Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность




Представление о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает Мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и Отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они ощущают себя успешными.

Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник, описанных в этой главе. Эти техники были кратко охарактеризованы в предыдущей главе, здесь же остановимся на них поподробнее.

Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

Страх сделать ошибку очень снижает уровень «Я могу». Когда этот страх исчезает, У ученика происходит прорыв сознания и ученик начинает чувствовать гораздо большие возможности. Вот приемы для этой цели.

 
   
   
     
       

 

 

Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются.

Начните разговор об ошибках — ведь это важная и естественная часть процесса обучения. Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса — рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще и перед остальными — для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде или лице. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки — нормальная часть жизни каждого человека. Ученики перестают чувствовать себя изолированными.

Когда и мы, и наши ученики говорим о собственных ошибках в другом, непривычном контексте, ученики видят их уже по-новому. Пароль может быть и таким: «Назовите одну свою ошибку в английском (алгебре, истории и т.д.) и что вы поняли благодаря ей».

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли». Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

Показывайте ценность ошибки как попытки. Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом, таким образом мотивируя учеников продолжать работать. Например:

Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться.

Эта ошибка — не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!

Показывайте ценность ошибки как попытки (отрицательный результат — тоже результат). Подчеркивайте любые улучшения.

Известно, что большие промышленные компании награждают призами своих сотрудников за творческие идеи, которые оказалось невозможно реализовать. Эти призы поддерживают нестандартное мышление, экспериментирование, которое часто приводит к успешным преобразованиям на производстве. Возможно, что и в классе эта практика была бы полезной.

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Позиция «красного карандаша», к сожалению, типична для учителя. Годы педагогической практики, в течение которых учитель исправляет ошибки в ученических тетрадках, приводят к тому, что обнаружение и подчеркивание ошибок становится привычкой. Учитель указывает на малейшие ошибки просто автоматически. Если вы хотите повысить самоуважение учеников, которым присущ страх неудачи, откажитесь от этой неэффективной привычки. Вообще не используйте красный цвет и не возвращайте ученикам исчерканные тетради.

Это не означает, что мы запрещаем вам конструктивно критиковать или просить учеников исправлять ошибки. Попробуйте ограничить работу над ошибками исправлением одной или двух за один раз. И вы добьетесь от учеников гораздо большего, ибо когда они видят исчерканную красным работу, то просто теряют мотивацию хоть что-то делать и исправлять.

Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех

Ученики должны поверить, что успех возможен. Помогите им обрести эту уверенность с помощью следующих приемов, во главу угла которых ставится позитивная обратная связь.

Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако с такой установкой ждать придется долго. А что, если вместо этого больше внимания уделять процессу решения, чем результату, и замечать каждый маленький шаг вперед?..

Есть аксиома «Все, что делается, делается к лучшему». Однако на мой взгляд — это спорный афоризм. Мне больше нравится другая фраза: «Все, что делается, — делается».

Когда мы отмечаем продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на лучшее. Мы не сравниваем его результаты с чьими-то еще или с нормами и требованиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...