Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Организация и правовое обеспечение государственного управления в РФ.




 

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственное управление осуществляют следующие органы:

1) Президент РФ (глава государства);

2) Федеральное Собрание (парламент, состоящий из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации – органы законодательной власти);

3) Правительство РФ как орган исполнительной власти;

4) министерства, службы, агентства;

5) система судебных органов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и т.д.).

Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти и самостоятельно осуществляют собственную компетенцию в пределах законодательства.

Должность Президента России была учреждена в 1991 г., а первый президент был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Порядок выборов Президента РФ установлен Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Полномочия Президента РФ можно обобщить по следующим направлениям:

1) формирование и участие в деятельности федеральных органов государственной власти;

2) обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

3) руководство внешней политикой;

4) руководство в военной сфере;

5) иные возложенные Конституцией на президента функции.

При президенте существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Совет Безопасности, Управление делами, множество различных совещательных органов – советов (по местному самоуправлению, по делам казачества, по культуре и искусству и т.д.).

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Парламент России является преемником Верховного Совета РСФСР, выборы в который состоялись в 1990 г. После октябрьских событий 1993 г. образовано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 г. назвала законодательный представительный орган государства парламентом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая – нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй – депутатами.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство большинством сфер и отраслей управления и обеспечивающим общее экономическое, социально-культурное развитие страны.

Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» к организационным формам федеральной исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, отнесены федеральные министерства, федеральные службы и агентства.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 20 федеральных министерств, 35 федеральных служб и 24 агентства.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Его возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

В настоящее время судебная система РФ устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом.

Сложность государственного управления, многообразие органов государственной власти привело к появлению специализированных органов, реализующих особые функции, но не входящих ни в одну из ветвей власти.

К таким органам можно отнести прокуратуру, Счетную палату, Центральный банк, Центральную избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Центральный банк РФ главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере денежного регулирования финансово-кредитных отношений. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной российским законодательством.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Под правовым обеспечением государственного управления в России понимается разработка и издание нормативно-правовых актов, направленных на регулирование и совершенствование деятельности органов власти, принимающих участие в государственном управлении.

К основным нормативно-правовым актам, которые в настоящее время регламентируют государственное управление в Российской Федерации можно отнести:

● Конституцию РФ как основной закон государства.

● Федеральные конституционные законы РФ:

– Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 26 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

● Федеральные законы:

– Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19 «О выборах Президента Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»;

– Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № N 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

● Указы Президента РФ:

– Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490
«Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»;

– Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»;

– Указ Президента РФот 21 мая 2012 г. № 636 « О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

– Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

 

Выводы по теме:

1. Являясь по своей природе социальным явлением, государственное управление представляет собой сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Оно обладает присущими ему структурой, функциями и принципами.

2. Организация государственного управления как системы включает в себя совокупность государственных институтов (Президент РФ (глава государства); Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; министерства, службы, агентства; система судебных органов), которые принимают непосредственное участие в управлении Российской Федерации. Для упорядочения их деятельности были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, которые составили законодательную основу государственного управления РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение государственного управления.

2. Как соотносятся понятия «управление» и «регулирование»?

3. В чем проявляется системный характер государственного управления?

4. Охарактеризуйте структуру государственного управления как системы.

5. Что понимается под качеством государственного управления?

6. Дайте характеристику функциям государственного управления.

7. Перечислите формы и методы государственного управления.

8. Назовите принципы государственного управления и дайте им краткую характеристику.

9. Какие органы власти РФ принимают участие в государственном управлении? Охарактеризуйте их.

10. Что включает в себя правовое обеспечение государственного управления в России?

11. Назовите основные нормативно-правовые акты, лежащие в основе государственного управления в РФ.

 

Литература

Нормативно-правовые акты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...