Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение целевой аудитории социального проекта




 

Из всего множества социальных общностей, «проектировщик» должен уметь выделить те, которые смогут быть непосредственными «потребителями» конечных результатов социального проекта.

Очень часто разработчики путают два таких понятия, как целевая аудитория проекта и заинтересованные стороны. В отличие от целевой группы, заинтересованные стороны не являются непосредственными «потребителями» результатов реализации проекта.

К примеру, вы разрабатываете социальный проект, целью которого является открытие новой детской площадки в вашем микрорайоне. Попробуем вместе выделить потенциальные заинтересованные стороны и непосредственно целевую группу проекта, разделив их при этом (таблица 5).

 

Таблица 5 ― Заинтересованные стороны и целевая группа социального проекта

Заинтересованные стороны Целевая группа социальногопроекта
- Люди, имеющие детей в возрасте до 7 лет. - Депутаты данногоизбирательногоокруга всех уровней. - Местные отделения политических партий. - Общественныеорганизации и благотворительные фонды. - Профильные органы государственнойвласти, спонсоры (как частные, так и врамках отдельных предприятий и фирм). Дети до 7 лет, проживающие вданноммикрорайоне.

 

В теории и практике проектирования существует множество подходов к выделению целевых групп социального проекта, приведем некоторые из них:

1. Географический― выделение целевых групп социального проекта на основетерриториального принципа. На основе данного принципа строится большинствопроектов по благоустройству мест проживания.

2. Социально-профессиональный подход ― выделение людей, занимающихся определенной профессиональной деятельностью. В качестве примера,

иллюстрирующего данный подход, можно привести проекты, направленные на

повышение квалификации сотрудников различных компаний, образовательногоуровня студентов определенной специальности.

3. Имущественный подход ― позволяет выделить определенные группылюдей в зависимости от их финансового положения. На основе подобного подхода удобно формировать целевые группы для благотворительных акций.

4. Подход, опирающийся на членство людей в определенных организациях(профсоюзы, организации «по интересам» и т.д.). Большинство социальных проектов по организации и проведению конференций, симпозиумов, круглых столов выделяют целевые группы по этому принципу.

5. Подход, делящий людей в зависимости от их способности ивозможности влиять на процесс принятия социально значимых решений. Вкаждом социуме есть референтные группы, группы, чьи ценности и мнения важны длядругих, группы имеющие ограниченное влияние на выработку решений и группы, неоказывающие практически никакого прямого влияния на этот процесс. Как правило,такие группы нуждаются в особой социальной поддержке.

На практике, данные подходы сочетаются друг с другом: большинствопроектировщиков используют комбинацию этих подходов при выделении целевых групп.

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта ― это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что достаточно редко бывает, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения.

Частая ошибка при постановке цели – некорректная формулировка.

Например, если в качестве цели заявлено «Воспитание патриотизма у молодежи», достижение такой цели будет очень нелегко отследить. Тем более неясно― у какой молодежи ― российской, учащейся молодежи и т.д. Поэтому более корректной будет, например, такая формулировка: «Содействовать воспитанию патриотизма у школьников средних классов Дзержинского района г. Новосибирска».


Цель проекта формулируется в терминах той пользы, которую извлекает целевая группа: «Увеличение/улучшение…»

Результаты выражаются в терминах «Предоставлены/внедрены/проведены…»

Действия (мероприятия) записываются фразами, начинающимися с глагола, например, «Разработать/подготовить/обучить/исследовать…»

 

При написании цели проекта рекомендуется использовать популярный в социальном проектировании SMART-тест. Название этого теста образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели:

1. Конкретность (specific) ― посредством чего будет достигнута заявленная цель? Ясная стратегия реализации цели проекта.

2. Измеримость (measurable) ― наличие качественных и (или) количественных измерений значимости и конкретности проекта, возможность представления заявленных формулировок цели проекта в виде количественных индикаторов или параметров

3. Достижимость (achievable) ― соотношение масштабов заявленной цели возможностям общественной организации или команды проекта

4. Выгодность, значимость (rewarding) ― какой эффект вы хотите получить? Соотношение получаемых социальных эффектов и общих достигнутых результатов

5. Временные рамки (timebound) ― в пределах какого ограниченного времени вы планируете реализовывать свой проект?

 

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки проекта, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = эффект, который предполагается получить (что предполагается достичь?) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + качественные и (или) количественные измерения вышеуказанного + в какой отрезок времени?

 

Фактически цель ― это уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Главное назначение целипоказать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

 

Задачи проекта ― это промежуточные результаты, которые необходимо достигнуть для эффективного достижения цели. Постановка задач возможна как сразу после постановки цели, так и после определения основных фаз проекта.

И в первом и во втором случае необходимо придерживаться следующих правил:

1. Решение всех поставленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

2. Задачи ― это не действия, которые вы собираетесь предпринять, не мероприятия, которые вы собираетесь провести.

Задачиконкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы описывали в разделе «Постановка проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть.


Признаки верно сформулированных задач:

- логичное и последовательное следствие решения проблемы;

- взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

- сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

- представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.

Эффективным является формирование задач по SMART-тесту. Чем яснее и четче определены цели и задачи проекта, тем выше ваши шансы завершить его успешно.

 

Внимание! Не путайте цели, задачи и методы! В конечном счете,цель― это решение проблемы, задачи ― это результаты, т.е. «полезный выход» проекта. А методы(технология реализации задач) ― это шаги по достижению этих результатов.
Пример плохой задачи Пример хорошей задачи
Проведение стажировки для руководителей детских и молодежных организаций   Это метод! Повышение уровня профессионализма руководителей детских и молодежных организаций   А дальше можно продумывать методы, с помощью которых возможно решить данную задачу, например: стажировка, семинар, круглый стол, мастер-класс и т.д.

 

Если вам трудно сразу различить задачи и методы, попытайтесь представить, чем вы будете заниматься через год-два. Какие бы вы хотели увидеть изменения: какие различия между существующим положением дел и будущим? Подобное изменение ситуации и может явиться задачей вашего проекта, а способы, которыми вы станете добиваться этих

изменений. Вы можете отнести к методам.

 

Критерии оценки раздела «Цели и задачи»:

1. описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель ― общий итог. Задачи ― конкретные частные результаты и они заметно отличаются друг от друга;

2. из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации;

3. насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы;

4. по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача;

5. вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены;

6. цели достижимы, а результаты поддаются измерению;

7. из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта;

8. язык ясен и четок;

9. постановку задач авторы не путают с методами их решения.

 

Методы (механизм) реализации проекта


Метод ― это инструмент, с помощью которого достигаются задачи проекта. Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект. Вы должны обосновать выбор методов.

 


Данный раздел один из самых объёмных и подробных разделов проекта.

Из описания механизма реализации проекта эксперт должен получить ответы на следующие вопросы:

1. Какова взаимосвязь между этапами (действиями) реализуемого проекта?

2. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

3. Какие технологии и методики будут применяться при реализации проекта?

4. Насколько оптимальны (адекватны) и эффективны используемые методы, технологии и методики, применяемые в проекте?

Помимо перечня методов вы можете их сгруппировать поблокам/разделам/уровням/ компонентам ― все это будет называться моделью реализации проекта. Примеры оформления моделей реализации социального проекта представлены в Приложении Б. Обратите внимание, что модель вы строите самостоятельно, только лишь ориентируясь на примеры, самое главное, чтобы модель была логичной, понятной и соблюдались причинно-следственные связи.

 
 


Критерии оценки раздела «Методы»:

- должно быть ясно, что будет сделано, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены;

- указывается разумно ограниченный набор действий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта;

- ясно описываются методы в рамках проекта;

- понятны причины выбора именно таких методов;

- понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения методов;

- наблюдается естественность логической цепочки: «проблемацельзадачаметод».

 

Ресурсы

Управление ресурсами ― одна из главных подсистем управления проектом.

Под ресурсами принято понимать совокупность условий, которые дают возможность реализовать цели проекта: организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база проекта, то есть все необходимые средства для реализации проекта.

Задача управления ресурсами состоит в обеспечении их оптимального использования для достижения конечной цели ― формирования результата проекта с запланированными показателями.

Грамотное и обоснованное планирование способствует принятию правильных финансовых решений, позволяющих организации уверенно распоряжаться своими средствами, не испытывать недостатка в ресурсах и эффективно их использовать, в сроки выполнять намеченное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...