Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование слуха с помощью камертонов.




Камертоны были привлечены для исследования слуха из практики настройки музыкальных инструментов. Изготавливают камертоны из металла, по форме состоит камертон из ножки и двух браншей (ветвей). Держать камертон следует за ножку тремя пальцами, а не всей кистью, которая ослабляет силу и продолжительность звучания, не следует прикасаться браншами камертона к уху, или волосам, звучание камертона прекращается, или ослабляется.

 

 

При приведении камертона в состояние звучания, они издают чистые тоны, при этом каждый камертон имеет постоянную частоту звучания. Для исследования слуха используют камертоны, настроенные на тон «до» разных октав, которые обозначаются латинской буквой «С». Для исследования слуха используют наборы камертонов различной частоты, малые, состоящие из трех камертонов (С 128, С 1024, С 2048) и большие – из 5 – 7 и даже 9 камертонов (С 16, С 32, С 64,С 128, С 356, С 512, С 1024, С 2048, С 4096). Цифра рядом с символом камертона показывает частоту колебаний в сек., или высоту звука этого камертона, которая выражается в Гц. Чем меньше частота звука, тем ниже звук.

Во время исследования слуха по воздушной проводимости, камертон следует подносить к наружному слуховому проходу, не касаясь волос, которые могут уменьшить силу и время звучания, и так, чтобы бранши камертона находились одна за другой, то есть по ходу звуковой волны. При исследовании слуха по костной проводимости, основание ножки камертона следует ставить на самую выступающую часть сосцевидного отростка за ушной раковиной, которая проецируется на антрум, пещеру сосцевидного отростка.

Для приведения камертона в состояние звучания, низкочастотные камертоны ударяют браншей о край стола, или приводят в действие щипковым движением. Высокочастотные камертоны приводят в состояние звучания щелчковым движением по бранше.

Перед тем как приступать к исследованию камертонами людей с нарушениями слуха, надо определить длительность их звучания в норме. Для этой цели исследуют слух 10 – 20 молодым людям с нормальным слухом на длительность восприятия звука каждым камертоном, после чего выводится средняя цифра длительности звучания в секундах. Это будет норма продолжительности звучания каждого камертона

 

 

Исследование слуха с помощью камертонов возможно у детей с 4 - 5 летнего возраста, глухие дети звука камертона через наружный слуховой проход, как правило, не слышат, также не слышат звук низкого камертона через кость сосцевидного отростка.

Исследование камертонами у детей следует начать с показа камертона и контрольного исследования, чтобы убедиться, что ребенок понимает задание. Для этого звучащий камертон надо поднести к уху ребенка и если он слышит, то должен сказать или поднять руку. Затем незаметно дотрагиваемся до браншей камертона, останавливаем его звучание, и снова подносим к уху ребенка. Если ребенок реагирует отрицательно, то он понимает задание и можно проводить исследование.

Исследование камертонами начинают с проведения трех, а при необходимости четырех опытов. Исследование проводят через наружный слуховой проход (воздушное проведение), теменную кость, и сосцевидный отросток (костное проведение) с помощью низкого камертона (С 128), поскольку звук этого камертона при исследовании через кость нельзя переслушать через воздух. Цель всех опытов направлена на выяснение характера нарушения слуха, на дифференциальную диагностику нарушения звукопроведения от нарушения звуковосприятия.

Опыт Вебера, по автору его предложившего, дает возможность сравнить слуховую функцию одного уха с другим. В слуховом паспорте этот опыт обозначают буквой «W». Для этого предварительно ребенку объясняют, что ему на темя поставят камертон, а он должен прислушаться и сказать, где он слышит звук, в голове и одинаково в обоих ушах или в каком-то одном ухе правом или левом ухе. После этого ножку звучащего, низкого камертона (С 128) устанавливают на область темени, а ребенка просят прислушаться и сказать где он слышит звук. При нормальном слухе звук равномерно распространяется в обе

 

стороны от темени.

 

 

Рис. 48 Исследование слуха низким камертоном (костная проводимость) Опыт Вебера.

При поражении функции звукопроведения в каком либо одном ухе, звук с темени ощущается в хуже слышащем ухе. Физически звук доходит и до другого, лучше слышащего уха, но субъективно им не воспринимается. Связано это с тем, что в хуже слышащем по звукопроведению ухе создаются лучшие условия для волосковых клеток, и они лучше воспринимают звук, поскольку отсутствуют внешние шумы, и человек слышит лучше звук в хуже слышащем по звукопроведению ухе. Этот тест называется опытом латерализации, поскольку звук распространяется в сторону от центра, в одно ухо. При двухстороннем нарушении функции звукопроведения, латерализация будет происходить в хуже слышащее ухо

Возможен второй вариант опыта латерализации, когда в одном ухе снижен слух по звуковосприятию, при повреждении спирального органа или слухового нерва. В этом случае звук камертона с темени латерализуется в лучше слышащее ухо по звуковосприятию, а хуже слышащее по звуковосприятию ухо не воспринимает звука, поскольку в нём нарушены волосковые клетки.

Второй опыт Швабаха основан на определении времени распространения звука через кость. Звучащий низкий камертон (С 128) устанавливают на сосцевидный отросток, за ушную раковину, и засекают время по секундомеру. Обычно это в пределах 10 – 12 секунд в норме. Укорочение времени восприятия звука по костной проводимости всегда указывает на поражение звуковосприятия, удлинение костной проводимости наблюдается при снижении слуха по звукопроведению. При снижении слуха по звукопроведению снимается внешний маскирующий шум на это ухо, и удлиняется процесс восприятия звуков через кость. Глухие часто вообще не воспринимают такой звук или воспринимают 1 – 2 секунды.

Опыт Ринне основан на сравнении восприятия звука через кость сосцевидного отростка (костное проведение), и наружный слуховой проход (воздушное проведение). В норме звук через воздух в два - три раза превышает продолжительность звука через кость. Опыт производят одним камертоном (С 128), приставляя основание ножки звучащего камертона вначале к сосцевидному отростку, а после прекращения звучания через кость, камертон не останавливая и не дотрагиваясь до него, подносят к наружному слуховому проходу. При нормальном слухе камертон будет услышан через наружный слуховой проход, после того как прекратится звук через кость, и в этом случае опыт считается положительным.

Если камертон не слышен через воздух наружного слухового прохода, после того, как прекратилось восприятие через кость, то опыт отрицательный, чтоуказывает на поражение звукопроведения, или наличие кондуктивной тугоухости.

Рис. 49. Исследование слуха камертоном (воздушное проведение). При нарушении звуковосприятия, воздушная проводимость также может быть хуже костной, то есть опыт Ринне отрицательный, и при этом укорачивается продолжительность, как костной, так и воздушной проводимости.

Опыт Желле проводится не всегда, только для выяснения подвижности стремени в овальном окне, подвижно оно или анкилозировано (запаяно), как это бывает при отосклерозе. Для этого в наружный слуховой проход вставляется специальная, резиновая груша для продувания слуховой трубы. Ножку звучащего камертона ставят на темя, баллоном сгущают или разряжают воздух в наружном слуховом проходе, при этом стремя вдавливается в овальное окно или выпячивается. При вдавлении подножной пластинки стремени в жидкость преддверия внутреннего уха, жидкость сжимается, повышается давление внутри лабиринта, затрудняется прохождение звуковой волны и слух ухудшается, а при выпячивании давление падает и слух восстанавливается. Если стремя подвижно, то слух при сгущении ухудшается, и опыт положительный, а при неподвижном стремени, при заболевании отосклерозом, никаких изменений не возникает, опыт отрицательный.

Проведение трех, а при необходимости четырех опытов позволяет выяснить звукопроводящий или звуковоспринимающий характер нарушения слуха.

Второй этап исследования слуха с помощью камертонов заключается в определении продолжительность восприятия звука, чаще всего двумя камертонами, низким, С 128 Гц и высоким С 2048 Гц через наружный слуховой проход. В некоторых, сложных случаях исследование производят шестью камертонами.

Таблица 3

Слуховой паспорт.

Правое ухо Тесты Левое ухо
3 метра 20 метров Н.Ч. шепотная речь В.Ч. шепотная речь 6 метров 20 метров
Латерализует Вправо опыт Вебера не латерализует Не латерализует
Отрицательный опыт Ринне положительный
.    
     
     

.

 

  Камертоны  
20 с С 128 40с 40 сек
20 с С256 30с 30 сек.
30 сек. С 512 70 с 70 сек.
40 сек С 1024 50 с 50 сек.
30 сек. С 2048 30 с 30 сек.
40 сек. С 4096 40 с 40 сек.
     
     

 

В таблице 3 приведен результат исследования слуха с помощью речи и камертонов при нарушении звукопроведения или при кондуктивном характере нарушении слуха в правом ухе. Отмечается снижение слуха на низкочастотные звуки шепотной речи до 3 метра, вместо 6 метров, при сохранности восприятия дискантовых звуков речи до 20 метров с двух сторон. В опыте Вебера звук идет в хуже слышащее ухо, что характерно для нарушения функции звукопроведения. Увеличение времени восприятия камертона (С 128) через кость в опыте Швабаха на правое ухо, косвенно указывает на снижение слуха по звукопроведению на это ухо. Отмечается уменьшение времени восприятия низких камертонов (С 128, С 250, С 512), в небольшой степени среднего камертона (С 1024) на правое ухо, при нормальном восприятии камертонов высокой частоты, что также свидетельствует о нарушении слуха на правое ухо по звукопроведению, или о кондуктивном характере нарушения слуха.

Нарушения слуха по звукопроведению, или кондуктивный характер нарушения слуха может возникнуть при увеличении носоглоточной миндалины, или небных миндалин, при катаре среднего уха, который часто возникает и сопровождает воспалительные изменения в миндалинах. Острый средний отит, и хронический воспалительный процесс среднего уха также приводят к нарушению слуха по звуковопровидению.

Повышение слуховых порогов восприятия высоких частот характерно для сенсоневральной тугоухости, которая возникает чаще при дегенеративном процессе в спиральном органе улитки.

Исследования камертонами не дают четкую количественную характеристику нарушения слуха, поскольку звук камертона быстро угасает, и потому особенно у тугоухих и глухих камертоны могут быть использованы как предварительное исследование перед исследованием с помощью аудиометра. Вместе с тем, исследования с помощью камертонов ценны тем, что позволяют составить предварительное представление о сенсоневральном, либо кондуктивном характере нарушения слуха и в качестве первичного ориентировочного исследования камертоны незаменимы.

 

У детей в возрасте от 4 – 5 лет и старше, не имеющих явных остатков слуха и не владеющих речью, исследование с помощью камертона не дает результатов на самых первых этапах их обследования в связи с трудностями разъяснения методики и отсутствием навыков прислушивания к звукам слабой интенсивности. Такие дети воспринимают звуки преимущественно при их усилении над порогом, а такое усиление звука возможно только при исследовании с помощью аудиометра.

Исследования слуха с помощью камертонов при всей их простоте и доступности имеют свои недостатки. Исследование не может быть четким, хотя бы из-за различной силы удара камертона. Окончательное суждение о состоянии слуховой функции определяется после аудиометрического исследования, с помощью которого определяются пороги восприятия слуха, уточняется характер нарушения слуха, выясняется частотный и динамический диапазоны слуха исследуемого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...