Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные изменения в праве буржуазных гос –ств 19 -20 вв




Становление нового исторического типа права, а именно буржуазного, — это процесс исторически длительный и начинается он задолго до появления буржуазных государств. Истоки современного буржуазного права следует искать в рецепции римского права, а также в нормах средневекового городского права и международного торгового права. Конечно, в условиях нового времени эти правовые институты подвергались существенной трансформации. В рамках становления капиталистических отношений происходит слом всевозможных барьеров, которые препятствовали развитию права в средние века. Имеется ввиду сословные привилегии, таможенные барьеры и тп. Начинается процесс интеграции и унификации права, что приводит к образованию национальных правовых систем и правовых семей.

Революционные события приводят к образованию двух правовых семей:

— Романо-германской. Государства континентальной Европы. В этой семье чётко разграничивается публичное и частное право, а также право материальное и процессуальное. Основной источник — закон. Самым характерным явлением становится кодификация права.

— англо-саксонской. Источник — судебный прецедент.

Именно в условиях становления буржуазных государств возникло такой правовое явление как конституция. Конституция становится фундаментом для построения правовой системы каждого отдельно взятого государства. Но конституции нового времени они носили компромиссный характер, в отдельных случаях сохранив нормы, носившие элементы феодализма.

Основные принципы буржуазного права:

— верховенство закона

— формальное равенство всех граждан перед законом

— свобода волеизъявления

— нормы права становятся универсальными, а не казуальными.

По сравнению с другими отраслями права наибольшее развитие получает гражданское право.

Общая характеристика буржуазного семейного права в XIX - начале XX вв.

Основные черты развития. Законодательство 60—70-х годов XX в. радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Об этом свидетельствуют законы 1968 г. (Великобритания), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия). В основном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения. Улучшено правовое положение внебрачных детей. Признание правового равенства супругов позволило в ряде стран, например в Германии, Италии, Швейцарии, отказаться от юридического понятия главы семьи. Предполагается, что супруги совместно осуществляют нравственное руководство семьей. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности.

Дальнейшую регламентацию получили имущественные отношения супругов. Наиболее распространены два основных вида правового режима семейного имущества — договорный и легальный. Возникновение первого связано с заключением брачного контракта, составляемого до регистрации брака. Этим договором определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежавшего им до брака, и будущего, совместно приобретенного в браке, возможных будущих имущественных расчетов супругов, а также многие другие вопросы аналогичного порядка. Брачные контракты обычно заключаются в среде состоятельных людей.

Большинство вступающих в брак вверяют свои имущественные интересы предписаниям закона, т. е. легальному режиму. Наибольшее распространение получили следующие виды такого режима: 1) раздельное имущество (Великобритания, большинство штатов США, Германия); 2) общее имущество (Франция, некоторые кантоны Швейцарии, восемь штатов США), когда все нажитое в браке принадлежит совместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия), при котором функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между су

Уголовное право буржуазных гос – ств

Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:

* в увеличении общеуголовной преступности;

* широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет);

* в наркобизнесе;

* в преступности "белых воротничков";

* росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане:

* осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;

* в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью "реадаптации" преступников создаются:

* реформатории (исправительные тюрьмы);

* специальные детские исправительные учреждения;

* запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;

* механизм подавления социально-обездоленных участников различных

движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.

Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.

Законодательство о труде

Основные области правового регулирования. Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием работодателей связывать себя определенными нормами специального закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила работодателей пойти на серьезные уступки. Угроза революционных потрясений (история преподносила тому наглядные уроки) и, возможно, другие причины способствовали пониманию правящими кругами необходимости компромисса. В результате трудовое право возникло и развивается в качестве одного из средств социальной защиты наемных работников как экономически более слабой стороны в отношениях с работодателем. Поэтому трудовое право не могло стать подотраслью частного права, для которого, как уже известно, характерно равенство участников правоотношений. Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось весьма чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. В немалой степени этим определяются некоторые черты трудового законодательства большинства экономически развитых стран. Трудовое право нестабильно: содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; отдельные его институты возникают постепенно и разновременно; претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.

Вместе с тем введенный в трудовое право принцип свободы труда не гарантирует гражданам конкретную работу. Он лишь предусматривает право человека свободно распоряжаться своей способностью к труду. Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах зарплаты, рабочего времени, охраны труда, признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, права на забастовку и демократический порядок разрешения трудовых споров. Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918—1920 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8 часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40—46-часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и как важнейшее следствие этого право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии Закон о КД был принят в 1918 г., во Франции — в 1919 г. Для американских рабочих важным завоеванием, в этой области явился Закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип «закрытого цеха». Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта. Коллективные договоры регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработной платы, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.

Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которое, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский Закон Тафта — Хартли предусматривает предзабастовочный предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый охладительный период). Судебная практика еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.

Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка.

После окончания первой и особенно второй мировых войн в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.

Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 —1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 —1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5—0,75%. В этом отношении характерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности.

Государственные дотации, или государственная помощь, формируются из средств бюджета. Они направляются только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию.

Универсальная система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия и кончая достижением ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...