Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спроектированная ситуация консультирования из работы практического психолога образовательного учреждения.

Самостоятельная работа по этнопсихологии № 2

Студентки группы 13412

Михайловой Марии

Проверила: преподаватель Синева О.В.

 

Иркутск 2011

 

Спроектированная ситуация консультирования из работы практического психолога образовательного учреждения.

В муниципальное образовательное учреждение школу № 55 микрорайона Первомайский в начале II учебной четверти, в ноябре месяце, поступил мальчик 7 лет (Богдан) из Осетии, где проходят военные действия. Мальчик приехал со своей семьёй, состоящей их отца, матери, старшей сестры (15 лет – Динара), и старшего брата (10 лет – Аслан). Родители, получив для семьи статус беженцев, прикрепили детей к данному образовательному учреждению (Богдан – в 1 класс, Аслан – в 4 класс, Динара – в 8 класс).

Характеристика. Богдан владел русским языком на низком уровне, в отличие от старших детей семьи (Аслан несколько лучше, чем Богдан, а Динара очень хорошо). Мальчик в школе говорил плохо, лишь в некоторых случаях понимал речь учителей и сверстников. Родители русским языком не владели и общались с классными руководителями с помощью старшей дочери. Родители в образовательное учреждение на родительские собрания не ходили, по их просьбе и согласию директора учреждения, данные мероприятия посещала Динара. Однако мама часто посещала школу и общалась с классными руководителями своих детей.

Языковой барьер отражался на процессе общения Богдана с одноклассниками (дети редко общались с мальчиком, но не отвергали его, относились доброжелательно, с пониманием и даже некоторой жалостью). Сам мальчик агрессивности не проявлял, был доброжелателей, застенчив, замкнут, на переменах редко тянулся к сверстникам, предпочитал сидеть за партой, ожидая прихода родителей или старшей сестры, которая часто сопровождала его в школе. Мальчик мало разговаривал даже с учителем, преподающим основные предметы.

В процессе обучения в школе проявлял любознательность, внимательность, добросовестно выполнял задания, как классные, так и домашние, не отказывался от дополнительных занятий по основным предметам (математика, письмо, чтение). Проявлял интерес к другим предметам (физическая культура, музыка, окружающий мир, рисование). Проявлял желание и занимался в специально организованном кружке шахматами.

Запрос на работу. Классным руководителем 1 класса и родителями Богдана была подана заявка на психодиагностическое исследование и оказание психологической помощи мальчику в связи с пережившими психотравмирующими ситуациями (свидетель военных событий в Осетии, переезд семьи в Российскую Федерацию, языковой барьер, замкнутость).

Программа работы с клиентом. Программа состояла из нескольких этапов:

· диагностический этап;

· коррекционный этап;

· этап вторичной диагностики;

· дальнейшее сопровождение клиента.

Диагностический этап. При поступлении в образовательное учреждение психологом проводилась психодиагностика эмоционального состояния и потребностно-мотивационной сферы личности мальчика с помощью следующих методик:

· шкала явной тревожности CMAS (разработана на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, адаптированный вариант А.М. Прихожан);

· опросник Баса-Дарки (для выявления агрессивных проявлений личности);

· методика «Способы защиты» для диагностика способов психологической защиты;

· проективная рисуночная методика «Человек под дождём» для диагностики способности преодолевать неблагоприятные ситуации;

· методика изучения направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).

С помощью шкалы явной тревожности была выявлена несколько повышенная тревожность, что связано с пережитыми психотравмирующими ситуациями в связи с военными действиями на Родине Богдана. Результаты опросника Баса-Дарки не выявили агрессивных тенденций в поведении ребёнка, что подтверждается его поведением в процессе взаимодействия со сверстниками, учителями и в семье (с родителями, сестрой и братом). При диагностике способов психологической защиты были выявлены такие пассивные способы защиты, как замирание и блокировка. Данные способы защиты проявлялись не только на Родине мальчика (в период военных действий), но и в Российской Федерации в процессе адаптации к новой социокультурной среде, в форме замкнутости и застенчивости. Также был выявлен способ реагирования Богдана в неблагоприятных стрессовых ситуациях, которыми является не только наблюдение военных действий в Осетии, но и адаптация в новых социокультурных условиях с наличием языкового барьера. Результаты показали, что мальчик не может противостоять неблагоприятным ситуациям и ищет защиты у старших (родителей, сестры и брата).

Полученные показатели свидетельствуют о недостаточно хорошем психо-эмоциональном состоянии Богдана, что требует коррекционных вмешательств со стороны психолога.

Результаты изучения направленности на приобретение знаний свидетельствуют о высокой степени выраженности мотивации на приобретение знаний, что указывает на хорошую мотивацию в учении.

По истечению месяца была проведена дополнительная диагностика с целью выявления адаптированности Богдана к социокультурной среде с помощью шкалы социально-психологической адаптированности (К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированный вариант Т.В. Снегирёвой). Полученные результаты свидетельствуют о дезадаптированности ребёнка (что соответственно требует психологического вмешательства).

Кроме того, применялась методика социометрии для выявления особенностей взаимоотношений в группе исследуемых детей (социограмма). Полученные результаты свидетельствуют о принятии мальчика в коллективе, отсутствии агрессивных проявлений к нему и отвержения его как замкнутого и застенчивого ребёнка из другой социокультурной среды с наличием языкового барьера.

Коррекционный этап. По результатам психодиагностического исследования психологом была составлена программа индивидуальной работы с Богданом по повышению уровня адаптации в коллективе сверстников в социокультурной среде, коррекции способов психологической защиты. В программу входили:

1) индивидуальная беседа с Богданом (с целью выявления причин застенчивости и нерешительности в общении со сверстниками, замкнутости);

2) групповая работа с детьми 1-го класса (в котором учится мальчик) с целью повышения толерантности детей по отношению к Богдану;

3) групповая работа со всем коллективом класса (программа развития дружественных взаимоотношений с детьми других стран и народов, в том числе и с языковым барьером: учить детей общению со сверстниками других народов);

4) разработка рекомендаций для педагогов, работающих с классом, где учится Богдан (повышение толерантности по отношению к мальчику, применения индивидуального подхода в общении и обучении ребёнка);

5) рекомендации для родителей по повышению уровня адаптированности семьи в целом, и Богдана в частности, коррекционные упражнения для изменения способа психологической защиты, в том числе и в неблагоприятных ситуациях.

В связи с отсутствием гражданства у родителей и детей данной семьи, всем её членам запрещено выезжать за пределы района (микрорайона Первомайский), в котором они проживают. Вследствие чего Богдан испытывал дискомфорт и депрессивное состояние. Потребности заниматься спортом, обучаться игре на музыкальных инструментах, посещать кинотеатры и другие общественные заведения были достаточно высоки у всех членов семьи.

В связи с этим в рамках коррекционной программы принимал участие культурный ассимилятор, проводя занятия по обучению лексике и грамматике русского языка (с целью преодоления языкового барьера), и организовывая развивающие занятия, в рамках которых Богдана и его семью знакомили с традициями и обычаями русского народа.

Психологом и ассимилятором было рекомендовано чаще посещать различные праздничные и концертные мероприятия в рамках образовательного учреждения, кружки и секции дополнительного образования, что способствует адаптации мальчика в новой социокультурной среде. Участие в мероприятиях класса также повышает уровень адаптированности и сплочённости коллектива детей.

Этап вторичной диагностики. По истечению учебного года (в мае месяце) психологом была проведена повторная диагностика эмоционального состояния и адаптированности Богдана в Российской социокультурной среде. Полученные результаты свидетельствуют об изменении уровня адаптированности ребёнка, и хорошем психо-эмоциональном состоянии мальчика. Беседы с учителями (работающими с Богданом) выявили улучшение в сфере эмоционального состояния и межличностного общения со сверстниками в классе, мониторинг успеваемости показал улучшение в процессе обучения по основным предметам общеобразовательного учреждения.

Дальнейшее сопровождение клиента. Дальнейшее сопровождение мальчика осуществлялось педагогами и психологом образовательного учреждения в соответствии с учётом половозрастных и культурно-религиозных особенностей ребёнка. В рамках данной работы проводились мероприятия по повышению уровня знаний о социокультурных особенностях людей разных стран, нравственного совершенствования, развитие полинацонального сознания, этнической толерантности, саморегуляции способов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

 

Ольга Валентиновна, мне осталось только доделать культурный ассимилятор, остальное вы проверили, там все правильно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...