительного искусства, связанный с именами таких выдающихся художников, как Доменико Теотокопуло (Эль Греко) (1547—1614), Диего Сильва де Веласкес (1599—1660), Хусе- не де Рибейра (1591—1652), Бартоломе Мурильо (1617—1682).

Доменико Теотокопуло (Эль Греко), уроженец острова Крит, прибыл в Испанию из Италии, будучи уже известным художником, учеником Тинторетто. Но именно в Испании он создал свои лучшие произведения, и его искусство достигло подлинного расцвета. Когда его надежды получить заказ для Эскориала потерпели неудачу, он уехал в Таяедо и прожил там до конца своих дней. Богатая духов­ная жизнь Толедо, где пересекались испанские и арабские культур­ные традиции, позволила ему глубже понять Испанию. В полотнах на религиозные темы отчетливо проявилась са­мобытная манера Эль Греко, его эстетические идеалы. Основной смысл этих полотен — противопоставление духовного совершенства и благородства низменным страстям, жестокости и злобе. Свойст­венная художнику тема жертвенной покорности явилась порожде­нием глубокого кризиса и разлада в испанском обществе XVI в. В более поздних картинах и портретах Эль Греко обращается к теме земной жиз- аи и смерти, к непосредственной передаче человеческих чувств. Эль Греко явился одним из создателей нового направления в искусстве — маньеризма.

П роизведения Веласкеса — классический образец испанского Ренессанса в живописи. Проявивший себя как пейзажист, портре­тист и баталист, Веласкес вошел в историю мировой живописи как мастер, в совершенстве владеющий композицией и колоритом, ис­кусством психологического портрета.

Рибейра, творчество которого сложилось и расцвело в испан­ском Неаполе, испытал на себе значительное влияние итальянской живописи. Полотна его, выдержанные в прозрачных, светлых то­нах, отличаются реализмом и выразительностью. В картинах Ря­бей ры преобладали религиозные сюжеты.

Бартоломе Мурильо был последним крупным живописцем пер­вой половины XVII в. Его картины, проникнутые лиричностью и поэтическим настроением, выполнены в нежных тонах и поражают богатством мягких переливов красок. Им написано много жанровых картин, изображающих сцены из жизни простых людей его родной Севильи; особенно удавались Мурильо образы детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...