Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Правовые основы государственного регулирования и контроля (надзора) в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности.




 

Государственное воздействие на экономику в целях обеспечения баланса частных интересов хозяйствующих субъектов и публичных интересов государства и общества осуществляется по многим направлениям и входит в компетенцию различных органов государственной власти..

Закон «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. закрепил за высшим органом федеральной исполнительной власти следующие полномочия в сфере экономики: регулирование экономических процессов; обеспечение единого экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей экономики; выработка государственной структурной и инвестиционной политики и принятие мер по ее реализации; управление федеральной собственностью; разработка и реализация государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществление общего руководства таможенным делом; принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирование мобилизационного плана экономики РФ, обеспечение функционирования оборонного производства РФ.

 

Государственное регулирование экономических процессов может быть прямым и косвенным. В условиях рыночной экономики государство с необходимостью применяет косвенные методы регулирования, используя различные экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций и субсидий, установление налоговых льгот и т.д.).

Собственно правовое регулирование предпринимательской и иной хозяйственной деятельности осуществляется путем установления определенных правил ее осуществления.

На этапе создания хозяйствующего субъекта главными требованиями являются государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также лицензирование. Государственная регистрация не только обеспечивает хозяйствующему субъекту легальное участие в экономических отношениях, но и позволяет, во-первых, его контрагентам предъявить в случае необходимости требования, в том числе и в суде; во-вторых, установить за деятельностью хозяйствующего субъекта государственный контроль и надзор.

Правовой основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г., соответствующие подзаконные акты.

Лицензия – это разрешение на осуществление определенного вида деятельности, выдаваемое лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Лицензирование применяется с целью обеспечения защиты прав и законных интересов, здоровья и нравственности граждан, интересов обороны государства и его безопасности. Лицензиат должен подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям и условиям. Кроме того, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые сведения; составлять на основании результатов проверки акты с указанием нарушений условий лицензирования; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить нарушения; выносить предупреждение лицензиату; приостанавливать действие лицензии при выявлении нарушений, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба гражданам или государству, а также в случае невыполнения лицензиатом решения об устранении нарушений. Лицензия может быть и аннулирована.

 

Основания аннулирования лицензии
В административном порядке В судебном порядке
Неуплата лицензионного сбора Обнаружение недостоверных данных в документах, предъявленных при лицензировании
Ликвидация юридического лица или прекращение государственной регистрации гражданина-предпринимателя Неоднократное или грубое нарушение условий лицензирования
Реорганизация юридического лица (кроме преобразования) Незаконная выдача лицензии

 

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования установлена административная и уголовная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.14.1) устанавливает для виновных лиц наказание в виде штрафа для граждан от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Для юридических лиц штраф установлен в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

Уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ) предусмотрена в случае, если деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с получением дохода в крупном размере. Наказание назначается от штрафа в размере до 300 000 руб. до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб.

Различные требования предъявляются к гражданину-предпринимателю или юридическому лицу на этапе ведения хозяйственной деятельности.

Хозяйствующие субъекты должны соблюдать нормы природопользования и охраны окружающей природной среды, санитарии, противопожарной безопасности, технологические требования, требования к качеству продукции (товаров, работ, услуг) и т.д. Регулирующие хозяйственную деятельность нормы содержатся в большом количестве законов и иных нормативных актов.

Требования по предотвращению и максимальному снижению вредного воздействия производства на экологию содержатся в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», принятом в 1991 г. Данный закон определил принципы охраны окружающей природной среды:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

- рациональное использование природных ресурсов;

- ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Правительство РФ утверждает порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов относится на себестоимость производимой продукции, сверх лимитов – на прибыль предприятия.

В соответствии со ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение штрафа на граждан – от 1 до 2 тыс. руб., на должностных лиц – от двух до пяти тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 100 тыс. руб. Предусмотрена за нарушение экологических требований и уголовная ответственность (ст. 246 – 262 УК РФ).

Требования по безопасности для человека и качеству продукции (работ, услуг) содержатся в Законе РФ «О техническом регулировании», принятом Государственной Думой в декабре 2002 года. В соответствии с данным законом обязательные требования к продукции, работам, услугам устанавливаются техническими регламентами. Хозяйствующие субъекты добровольно применяют к своей продукции (работам, услугам) национальные стандарты или стандарты организаций. Если продукция соответствует техническим регламентам, она маркируется знаком обращения на рынке.

В случаях, установленными техническими регламентами, предусматривается обязательная сертификация товаров (работ, услуг). Государственные органы по стандартизации имеют право:

требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции (работ, услуг) техническим регламентам;

выдавать предписания об устранении нарушений законодательства о техническом регулировании;

приостанавливать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции (работ, услуг) стандартам;

принимать решения о запрете передачи продукции, приостановлении производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

На послеэксплутационной стадии хозяйственной деятельности к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предъявляются требования по внесению обязательных платежей, бухгалтерскому учету и аудиту, статистическому учету.

Деятельность хозяйствующих субъектов подлежит контролю со стороны государственных органов по различным направлениям. В 2001 году был принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который определяет порядок проведения государственного контроля (кроме налогового, бюджетного, валютного, банковского, страхового, транспортного, таможенного, иммиграционного, лицензионного, атомного, метрологического).

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных актов, устанавливающих обязательные требования, которые проверяются;

установление обязательных требований Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами;

соответствие предмета проверки компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю;

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих порядок проверки;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении мероприятий по контролю;

недопустимость взимания платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения проверки.

Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми Плановое мероприятие в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено каждым органом контроля не более чем один раз в два года. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.

Внеплановые проверки проводятся:

для контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений;

в случае получения информации о возникновении аварийных ситуаций, о нарушениях технологических процессов и т. п.;

при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

в случае обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут быть основанием для внеплановой проверки.

При проведении проверки должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого они действуют; осуществлять проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых организаций; изымать оригиналы документов; требовать образцы продукции для экспертизы без оформления соответствующего акта; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю, причем они имеют право указывать в акте о своем согласии или несогласии с ним, с отдельными действиями контролеров. Действие (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Законом предусмотрена и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Она состоит в том, что объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные некоммерческие организации имеют право:

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

обращаться в суд, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

ВОПРОСЫ

1. В каких целях осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности?

2. В каких случаях лицензия может быть приостановлена или отозвана?

3. Как регулируется безопасность и качество товаров, работ, услуг?

4. Назовите основные принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного контроля.

5. В чем заключается общественная защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)?

 

Тема 8. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ

 

Защита гражданских прав хозяйствующих субъектов может осуществляться:

в судебном порядке;

в случаях, установленных законом – в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принятого Госдумой 14.06.02, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

При осуществлении правосудия арбитражными судами должны соблюдаться принципы:

независимости судей, их подчинения только Конституции и Федеральным законам;

законности: при рассмотрении дел должно обеспечиваться правильное применение законов и иных нормативных актов, а также соблюдение порядка судопроизводства в арбитражных судах;

равенства всех перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям; равенства всех организаций независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и т.д.;

равноправия сторон:

состязательности: каждому лицу, участвующему в деле, обеспечивается право представлять доказательства, высказывать свои доводы и соображения, заявлять ходатайства;

непосредственности судебного разбирательства: в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта могут быть положены только те доказательства, которые были непосредственно исследованы в судебном разбирательстве;

гласности: разбирательство в арбитражном суде открытое (кроме случаев необходимости сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны и т.п.);

ведения судопроизводства на русском языке.

Дела в арбитражном суде рассматриваются судьей единолично или коллегиальным составом судей (дела о банкротстве, об оспаривании нормативных правовых актов и др.), либо судьей и двумя арбитражными заседателями, если какая-либо из сторон заявляет ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

 

Подведомственность дел арбитражному суду
1. Рассмотрение дел в порядке искового производства Экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства Об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; Об административных правонарушениях; О взыскании с хозяйствующих субъектов обязательных платежей и т.д.
3. Рассмотрение дел в порядке особого производства Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
4. Специальная подведомственность О несостоятельности. О создании, реорганизации и ликвидации организаций. Об отказе в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ. О защите деловой репутации и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
5. Рассмотрение дел об оспаривании решений третейских судов Решения третейского суда по спорам, возникающим при осуществлении экономической деятельности.
6. Рассмотрение дел о признании решений иностранных судов и арбитражных решений Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, вытекающим из экономической деятельности.

 

Лицами, участвующими в деле, являются:

стороны (истец и ответчик);

заявители и заинтересованные лица – по делам особого производства, по делам о банкротстве;

третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, пользуются правами и несут обязанности истца; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вступают в дело на стороне истца или ответчика;

прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

А) с заявлениями об оспаривании правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Б) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти и муниципального управления, унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъекта РФ, доля участия муниципальных образований.

В арбитражном процессе, кроме того, могут участвовать представители сторон и лица, содействующие осуществлению правосудия – эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания.

Исковое заявление в арбитражный суд подается за подписью истца или его представителя. В заявлении не только указываются требования к ответчику, но и обстоятельства, на которых эти требования основаны, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства. Указывается также цена иска (если иск подлежит оценке), расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы. В случаях, предусмотренных законом, прилагаются сведения о соблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора.

Ответчик должен представить в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, в котором указываются возражения относительно иска и доказательства, обосновывающие возражения. Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск.

В срок, не превышающий двух месяцев, должна быть проведена подготовка дела к судебному разбирательству. Задачами подготовки дела являются:

- определение характера спорного правоотношения и законодательства, которое подлежит применению;

- определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

- разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;

- оказание помощи участникам процесса в представлении доказательств;

примирение сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение на любой стадии арбитражного процесса. Оно должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств должником. Утверждается мировое соглашение арбитражным судом. Производство по делу в этом случае прекращается.

Дело в арбитражном суде должно быть рассмотрено в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. При неявке истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

При рассмотрении дела суд непосредственно исследует доказательства по делу: знакомится с письменными доказательствами, осматривает вещественные доказательства, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов. Лица, участвующие в деле, вправе дать пояснения о доказательствах, задать вопросы экспертам и свидетелям.

После исследования доказательств суд переходит к судебным прениям, которые состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле. В этих выступлениях они обосновывают свою позицию по делу.

На основании исследования доказательств по делу и судебных прений арбитражный суд принимает решение. Решение должно быть мотивированным. Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. В некоторых случаях решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению:

1. По делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов;

2. По заявлению истца, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

На решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе не могут заявляться новые требования. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в срок, не превышающий одного месяца. При этом лица, участвующие в деле, могут заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу доказательств, в исследовании которых им было отказано арбитражным судом первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд вправе:

оставить решение без изменения;

отменить или изменить решение и принять по делу новый судебный акт (постановление);

отменить решение и прекратить производство по делу либо остановить исковое заявление без рассмотрения.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть отменено или изменено в случаях:

неполного выяснения обстоятельств;

недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела;

несоответствия выводов суда обстоятельствам дела;

нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Срок для подачи кассационной жалобы установлен в два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает жалобу в срок, не превышающий одного месяца. Он проверяет законность решений, принятых судом первой и апелляционной инстанции, а также соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

оставить решение без изменения;

отменить или изменить решение, если в нем неправильно применена норма права;

отменить или изменить решение и направить дело на новое рассмотрение, если нарушены нормы процессуального права или если выводы в решении не соответствуют обстоятельствам дела или доказательствам;

отменить решение и прекратить производство по делу.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, постановления) арбитражных судов могут быть также пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом. Лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы. Заявление может быть подано в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по данному делу. Оно рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда в срок, не превышающий месяца, без извещения лиц, участвующих в деле.

Судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора, если он:

- нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

- препятствует принятию законного решения по другому делу;

- нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

При наличии данных оснований оспариваемое дело направляется в Президиум Высшего Арбитражного Суда (либо может быть отправлено в кассационную инстанцию, если есть основания для проверки правильности решения, а в порядке кассационного производства решение не рассматривалось). Президиум ВАС по результатам рассмотрения дела в порядке надзора вправе или оставить оспариваемый акт без изменения, или отменить и направить дело на новое рассмотрение, или отменить и принять новый судебный акт (постановление), или отменить и прекратить производство по делу. Постановление Президиума ВАС публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда».

Судебные акты, вступившие в законную силу, подлежат исполнению. При этом принудительное исполнение осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом. Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного решения (постановления) в законную силу. Если взыскатель пропустил данный срок по уважительной причине, и арбитражным судом пропущенный срок был восстановлен, исполнительный лист должен быть предъявлен в течение трех месяцев со дня восстановления срока.

Арбитражный суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на судебных приставов. В рамках исполнительного производства они могут применять такие меры принудительного исполнения, как:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;

2) обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе и др.

За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом может быть наложен штраф. Такая же мера может быть применена к банку или иной кредитной организации, которые обслуживают счета должника и которым взыскателем или судебным приставом предъявлен исполнительный лист.

Допускается и поворот исполнения судебного акта (решения, постановления). Это означает, что если приведенный в исполнение судебный акт отменен, изменен, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца. Для обеспечения этого по заявлению ответчика ему выдается исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости.

По соглашению сторон спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды двух видов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными юридическими лицами.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора. Для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи (каждая сторона избирает одного третейского судью, два избранных третейских судьи избирают третьего).

Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении. Ответчик вправе представить отзыв, изложив свои возражения, а также предъявить встречный иск.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции. Третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний. Экспертное заключение представляется в письменной форме.

После исследования обстоятельств третейский суд принимает решение большинством голосов.

Решение должно быть направлено сторонам в 15-дневный срок. Любая из сторон может в течение 10 дней после получения решения третейского суда обратиться за его разъяснением.

Рассмотренное в постоянно действующем третейском суде дело должно храниться в данном третейском суде в течение пяти лет. Решение третейского суда для разрешения конкретного дела в месячный срок направляется в компетентный суд.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение может быть оспорено в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной решения третейского суда.

Решение третейского суда может быть отменено судом, если:

1) сторона, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что:

- третейское соглашение является недействительным по основаниям, предусмотренным законом;

- решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

- состав третейского суда не соответствовал закону;

- ответчик не смог представить третейскому суду свои объяснения;

2) компетентный суд установит, что:

- спор, рассмотренный третейским судом, не подлежит третейскому разбирательству;

- решение третейского суда нарушает принципы российского права.

Решение третейского суда, по общему правилу, исполняется добровольно в сроки, установленные решением третейского суда. Однако. если оно не исполнено добровольно, то подлежит принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выданного компетентным судом. Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

 

ВОПРОСЫ

1. Какими судами рассматриваются хозяйственные споры?

2. Каковы принципы деятельности арбитражных судов?

3. Охарактеризуйте исковое производство по хозяйственным спорам.

4. Как исполняется и обжалуется решение арбитражного суда?

5. Каковы особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами?

6. Как исполняется решение третейского суда?

 

Содержание

 

  Название темы С.
Тема 1 Понятие хозяйственного права  
Тема 2 Субъекты хозяйственного права  
Тема 3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)  
Тема 4. Хозяйственные договоры  
4.1. Общие положения  
4.2. Договор купли-продажи  
4.3. Договор розничной купли-продажи  
4.4. Договор поставки  
4.5. Договор аренды  
4.6. Договор лизинга (финансовой аренды)  
4.7. Договор подряда  
4.8. Коммерческая концессия (франчайзинг)  
Тема 5. Правовое регулирование конкуренции  
Тема 6. Правовое регулирование рекламы  
Тема 7. Правовые основы государственного регулирования и контроля (надзора) в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности  
Тема 8. Хозяйственные споры  
    Список литературы  

 

 

Учебное издание

КОРБАНКОВА НИНА ВИКТОРОВНА

 

ВОПРОСЫ ХОЗЙСТВЕННОГО ПРАВА

Учебное пособие

 

 

План 2003 г., N 16 К

 

 

Отпечатано в авторской редакции

 

 

Подписано в печать с оригинала-макета

Формат 60х84 1\16. Бумага для множ. апп. Печать офсетная.

Усл. Печ.л. 6,38. Уч.изд.л. 6,38. Тираж 100.

Заказ Цена

Петербургский государственный университет путей сообщения.

190031, СПб, Московский пр.,9.

Типография ПГУПС. 190031, СПб, Московский пр.,9.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...