Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные эл-ты рыноч. эк-ки:




Потребности и производство. Производство и ресурсы. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. КПВ. АС.

Производственные возможности – возм-ти об-ва по произ-ву эк благ при полном и эффективном исп-ии всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Альтернативный изд-ки – издержки одного блага, выраженные в др благе, которым пришлось пренебречь, пожертвовать.

График «границы производительный возм» показ, что национальная эк-ка, полностью реализующая потенциал не м увеличить произв-во к/л блага, не поступившись с др благом. Функционирование эк системы на границе эк возм-тей свидетельствует о ее эффективности. Исходя из этого выбор сочетания ресурсов, соотв. т Е, расценивается как неудачный для общества, так как он не позволяет ему эфф-но исп-ть производственные ресурсы. Произв-во на основе выбора т. F не осуществимо, т к эта точка лежит за границами возм-ей данной эк системы. Суть проблемы выбора – если кажд используемый для удовлетворения потребн. фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативы его использования и поиска лучшего сочетания фактора производства.  

КПВ демонстрирует: 1) ограниченности ресурсов; 2) выбор; 3) АС

КПВ показ-ет что при увеличении пр-ва к/л из двух благ, общество начинает исп-ть все менее и менее пригодные для этого ресурсы. Это означает возрастание альтернативных изд-к.

Движение по кривой показ-ет снижение сравнит. эффект-ти применяемых ресурсов, т.е. увеличение к/л блага связано с ростом альтернатив. изд-к его пр-ва.

Основные эл-ты рыноч. эк-ки:

Рынок – это 1) экономич. мех-м, в кот-ом основной формой связи выступает купля-продажа рес-ов, товаров, услуг.

2)сов-ть экономич-х отношений м/у продавцом и покупателями.

Основ. эл-ты рыноч. эк-ки: 1. Частная собств-ть: 2. конкуренция; 3. свободное ценообразование

Институты – устойчивые формы взаимоотношения людей (в т.ч. нормы, правила, привычки).

Основные экон. институты: 1. рынок; 2.фирмы; 3. домашнее хоз-во 4. гос-во 5.частная собственность.

Институты бывают: формальные, неформ-е, внутренние, внеш,экон-е, неэкон-е, эволюционные, заимствованные.

Институциональная ловушка – устойчивая неэффективная теорема или институт.

Функции институтов: 1)координирующая 2)распределительная 3)ограничительная – завис-ть от предшествующего развития.

1.) Частная собств-ть – порядок, при j эк ресурсы и блага принадлежат отдельным лицам или группе лиц.

Права собственности – сов-ть санкционирующих поведенческих отношений, складывающихся м/у субъектами по поводу исп-я эк-х благ и ресурсов.

А. Оноре пучок прав собственности – 11 правомочий: 1.правовладение 2.правоисп-е 3.правоуправление 4.право на доход 5.право на продажу, изменение, уничтожение (1-5- основные) 6.право на безопасность соб-ти 7.право на завещание и наследование 8.право на бессрочное обладание благом. 9.запрет исп-я, наносящего вред окружающим 10.право на взыскание 11.право на возврат полномочий соб-ти.

Трансакционные изд-ки – изд-ки, возникающие при исп-ии рынка для покупки и продажи товаров, услуг, ресурсов.

Основные формы транс-х изд-к: 1)изд поиска информации 2)и ведения переговоров 3)и измерения 4)и спецификации и защиты прав соб-ти 5)и оппортунистического поведения.

2.) Конкуренция – это эк-е соперничество за достижение лучших рес-в в к/л деят-ти. М/у: -производителями за привлечение потребителя; -странами за привлечение ресурсов; -сотрудниками за > выс статус.

3.) Свободное ценообразование

Структура рынка: 1) по виду благ; 2)по географ положению; 3)по уровню насыщения; 4)по степени зрелости; 5)по ограничению конкуренции; 6)по соответствию законодательству; 7)по отраслям; 8)по характеру продаж; 9)по объектами субъектам рынка.

Объекты рынка – то, что продается и покупается.

Субъекты рынка – действующие лица на рынке. Субъекты делятся на 3 группы: 1)домашние хоз-ва. Признаки: -явл-ся собственником к/л ресурса; -стремится к maxму удовл-ю потребностей; -самостоятельно принимает эк решения. 2)фирмы. Признаки: -трансформация эк ресурсов в товары и услуги; -стремление к maxии прибыли; -сам-но принимают эк решения. 3)Государство(правительственные учреждения) Признаки: -способствует производству, распределению и потреблению общественных благ; -устанавливает «правила игры» (институт) для фирм и дом. хоз-в.

Трансфертные платежи – расходы гос-ва в обмен на j оно не get никаких товаров и услуг. Системные связи: 1)материально-вещественные: ресурсы-продукция 2)Денежные: доходы-расходы

Инфраструктура рынка: 1)производственная и-ра 2)социальная 3)рыночная.

Рыночная инфраструктура – 1) сов-ть правовых норм, опосредственного движения товаров и услуг, актов купли-продажи. 2)то, что способствует бесперебойной работе рынка. 3)сов-ть интститутов, способствующие min-ии трансакционных изд-к.

Элементы рын инфраструктуры: 1) Биржи, аукционы, ярмарки 2) Кредитная система и коммерческие банки 3) Эмиссионные системы и эмисс банки 4)Система регулирования занятости населения и центры гос и негос содействия занятости 5)Информационные технологии и средства деловой коммуникации 6)Налоговая система 7)Система страхования коммерческого и хоз-го риска и страховые компании 8)Спец рекламные агентства, информац средства и агентства 9)Торговые палаты и др общественные, договорные, гос объединения деловых кругов. 10)Таможенная система 11)Проф союзы, созданные по найму 12)Коммерческо-выставочные комплексы 13)Системы высшего и среднего экон-го образования 14)Аудиторские компании 15)Консультационные компании 16)Общественные и гос фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности 17)Особые экон зоны

 

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Спрос – кол-во тов и усл, j потреб-ль готов купить по данной цене в единицу времени.

Функция спроса – это завис-ть величины спроса от факторов, на нее влияющих:

Qd – величина спроса; P – цена на данный товар;

I – денежный доход покупателя;

W – инфляционные ожидания; Т – налоги и дотации;

Z – вкусы и предпочтения; Ps цены на товары-субституты; Pc – цены на товары-комплементы;

N – кол-во покупателей на рынке.

Закон спроса: если цена растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях.

Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потреб-ей, потребительские предпочтения, ожидания потреб-ей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплементы, кол-во покуп-ей, налоги и дотации и т.д.

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – кол-во товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.

Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих:

Qs – величина предложения; P – цена на данный товар;

W – инфляционные ожидания; Т – налоги и дотации;

Tech - характер технологии ;Ps цены на товары-субституты ;Pc – цены на товары-комплементы;

N – кол-во продавцов на рынке.

Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях.

Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, кол-во продавцов.

Индивидуальное предложение – это предлож тов на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.

Рыночное предложение – это сов-ть индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда кол-во товара,, j готов приобрести покуп-ль, равно кол-ву товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы D и S в результате действия конкурентных сил.

Избыток – превышение величины S над величиной D.

Дефицит – превышение величины D над величиной S.

Цена и спрос на тов-субст мен-ся в одном направлении.

Цена и спрос на тов-комплем мен-ся в разн направ-ях.

 

Эластичность.

Эластичность – мера чувствительности, степень реакции одной перем на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Эл-ть спроса по цене измер-ся с пом коэфф-та, j показывает %ое изменение объема спроса в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Коэфф имеет отрицательное значение, т.к. объем спроса изменяется в обратном к цене направлении. Обычно он рассм-ся по модулю.

Тов явл неэл, если 1) товары 1й необход 2) мало субститов 3)удельный вес в расходах потреб не велик 4) безвыходное положение потреб-ля

Эл-ть предложения по цене изм-ся с пом коэфф-та, j показывает %ое изменение объема предложения в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Значение коэфф-та эл-ти > 0, т.к. с ростом цены велич предложения обычно возрастает.

Факторы эл-ти предл: 1) способность к длит-му хранению 2)степень загрузки производственных мощностей 3)особ-ти технолог-го процесса 4)мин-ый V затрат, необходимый для расширения пр-ва 5) конъюнктура рынка – в условиях тов-го дефицита предлож не эластично по выс ценам.

Коэфф точечной эл-ти спроса прим-ся при незначит-ом изменении цены и рассчитывается по формуле:

Коэфф дуговой эл-ти спроса прим-ся при значит-ом изменении цены и рассчитывается по формуле:

Эл-ть спроса по доходу показ, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода покупателя на один %. Знак коэфф-та эл-ти спроса по доходу – показатель отношения потребителей к качеству данного товара: если с ростом дохода величина спроса увел-ся (знак «+»), то мы имеем дело с нормальными товарами, а если падает (знак «-»), то - с низшими товарами.

3 группы тов: 1) 1й необход-ти 2) менее необх тов 3) предм роскоши. По мере роста дох расходы на тов 1 группы стабилизируются, 2й растут, 3й увел-ся непрерывно.

Перекрестная эл-ть спроса по цене показт, на сколько п%ов изменится объем спроса на один товар в ответ на однопроцентное изменение цены на др товар при прочих равных условиях. Знак этого коэфф отражает характер связи между двумя товарами. знак «+», это товары-субституты; если знак «-», - дополняющие товары; если коэфф перекрестной эластичности равен нулю, то это несвязанные товары.

 

Поведение потребителя.

Потр-ль – чел, о покупает на рынке тов и усл для того, чтобы воспользоваться ими и удовл-ть свои потребности.

Полезность – удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага.

Предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления некот блага на единицу, или полезность дополнительной единицы потребляемого блага.

Общая полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц товаров.

Кардиналистская (количественная) концепция полезности предполагает возможность количественного измерения величины полезности. Величина полезности измеряется в условных единицах – ютилях.

Равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности достигается, когда предельные полезности, взвешенные по цене товара по каждому благу в наборе, равны. То есть .

Ординалистская (порядковая) концепция полезности утверждает, что нет необходимости в измерении величины полезности. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, присвоив индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребителя.

Графическим изображением ординалистской функции полезности является карта кривых безразличия, иллюстрирующая множество кривых безразличия, каждая из которых обладает определенным уровнем полезности, обозначенным посредством индекса.

Кривая безразличия – это линия равной полезности, каждая точка на которой показывает разные наборы благ, имеющие равную общую полезность.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу при сохранении общей полезности. При бесконечно малых изменениях объемов благ предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия. Аналитически предельная норма замещения товара Y товаром X описывается следующим образом:

.

Линия бюджетного ограничения – это линия равных затрат, каждая точка на которой представлена равными расходами на приобретение двух благ в различных их сочетаниях. J=PxX+Py+Y

Оптимум потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия.

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения - это измен величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен.

1й закон Госсена: по мере ув потр-ия блага пред пол-ть последней потребляемой ед сниж-ся, а общ пол-ть ув-ся.

2й закон Госсена: макспол-ти от потреб-ия заданного набора благ потр-ль получит при усл рав-ва пред пол-й всех потребленных благ.

Бюджетная линия – это линия, показывающая альтернат сочетание благ, j мб приобретены при дан уровне дохода и дан ценах. Y=Y/Py-Px/Py*X X=Y/Px-Py/Px*Y – ур-ие БЛ

 

Потребитель выбирает т, в кот БЛ касается КБ.

 

Фирма и ее виды.

Фирма -хоз ед, преобразующая эк ресурсы в обладающие > выс ценностью конечные и промежуточные тов и усл с целью извлеч прибыли.

Признаки ф: 1)обособленный кругооборот эк ресурсов. 2)специфич комбинации эк ресурсов 3)деят-ть в условиях риска.

Ф-ии ф: 1)организационно-управленческая 2) производственная 3) коммерческо-сбытовая 4)финансовая 5)инновационная

Классификация ф: 1)по времени существования 2)по сфере деят-ти 3)по уровню специализации 4)по форме собственности 5)по отнош к прибыли 6)по размерам 7) по организационно-правовой форме.

Размеры ф: ≤50 чел –мелкая 50-500-средн >500 – крупные.

+ малого и ср бизнеса: 1) мобильность, гибкость, адресность 2)инновационная восприимчивость 3) отсутствие бюрократии, изд-к. – мал и ср бизнеса: выс трансакционные изд-ки

+ крупн бизнеса: 1) эффект масштаба 2) инновационная восприимчивость 3)низкие трансакционные изд-ки – крупн бизнеса: выс бюрократич изд-ки.

Классификация ф по юр форме.

Единоличное владение: +:1) простота организации 2) заинтересованность в эффективном ведении бизнеса -:1)недостаток фин ресурсов 2)отсутствие специализации управления и производства 3) неогранич ответственность.

Партнерстово: +:1) простота организации 2) увелич фин ресурсов 3) эффект специализированного управления и труда -:1) недостаток фин ресурсов 2) ограниченный срок сущ-ия 3)неустойчивая форма бизнеса 3)рассогласование целей и интересов партнеров 4) неограниченная ответственность.

Корпорации: +:1) огранич ответ-ть 2) самая устойчивая форма организации бизнеса 3) эффект специализации управления и производства 4) большие возм-ти в привлечении фин ресуров. -:1)процесс организации долгий, дорогой, сложный 2)необходимость публикации фин отчетов в открытой печати 3) двойное налогообложение 4) расслаивание целей и интересов собственников и управляющих.

Параметры в оценке деят-ти фирм: 1) рентабельность 2)полнота власти предпринимателя 3) степень риска 4)возм-ть роста 5) гибкость.

Гос предприятие -произв-ая ед, характ-ся след признаками: 1) имущ-во и управл-е предприятием подконтрольно гос органам. 2)не явл главным мотивом деят-ти поиск наиб прибыли. удовл-ть обще-е потреб-ти.

Контракт – соглашение м/у эк агентами и их группами, включ-ие обязат-ва сторон поставить товар или услугу с одной стор и осущ-ть оплату с др стор в заранее оговоренном порядке.

Виды контрактов: 1) классич: 2хсторонний к, основанный на существующих юр правах, жестко формулирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения условий. 2) неоклассич: долгосроч к, в условиях неопределенности. К явл-ся тройственным, тк для решения споров обращ-ся в арбитраж. В рамках этого к устные договоренности ценятся наряду с письменными. 3) имплицитный – долгосроч взаимовыг к, в кот неформальные условия имеют перевес над формальными.

 

Издержки производства.

Произв-во- процесс трансформации ресурсов в эк блага.

Произв-ая ф-я – ф-я, описывающая колич-ую завис-ть м/у выпуском продукции, j м произвести фирма и затратами ресуров. Q=F(x1,x2,…xn), x-ресурс.

Св-ва произ-ой ф-ции: 1)это модель конкретной технологии 2)модель эффективного произ-ва 3)Чем> величина применяемых ресурсов, тем>V выпуска. 4)Ф-я предполагает взаимозаменяемость и взаимодоп-ть рес-в.

Экон из-ки – все платежи, j фирма обязана произвести владельцам ресурсов, чтобы привлечь и удержать эти ресурсы в пределах данного направления деят-ти.

Альтернативные изд-ки – это ценность упущенных возм-ей.

Бухгалтерские издержки (явные) – это внешние затраты на приобретение факторов производства на рынках, отраженные в бухгалтерских документах.

Экономические изд-и – это сумма явных и неявных изд-к.

Неявные (внутренние) издержки – это изд-ки, связанные с исп-ем собственных ресурсов фирмы, кот определяются по их альтернативной стоимости.

Нормальная прибыль – это прибыль, кот удерживает предпринимателя в данной сфере как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинак уровнем риска, или вознаграждение фактора предприним-ва, явл-ся составной частью изд-ек.

Бухгалтерская прибыль – это разность м/у совокупным доходом фирмы и ее бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль - это разность м/у совокупным доходом фирмы и ее общими издержками.

Общие издержки (ТС) – это полные затраты на весь объем выпуска за определенный период.

В краткосрочном периоде все издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых не зависит от объема производства. Переменные издержки (VC) - издержки, величина которых зависит от объема производства.

Средние издержки – это затраты, рассчитанные на единицу продукции.

Средние общие:.

Средние переменные: .

Средние постоянные: .

Предельные издержки (МС) – изменение в общей величине издержек при увеличении объема производства на единицу: .

Основное уравнение микроэкономики, которое показывает условие равновесия фирмы для короткого и длительного периода и для всех типов рыночных структур: . При этом условии фирма достигает оптимального объема выпуска, которому соответствует максимум общей прибыли.

Условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде: .

 

Ценные бумаги.

Ценная бумага – бумажное свид-во либо 1) имущ-х прав 2)долговых операций 3)залоговые операции.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о 1) праве на совладении опред доли имущ-ва акц общества 2)право на управление акц об-м 3)о праве на получение дивидендов. Бывают обыкновен и привилегированные.

Контрольный пакет акций – доля акций, дающая права на управление акц об-м.

Номинальная цена акции – это Р, указанная на акции.

НЦак=УК/Q

Уставной капитал – паевой капитал, на базе j функционирует об-во и j зафиксировано в учредительных документах.

Рыночная Р акций – сумма денег, j будучи положив в банк даст доход, равновеликий дивиденду.

Рцак=Дивиденд/%ставка *100%

Учредительная прибыль=(РЦа-НЦа)*Q/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...