Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Т.Г. Стефаненко

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНИК

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие к третьему изданию..............................................

Предисловие к четвертому изданию..........................................

Часть I

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Этническое возрождение ия рубеже тысячелетни

1.1 Этнический парадокс современности

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире

1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности

Глава 2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний

2.1.Этнос как психологическая общность.............................

2.2.Культура как психологическое понятие..........................

2.3.Что такое этнопсихология?...............................................

Часть II

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Глава 3. Этнопсихологические идеи в европейской науке

3.1.Зарождение этнопсихологии в истории и философии...

3.2. Изучение психологии народов в Германии и России....

3.3. Психология народов В. Вундта.........................................

3.4. Г. Г. Шлет о предмете этнической психологии...............

Глава 4. Психологическое направление ■ американскойэтнологии

4.1.Конфигурации культур.................................................... ..

4.2.Базовая и модальная личность..........................................

4.3.Предмет и задачи психологической антропологии........

Глава 5. Сравнительно-культурный подход к построению общепенхологнческого знания

5.1.Эмпирические исследования перцептивных процессов

5.2.Зрительные иллюзии и культура....................... ...............

5.3.Цвет: кодирование и категоризация................................

5.4. Немного о тестах интеллекта............................................

Глава 6. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

6.1.Релятивизм, абсолютизм, универсализм..........................

6.2.Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека

6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления

Часть Ш

ЧЕЛОВЕК И ГРУППА В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ

Глава 7. Этнокультурная вариативность социализация

7.1.Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия

7.2. Влияние культуры на развитие ребенка.........................

7.3. Этнография детства..........................................................

7.4.Архивные, полевые и экспериментальные

исследования социализации............................................

7.5.Отрочество и «переход в мир взрослых».......................

Глава 8. Этнопсихологические проблемы исследования личности

8.1.Личность и личностные черты: универсальность или специфичность?

8.2. Национальный характер или ментальность?.................

8.3. Пути к разгадке русской души........................................

8.4. Проблема нормы и патологии личности........................

Глава 9. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения

9.1.Социальная психология и культурный контекст..........

9.2.Зависимость коммуникации от культурного контекста

9.3.Экспрессивное поведение и культура............................

9.4.Язык пространства и времени.........................................

9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции.....

Глава 10. Культурная вариативность регуляторов социального поведения

10.1. Регулятивная функция культуры...................................

10.2. Индивидуализм и коллективизм...................................

10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры.

10.4. Культурная специфика моделей конфликта.................

10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля...

10.6.Конформность как регулятор поведения индивида в группе

 

Часть IV

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 11. Межэтнические отношения и когнитивные процессы

11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические ..

11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений....

11.3. Основные компоненты этнической идентичности.....

11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки.....

Глава 12. Развитие н трансформации этнической идентичности

12.1.Этапы становления этнической идентичности..........

12.2.Влияние социального контекста на этническую идентичность ...

12.3.Стратегии поддержания этнической идентичности...

12.4. Модели измерения этнической идентичности...........

Глава 13. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях

13.1.Этноцентризм как социально-психологическое явление

13.2.Этнические стереотипы и процесс стереотипизации

13.3.Этнические стереотипы: основные свойства..............

13.4.Социальная каузальная атрибуция...............................

Глава 14. Этнические конфликты-причины возникновения и способы урегулирования

14.1.Определение и типы этнических конфликтов...........

14.2.Этнические конфликты: как они возникают..............

14.3.Этнические конфликты: как они протекают...............

14.4.Урегулирование этнических конфликтов...................

Глава 15. Адаптация к новой культурной среде

15.1.Адаптация, аккультурация, приспособление..............

15.2.Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде:основные факторы

15.3.Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов....

Литература

 

 

Двум Галинам Михайловнам —

памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко

и моему Учителю Г. М. Андреевой

Предисловие к третьему изданию

Со времени появления первого (1998) и мало отличающегося от него второго (1999) изданий учебника прошло некоторое время. Но многое из­менилось. Мировое развитие этнопсихологии в последние десятилетия на­поминает снежный ком, докатившийся на рубеже веков и до России. Имен­но в последние годы появилось несколько интересных эмпирических иссле­дований отечественных авторов. Кроме того, опубликованы переводы работ ряда известных зарубежных культурантропологов и психологов. Вместе с тем «количество» пока еще не перешло в «качество». Интегрировать множе­ство эмпирических данных и обобщать их в подлинно универсальную этни­ческую психологию предстоит новым поколениям исследователей, в том числе и нынешним студентам.

Все это заставило меня существенно переработать большинство глав учебника и дополнить его новыми разделами: «Влияние культуры на раз­витие ребенка», «Пути к разгадке русской души», «Язык пространства и времени», «Изучение ценностей как путь к познанию культуры». Подвер­глись значительному обновлению стержневые для меня разделы, посвя­щенные анализу этнической идентичности, чему способствовала защита мною в промежутке между появлением второго и третьего изданий учеб­ника докторской диссертации по теме «Социальная психология этничес­кой идентичности».

Но, публикуя расширенное издание учебника, я отдаю себе отчет в том, что и оно не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Как и прежде, я не стремлюсь к тому, чтобы изложить как можно больше концепций и теорий. Используя интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, я ставлю перед собой более конкретные задачи повышения компетентности студентов в данной облас­ти и на этой основе их подготовки к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы читатели осознали, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от сооте­чественников, тогда поведение «чужаков» не будет восприниматься ими странным и диким, а ценности и нормы чужой культуры вызывать шок. Во-вторых, чтобы именно это осознание позволило им не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереоти­пов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей. И, в-третьих, чтобы знакомство с этнопсихологическими ас­пектами культуры чужих народов привело их к лучшему пониманию народа, по отношению к которому они осознают свою принадлежность. Можно только присоединиться к мнению Маргарет Мид, отметившей, что «...как путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никог­да не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культу­ре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчи­востью, оценивать с большей симпатией собственную» [Мид, 1988. С. 95]. В заключение хотела бы выразить сердечную благодарность моим сту­дентам, штудировавшим предыдущие издания учебника и дававшим «об­ратную связь» на экзаменах, а также многочисленным коллегам, высказав­шим одобрение в его адрес. Особая благодарность за сказанные о книге теп­лые слова И. С. Кону.

Предисловие к четвертому изданию

Когда разошлись два тиража третьего издания учебника (2003, 2004), я посчитала необходимым вновь переработать ряд глав и включить новый раздел «Культурная специфика моделей конфликта», а также значитель­но дополнить список литературы, Я не могу остановиться в попытках усо­вершенствовать учебник, поскольку этнопсихология бурно развивается, а процессы глобализации привели к тому, что межкультурное общение стало нормативным элементом современного общества. В этой ситуации все боль­шему числу жителей нашего «маленького», но очень опасного мира тре­буется знакомство с основами этнопсихологии.

Часть I

Введение

Глава 1

ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.