Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

низкоактивированные экстраверты




- при разработке общих рекомендаций людей, представляющих данный тип, следует учитывать базовые особенности их индивидуально-типологической организации.

Предполагается, что в области социального взаимодействия экстраверты не должны испытывать серьезных затруднений в общении. Напротив, снижение интенсивности социального взаимодействия, сужение круга общения отрицательно сказывается на психологическом состоянии представителей этого типа. Любые проблемы в социальной сфере будут следствием специфической социальной ситуации безработного, профессиональных неудач и прочих обстоятельств. Рекомендации по работе с данной группой мы предлагаем разрабатывать с включением следующих моментов:

1. Проведение обучения планированию безработным своей деятельности в специфическом ключе (не долговременное, а на непродолжительный обозримый срок):

· Мотивационный тренинг поможет безработным ставить перед собой конкретные цели на обозримый срок и планомерно добиваться их реализации. Необходимо преодолеть тенденцию «зацикливаться» на негативном прошлом опыте, который плавно перетекает в неопределенное будущее без ясной перспективы. Для низкоактивированных экстравертов психологически комфортной является опора на реально достижимые в ближайшем будущем цели и мотивы деятельности.

· Так, если безработному хотелось бы получить высокооплачиваемую работу, а он сталкивается со множеством «но», его нужно переориентировать с мышления «если бы…», на решение конкретных проблем (определить спрос на профессии, возможность обучения и трудоустройства, собственные задатки способностей, предпочтения и возможности; начать поэтапное претворение планов в жизнь).

2. Учитывать специфику обогащенной среды жизнедеятельности экстравертов (в том числе, на будущем рабочем месте).

· Возможность широкого общения с друзьями и коллегами в течение всего дня, работающее радио, музыка, шум улицы. Подобные меры препятствуют развитию состояния монотонии (которая губительно сказывается на психологическом состоянии экстравертов) за счет подключения «стимулирующих» факторов.

3. В работе с низкоактивированными экстравертами эффективна стимуляция через некие недолгосрочные психологически значимые для личности обязательства.

· Такие люди хорошо чувствуют себя в ситуации опасности, риска, поэтому им следует учиться интерпретировать закономерное желание иметь высокие заработки по принципу «здесь и сейчас»: никому не известно, что будет завтра, поэтому надо «ловить момент» и не «цепляться» за образ благополучного состояния.

· Аналогичным образом целесообразно стимулировать творческую активность и стремление к внутренним изменениям на тренингах и семинарах, организуемых специально для безработных (подчеркивать важность личного участия в работе группы; актуальность, насущность проблем, стоящих перед группой).

· На терапевтических сессиях экстраверты с большей готовностью выносят свои проблемы на обсуждение, участвуют в новых программах, экспериментируют, не боятся быть в центре внимания. Возможность стать положительным примером, «первопроходцем» в глазах товарищей по группе будет создавать для экстраверта оптимальную высокую мотивацию и побуждать к дальнейшей работе над собой и своими проблемами.

Активированные интроверты

- как правило, не отличаются хорошей адаптированностью как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной среде (из-за низкого уровня эффективности имеющихся навыков социальной коммуникации, а так же в силу своей индивидуально-типологической организации ). Подход к высокоактивированным интровертам должен отличаться от подхода к представителям предыдущего психологического типа:

1. Для данного типа индивидуальности особо показаны тренинги по развитию уверенности, проработке негативного опыта общения и формированию эффективных коммуникативных навыков(высокая неопределенность ситуации является для интровертов мощным стрессогенным фактором и может привести к невротизации и развитию психосоматических заболеваний).

2. В плане регуляции жизнедеятельности и профессиональной деятельности важно рекомендовать задействовать аналитическое мышление, склонность вникать в суть проблемы:

· Необходимым навыком, который может отсутствовать у безработного, является умение «отделять фигуру от фона», определяться в приоритетах (как личных, так и организационных). Высокая чувствительность, гиперответственность, тщательное выполнение своих обязанностей - эти черты могут превратиться из достоинств в недостатки, если человек «распыляет» свои силы, вместо того, чтобы направлять их на решение первостепенных задач. Активированные интроверты должны уметь строить свою собственную «пирамиду потребностей», на ее основе четко определять цели и формулировать первоочередные задачи, отрабатывать схемы решения этих задач (см. выше - тренинги).

3. При организации рабочего места важно учитывать высокую чувствительность и малую функциональную выносливость: по возможности, ограждать работников от излишних внешних воздействий (уличный шум, звуки радио, музыка, ненужные контакты с коллегами), фактически - учитывать элементарные правила создания экологически благоприятного пространства для эффективной деятельности.

4. Для организации полноценной жизнедеятельности целесообразно составлять долгосрочные и достаточно подробные планы (на день, неделю, месяц): это позволит свести к минимуму список «неожиданных» дел, эффективно и вовремя распределять свои силы на решение многих задач.

5. При стимулировании активированных интровертов (при переобучении, на группах психологической поддержки и т.д.):

· Следует делать упор на долгосрочное планирование, по возможности обрисовывать дальние перспективы: «Получение новой специальности позволит накопить сбережения на «черный день», «Проявление инициативы по ходу тренинга позволит лучше проработать свои проблемы, что сыграет в будущем положительную роль при трудоустройстве».

· Такие люди более адекватно воспринимают свои проблемы в широком, общечеловеческом контексте: «Моя ситуация позволяет накопить уникальный личный опыт, который позволяет взглянуть на мир под иным углом зрения, а так же помочь другим людям найти выход в аналогичной ситуации»;

6. При организации психологической консультации, тренингов с интровертами следует учитывать особую важность для них таких факторов, как: поддержка группы, чувство сопричастности, осознание, что ты не одинок в своих проблемах (в то же время, для низкоактивированных экстравертов более эффективным может быть акцент на уникальности и неповторимости их ситуации).

· Как элемент создания адекватного контура регуляции жизнедеятельности (в аспекте перспективного планирования) может расцениваться создание для безработных различных клубов по интересам, групп встреч, обеспечивающих низкоактивированным интровертам дополнительную косвенную стимуляцию к обучению и личностному росту.

Приведенные конкретные материалы квазитестирования показывают, что «плохих» и «хороших» типов индивидуальности не существует. Каждый «полюс» выраженности свойств содержит как положительные – для эффективной жизнедеятельности – так и отрицательные стороны. Задача акмеолога – помочь клиенту построить такой индивидуализированный контур регуляции деятельности личности, который открывает реальные возможности опоры на положительные компоненты целостной индивидуальности при нивелировании отрицательных ситуативных моментов.

Как показывают вышеизложенное, ОСЦИ расширяет традиционные схемы дифференциально- типологического тестирования, вводя его в более широкую область акмеологически оптимальной организации и планирования регуляции жизнедеятельности личности с учетом гармоничности-дисгармоничности компонент «жестких» звеньев естественно развивающейся деятельности. (Здесь рамки традиционных типологических парадигм являются слишком узкими, методологически или теоретически ограниченными).

Изложенные в монографическом методическом пособии основы квазитестирования в дифференциальной акмеологии позволяют изучать экологическую эффективность сложившихся «жестких» звеньев динамично формирующейся деятельности. Данная психотехнология дает возможность учесть многоаспектность типологических детерминант акмеологического развития личности, если реализован эволюционно-системный подход к формированию интегративных (акмеологических) свойств психики.

Выделяемые в русле исследований в области дифференциальной акмеологии законы развития зрелой личности позволяют анализировать многоаспектность индивидуальности как объект и субъект социальной защиты. Такой новый ракурс рассмотрения многогранных вопросов стал актуальным и возможным только в последние годы, когда решение насущных проблем развития общества, перешедшего от эпохи "масс" к эпохе индивидуальностей, потребовало использования фундаментальных законов целостности свойств человека как активного субъекта построения акмеологических основ психической деятельности. Усилившаяся в этой связи рефлексия психологов и практиков, направленная на раскрытие сущностных детерминант формирования индивидуальности, свидетельствует о крушении ранее распространенных стереотипов мышления, постулирующих широкие возможности подгонки людей под единый стандартный образец требований деятельности, рассматривающих смысл психического развития как преодоление своеобразия человека. Напротив, в современном мире существующее разнообразие индивидуальностей анализируется как бесценное богатство общества.

 

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются традиционные КОРТы от критериально – ориентированного тестирования в дифференциальной акмеологии?

2. Охарактеризуйте социальный заказ на квазитестирование в дифференциальной акмеологии.

3. Сущность основных этапов конструирования квазитеста оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ).

4. Назовите 7 шкал ОСЦИ.

5. Перечислите практические разработки, реализованные с помощью ОСЦИ.

6. Какие психотехнологии необходимо использовать в комплексе с ОСЦИ в дифференциально-акмеологическом исследовании?

7. Охарактеризуйте реабилитационное значение материалов обследования с помощью ОСЦИ.

8. Проанализируйте гармоничность– дисгармоничность структуры целостной индивидуальности как предиктора акмеологического благополучия зрелой личности.

9. Чем обусловлено широкое использование законов дифференциальной акмеологии в общественной практике?

 

 

Заключение

Подводя итоги обобщению проблем теста в психологии и дифференциальной акмеологии, ее нынешнему состоянию, тенденциям и перспективам развития, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее.

Подчеркнута гуманистическая направленность российской школы психодиагностики, психокоррекции и реабилитации. В противовес традиционным тестам, пытающимся ситуативно обусловленный диагноз выдать за долгосрочный прогноз будущих успехов человека, в нашей стране и за рубежом развиваются так называемые критериально-ориентированные тесты (КОРТы). Они основываются на социальных нормативах психического развития лиц разных возрастов. Далее выделяются соответствующие психических функции, процессы, свойства, которые- в комплексе- могут обеспечить усвоение необходимых для интенсивного психического развития знаний, умений, навыков. Их своевременная психодиагностика позволяет выявить "слабые" стороны рассмат­риваемого "среза" характеристик и - с помощью коррекционных методик - развить уровень нужных параметров до нормативных значений.

Особое внимание к КОРТам прежде всего обусловлено остроактуальными вопросами проводимой сейчас реформы образования, включающей вопросы непрерывного образования людей разных возрастов, что должно кардинально изменять его стратегические цели. Ориентация "времен застоя" на формирование конкретных знаний, умений, навыков и требуемых обществу качеств личности становится в современном мире недостаточной из-за непредсказуемости траекторий индивидуального развития под влиянием сложносочетанных факторов социума. Развивающийся человек вынужден действовать в характерных для общества ситуациях неопределенности прогноза будущего. Как известно, психологическая специфика данных ситуаций способствует фиксации стрессогенных состояний, выраженность которых неблагоприятно сказывается на психическом и соматическом здоровье человека и на темпах психического развития. Поэтому планирование содержательной стороны тех знаний, которыми должен индивид, становится в наши дни весьма сложной проблемой.

Оптимальное, комфортно-напряженное состояние, как показывают исследования в области педагогической акмеологии, интенсифицирует психическое развитие в ходе метаморфоз взаимодействия индивида и общества. Данная стратегия требует системного анализа психологических механизмов индивидуализации акмеологического статуса личности. В этой связи необходимы знания закономерностей развития общих и частных способностей личности в структуре целостной индивидуальности [см, монографию Т.Ф.Базылевич "Введение в психологию целостной индивидуальности", М., ИП РАН, 1998].

Данная информация важна для успеха в любой сфере человеческой практики. При этом полноценные знания прежде всего служат средством самообразования, саморегуляции при активизации творческости, инициативности человека. Педагогический опыт показывает, что гармонизация разноуровневых свойств человека в экологических "нишах" индивидуальности опосредует развитие познавательной потребности, задатков общеличностных способностей и потенциала креативности. Очевидна значимость получаемых знаний для понимания того, чем каждый человек отличается от других людей. Здесь рефлексия целостности в множестве свойств, характеристик, черт, признаков экономит значительные силы, которые обычно тратятся на попытки рационального познания житейскими способами своих индивидуальных особенностей и своеобразия других людей.

Особое внимание современной психологии к уникальности каждого человека постоянно подчеркивается Е.П.Климовым, который считает традиционные громоздкие статпрограммы обработки результатов психологического эксперимента недостаточно тонкими для суждения об уникальности индивида и личности. Развиваемая сейчас субъектно-деятельностная парадигма современной психологии как раз акцентирует важность детального дифференциально акмеологического обследования конкретного человека в конкретной ситуации его психического развития. В этой связи особое звучание имеют субъектно-ориентированные формы тестирования, которые анализируются в психотехнологиях квазитестирования, квазиэксперимента.

Теоретико-экспериментальные разработки в области акмеологии целостной индивидуальности, фокусирующей законы интеграции разнообразных свойств и качеств индивида и личности в субъекте психической деятельности, выделяемые детерминистические закономерности позволяют применять в практике результаты фундаментальных разработок. Знания закономерностей включения типологичес­ких симптомов в функциональные системы при стабилизации раз­вития деятельности из–за взаимопроникновения индивидной и личностной сфер индивидуальности в психофизиологических механизмах произвольности могут в прикладных работах анализироваться акмеологом в контексте тестирования наличного состояния и психокоррекции сопряженности задатков способностей индивида и личности и текущих требований деятельности.

Анализируя изложенные в данном учебном пособии материалы в широком общенаучном контексте, можно предполагать, что непрерывный процесс индивидуального развития способствует индивидуально-системному обобщению и закреплению целых комплексов признаков индивидуальности с образованием относительно надситуативных синдромов. Индивидуальное своеобразие такого рода функциональных систем, по-видимому, зависят от способа пред­шествующего обобщения. На практике указанные способы можно характеризовать разным образом, например, через степень автоматизированности действий и уверенность человека в успехе (как это было сделано в наших экспериментах при психологическом моделировании). При этом, такие специфические для человека социально нормированные стереотипы, как оценка собственных сил, прикидка возможных последствий поведения, а также наличный уровень притязаний, направленность личности, ее ориентировка на редкий или частый успех и т.д., в сочетании со значимостью, искусственной затрудненностью или облегченностью путей достижения цели – все в комплексе делает функциональные системы, реализующие кажущиеся одинаковыми действия, кардинально различными в акмеологическом плане оптимальности психического развития.

Координированность, органичность сочетания в данных синдромах целостной индивидуальности биоло­гического с социальным, генотипического и средового, воздейс­твуя на психоэнергетику произвольных действий и сказываясь в психоэмоциональной напряженности, может стать решающим усло­вием повышения акмеологического статуса взрослого человека при сохранении психического и соматического здоровья.

Теория, эксперимент и прикладные исследования в области дифференциальной акмеологии, которые формируются на стыке общей акмеологии, дифференциальной психологии и психофизиологии, общей психологии и психогенетики, совмещают ранее непересекающихся в научном мышлении стратегий исследования, позволяют рассмотреть индиви­дуальность в составе " внутренних" условий взаимодействия че­ловека с миром, которые опосредуют влияние "внешних" причин.

Имплицитные знания, содержащиеся в формулируемых представлениях, позволяют понять характерные для разных типов человеческой индивидуальности "сцепления" и "слития" разноуровневых ее особенностей, которые выводятся не непосредственно из свойств нервной системы, а анализируются как обусловленные историко–эволюционными законами формирования системных качеств функциональных органов развивающегося в активном поведении субъектно–объектного взаимодействия.

Развиваемая в русле дифференциальной акмеологии системная парадигма исследований индивидуальности имплицитно содержит гуманистическую направленность инновационных технологий реабилитационной работы с человеком. Она включает следующие базальные принципы:

1. Структура свойств индивида и личности в ее целостности не содержит только отрицательных и только положительных - для эффективной жизнедеятельности- аспектов. Своевременная квалифицированная психодиагностика структуры целостной индивидуальности помогает практическому психологу во взаимодействии с клиентом конструировать такой контур регуляции жизнедеятельности, который сопрягает в функциональных системах природное с социальным, генотипическое со средовым.

2. Фатальная предопределенность психического развития исключена с позиций системных оснований дифференциальной акмеологии. Нет плохих (" инвалидных") и хороших типов человека. Целостная индивидуальность как предиктор акмеологического благополучия личности конституируеся свойствами, формирующимися прошлым (генотипом, обобщенным онтогенезом), настоящим (рассогласованием прогноза и реальности) и будущим (субъективным образом "потребного" будущего.)

3. Знания реальной организации разноуровневых свойств индивидуальности позволяют планировать акмеологическую реабилитационную поддержку человеком в трудных ситуациях жизнедеятельности. Опора на регуляторные возможности психологической составляющей фиксируемых у конкретного человека синдромов способствует снятию дисгармонии в экологических " нишах индивидуальности, что восстанавливает и сохраняет психическое и соматическое здо­ровье, формирует способности и креативность личности в ходе прогрессивного акмеологического развития.

4. Идея целостности, как имманентно присущая системному подходу к акмеологическому развитию, в современной психологии считается главной при воссоздании интегративности свойств и качеств человека в активном поведении. Целостность такого рода динамично развивающихся органических живых систем принципиально не может быть описана через механические взаимосвязи отдельных ее признаков. Целостность, применительно к проблемам индивидуальных различий, целесообразно изучать через "системообразующий фактор", детерминирующий интегративность характеристик человека и типичность поведения [14 ].

В этой связи приведенные в пособии теоретико-экспериментальные исследования подчеркивают, что системообразующим основанием, скрепляющим разноуровневые механизмы субъектно-объектного взаимодействия для получения планируемого результата, является мотивационно-потребностная сфера личности. Вектор "мотив-цель" обусловливает опережающий характер реагирования человека в сложноорганизованном потоке событий. В феноменах опережающего отражения сказываются фундаментальные закономерности формирования и развития функциональных систем. Их кумулятивность обеспечивает преемственность стадий развития живых систем. В результате, актуальная структура нейро- и психофизиологического уровня жизнедеятельности, опосредующего влияние генотипа на психику, содержит следы прошлого (генотипические признаки), аналоги настоящего (сравнение прогноза и реальности) и предвестники будущего (информационные эквиваленты образа-цели).

Анализируя изложенные материалы в широком общенаучном контексте, можно полагать, что непрерывный процесс развития человека способствует индивидуально-системному обобщению и закреплению целых комплексов признаков индивидуальности с об­разованием ее надситуативных синдромов. Индивидуальное сво­еобразие такого рода функциональных систем, по-видимому, за­висит от способа предшествующего обобщения. На практике указанные способы можно характеризовать (и варьировать в процессе акмеологической поддержки личности) разным образом, например, через степень автоматизированности действий и уверенность человека в успехе. Именно эти закономерности могут широко использоваться практическими психоакмеологами в ходе психокоррекционной работы для конструктивного поиска акмеологически оптимальной "экологической ниши" индивидуальности, где человек чувствует себя комфортно, развивает свои способ­ности, достигает высоких результатов деятельности и сохраняет свое психическое и соматическое здоровье.


 

Пилотажные исследования в области дифференциальной акмеологии показали, что интегративный индекс индивидуальности, выделенный с помощью ОСЦИ как квазитеста, соотносится не с отдельными симптомами индивидуальных различий, а с рядом акмеологических параметров и характеристик благополучия-неблагополучия образа «Я» личности в картине реальной естественно развивающейся ситуации жизнедеятельности, столь важными для акмеологии субъектной ее компоненты.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,: Изд-во МГУ, 1982.

2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психодиагностика. М.:, 2004.

3. Акмеология. (под ред. А.А. Деркача). М.:, РАГС.2002.

4. Aнаньев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педа­гогика, 1980, т. 1.

5. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1,2.М.:, 1982.

6. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М: Изд-во МГУ, 1986.

7. Базылевич Т.Ф., Кукес В.Г., Альперович Б.Р., Гусева О.В., Хинцер Г.М. Проблема опосредствования ишемической болезни сердца особенностями целостной индивидуальности // Психол. журн.,1991, т.12, N 3, с. 45-56.

8. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В., Гусева О.В., Кобазев И.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга // Психол. журн., 1993, т.14, N 2, с. 25-34.

9. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной инди­видуальности. М. 1998.

10. Базылевич Т.Ф. Основы экопсихологии индивидуальности и личности. М.: Части 1, 2, 2000.

11. Базылевич Т.Ф., Новоселова Т.В.,Суханова И.М. Безработица: новые принципы и технологии психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Серия "Психология и социальная практика" (Под научной редакцией Т.Ф.Базылевич). М.: 2002.

12. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология: прошлое, настоящее, будущее // Мир психологии. 2004. № 3.

13. Базылевич Т.Ф. Еще раз про дифференциальную психофизиологию// Психол. журн., № 1, 2005.

14. Базылевич Т.Ф. с соавт. Идея системности в современной психологии. (Под редакцией В.А. Барабанщикова). М.:, 2005.

15. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.:, 1998.

16. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психическо­го развития человека. М.:, 1977.

17. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.:, 1970.

18. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. Москва-Воронеж.: 1998.

19. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Питер,: 2003.

20. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2002.

21. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва-Воронеж,: 2004.

22. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Часть 1,2. М.:, 1990.

23. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.:, 1997.

24. Клайн Пол. Справочное руководствопо конструированию тестов.

Киев,: 1994.

25. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва-Воронеж.: 1996.

26. Лучшие психологические тесты. М., 1992.

27. Малых С. Б. Психогенетика. М.,: 1998.

28. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Москва-Воро­неж,: 1996.

29. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы че­ловека. М.,: 1966.

30. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. М.,: Изд-во "Ладомир", 1996.

31. Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско - социологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.

32. Психологический словарь (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского) М.: Изд-во Политич.литературы, 1990.

33. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,: 1976.

34. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: 1979.

35. Толочек В.А. Стили деятельности. Модель стилей с устойчивыми условиями деятельности. М.,: 1992.

36. Швырков В.Б. Системные механизмы целевой детерминации поведения // Психол. журн, 1980. N 2.

37. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.,: 2001.

38. Шмальгаузен И.И. Избр. труды. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: 1982.

39. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности).// Человек. 1997, №№ 2-6, 1998. № 1.

40. Юнг. Психологические типы. М.,: Алфавит. 1992.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………4

Раздел 1. Парадоксы традиционных тестов ……………………………..9

 

Раздел 2. Критериально-ориентированное тестирование и новый взгляд на тесты……………………………………………………………………16

Раздел 3. Дифференциальная акмеология в критериально-ориентированном тестировании………………………………………….22.

Раздел 4. Целостность индивидуальности как основа конструирования квазитеста в дифференциальной акмеологии……………………………38

 

Раздел 5 ОСЦИ как квазитест в дифференциальной акмеологии…….47

Заключение…………………………………………………………………81

Литература……………………………………………………………….....89

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...