Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов и выводы.




1. Определение показателя реализованности (R) психологического времени личности. Показатель реализованности определяется через соотношение суммарной степени насыщенности прожитой жизни (р) к ожидаемой личностью степени насыщенности событиями жизни в целом (f). R = (p / f) × 100%

2. Показатель психологического возраста (А) находится по произведению показателей реализованности (R) и предполагаемого времени жизни (t). A = (p / f) × t

3. В анализе полученных результатов особое внимание уделяется случаям существенного расхождения хронологического (паспортного) и психологического возраста личности. Горностай П.П. отмечает: «Гармоничность, развитость, или, наоборот, ущербность ценностно-смыслового отношения к жизненному пути и времени личности говорит об отсутствии или наличии серьезных жизненных проблем: конфликтов, драм, кризисов, включая возрастные»[12].

Пример: возраст испытуемого 35 лет; предполагаемое время жизни – 65 лет.

Пятилетние интервалы Степень насыщенности значимыми событиями å насыщенность прожитой жизни å насыщенность жизни в целом
1 – 5      
6 – 10  
11 – 15  
16 – 20  
21 – 25  
26 – 30  
31 – 35  
36 – 40    
41 – 45  
46 – 50  
51 – 55  
56 – 60  
61 – 65  

R = (48 / 77) × 100% = 62%; А = (48 / 77) × 65 = 40,5

Испытуемым реализовано 62% значимых событий, психологический возраст – 40,5 лет.

Бланк

Ф.И.О. __________ Возраст __________ Пол _________

Предполагаемое время жизни _________________

Пятилетние интервалы Степень насыщенности значимыми событиями å насыщенность прожитой жизни å насыщенность жизни в целом
1 – 5      
6 – 10      
11 – 15      
16 – 20      
21 – 25      
26 – 30      
31 – 35      
36 – 40      
41 – 45      
46 – 50      
51 – 55      
56 – 60      
61 – 65      
66 – 70      
71 – 75      
76 – 80      
81 – 85      
86 - 90      
и т.д.      

СТАРОСТЬ

I. Теоретическое введение

План:

1. Хронологические границы возраста. Подпериоды старости.

2. Психофизиологические особенности позднего периода жизни. Биологические и социокультурные факторы старения.

3. Типы старения.

4. Особенности социальной ситуации и задачи развития в старости.

5. Проблема личностной интеграции и построение концепции смерти. Жизненная мудрость как личностное новообразование в период старости.

6. Возрастные изменения в интеллектуальной сфере и возможности их профилактики в период старения.

Рекомендуемая литература: [1], [49], [90], [93], [100], [120].

Старость (или поздняя зрелость в периодизации Э. Эриксона) (после 65 лет) – это время серьезных жизненных перемен. Это период в жизни, когда ухудшается здоровье, и уходят из жизни близкие люди. Это время выхода на пенсию и снижения ритма жизни. Это время утраты власти, ответственности и автономии. С другой стороны - это время размышлений и забав с внуками.

Период старости неоднороден. В нем можно выделить несколько подпериодов.

1. Предстарческий период (60 – 69 лет). В это время люди очень различаются по возрасту выхода на пенсию. Это событие заставляет приспосабливаться к новой ролевой структуре и новому темпу жизни. Физическая сила в этот период убывает, что может оказаться проблемой для работающих лиц. Однако, многие люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, отличаются большой энергией и постоянно ищут новые занятия. Многие пенсионеры хотят по-прежнему что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить.

2. Старческий период (70 – 79 лет). После 70 лет многие сталкиваются с потерями и болезнями. Проблемы со здоровьем причиняют все больше хлопот, но далеко не все семидесятилетние становятся беспомощными инвалидами.

3. Позднестарческий период (80 – 89 лет). Людям становится труднее приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.

4. Дряхлость (90 лет и более). Несмотря на то, что проблемы со здоровьем все усугубляются, девяностолетние могут найти себе новые занятия. И, если проблемы предыдущих лет были успешно решены, десятое десятилетие может быть наполнено чувством удовлетворения.

У людей, перешагнувших рубеж старости, прослеживаются наиболее резкие различия между «молодыми» и «старыми» взрослыми (по Нойгартен). Главное их различие заключается в восприятии «молодыми стариками» кризисов и стрессов завершающего периода жизни в качестве стимулов для прогрессивных изменений. «Молодыми стариками» становятся те, кто выйдя на пенсию, сохраняет энергию и желание для полноценного участия в активной и насыщенной интересными событиями жизни.

Д. Бромлей выделила 5 типов приспособления человека к старости.

1) Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, удовлетворен контактами с окружающими; критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости; принимает старость как завершение профессиональной карьеры, а смерть – как естественное явление; оптимистически относится к жизни.

2) Установка зависимости. Человек проявляет пассивность и зависимость от других. Высокие жизненные устремления отсутствуют, профессиональная деятельность легко завершается. Человек не страдает от эмоциональной неуравновешенности и стрессов, так как семейная среда обеспечивает чувство безопасности.

3) Защитная установка. Эта установка характерна для людей, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренняя. Они подвержены страху смерти, но маскируют свою беспомощность перед ней усилением внешней деятельности.

4) Установка враждебности присуща агрессивным, мнительным, вспыльчивым старикам, которые предъявляют массу претензий к своему окружению. Они не могут смириться с фактом старости, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

5) Установка враждебности, направленная на самого себя характерна для людей, избегающих воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они пассивно воспринимают удары судьбы, смерть воспринимается ими как освобождение от страданий. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является у них поводом для депрессии и острой жалости к себе.

Задачами развития в старости являются: подведение жизненных итогов, сохранение идентичности и достижение целостности (Эго-интеграции), а также построение концепции смерти, причем все эти задачи тесно взаимосвязаны.

Р. Хейвигхерст выделил следующие задачи развития в пожилом возрасте:

1) Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.

2) Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.

3) Приспособление к смерти супруга(и).

4) Установление прочных связей со своей возрастной группой.

5) Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6) Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

Основной параметр развития, который определяет особенности старческого возраста, по мнению Э. Эриксона: Эго-интеграция (целостность) против отчаяния. Эго-интеграция (целостность), как задача развития, – это итог всех семи предшествующих стадий. Это ощущение цельности и осмысленности жизни. Возникает оно у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение.

Интегративность предполагает: а) накопление уверенности Эго в своем стремлении к порядку и смыслу; б) особое восприятие мира и переживание своего жизненного опыта, при котором все имеет свой порядок и дух; в) иную любовь к своим родителям; г) восприятие жизни как личной ответственности; д) чувство дружеской связи с людьми разных времен и профессий; е) пересмотр и переоценку своего «Я». Если же прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, человек осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. В этом случае, человек начинает чувствовать отчаяние при мысли о том, как могла сложиться жизнь, человек испытывает страх смерти.

Вкладом стадии в развитие личности Э. Эриксон считаетмудрость. Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека (Г. Крайг). Мудрость представляет собой не только кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта, но и особое психосоциальное качество личности, воплощающее итоги развития человека на протяжении всего жизненного пути.

Согласно П.Б. Балтесу, выделяется 5 основных свойств мудрости: 1) мудрость связана с решением важных и сложных вопросов (например, поиск смысла жизни); 2) уровень знаний, суждений и советов исключительно высок; 3) знания широки, глубоки и сбалансированы, и могут применяться в исключительных ситуациях; 4) в мудрости сочетаются ум и просоциальная направленность; 5) достичь мудрости нелегко, но она легко распознается. Мудрые суждения и советы по важным или неясным вопросам жизни предполагают наличие ряда критериев. А) Фактуальные знания (Что? Где? Когда? Примеры возможных ситуаций). Б) Процедурные знания (стратегии сбора информации; выбор времени для советования; контроль эмоциональных реакций; анализ «затраты - результат»; анализ целей и средств). В) Контекстуальные знания (возрастной, культурный и индивидуальный контексты для разных периодов и сфер жизни). Г) Знания, учитывающие относительность ценностей (отделение личных ценностей от ценностей других людей; религиозные предпочтения; современные/будущие ценности). Д) Знания, учитывающие неопределенность жизни (отсутствие идеального решения; оптимизация приобретений / потерь; невозможность полного предсказания будущего; запасные варианты решения).

Познавательная деятельность в старости изменяется. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью у пожилых людей не являются неизбежными последствиями старения, а обусловлены другими факторами (депрессия, прекращение активной деятельности, побочное действие лекарственных препаратов). Одно из главных изменений – это снижение скорости и пластичности познавательных процессов, что, впрочем, восполняется соответствующими компенсациями.

Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, некоторые все же переживают снижение познавательной деятельности. Прямыми причинами этого снижения выступают болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга, косвенными – ухудшение здоровья, низкий уровень образования, бедность, низкая мотивация познавательной деятельности и др. Крайние проявления интеллектуального упадка – старческие деменции. Деменция (приобретенное слабоумие) – это комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию, изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством прямых и косвенных причин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...