Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позиция психолога-консультанта по отношению к клиенту.

В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция "сверху" и позиция "снизу" (Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985). В разных теоретических ориентация консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. Рассмотрим данную позицию более подробно.

В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию "сверху", больше считаются, к нему больше прислушиваются. Именно в непререкаемом авторитете состоит секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профессионалов, и шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие.

Не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию "сверху", говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или "снизу", заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно широки и многообразны, но основным среди них, бесспорно, является вербальный контакт с клиентом, точнее — консультативная беседа. Такой тип беседы отличается от того, что обычно встречается в жизни, и владение подобными навыками на профессиональном уровне — настоящее искусство. Более подробно об этом будет говориться в следующих разделах. Пока же скажем, что профессиональная беседа является сложной конструкцией, построенной из разного рода приемов и техник, используемых профессионалом с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль среди них играют техники ведения консультативной беседы, такие как одобрение мнений клиента, стимулирование высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Правильное использование этих техник обеспечивает эффективность психологического воздействия, возможность установления и развития контакта клиента и консультанта.

Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники, направленные на решение различных специальных задач, возникающих во время приема. Среди них разнообразные вопросы, направленные на изменение и коррекцию позиции клиента, домашние задания с четким предписанием того, что и как должен делать клиент, дискуссии, ориентированные на принятие клиентом того или иного решения, и т.д. В большинстве своем эти техники тесно связаны с процессом беседы, непосредственно вытекают из нее и не выступают для клиента как нечто особое, специфичное. Овладение такого рода приемами и техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами.

Особую группу приемов консультирования представляют методы и техники, выступающие для клиента как специальные задания и упражнения, изменяющие или углубляющие ход беседы. К их числу относятся, например, "техника пустого стула", разработанная в рамках гештальт-терапии, "заключение контрактов", практикуемое в рамках супружеской и семейной терапии. Использование этих приемов во многом определяется теоретической ориентацией консультанта, а также характером проблем, с которыми обращается клиент. Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной компетентности. Они, несомненно, обогащают консультативную беседу, делают ее более эмоциональной, динамичной.

Кроме вербальных средств воздействия консультант должен владеть и широким набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Чаще всего использование этих средств не служит достижению какой-либо конкретной цели, а обеспечивает процесс консультирования как таковой, снимая напряжение клиента, обеспечивая его комфорт и контакт с консультантом. Важнейшим условием успешного психологического воздействия является правильная организация беседы.

Профессиональным инструментом психолога является его личность, его умение общаться, взаимодействовать с другим человеком и с са& 11111q168l #1084;им собой. Таким образом, тем более продуктивной становится его работа, чем более гибок его поведенческий репертуар. Одним из основополагающих методов консультирования является позиция, роль, которую психолог занимает, выберает себе для взаимодействия с клиентом.

Для понимания позиции психолога представляется важным рассмотреть суть ситуации психологической помощи. Ситуация оказания психологической помощи во многом сходна с ситуациями оказания услуг врачами, юристами, воспитателями и священниками. Но процесс работы, методы, инструменты и цели у всех этих профессий далеко не одни и теже. Соответственно, автору работы представляется важным кратко рассмотреть отличительные аспекты позиции каждой из перечисленных профессий.

Добровольность обращения клиента за помощью - важная составляющая сути позиции практического психолога по отношению к клиенту. Клиент вступает в некоторые отношения распределения ответственностей с практическим психологом. Клиент это такой субъект-носитель психики, который испытывает определенные психологические трудности, неудобства, страдания. Он хочет избавиться от этих страданий, трудностей. Однако, ни субъективно, ни объективно эти страдания и трудности субъекта не переживаются и не являются болезнью. Он обращается к психологу и ждет помощи от психолога. [5]

Можно утверждать, что онтологической, самой главной, ключевой категорией для врача является категория болезни, патологии, отклонения, нездоровья. Психолог не врач именно потому, что он, во-первых, не выписывает клиенту рецепты на лекарства, а во-вторых, не использует категорию болезни, патологии, отклонения как онтологическую, основную категорию. Можно утверждать, что в качестве онтологической психолог использует противоположную по сравнению с врачом категорию - категорию личностного роста, культурной продуктивности, способности изменяться. [5]

Психолог отличается от воспитателя тем, что в своей работе с клиентом психолог отказывается от взглядов на клиента через призму сколь угодно разветвленной, изощренной, избыточно полной системы идеалов. Отказ от исповедывания представлений об идеальных личностях связан с отказом от оценочной позиции по отношению к клиенту. Не оценивай клиента, принимай его таким, каков он есть, - принцип многих современных направлений практической психологии. Именно здесь граница между работой воспитателя и работой практического психолога: один не может не оценивать, второй старается как можно полнее отказаться от этого. [5]

Психолог не юрист потому, что не смотрит на своего клиента через очки категории права, через уголовный, процессуальный, гражданский и пр. кодексы и прочие нормативные юридические акты. Психолог не юрист именно потому, что не представляет права и интересы своего клиента в социуме. Не государство, а профессионально-психологическое сообщество должно определять нормативную базу деятельности практического психолога. [5]

Грех и отпускание греха - вот водораздел между психологом и священником. Вот граница.Но психолог не священник. Иногда, а может быть и часто он даже и не верующий. Психолог не отпускает грехов и не видит своего клиента через призму греховности. Но практический психолог не может не принимать в расчет то, что лежит в основании нашей гипотезы. Верующий человек не может не переживать свои психологические конфликты, трудности, тяжести, страдания как грех. Грех есть особое, но переживание. Работает ли с грехом психолог? Да, но только как с житейски понимаемым, не религиозным переживанием. То есть фактически - не работает. С грехом, с переживанием греховности работает как раз только священник. [5]

Таким образом отличие позиции психолога по отношению к клиенту от других смежных специальностей представляется более ясно. Психолог не священно служитель и не работает с категорией греха, следовательно его позиция лишена «божественного снисхождения» к клиенту; на мой взгляд, отличие так же состоит в том, что задача священников наладить отношения человека с некоторой божественной и всемогущей личностью находящейся вне его, вне повседневной реальности в которой живет клиент. Задача же психолога состоит в том, что бы помочь наладить отношения клиента с са& 11111q168l #1084;им собой и с ближайшим его окружением, что является весьма конкретным и реальным. Позиция юриста представляется позицией справедливого защитника, правового и законодательного, психолог же в свою очередь не акцентируется на позиции защитника, психолог скорее занимается личностными и межличностными отношениями клиента, но не юридическими. Так же психологу стоит избегать воспитательной позиции, так как она весьма ограничивает принятие клиента таким каков он есть, и тем более принятие его самим собой. На мой взгляд, задачей психолога является ни ведение клиента к некоему эталону, но помощь в понимании и построении личного эталона клиентом, построение конструктивных отношений с его собственными, «внутренними» учителями и учениками. И психолог далек от позиции врача, где клиент является носителем симптомов которые надо устранить. Позиция же психолога заключается в том, что бы помочь клиенту самому увидеть «симптомы» и разобраться в их причинах и следствиях, принять ответственность за свою теперешнюю и дальнейшую жизнь. Все перечисленные профессии подразумевают под собой позицию советчика, где ответственность за результат и за процесс в большей мере снимается с клиента и возлагается на плечи известного общественного института, в то время как основной задачей психологического консультирования является возвращение клиенту, укрепления у него активной, ответственной позиции.

В работе позиция психолога проявляется в свойствах его личности, в его качествах.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): [4]

· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

· чувствительность к установкам и поведению других людей;

· эмоциональная стабильность и объективность;

· способность вызывать доверие других людей;

· уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990): [4]

· доверие к людям;

· уважение ценностей другой личности;

· проницательность;

· отсутствие предубеждений;

· самопонимание;

· сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. [4]

 

Что касается процесса консультирования то эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. [4]

Руководствуясь таким пониманием процесса консультирования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:[4]

· построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

· выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

· непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

· создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

· постоянное совершенствование процесса консультирования.

В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция "сверху" и позиция "снизу" (Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985). В разных теоретических ориентация консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом [2]. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу приходится ограничивать, если консультант чувствует, что в данный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов. [4]

При партнерском типе поведения психотерапевта от пациента ожидается активное участие в психотерапии, ответственность, самостоятельность; при авторитарном руководстве участие пациента в планировании лечения ограничено. [3]

Хороший профессионал - это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию "сверху", говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или "снизу", заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет. [2]

Открытая позиция психолога заключается в его готовности и способности принимать все то, что клиент говорит и делает, избегая оценочного подхода. Открытая позиция клиента заключается в выражении своих эмоций, мыслей и действий без страха быть не принятым психологом. [2]

Позиция психолога-консультанта в известном смысле двойственна: с одной стороны, он активный участник жизненной истории клиента, зачастую хранитель самых сокровенных его тайн, с другой - сторонний наблюдатель, который, хотя и помогает как профессионал, но находится в стороне, по возможности не вовлекаясь эмоционально в жизненные коллизии клиента, и лишь побуждает его к самостоятельным решениям и поступкам. Эти взаимоотношения с нравственной точки зрения весьма непростые. [15]

Психолог, изучивший ситуацию и обладающий специальными знаниями, может помочь своему клиенту понять и осмыслить происходящее, но не имеет права решать за него: жизнь клиента - не его жизнь, и вторжение в чужое личностное пространство должно происходить лишь по взаимной договоренности. Обладая возможностью серьезно влиять на клиента, психолог не может ее применять в полной мере, хотя клиент его обычно об этом даже просит - как правило, клиенты стремятся переложить весь груз ответственности на консультанта и ждут от него готовых советов и решений. [15]

Таким образом, на определенном этапе помощь психолога предстает в форме отказа от прямой помощи в виде готовых решений и указаний, потому что лишь решение, принятое самостоятельно, является действительно «работающим» и подлинно нравственным. Сам же клиент учится понимать, что за конечный результат психотерапии несет ответственность он сам, потому что решение, принятое совместно с консультантом, претворять в жизнь придется именно ему. Эффективное консультирование это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента. [15]

В целом, позиции консультанта связаны с тактиками профессиональной психологической помощи: [7]

Нулевая позиция - задача консультанта - в максимальной степени сосредоточиться на слушании, не выдавая своей реакции, то есть, клиент сам приходит к формулировке проблемы через 1-2 минуты.

Позиция вовлеченности или принятия интенсивности. Консультант следит за своими собственными эмоциональными переживаниями, обращая особое внимание на ощущение нарастания или ослабления телесного резонанса с говорящим клиентом.

Позиция оригинальности - идентификация свежих, оригинальных моментов речи клиента в момент их появления, Блокирование выражений банальных, стереотипных, предпочтение свежих оригинальных.

Позиция "отражающее слушание" - дословное повторение или незначительный парафраз наиболее значимых, обладающих интенсивностью высказываний клиента.

Позиция сознательного слушания - в момент, когда речь клиента становится противоречивой, задается вопрос: "Что с Вами сейчас происходит?" В результате говорящий человек побуждается к более широкому охвату сознанием своих актуальных переживаний и действий.

Позиция ответственности - описание событий таким образом, чтобы становился ясным вклад клиента в их развитие.

Позиция раскрытия -

А. Раскрытие своего прошлого консультантом - иллюстрация на своем конкретном примере события, в котором принимает участие клиент

Б. Раскрытие актуальных чувств консультанта - получение клиентом полноценной информации о чувствах консультанта.

8. Экзистенциальная позиция - основной принцип - высказывания клиента отражают его систему мировоззрений, и консультант работает с убеждениями клиента.

9.Позиция совершенства - изменение системы сравнений клиента- каждое негативное высказывание клиента анализируется на позитивную сторону (13).

Обобщая, можно отметить что позиция психолога прежде всего проявляется в принятии и безоценочности клиента, открытости и естественности, честности психолога перед клиентом. Во-вторых, же следует сказать о том, что позиция психолога по отношению к клиенту может меняться в соответствии с терапевтическим процессом, с поставленными клиентом задачами. Так же следует обратить внимание на двойственность позиции психолога, с одной стороны он активный участник процесса, с другой, - ему необходимо сохранять отстраненность и следить за тем, что происходит с клиентом, как это связанно с его запросом.

Добровольность обращения субъекта за помощью — важная составляющая сути позиции практического психолога по отношению к клиенту. Клиент и практический психолог — это два подразумевающих друг друга понятия. Но добровольность — не единственная характеристика позиции клиента. Клиент вступает в некоторые артикулированные отношения распределения ответственностей с практическим психологом. Это — второе. А третье: клиент это такой субъект-носитель психики, который испытывает определенные психологические трудности, неудобства, страдания. Он хочет избавиться от этих страданий, трудностей. Однако, ни субъективно, ни объективно эти страдания и трудности субъекта не переживаются и не являются болезнью. Он обращается к психологу и ждет помощи от психолога. Клиенту вовсе не обязательно априори разбираться в особенностях работы разных представителей так называемых помогающих профессий (практический психолог, врач, в частности, врач-психотерапевт, социальный работник и даже социальный педагог).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...