Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Материал для выявления речевых дефектов (косноязычия)




I. Для исследования всех звуков алфавита:

п. палец — печка

б. барабан — белка

м. муха — мел

ф. фабрика — фитиль

в. валенки — вилка

х. хвост — хижина

к. камень — кирпич

г. гуси — гиря

т. тачка — тень

д. дом — деньги

н. ножницы — нитка

с. сани — серп

з. зубы — зеркало

ц. цыпленок

л. лампа — ложка — лук — лесенка

р. руки — рельсы

ш. шишка

ж. жук

ч. Чайник

щ. щетка

й. язык (йазык)

лопата

собака

замок

конфета

совок

муха — мухи

рука — руки

нога

молоток

удочка

окно

усы — хвост

язык — гнездо

лицо

пила

корова — трубы

грабли

мыши

этажерка

бочка

ящик

линейка

гриб

ножницы

серп

дом

шкаф

петух

жук

рот

стакан

нос

палец

стол

топор мышь

ключ

прыщ

лещ

трамвай

Гласные звуки проверяются попутно с согласными в тех же словах. Б сомнительных случаях логопат повторяет 2—3 раза данный звук с «а» (жа-жа-жа и т. п.)

II. Дополнительный материал для исследования:

1. Звукопроизношения в трудных (по нескольку согласных сряду) сочетаниях: стремя, наперсток, лекарство, верблюд и т. д.

2. Звукопроиэношения в многосложных словах: милиционер, аэроплан, автомобиль, велосипед, алептростанция.

3. Смешения шипящих с свистящими; звонких с глухими; «мягких» с «твердыми»; «р» с «л»:

а) крыша — крыса, шапка — санки, жук — зуб, жаба — заяц, часы — цифры — царапана, чай — цепь, чайка — цапля, щека — сцена, Саша — сажа — суша; Паша, Саша, Саня звали Женю ужинать. Забыл железный замок. Чайка и цапля чистят свой клюв. Жук зажужжал.

б) башня — пашня, балка — палка, Таня — Даня, гора — кора, гусь — куст и т. д. Балка упала на пол. Таня и Даня идут в школу и т. д

в) раба — рябина, был — бил, сын — синька и т. д.

г) рама — лама, рожь — ложь, рак — лак, тарелка. Примечание. Для выявления смешения данных звуков хорошо заставлять повторять задание по 2—3 раза подряд.

Приложение 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Б. ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ИНСТИТУТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ЛОИВО) НА 1933/34 УЧ. ГОД.

А. Учебно-практическая работа: полнения

I Исследование речи вновь принятых школьников и повторная проверка речи школьников, обследованных в прошлом году...... 1 сентября — 1 октября

II. Выделение из всей массы школьников детей нуждающихся:

1) в особом наблюдении педагога в области устной речи.................

2) в специальных логопедических занятиях к 10 октября.

III. Разбивка логопатов, назначенных для занятий в логопедическом кабинете, на группы в соответствии с особенностями их речевого дефекта и возраста....................

IV. Логопедические занятия по твердому расписанию........................ с 13 октября

V. Включение работы по борьбе с речевой дефективностью в классную общепедагогическую работу:

1) усиление внимания педагогов на речевой дефективности учащихся..........,

2) изменение методики прохождения родного языка...................... с 19 октября

Б. Работа по массовой и индивидуальной консультации воспитательно-педагогического персонала ЛОИВО по вопросам речевой дефективности.

I. Лекции и собеседования массового характера 5 раз в течение года

II. Демонстрации логопатов............

III. Посещение педагогами логопедических занятий с учащимися................

IV. Посещение логопедом классных яанятий………..

V. Индивидуальные консультации педагогов по расписанию................... 1 раз в декаду

VI. Индивидуальные консультации педагогов по вызову логопеда.................. По мере надобности

В Научно-исследовательская работа по вопросам методики педпроцесса и изучения логопатии дебилов.

Разработка темы:

Методы включения работы по гигиене речи, профилактике и устранению логопатии в общепедагогический процесс (в классную работу). 1-я подтема: анализ стабильного букваря Фортунатовой с логопедической точки зрения и выработка методики увязывания при пользовании букварем обучения грамоте с борьбой с речевыми дефектами..........

Г. Связь со школами г. Слуцка, с научными и практическими учреждениями по вопросам речевой дефективности.

I. Консультация в ЛОИВО педагогов и родителей школьников г. Слуцка..........

II. Доклады и лекции для педагогов г. Слуцка.

III. Связь с Отофонетическим институтом в Ленинграде (посещение и постановка докладов, экскурсий)....................

IV. Связь с 6-й образцовой вспомогательной школой в Ленинграде (посещение и постановка докладов)......................

Д. Проведение месячника в ЛОИВО за вдоровую речь.

V. Литературная работа.

Литературное оформление в целях опубликования в печати практических и научных достижений логопедического кабинета.....

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РАБОЧИЙ ПЛАН ПО ВЛОИВО на 15 октября—15 ноября 1932/33 уч. года.

Группа заик II класса.

I. Дыхание. Дыхание с торможением выдоха:

а) с 1 паузой,

б) с 2 паузами,

в) с 3 паузами.

II. Голос.

Торможение произносимых нараспев гласных звуков:

а) с 1 паузой,

б) с 2 паузами,

в) с 3 паузами.

Срок выполнения

к 1 декабря. Доложено 20 декабря.

2. раза в месяц

4 раза в год 1 ноября — 1 декабря; одна работа, к 1 ноября, другая работа к 1 мая

Приложение 4. ЛОГОПЕДИИ

III. Речь.

Ритмическое произнесение коротких фраз по картинке с естественными интонациями (отраженная речь, ответы на вопросы).

IV. Такое же чтение.

Группа косноязычных I класса.

I. Гимнастика общих движений тела (см. предыдущий месяц).

II. Гимнастика лицевых мышц:

а) губы «хоботком» вправо-влево,

б) вращение «хоботком»,

в) поднимание и опускание сжатых вместе губ,

г) поднимание и опускание нижней губы,

д) поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губ.

III. Гимнастика языка:

а) язык «чашечкой»,

б) язык «желобком»,

в) плоский язык с упором краями в зубы и свободным кончиком,

г) при таком положении языка кончик языка загибается вверх-вниз,

д) установка ш, ж, с, з и их диференцировка,

е) включение их в слова и фразы.

Группа ротатиков I и II классов.

а) губное р,

б) губно-язычное р,

в) задувание на кончике языка при напряженно-распластанном положении языка (см. предыдущее III, г).

г) такое же задувание, но с прорывом между нёбом и кончиком языка до образования вибрационного движения кончика языка.

Группа ламбдатиков I, II и III классов.

а) язык «желобком» с подниманием кончика вверх к альвеолярному отростку,

б) поднимание кончика языка «желобком»,

в) установка твердого л.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...