Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Листы из записной книжки n 4




Солд[атка] Деменская была 12 июля

Привычки есть телесн[ые], есть духовные.

Надо быть на стороже особенно против духовной привычки.

(Да, какой ужасный обычный грех наш -- нас, людей, благодаря)

Да, какая чудная земля не переставая парует, дожидаясь семяни, (Зачеркнуто: в то время как мы люди благодаря трудам нужде страданиям этого народа владеющие воз) и зарастает сорными травами. Мы же, имеющие возможность отдать этому народу (Зачеркнуто: к[оторый], не переставая дает нам все что мы имеем) хоть что-нибудь из того, что мы не переставая берем от него, --что мы даем ему? аэропланы, дреднауты, 30 эт[ажные] дома, фонографы, синематографы и все те ненужные глупости, (Зачеркнуто: и гадости) кот[орые] мы называем науками и искусствами, и, главное, пример пустой, безнравственной, преступной жизни. Да еще хорошо, если бы мы (Зачеркнуто: только не (дали) давали ему ничего за это)за то, что берем от него, давали бы ему только одни ненужные, глупые и дурные примеры. А то вместо уплаты хоть части своего неоплатного долга перед ним, мы заседаем эту алчущую [ 1 неразобр. ], жизни землю одними волчцами и терниями, запутываем этих милых, открытых на все доброе, чистых, как дети, людей, коварными умышленными обманами.

Да, горе миру от соблазнов но....

Не ждать вознаграждения за свое добро ни в этом мире, ни в будущем уже тем хорошо, что утверждает веру в Бога, в добро -- само по себе и для себя. И с другой стороны: вера в Бога, в добро освобождает от заботы о последстви[ях] поступков -- о вознаграждении. Благодарю Бога, начинаю чувствовать и сознавать и то, и другое. Плохо только то, что я замечаю это в себе.

Чем глупее люди, тем они самоуверенн[ее]и на оборот. (Зачеркнуто: Хирьякова письмо)

(На память)

1) Хир[ьякова] письмо

2). Опечатка -- надо 4

3) Японцу: им легче п[отому) ч[то] вновъ

спросить о дневн[ике]

ЛИСТ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ N 5

[19 июля.) Доклад в Штокхоль[м.)

Выписать из листк[ов] отданных Ч[ерткову).

Посоветовать[ся] с Ч[ертковым] о том, что дать "В Защиту человека".

(Таню о Мооде).

Заглавие: Благодарная почва.

Черткову перо.

Было ли напечатано "родится в деревне мальчик"? (Далее зачеркнуты петлями в несколько рядов две строки. Прочесть невозможно.)

Таня чтоб сказала об экзаменационном?" сочинении.

Достать Сандерлен[да].

Ключ в заряжательнице пера.

Мулла Абдул Вахид Кары. (Далее на обороте этого листка арабская надпись и чертежи Пифагоровой теоремы. См. таблица между стр. 176 и 177, рисунок N 8.)

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 4

7 стр.

25000 -- в России

9 стр. Определение помешательства

[ 24 июля. ] Вестн[ик] Евр[опы] июль 132 133 стр. Дарвин

[ 22--24 октября.) 1) Все листовки выписать, когее[ешные] и 3 к.

2) Сборники анекдотов смешных.

3) Образцы стихотв[орений].

4) Огородн[ичество] садово[дство], земле[делие].

5) О рабоч[ем] народе.

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, N 6

21 июля Лето 1910 г.

1) Maman je vous adore [Мама, я вас обожаю.]. Говорит (В копии: говорю) вздор, веселый, горячий, добрый эгоист.

2) Художник музыкант, все для славы, никакого ни религиозного, ни нравственного сознания.

3) Кокетка. J'ai ete admirable [Я была восхитительна.].

4) Слабая чувственная распутная.

5) Наследник большого дела фабрики.

6) Аккуратный деятель.

7) Санька Кузьм подленький ловкий

8) Тупой православный. Ach wenn es nur immer so bliebe.[Ах, если бы всегда так осталась.)

9) Семинарист религиозная борь[ба.]

10) Священ[ник] грубый корыстолюбивый.

11) Духовн[ый] честолюбец.

12) Министр достиг положения и держится.

13) Степен[ная] развратница.

14) Революц[ионер] всех ненавидит и ненавидит.

15) Револ[юционер] думает, что любит народ.

16) Профессор верит в науку.

15) Земский деятель.

16) Фере вицегубернатор.

17) Губерн[атор] наглый и подлый.

1) Мастер на все, пьяница.

2) Ненавистник. Царство господское.

3) Суеверие науки.

4) Ищет правды.

5) Кутила весельчак.

6) Стенька Разин.

7) Любит служить господ[ам.]

8) Художник поэт.

9) Работник любит труд.

10) Мудрец фи[лософ.]

11) Изувер.

12) Властолюбец.

13) Корыстолюб.

14) Кокетка.

15) Блудниц[а.]

16) Мать.

17) Работница.

18) Художница.

19) Набожная.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА N 5

Идет не перестающая борьба о Леве: простить или отплатить словом жестоким, ядовитым. Начинаю яснее слышать голос добра. Францизск

Как легко выместить делом, словом... и как трудно простить. (Зачеркнуто: за то как оси(лишь])

Вера, то чему верят, это суеверие. Люди предпочитают веру сознанию, п[отому] ч[то] вера тверже, также твердо, как обычаи, общественное мнение определяет поступки, но сама вера не тверда и не движет духовной жизни. Она всегда и неподвижна и задорна, нуждается в обращении других, т[ак] к[ак] основана на обществ[енном] мнении. (Чем больше людей разделяют веру, тем она тверже.) Вера есть дело мирское, удобное условие для телесной жизни. Духовное сознание (всего человечества) -- дело души, неизбежное условие разумной, хорошей жизни.

Вера всегда stationaire [стационарна] -- неподвижна, дух[овное] сознание всегда движется. -- Для "верующих" движение совершается в жизни телесной, для духовных движение в жизни духовной.

Не могу в душе простить Вер[у] за ее падение. Ясно понял сейчас всю безумную несправедливость этого, если только вспомнить свое мужское прошедшее, да и всех мужчин. Да, видно, что общественное мнение устанавливалось не женщинами, а мужчинами.

Женщина уж потому менее, чем мужчина достойна осуждения, что она несет всю великую тяжесть последствий -- роды, ребенок, стыд, позор. Мужчина же ничего, "не уличен, не -- вор". Падшая женщина (Следующие три слова вписаны между строк.) и родившая девушка, или как...... опозорена перед всем миром, или прямо вступает в класс презренных существ б..... (Многоточие в подлиннике.) Мужчина же чист и прав, если только не заразился.

Хорошо бы выяснить это.

Вы спрашиваете, (Зачеркнуто: ч[то] значат) как понимать такие и такие слова Ев[ангелия], Откр[овения] или библии, находя в таких словах или противоречивое, или неясное, или просто нелепое. На это ваше недоумение отвечаю следующим: Читать надо Ев[ангелие] и все книги, признаваемый Св. Пис[анием], точно также обсуживая их содержание, как мы обсуживаем содержание всех тех книг, к[оторые] читаем и потому, встречая противоречивое, неясное или нелепое, не отыскивать разъяснений, а прямо откидывать все таковое, приписывая важность и значение только тому, что согласно с здравым смыслом и, главное, нашей совестью.

Только при тако[м] отношении к, так называемому, Священному Писанию, чтение его и в особенности Евангелий может быть полезно.

Наука это богадельня или, скорее поприща успеха среди толпы, открытые для всех самых умственно и нравственно тупых людей. Занимаясь наукой, он может, не сознавая того, что он делает, считая букашек или перечисляя книги и выписывая из них, что подходит под избранную тему, может или ничего не думать (В подлиннике: в той безжизненной никому ни на что не нужно) или выдумать (Зачеркнуто: и вместе) в том безжизненном, никому ни на что не нужн[ом] соображении какую-нибудь теорию и быть вполне увер[енным], что он делает самое важное на свете дело. --

1. Тип ученого

2. Тип честолюбца

3. -- корыстолюб[ца]

4. -- верующе[го] консерватора

5. Тип кутилы

6. -- разбойника в принятых пределах и

7. в не принятых

8. (Зачеркнуто: истинно но: [2 неразобр): надписано: правдивого честного) правдивого честного, но в обмане

9) Славолюб[ца] писателя

10) Социалиста рево[люционера]

11) Ухаря весельча[ка]

12) Христиани[на] полног[о]

13) борющего[ся]

14).....(Многоточие в подлиннике)

Нет конца этим чувствуем[ым] мною типам.

[ 27 июля. ] История наказания есть постоянная его отменна.

Иеринг

Спасаясь от разбойников случайных, признаваемых разбойниками, мы отдаемся в руки разбойников постоянных, организованных, признаваемых благодетелями, отдаемся в руки правительств.

Человек сознает себя Богом, и он прав, п[отому] ч[то] Бог есть в нем. Сознает себя свиньей, и он тоже прав, п[отому] ч[то] свинья есть в нем. Но он жестоко ошибается, когда сознает свою свинью Богом.

Старушка говорит, что мир и человека сотворил Батюшка Царь Небесный, а ученый профессор, что происхождение человека есть результат борьбы видов за существование и что мир есть тоже продукт эволюции. Разница между эти[ми] двумя воззрениями, и явно в пользу старушки, та, что старушка своими словами о творчестве Батюш[ки] Царя небесного явно признает, как в происхождении человека -- его души, так и в происхождении мира нечто непонятное, недоступное уму человеческому; ученый же профессор хочет своими крошечными наблюдениями и выводами из них, хочет прикрыть то основное, непонятное и недоступное, что должно быть признано и отделено от доступного и понятно[го] для того, чтобы это доступное и понятн[ое] было действительно доступно и понятно.

Мы не признаем закон любви, свойственный человеку, открытый нам всеми величайшими мудрецами мира и сознаваемый нами в нашей душе п[отому], ч[то] мы не видим его на вещественных явлениях мира, а видим, видим в вещественном мире закон борьбы, свойственный животному, и потому признаем закон борьбы, приписывая его человеку. Какое ужасное и грубое заблуждение! А оно то считается миросозерцанием, свойственным самым просвещенным людям.

Хорошо спросить себя: что согласишься ли ты, делая то, что ты считаешь делом Божиим -- своим назначением, не говоря уже о личном счастье, согласишься ли быть всеми осуждаемым и презренным? Хорошо спросить себя и ответить: да, но к счастью такого положения, при к[отор]ом человек, делая дело Божие, не нашел бы ни в ком сочувствия, такого положения никогда не было и не может быть.

На 5-е августа (Дата вписана рукой В. Ф. Булгакова.)

Привычка великое дело. Привычка делает то, ч[то] те поступки, к[оторые] прежде всякий раз требовали усилия борьбы духовн[ого] с животн[ым], уже перестают требовать усилия и внимания, к[отор]ые могут быть употреблены на следующие в работе дела. Это известка, к[оторая] скрепляет положенные камни так, что на них можно класть новые. Но та же благодетельная сторона привычки может быть причиною величайших (Зач: бедствий) безнравственностей, когда борьба была решена в пользу животного: есть людей, казнить, воевать, владеть землей пользоваться проституцией и т. п. (Последние шесть слов подчеркнуты вероятно рукой Булгакова)

Да, вера, суеверия, фанатизм дают большую силу самоотречения в жизни, но происходит это от того, что устанавливается одно главное, даже единственное возможное большей частью дело жизни, дающее исполнение всего закона жизни --: исполнение церковн[ых] законов, оскопление, самосожигание, уничтожение неверных и т. п.--

Без веры суеверия для исполнения закона Бога нужно не исполнение чего либо одного определенного, а решение всех самых различных вопросов жизни на основании общего закона Бога: --любви. И такая деятельность не дает таких ярких проявлений, как первая.

Чем больше самоотречения, тем труднее удержаться в смирении, и на оборот.

1 Ав. Слова умирающего особенно значительны. Но ведь мы умираем всегда и особенно явно в старости. Пусть же помнит старик, что слова его могут быть особенно значительны.

Он бросился на колени, плакал, причитал, прос[ил] Б[ога] научить, спасти его, но в глубине души чувствовал, (В подлиннике по написанному до конца записи нарисован рукой Толстого круг с двумя радиусами. См. таблица между стр. 176 и 177, рисунок N 9.) что это все вздор и никто не слышит его. (По последним написанным словам начерчен рукой Толстого, карандашом круг с двумя радиусами. См. таблица между стр. 176 и стр. 177, рисунок N 10.)

Какая ужасная или, скорее, удивительная дерзость или безумие тех миссионеров, к[оторые], чтобы цивилизовать, просветить "диких", учат их своей церковной вере.

То, ч[то] мы называем миром, слагается из двух частей: из сознания и того, что сознается. Не б[ыло] бы сознания, не было бы мира; но нельзя сказать, что не б[ыло] бы мира -- не было бы сознания. (Так ли?)

Часто на словах говоришь, ч[то] с человеком нельзя говорить о вещах, недоступных ему, но на деле не удержишься и часто совершенно бесполезно тратишь слова и раздражаешься за то, ч[то] тебя не понимает тот, кто не может понять.

(Зачеркнуто: Полный эгоизм есть полное сумасшествие) Жизнь вся эгоистическая, есть жизнь неразумная, животная. Такова жизнь детей и животных не плодящихся. Но жизнь вся эгоистическая, для человека взрослого, обладающего разумом, есть противоестественное состояние -- сумасшествие (Зачеркнуто: У женщин живущих сначал). Таково положение многих женщин, живших с детства законно эгоистич[еской] жизнью, потом эгоист[ической] семейной, животной любовью, потом эгоистич[еской] супружеской любовью, потом материнством и потом, лишившись семейной внеэгоистич[еской] жизни: детей, остающихся с рассудком, но без любви всеобщей в положении животного. Положение это ужасно и оч[ень] обыкновенно.

1 Деньги за произведения.

2 Не лгать о зак[оне] Б[ога.]

3 Искать вину не вне себя, а в себе

5 Ав. Ты хочешь служить другим, работник хочет работать. Но для того, чтобы с пользой работать, нужно иметь орудие, и мало того -- иметь, надо чтобы орудие б[ыло] хорошо. Что же ты с своими свойствами, характером, привычками, знаниями, представляешь ли ты из себя хорошее орудие для служения людям? Служить надо тебе не людям, но Богу, и служ[ение] Ему ясно определено. Оно в том, чтобы ты увеличивал в себе любовь. Увеличивая же в себе любовь, ты не можешь не служить людям и будешь служить так, как это нужно и тебе, и людям, и Богу.

Несчастен не тот (Зачеркнуто: кто хочет), кому делают больно, а тот, кто хочет сделать больно другому.

Всякий человек всегда находится в процессе роста, и потому нельзя отвергать его. Но есть люди до такой степени чуждые, далекие в том состоянии, в к[отором] они находятся, что с ни[ми] нельзя обращаться иначе, как так, как обращаешься с детьми -- любя, уважая, оберегая, но не становясь с ними на одну доску, не требуя от них понимания того, чего они лишены. Одно затрудняет в таком обращении с ними это то, что вместо любознательности, скромности детей, у этих детей равнодушие, отрицание того чего они не понимают, и главное, самое тяжелое -- самоуверенность.

Сама же держится и распространяется толь[ко] благодаря этому правительству. По смыслу запись эта относится к церкви. Ср. записи в Дневники в конце июня. Она записана, в отличие от других карандашом.

Редко встречал человека более меня одаренного всеми пороками: сластолюбием, корыстолюб[ием], злостью, тщеславием и, главное, себялюбием. Благодарю Бога за то, ч[то] я знаю это, видел и вижу в себе всю эту мерзость и все-таки (Зачеркнуто: кое как) борюсь с нею. Этим и объясняется успех моих писаний.

400/330/700/660/40

110/36

И (Написано по зачеркнутому: Да) одурение это особенно сильно и неизлечимо, п[отому] ч[то] люди не видят, не хотят, не могут видеть его. А не хотят, не могут видеть, п[отому] ч[то] вполне довольны собой, своим положением. Мы в эволюции, в прогрессе. У нас аэропланы, у нас (В подлиннике строка точек, а над ними написано: подводные лодки).... подводные лодки.... Чего же еще? Вот дай срок, и все будет прекрасно. И в самом деле, нельзя не восхищать[ся] -- не мыслящим людям -- аэроплан[ами] и т. [п.]...... К чему-нибудь да появились они. А появились они, п[отому] ч[то] (Зачеркнуто: половина) 0,99 рабов делают то, что велят 0,01 и, правда, что делаются чудеса. И люди верят, ч[то] чудеса эти нужны, и потому не могут, не хотят изменять жизнь, производящую эти чудеса. Чудеса поддерживают дурную жизнь. Дурная жизнь производить чудеса. Разве можно улучшить жизнь, продолжая жить дурно. Одно нужно: поставить на первое место нравственный требования, а поставь на первое место нравств[енные] требования, и тотчас уничтожатся аэропланы и.....

Масарик писал: Дело не в том, что нет религии, а есть глупая, ложная религия.-- Религия прогресса. И пока она не уничтожит[ся], нет исправления. Вера в эволюцию, а потому "служить". Получаю письма. Самоуверенность общая, здесь самоуверенность частная. Служить тому, что мы знаем и чего хот[им]. Религия же истинн[ая] в том, чтобы служить тому, чего мы не знаем. А мы хотим служить, как мы хотим и как служим. И что дальше, то все хуже, но говор[им]: пройдет!

Нам нужна вера в эволюцию.

Трудно себе представить тот переворот, к[оторый] произойдет во всей вещественной жизни людей, если люди не то что станут жить по любви, но только перестанут жить злобной животной жизнью.

Если уж говорить о Б[оге], Боге Творце, то Б[ог], сотворивший по их понятию человека, не могущего понимать иначе как при ограничении пространства и времени, этот Бог, по их понятию, находится тоже в пространстве и времени, т. е. вездесущ (пространство) и вечен (время). (Зачеркнуто: только для Бога)

Оч[ень] хорошо.

Сначала кажется, что жить только перед Б[огом] не твердо, мало, искусственно, неестественно. А только попытайся жить так и увидишь, как легко и твердо и естественно. Ведь все так то.

Не для того ли и дана человеку жизнь во времени, чтобы он мог утвердить себя в жизни в Боге?

Разве не то же самое, когда люди живут только перед людьми: политические деятели, ученые, художни[ки]. Как ни пусты все эти деятельности, как ни сомнительны их результаты, люди отдают им всю жизнь. То как же не отдать всю свою жизнь на деятельность для души, всегда плодотворною, всегда свободную и всегда вознаграждаемую? (Написано: плодотворной, всегда свободной и всегда вознагражденной. Ср. Дневник от 7 августа, запись N. 6.)

1) Герасим

2) Кандау[ров]

3) Сем. Вл.

4) Ершов

5) Хролков

Саше взять день[ги] и раздать по 3--60 на душу.

В 1 Ґ выехать с верховым.

Помоги мне, (Зачеркнуто: Отец) Источник нашей жизни, Дух всемирный, помоги мне хоть на последок жить в этом поганом моем теле жить только перед Тобой и для Тебя.

Как легко простить кающегося, смиренного -- и как трудно потушить в себе rancune [злопамятство] - недоброжелательство к оскорбившему тебя самоуверенному, довольному (В подлиннике написано: самоуверенного, довольного). А (Зачеркнуто: этого) таких то и важно выучиться прощать.

10 Авг. В первый раз вчера, когда писал письмо Гале Ч[ертковой], почувствовал свою виноватость во всем и естественное желание просить прощения (Фран[циск] Асиз[ский]) и сейчас, думая об этом, живо чувствую "радость, эту почти, совершенную". Как просто, как легко, как освобождает от тщеславия, как облегчает отношения с людьми! Ах, если бы это не был самообман и удержалось бы!

Любовь есть сознание себя проявлением всего -- сознание единства себя и Всего -- любовь к Б[огу] и ближнему (Зачеркнуто: Как только).

Если сознаешь себя смиренным, то перестаешь быть смиренным.

В письмо прибавить:

1) о загробной жизни,

2) писание и разум.

Кому же из двух верить?

Полезно практиковать, приучать себя к поступкам (Зачеркнуто: таким), когда один на один, таким, к[отор]ые не сделаешь при людях -- не убить муху, не обругать в душе.... и таким, когда на людях, к[оторые] желал бы скрыть от людей.

асфальт

Бог это сама в себе та духовная сила, к[отору]ю я знаю в себе.

Самоотреч[ение]. 12 авг. К[руг] Ч[тения]. Эпиктет.

Ед[иную] З[аповедь] послать полную.

Изменить 2, 3, 4 отделы в Предис[ловии.]

Суеверия половой любви, патриотизма.8

Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит.

Вместо того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летают очень скверно, (Зачеркнуто ": Нет) но перестают учиться жизни любовной, только бы выучиться хоть кое как летать. Это все равно, как если бы птицы перестали (Зачеркнуто: учиться) летать и учи[ли]сь бы бегать или (Зачеркнуто: езд(ить]) строить велосипеды и ездить на них.

[16 августа.) X Люди отдадут детей в гимназию, где их учат З[акону] Б[ожию], т. е. в корне извращают их понятия и развращают их нравственно, и родители эти потом наивно спрашивают: что нужно делать, чтоб (Зачеркнуто: нравственно) хорошо воспитать детей? Все равно, как если бы человек высеял свои семена на землю, заросшую сорными травами и спрашивал бы пот[ом] (Зачеркнуто: как), что надо сделать для того, чтобы хорошо возрастить эти, высеянные в сорную траву семена? Происходит это от того, что люди в деле воспитания приписывают важность чему хотите--орфографии, истории, пению, латинскому языку, чему хотите, но только не тому одному, что одно важно, т. е. не катехизису и т. п., а истинному закону Божию, т. е. объяснению смысла жизни и установлению вытекающего из него нравствен[ного] руководства. Мало того, что не приписывают важности, но зная несомненно, что все то, что обязательно преподается в казенных заведениях под именем З[акона] Б[ожия], есть явный обман и ложь, родители все таки отдают детей в эти заведения. Вообще главное правило в деле воспитания не только у нас, но и везде, по моему, в неделании, т. е. в том, чтобы воздерживаться насколько возможно от деятельного -- не говорю уже насильствен[ного], но какого бы то ни было воздействия на детей, (Зачеркнуто: Только бы не делать им вредного: Следующие 10 слог вписаны над строкой.) как наприм[ер], отдача их в казенное заведение или принудительное обучение. Деятельность же воздействия воспитатель должен позволять себе не по рассуждению, не по советам чужих людей, не по теориям, а только тогда, когда (Зачеркнуто: ни может)они всем существом чувствуют, что не могут поступать иначе. Правило это, неделание, само собой разумеется, допустимо только тогда, когда сами родители живут духовной жизнью, т. е. (Вымарано рукой Толстого одно неразобранное слово.) сами нравственно совершенствуются.

Хожу и думаю о том, какое состояние у детей Сухот[иных], сколько шагов кругом парка. Буду ли сейчас по приходе пить кофе. И мне ясно, что и моя ходьба, и все эти мысли -- не жизнь. Что же жизнь? И ответ я знаю только один: Жизнь есть освобождение духовного начала -- души от ограничивающего ее тела. И потому явно, что те самые условия, к[отор]ые мы считаем бедствиями, несчасть[ями], про к[отор]ые говорим: это не жизнь, что это самое только и есть жизнь или, по крайней мере, возможность ее. Только при тех положениях, (Зачеркнуто: тех самых; вписано над строкой: которые мы называем бедствиями) к[оторые] мы называем бедствия[ми] и при к[отор]ых начинается борьба души с телом и является возможность жизни и (Зачеркнуто: действительная)самая жизнь, если мы боремся сознательно и побеждаем, т. е. душа побеждает тело.

Временная жизнь в пространстве дает мне возможность сознавать свою вневременность, независимость (Зачеркнуто: от (свободу)) от времени и пространства. Если бы не было движения во времени и (Зачеркнуто: простра[нстве]) вещества в пространстве, я бы не мог сознавать свою бестелесность и вневременность -- не было бы сознания.

Только (Зачеркнуто: с точки зрения) сознание своего не изменяющегося, бестелесного (Зачеркнуто: сознания себя можно; слово себя восстановлено.) себя дает возможность постигать тело, движение, время, пространство. И только движение вещества во времени и пространстве дает возможность сознавать себя. Одно определяет другое.. (Не хорошо).

В предисловие Н[а] К(аждый] Д[ень] о Боге.

О разуме в деле веры.

Внешний мир есть только (Зачеркнуто: движение) вещество в движении. (Зачеркнуто: (Для понятия вещества) необходимо вне п) Затем слова: вещества необходимо переделаны в: вещество немыслимо без пространства, движение не мыслимо без времени)

Для того чтобы было движение вещества, необходима отделенность предметов вещества. Отношения предметов вещества между собою определяются мерами пространств а. Отношения движения предметов определяются мерою времени.

Всем равно.

Плохо коли богатым не стыдно, а 6едным завидно. Хорошо тогда, когда богатым стыдно, а 6едным не завидно.

Я могу сознать то, что мне хочется есть, могу сознать и то, что мне хочется сердиться.

Кто же сознаю[щий]?

Ехали кузены с няней, захватила метель, заехали в избу. Ребенок плачет, молока нет, другие обступили. Няня поит детей.

Н[яня) дает чай, молоко.

Дети не едят..

Т[аня.] Не могу. М[ика.) И я тоже.

Таня отдает свое и Мика тоже. Себе оставь. Т[аня.) Не хочу.

М[ика.) И я хотел сказать.

Н[яня.) Всех не накормишь.

М[ика.) А разве их мн[ого]?

Хоз[яйка.) Да все почитай.

Т[аня.] Не может быть, все голодны. Я хочу посмотреть.

Х[озяйка.] Да что смотреть. Вот они. (Входит баба, за ней ребята).

М[ика] и Т[аня] несмотря на протесты няни, отдают и молоко, и хлеб, и конфе[ты].

Т[аня.] Неужели все так?

Х[озяйка.) А то как же? где возьмешь?

М(ика) (к няне). Няня, это правда?

Н[яня.] Не наше это с вами дело, а вы кушайте.

Т[аня] (энергично). Не буду, не буду, и дома не буду, пока у всех будет.

М[ ика.) И я тоже.

Н[яня.] Всех нельзя уравн[ять]. Вам Богъ дал.

Т[аня.] Отчего же он не дал им.

Н[яня.] Это не нам судить, так Богу угодно.

Т[аня.] Богу? Зачем же Ему так угодно? (Зачеркнуто: Злой) (Со слезами). Злой Б[ог], гадкий Б[ог]. Не буду ему за это никогда молиться.

М(ика.) И я тоже.

Н[яня] (качает головой). И нехорошо, как вы говорите. Вот я папаше скажу.

М[ика.] И скажи. Мы решили и все. Не надо.

Н[яня.] Чего не надо?

М[ика.] А того, чтобы у одних б[ыло] много, а у других ничего.

Т(аня.) И я говорю: коли Б[ог] так сделал, так злой

он. Не буду Е[му] молиться. Злой, злой, нехороший Бог.

М[ика.] А может он нарочно.

Т[аня.] Нет, злой.

Ст[арик] с печки. Ах, ребятки, ребятки. Хорошие вы ребятки, да неладно говорите. (Зачеркнуто: Бог не)

(Дети удиви[ли]сь, смотр[ят] старого худого старика.)

[Старик.] Бог не злой, Б[ог] добрый, Бог всех любит. А что одни куличи едят, а у других хлеба нет, это не Он, а люди сделали.-- Забыли люди Б[ога], вот так и сделали. А живи люди по божьи, у всех бы было.

Т[аня.] А как же надо (Зачеркнуто: жить) сделать, чтоб у всех было?

М[ика.) Только скажи, я так и сделаю, когда вырас[ту] большой.

Ст[арик) А так надо делать, чтобы лишнего не брать, а с нищим делиться.

Т[аня.] Сделаю, сделаю так.

М[ика.] (Зачеркнуто: И я то [же]) Я (Зачеркнуто: так и) прежде тебя сказал, что сделаю, чтоб никого бедныхъ не б[ыло].

Н[яня.] Ну будет пустое болтать, кушайте последнее молоко.

М(ика) и Т[аня.) Не будем, не будем и не будем.

Т[аня]. А вырастим, со всеми делиться будем.

М[ика.) И я. Непременно,

Ст[арик.] Ну, детки, молодцы. Уж мне не видать, как жить станете, когда вырастите. А помогай Бог.

Т[аня.) И буду, и буду, и буду. Что хотят делают, а я буду.

М[ика.) И я тоже.

Ст[арик] (Зачеркнуто: Ну) Я то уже, видно, оттелева на вас полюбуюсь. Смотрите не забывай[те].

Т[аня.) Не забудем.

М(ика.) Ни за что.

Церковники и правительство с спокойн[ым] духом передают народ -- "науке".

В "Всем равно" изображать характеры как крестьян, так и богатеев.

Во "В[сем) Р[авно)". Как умори[ли] девочку под хлороформом.

Духовенство и сознательно и преимущественно бессознатель[но] старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии.

Понятие греха и совершение поступков, и воздержание от поступков не ради выгоды или славы людской, а во имя греха есть необходимое условие истинно человеческой разумной, доброй жизни. Люди, живущие без понятия греха и без воздержания от греха, живут одной животной жизнью.

А так живут (Написано: живет) все, так называем[ые], просвещенные люди.

[2 сентября.) Был царь молодой, красивый, здоровый, богат[ый], все у него было. И нечего б[ыло] желать и стало ему скучно. (Последние 6 слов зачеркнуты и вновь восстановлены.) И видел он только молодых, здоровых. И пошел он гулять и видит старика.

-- Что это такое? Видит мертвое тело. Это что?

И я такой буду? И со мн[ой) тоже будет?--Да. Пришел домой еще скучнее.

Зачем жить?----

Говорят ему: есть такой старец умный, спроси у него.

Опять потихоньку ушел и пошел к старцу. Дорогой идет, слышит работник поет песню.

-- Что тебе весело?

-- И как весело. Лучше некуда.

-- И всегда?

-- Всегда. Все есть, хорошо кормят, работа легкая. Наработую, песни пою, заботы нет, с товарищами играю...

Пришел к старцу. Рассказал как скучает, особенно после того как увидал старика и мертвеца. А вот работник поет. Как быть?

Ст[арец.] Ты говоришь, работник весел. Спроси у него, от чего?

-- Спросил, он говор[ит]..... (Зачеркнуто: (Так) Вот и тебе надо работником быть)

-- От того, что ты свою должность забыл,

-- Да какая же (Исправлено из: как же) моя должность? Я царь, а не работник. (Зачеркнуто: Все на меня работают, --Ты гов)

-- Неправда, ты человек. А всякий челове[к] работ[ник).

-- У кого же я работник?

-- У кого? У Бога. Он тебе (Исправлено из: тебя. Далее зачеркнуто: кормит) жизнь дал и дает. Кормит, поит, радует. Его ты и работник, Ему должен и работать.

-- Что?

-- Что? Его работу, Его дело. (Зачеркнуто: Он) А дело Его в том, чтобы всем нам б[ыло] хорошо жить. Вот и (Зачеркнуто: помоги) служи Ему. Делай Его дело.

-- Как?

-- Как? Люби людей, всех людей, служи им.

-- Ну, а как же старость и смерть?

-- Только делай, что Он велит, служи Ему и не увидишь ни старости ни смерти.

-- Что же делать?

-- А (Зачеркнуто: брось царст(вовать]) сделай так, чтобы не тебе служили люди, а ты бы служ[ил].

-- Как это сделать?

-- Уйди из дворца, поди вот к (Зачеркнуто: ко мне в соседи (я т) тут умер мужик и жена, остались две девочки. Поди к) такому человеку и живи у него в работниках, учись работать. Сделай так и проживи лето, и потом приди ко мне и скажи, как прож[ил]. Если хорошо, оставайся; худо, то вернись к себе.

Царь поверил и пошел домой и сказал жене, что он хочет уйти из двор[ца] и жить

деревне, самому работать.

Жена не соглашалась. Царь сказал ей: я не могу больше так жить, а пойду, как сказал старец. (Зачеркнуто: если хорошо) Жена говорит иди. Царь пошел, прожил лето и (Зачеркнуто: так ему хор[ошо]) выучил[ся] работать, (Зачеркнуто: и так ему хорошо показалось, ч(то]) и стал другим помогать, и когда пришел к старцу, то сказал, что (Зачеркнуто: лучше) ему так хорошо, как никогда не было, что он стал песни петь.

Это не любовь: любовь уважает, верит, желает блага, любить то, что любит любимый, забывает себя ради блага любимого. А когда не уважаешь, не веришь, не желаешь блага, не любишь, а не[на]видишь то, что он любит, когда помнишь только про себя, то это не любовь, а (Зачеркнуто: требование) ревность, требование любви к себе -- чувство самое противоположное любви и очень близкое к ненависти, и часто переходящее в нее.

К[] сказке. Как он стал раздавать, как пришел обманщик, вокр[уг] него стала вражда, ненави[сть], перестал давать, ненав[исть], зависть. -- Старец велел уйти к бабке. Как он скосил вдове до зари и как зап[ел] песню

Странная моя судьба и странная моя жизнь! Едва ли есть какой бы ни было забитый, страдающий от роскоши богат[ых] 6едняк, [который бы] чувствовал и чувствует всю несправедливость, жестокость, безумие богатства среди бедности так, как я, а между тем я то и живу и не могу, не умею, не имею сил выбраться из этой ужасной мучающей меня среды. -- Особенно живо чувствую (В подлиннике далее поставлена скобка.) это теперь у Ми(хаила] Сер[геевича] именно п[отому], ч[то] он порядочный, благообразный насильник -- (разумеется, не виноватый в том, ч[то) не чувствует).

Может быть, это мое положение затем, чтобы я сильнее, (Зачеркнуто: я обличил всю неправду этого. Сейчас у скотной избы -- грязные голые дети) без примеси зависти и озлобления, а с чувством раскаяния и стыда сознавал бы это и яснее, живее высказал бы всю ложь, весь ужас этого положения. Сейчас у скотной голые оборван[ные], грязные дети и дома Таничка малень[кая], чистенькая с нянями, игрушка[ми], сластями, заботами о росте Танички. Да, только бы дал Бог силы обличить громко, сильно, так, чтобы услыша[ли]. Помоги Бог (29 Авг. утро на гуляньи).

Смотрю -- голые дети. Вшивый, грязн[ый] старик в черной избе, богатый владе[лец) нанимает нищих за нищенскую плату, солдат: "так точно". Табунщик пьет и с гордостью говор[ит] про это. У мальч[иков] нет книг. Учитель учит тому, что считает дурным. Продавец водки. Сенатор присуждает. 180 т[ысяч] в тюрьм[ах], (Зачеркнуто: 1500) миллион в солдатах. Миллиард рублей с народа. Отчего? Отчего лож[ная] рел[игия]? Отчего все это? От чего? Один ответ -- от того, что нет веры. А нет веры п[отому], ч[то] те, кто жив[ет] неправдой, боятся истинной веры. --

Торговля женщин[ами]: перевозят из Поль[ши] Евреек и Полек десятки тысяч.

И не только не учат правде, но разрушают ту правду, с к[оторой] родятся дети, обучая их сознательно лжи.

Жизнь без понимания ее, т. е. без религии, есть то, ч[то] называется сумасшествием. Когда же оно совокупное, поддерживаемое многими, оно становится особенно твер[до] и смело проявляется. Мало того, при таком совокупном сумасшеств[ии] люди здравые считаются сумасшедшими или преступниками и запираю[тся] в желтые дома или казнятся.

Как по закону тяготения все вещественное стремится к соединению, так точно стремится к соединению по закону любви и все духовное.

Я -- мой дух, я кончает жить в моем теле, но тот же мой истинный я, мой дух живет в людях, и я живу и буду жить этим живущим в других духом. "Но не моим". То то и хорошо, что не моим.

Говорят: в смерти ужасно потеря сознания. Но ведь сознание это личность, это то мешает слиянию со Всем.

[1 сентября.] Отец мой Бог. (Зачеркнуто: Знаю, ч[то] ты послал меня) Помоги (Зачеркнуто: делать то что ты хочешь. Буду стараться).

Хочу быть доброй и быть всем довольной, ни с кем не ссориться, всех, всех любить, всем, с кем ни сойдусь, делать Добро. (Зачеркнуто: Помоги мне в этом)

Отец, мой Бог. Знаю, что ты этого от меня хочешь. Помоги быть добр[ой].

Знаю, что ты, Бог, хочешь, чтобы все люди любили друг друга. И я хочу любить всех, хочу ни с кем не ссориться, ни на кого не сердиться, думать больше о других, чем о себе, не брать всего, отдавать другим, чего себе хочется. Хочу жить так, да забываю и сержусь, и ссорюсь, и о себе пом[ню], а об других забываю. Помоги мне, Бог, всегда помнить тебя и то, че[го] Ты хочешь, и быть доброй со всеми, со всеми людьми на свете. (Далее зачеркнуто с красной строки: Летать)

Сначала кажется что движусь я, "ego" -- со всем миром, но чем дальше живешь, тем яснее становится, что движусь не я (Зачеркнуто: и не мир), а "я" неподвижен, а движется мимо него мир, освобождая его от обмана своей подвижности (не вышло).

Чем больше сознает чел[овек] свою духовность -- божественность, тем яснее он понимает свою неподвижность и обман своего движения во времени.

[2 сентября.) Да, сначала кажется, что мир движется во времени и я иду вместе с ним, но чем дальше живешь и чем больше духовн[ой] жизнью, тем яснее становится, что мир движется, а ты стоишь. Иногда ясно сознаешь, иногда опять впадаешь в заблуждение, что ты движешься со временем. (Зачеркнуто: Но с) Когда же понимаешь свою неподвижность -- независимость от времени, понимаешь и то, что не только мир движется, а ты стоишь, но с миром вместе движется твое тело: ты седеешь, беззубеешь, слабеешь, болеешь, но это все делается с твоим телом, с тем, что (Зачеркнуто: независимо не) не ты. А ты все тот же -- один и тот же всегда, 8-летний и 82-летний. И чем больше сознаешь это, тем больше сама собой переносится жизнь вне себя в души других людей. (Зачеркнуто: в Бога.) Но не это одно убеждает тебя в твоей неподвижности, независимости от Бремени--есть более твердое сознание того, что я, то, что составляет мое я, независимо от времени, одно, всегда одно и несомненно есть. Это (Далее до конца абзаца написано поверх карандашной записи, от которой осталось одно слово: лошадь) сознание своего единства со всем, с Богом.

Бог велит пополам делить.

Гаврил Мартынов.

Яков Гаврилов.

Разве бы я мог, удержав память, большую часть духовного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...