Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология осмотра и освидетельствования




Тема 4. Основы психологии предварительного расследования

Понятие психологии предварительного расследования преступлений

Вся следственная деятельность требует перспективного планирования. Основные элементы в структуре планирования расследования:

- определение общей стратегии расследования;

- определение системы следственных действий и участвующих в них лиц;

- определение тактических приемов отдельных следственных действий;

- сбор доказательственной базы (материальных и идеальных следов преступления);

- выдвижение и верификация версий;

- оценка результатов следствия и принятия решения по делу.

Этапы процесса предварительного расследования:

- подготовительный (рассмотрение заявления, рапорта о преступлении, оформление явки с повинной);

- первоначальный, в процессе которого факты, выявленные в ходе соответствующей проверки материала или заявления, получают свое процессуальное закрепление - возбуждение уголовного дела;

- основной – создается соответствующая база для всестороннего полного и объективного исследования собранных по делу доказательств;

- заключительный – подводит итог всей познавательной деятельности следователя путем составления обвинительного заключения и его последующего утверждения прокурором для передачи уголовного дела в суд.

Неотложные следственные действия: осмотр мета происшествия, обыск, задержание подозреваемого и допрос.

Психология осмотра и освидетельствования

Осмотр жилища, иного помещения, предметов, документов – неотложное следственное действие, которое проводится в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

По своему психологическому содержанию осмотр представляет собой процесс наблюдения, т.е. активного, целенаправленного восприятия указанных объектов, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия и расследования преступления (ст. 176-178 УПК РФ).

На выработку психологической линии поведения следователя оказывают влияние: степень развитости у него поисковых способностей; наличие рабочей атмосферы в следственно-оперативной группе; наличие или отсутствие волнения из-за страха совершить профессиональную ошибку в результате поспешных действий; характер условий на месте преступления (неблагоприятное время суток, погодно-климатические условия, неопределенность в познании происшедших событий и т.д.).

Осуществление осмотра может быть затруднено преступной инсценировкой – наличием необъективных фактов и обстоятельств, специально придуманных преступником для получения негативного исхода следствия.

Об инсценировки свидетельствуют:

- усиленно демонстративный характер признаков события;

- наличие признаков разных преступлений;

- не соответствие признаков на месте происшествия механизму подлинного преступления;

- противоречия в обстоятельствах происшествия;

- неоправданный беспорядок и нарушение внешней обстановки;

- чрезмерно акцентуированный характер «ложных» следов.

Психологическая установка при осуществлении следователем наблюдения на месте преступления позволяет выявить элементы субъективной стороны преступления:

1) Психологические характеристики, относящиеся к личности преступника, включая информацию об индивидуальном стиле его деятельности, темпераменте, половых, возрастных особенностях, а также физических данных;

2) Уровень криминального опыта человека и статуса в преступной группе;

3) Психическое состояние, особенности отклонений в поведении, имевших место в момент совершения преступления.

При формировании версий по итогам осмотра места происшествия и при реализации других следственных действий следователю необходимо развитое профессиональное мышление, интуиция и воображение. Для совершенствования мыслительного процесса в момент осуществления осмотра следователь может воспользоваться следующими психологическими приемами (техниками):

1) «Членение» сложной информации на составные части, установление между ними причинно-следственных связей;

2) Восстановление недостающих фрагментов и целостной мыслительной картины преступления на основе реконструкции событийного ряда объективных психологических фактов;

3) Актуализация самоконтроля, установки на самокритику, устранение субъективных предпочтений;

4) Преодоление «умственных тупиков», стереотипов мышления благодаря привлечению сведующих лиц;

5) Использование техник группового мышления, учитывающих синергетические преимущества методов «мозгового штурма», групповой дискуссии;

6) Психологизация мыслительной деятельности на основе идентификации и рефлексии и др. Следователю необходимо рефлексировать преступника по всем параметрам, т.е. думать за него, анализируя механизмы реально совершенного преступного действия; механизмы инсценировки; психическое отношение преступника к совершенной инсценировке, реальному объекту преступления и объекту, заявленному инсценировкой.

Следователю важно прорвать преступную защиту, т.е. расстроить ту систему аргументов, которую мысленно построил для себя преступник. Разрушение системы защиты на начальном этапе расследования преступления может осуществляться не только прямо, но и косвенно, через систему аргументов, демонстрируемых через третьих лиц или средства массовой информации.

Особым видом осмотра в соответствии с. ч. 1 ст. 179 УПК РФ является освидетельствование живых лиц для установления особых примет на теле освидетельствуемого (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего). Нередко в интересах следствия необходимо произвести освидетельствование потерпевшего как можно скорее, поскольку следы на его теле могут видоизмениться или же исчезнуть, а других объективных доказательств по делу нет. Принудительное освидетельствование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...