Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магия славянских амулетов и оберегов

Главным оружием защиты древнего славянина и средневекового человека от повсеместно рассеянных в природе незримых вредящих сил было противопоставление миру тёмных сил как отдельных оберегов-амулетов ограниченного действия, так и всего макрокосма во всём его величии – с солнцем в активном движении, как бы надвигающимся на тьму. Хронологически первыми свидетельствами открытия славянами столь мощного апотропея (т.е. оберега) являются фибулы* VI-VII вв. с их полным набором вселенской стратиграфии от ящера до солнечного небосвода. Сложная историческая обстановка эпохи завоевания Византии и отражения кочевнических набегов (авары, тюрко-болгары, хазары) содействовала выработке универсальной формы оберега на все случаи опасной жизни в лесостепи.

Амулеты
С конца X в. христианство стало официальной религией Древней Руси, однако пережитки язычества в сознании, обрядах и обычаях народа сохранялись в течение многих веков и одним из доказательств этого является языческая символика народных, преимущественно женских украшений X-XIV вв.
Самой интересной частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца, или в «калите» у пояса). Амулеты могли быть как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Их магическое и апотропеическое значение не вызывает сомнений.

Восточнославянские амулеты делятся на три больших группы, одна из которых также может быть разделена на подгруппы:

1. Амулеты, связанные с космогоническими верованиями.

А) амулеты, связанные с культом Перуна
Б) амулеты с солярными и лунарными символами

2. Амулеты, связанные с заклинательной магией.
3. Амулеты, связанные с культом животных.

Подвески, отражавшие космогонические представления славян, по своему происхождению связаны с аграрной магией. Славяне-земледельцы придавали важнейшее значение стихийным силам природы (солнцу, луне, грозе, дождю), поэтому и в декоративно-прикладном искусстве славян символы небесных сил сохраняли своё магическое значение и после принятия христианства.


Подвески, соотносимые с культом Перуна, широко распространены. У многих народов мира с такими явлениями природы, как гроза и молния, связано почитание «громовых стрел», к которым относили белемниты, каменные стрелы, топоры и мечи.

Известны древние изделия из кремня, носившиеся как подвески и имевшие значение амулетов. Например, кремниевая стрелка, тупой конец которой заключён в серебряную зернёную оправу с петлёй, или аналогичная стрелка в биллоновой оправе.

По свидетельству Прокопия (VI в.), главный бог у славян – творец молний. Культ Перуна – бога грозы и дождя – засвидетельствован почти у всех славян, но особенно ярко его следы сохранились в язычестве славян восточных.

В конце IX-X вв. скандинавские дружины занесли на территорию Ярославского Поволжья железные подвески – молоточки Тора, широко известные по находкам в Скандинавии, Финляндии, Прибалтике; есть они и в Гнёздовских курганах. В Древней Руси аналогом таким амулетам являлись миниатюрные железные, бронзовые, иногда свинцовые, топорики-подвески. Некоторые из них орнаментированы концентрическими кружками и зигзагообразными линиями, в которых исследователи видят символы солнца и молнии.
В X-XI вв. находки таких топориков связаны с мужскими погребениями. Здесь эти амулеты, являясь символами боевого оружия, занимали традиционное для последнего место – сбоку, или в ногах покойного.
В XI в. производство таких амулетов стало серийным, появились стандартные формы в виде широколезвийных секир, отливавшихся из бронзы.
В XI-XII вв. топорики-амулеты встречались и в женских погребениях. Они найдены вместе с другими амулетами и определённого места в погребении не занимали.
В женском погребении марийского могильника XII-XIII вв. топорик находился вместе с бусами, в ожерелье.
В эпоху первых киевских князей культ Перуна приобрёл дружинный воинский характер. Перед идолом Перуна дружина приносила клятву на обнажённых мечах, чему и обязаны возникновением подвески-амулеты в виде мечей.
Наиболее ранняя подвеска – железная с серебряным ушком - найдена в дружинном погребении по обряду трупосожжения в ладье (X в.) в кургане 47 лесной группы Гнёздова.
Остальные известные подвески – бронзовые и были распространены до XII в. включительно, причём топография находок позволяет предположить, что и в XII в. подвески-мечи являлись амулетами воинов-дружинников.

Подвески, связанные с солярным культом, имеют форму круга, креста, креста в круге, колеса и т.п.
Круг отождествлялся с формой солнечного диска, поэтому круглые (без орнамента) подвески уже сами по себе могут рассматриваться как солярные символы. Такие подвески носили обычно в ожерелье по несколько штук. Датируются такие амулеты XI-XIII вв.
Крест – древнейший символ огня земного и огня небесного – солнца; сочетанием креста и круга в различных композициях образуются основные солярные символы. В XI-XII вв., главным образом у вятичей и смоленских кривичей, известны выпуклые круглые подвески с рисунком креста, выполненным ложной зернью. На прорезных подвесках из славянских курганов встречаются различные изображения креста: простого, косого, с перекладинами. Также известны подвески с крестом в двойном круге, которые в XII-XIII вв. встречались на всех землях, где к этому времени расселились восточные славяне. Колесо – солнечный символ, которым с древнейших времён выражалась идея перемещения солнца по небосводу. Изображённое на подвесках «сегнерово колесо» с загнутыми в одну сторону спицами также связано с образом катящегося солнечного колеса.
К солнечным символам относятся и изображения многолучевой розетки и спиралей.

Подвески-лунницы, в которых отразилось поклонение луне, разнообразны и многочисленны. Древнейшие – широкорогие, штампованно-филигранные, датируются X-XI вв., выполнены из серебра и найдены как в погребениях, так и в кладах. Подражаниями этим дорогим изделиям, распространённым главным образом среди феодальной знати, явились лунницы из бронзы или биллона с имитацией филиграни, которые были доступны женщинам всех слоёв населения Древней Руси. Такие лунницы встречены повсеместно и датируются концом X – 1 половиной XII вв.
В XI-XII вв. входят в моду узкорогие лунницы, отличавшиеся разнообразием орнамента и размеров.
Б.А. Рыбаков предположил также, что лунницы, сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами, нависающий над землёй, которая представлена или в виде крестообразно расположенных 4-5-ти квадратиков, или в виде креста.

Особый тип представляют подвески-лунницы с крестом. В XII-XIII вв., особенно на вятической земле, были распространены круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста. Такие подвески представляют собой единый солярно-лунарный символ. В языческих представлениях солнце и луна являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека – отсюда охранительное значение их символов на амулетах.
2
Амулеты заклинательной магии найдены только в женских погребениях и имеют вид миниатюрных предметов быта: ложек, ковшей, ключей, гребней, ножен, игольников, серпа, пилки, которые обычно прикрепляли к цепочкам, служившим нагрудным, плечевым или поясным украшением. Часто встречаются вместе с другими амулетами: зооморфными подвесками, клыками животных и т.п. Изготавливались эти подвески из бронзы. Наборы бытовых амулетов характерны для сельского населения Древней Руси.
Несмотря на то, что сами подвески не имели этнографических различий, состав наборов и способы их ношения различны. На территории Смоленской, Брянской, Калужской областей бытовали короткие цепочки, иногда присоединённые к арочной подвеске с петлями. Такие арочные «цепедержатели» носили обычно на груди. В северных областях и в Приладожье, помимо ложечек и ключей, в набор входили также бронзовые копоушки, игольники, которые часто подвешивали к длинным нагрудным цепочкам, прикрепляемым к одежде парными фибулами/булавками.

1) Ложечки – символ благосостояния и сытости, наиболее распространены. Найдены как в наборах, так и отдельно. Отдельные экземпляры найдены в Новгороде (слои конца X – середины XII в.), Киеве, Серенске, Новогрудке, Лукомле, Ярополче, Старой Рязани (слои XI – XII вв.).
Различаются ложечки продолговатые и круглые, которые более распространены, черенок ложки бывает изогнут.
Известно 69 пунктов находок ложечек-амулетов; самые восточные – в Кемском некрополе на северном берегу Белого озера, где найдены 3 ложечки (подвешены к поясу) вместе с монетами второй половины XI в.

2) Ковшики – символ благосостояния. Найдены в восьми женских погребениях XI-XII вв. Смоленской, Московской, Калининской областей и в одном – Гомельской области.

3) Ключи – символ богатства и его охраны. Единичные находки – в курганах Калининской, Московской, Смоленской областей в наборах амулетов. Отдельные экземпляры – из поселений (Серенск, Торопец). В Приладожье и Обонежье в погребениях веси XI-XII вв. встречается по 3-5 штук, но по форме они отличны от славянских и близки к прибалтийским образцам.
Две самые восточные находки – на северном берегу Белого озера и в Корбальском могильнике на р. Ваге.

Амулеты, связанные с культом животных, отражают воззрения, возникшие в первобытном обществе, - представления о происхождении рода от почитаемого животного (тотема). Тотем обеспечивал продолжение рода, защищал обращавшихся к нему за помощью, передавал им свою силу, мудрость. Возникла традиция носить при себе часть тотема (шкуру, когти, зубы), а затем магические свойства оберега были перенесены на изображение животного (выполненное в камне, роге, металле).
Топография находок указывает на два очага концентрации зооморфных подвесок в Древней Руси X-XI вв. – Приладожье и Волго-Клязьминское междуречье. В XI-XII вв. у славян появляются собственные зооморфные украшения, которые отражали уже не племенные, а территориальные общности со смешанным финско-славянским населением. В XIII-XIV вв. такие украшения делали в мастерских русских городов, имевших широкий сбыт в окраинных районах Руси. Амулеты-подвески представляют собой реалистичные или стилизованные изображения различных птиц или животных: утки, петуха с одной или двумя головами, коня, оленя /лося/, зайца бобра, собаки, рыбы, змеи, а также подвески в виде головы быка, когтя медведя, челюсти зверя.
Всего в трёх экземплярах XI-XIII вв. известны амулеты-подвески в виде птиц с распростёртыми крыльями – владимирские, костромские и подмосковные курганы. На вщижских (г. Вщиж ок. Брянска, XII в.) арках птицы в таком виде помещены внутри солнечного круга в полдневной позиции солнца.
Амулеты с зооморфными изображениями делали из бронзы или сплавов меди с оловом или серебром, а также из свинцово-оловянных сплавов. Амулеты из железа и серебра крайне редки. Изготавливались они литьём, штамповкой, плетением (филигрань), а также путём сочетания филиграни с отливкой. Есть находки редких амулетов из рога.
Неметаллические изображения коня в Древней Руси очень редки. Две подвески из курганов у с. Кветунь (Брянская обл.) и с. Колчино (Калужская обл.) датируются XI-XII вв. Два двухголовых конька веси датируются XII в.
Носили такие амулеты исключительно женщины – на груди, плече или поясе, что связано с функциональным назначением подвесок – защищать грудь и лоно женщины и сообщать ей плодородие.

Обереги
Слово, заговор, обряд, действие, жест, предмет, музыка – вот далеко не полный перечень текстов (в широком семиотическом значении слова), которые могут выступать в качестве апотропеев. Собственно оберегами могут быть признаны те тексты, чья апотропеическая функция поддерживается и определяется апотропеической семантикой.

Окружение

К предметам, заключающим в себе семантику окружения, относится пояс – одно из наиболее сильных и универсальных защитных средств, по своей сакральной значимости в народной традиции соотносимое с крестом (опоясывание человека считалось столь же обязательным, как и постоянное ношение креста).
Пояс часто выступал в качестве самостоятельного оберега, который вывешивался в охраняемом пространстве или прикреплялся к охраняемому объекту. В качестве оберега от сглаза и другой опасности часто использовали мужской пояс, в частности т.н. «крАйку» или «гАшник» – пояс,, оторванный от исподних мужских штанов, или «очкУр»– шнурок, на котором держатся мужские штаны, поскольку такой пояс наделялся символикой плодородия и мужской сексуальной силы, что увеличивало его антропопеическую ценность.
В других случаях акцентировался красный цвет пояса, символизирующий жизнь, здоровье и плодородие, и т.о. противостоящий смерти. Например, беременная женщина должна была носить красный пояс во время беременности, чтобы защитить себя от колдовства.
С помощью пояса священника можно было лишить нечистую силу способности двигаться.
Молодых перед отъездом к венцу опоясывали первой пряжей, выпряденной девочкой, которая только учится прясть, чтобы предохранить их от порчи и сглаза.

Укрывание

Среди предметов, которые в народной культуре используются для магического укрывания того, что нуждается в охране, - полотно, полотенце, фартук, а также миска, горшок и другие сосуды, которыми покрывали охраняемый объект.

Нейтрализация (Уподобление носителя опасности покойнику)

Способностью делать носителя зла омертвелым, подобным покойнику, обладают предметы, соприкасавшиеся с покойником или имеющие отношение к погребению: земля с могилы, первая щепка от гроба, верёвка, которой были связаны его руки, вещи, принадлежавшие покойнику, и т.д.
Механизм нейтрализующего воздействия подобных предметов основан на магии уподобления: как мёртвое тело недвижимо, безгласно и бездеятельно, так должны быть неподвижны, бездеятельны и безвредны носители опасности.
Считается, например, что если носить с собой землю с могилы, то она будет приводить врагов в бездействие и предохранит от вампира, как и первая щепка от гроба.
Но нужно заметить, что предметы, связанные с покойником, не являются безусловными оберегами и часто используются во вредоносной магии для наведения порчи.

Нанесение удара + Уничтожение

Обереги с подобной семантикой предполагают нанесение опасности предупредительного удара, причинение ей ущерба, вреда. Присутствие в охраняемом пространстве или на охраняемом объекте предметов-оберегов служит для обезвреживания носителя потенциального зла, если он попытается проникнуть в это пространство или напасть на человека или скот:

- вилы (как оберег скота, ребёнка и пр.),
- игла (втыкали в одежду в случае опасности сглаза или порчи, в подол сорочки во время месячных),
- нож (для защиты лиц, находящихся в ситуации «перехода»; затыкали за пояс, когда сновали, навивали или ткали, чтобы предохранить работу от сглаза; обязательно пропускали через новую сорочку; ножички типа «финок» и их ножны делались из кости, на футляре обычно просверливались дырочки),
- топор (для южных районов Европы топор являлся символом молнии, оружием небесного громовержца), серп, коса,
- гребень (является частой находкой в системе подвесных оберегов, всегда увенчаны двумя головами животных; предмет, прямо связанный с гигиеной и здоровьем человека),
- зубы и когти хищных животных, когти птиц (волчий зуб – защита ребёнка от сглаза (+ волчий коготь, соль и кусочек хлеба, зашитые в одежду); 2 клыка кабана, соединённые в виде полумесяца – защита коня; щучьи зубы – от болезней; рысий коготь – защита охотника от диких зверей, моряка от утопания). Подвески, сделанные из зубов или когтей животных, имели в Древней Руси широчайшее распространение. В мужских и женских погребениях Киевской земли часто встречались клыки кабана, наиболее же многочисленны были подвески из просверленных клыков медведя, а также из его когтей (как у славян, так и у финнов Поволжья). Клыки волка, лисицы, собаки и куницы женщины носили в ожерелье или на цепочках, прикреплённых к одежде на плече или к поясу, вместе с другими амулетами и бубенчиками.
- веретено также могло использоваться в качестве оберега, способного уколоть опасность. Веретено носила с собой роженица, чтобы отогнать демонов, появляющихся при родах; его клали в колыбель новорожденному ребёнку как средство против сглаза и нечистой силы.

Отгон опасности

На предметном уровне отгонной семантикой обладали амулеты, изготовленные из предметов и веществ с соответствующей семантикой – металлических предметов (в т.ч. монет), веществ, обладающих едким запахом или вкусом (например, чеснок), и под.
Оберегом от водяного является пуговица от свадебного наряда. В качестве средства отражающего опасность использовалось зеркало, которое девушки и женщины (серб.) носили при себе.
Ритуальный шум (бубенчики, колокольчики) был средством отгона всевозможной опасности.
По принципу этимологической магии приобрели отгонные свойства т.н. нитки-отворотки, т.е. нитки основы, которые при заправлении нитей в бердо не помещаются в него, оказываются лишними, - их подвязывали на голое тело уходящему на войну, чтобы отвратить от него опасность.
Выворачивание одежды в охранных целях чаще всего употребляется для людей в переходном состоянии, но также и для «обычных» людей как способ отвернуть «злой» глаз. Отправляясь в путь, нужно вывернуть на себе что-нибудь из одежды наизнанку, чтобы отвратить вампира (серб.).
В качестве амулета, отвращающего опасность, носили кусочек серебра, зашитый в сукно.
Функцию объектов, на которые отвлекалось зло, очень часто принимали на себя красные (см. выше) или пёстрые предметы. Красная нитка, лента, лоскут материи, повязанные ребёнку на руку, отвращали от него сглаз и порчу. Молодым на свадьбе затыкали в одежду иголки с красными нитками – от сглаза.
Отпугивают опасность вещества типа дёгтя, полынь, чеснок, лук, крапива, конопля и др. Чеснок клали за пазуху невесте перед отъездом к венчанию, чтобы предохранить её от порчи, а также в колыбель или в пелёнки новорожденному, зашивали в рубашечку или в пояс ребёнку, а также подвешивали к нательному кресту в качестве амулета. Чеснок, головка которого состоит из одного зубчика, носили в качестве амулета (серб.).

Охранение, неуязвимость

К таким предметам относятся металлы, особенно железо, хлеб (в т.ч. зерно, мука, тесто), соль, предметы, связанные с печью, освящённые предметы.
Хлеб предохраняет от сглаза ткущееся полотно, защищает от русалок, водяного, змей, порчи и смерти.
Новорожденному на руку повязывали «шкалИточку» – амулет в виде мешочка, в который клали чеснок, кусочек глины от печки, уголёк и глину, вынутую из следа собаки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...