Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Написание и оформление работы




До начала написания курсовой работы необходимо изучить требования к структуре работы и порядок ее оформления.

После завершения работы над текстом курсовой работы в целом целесообразно еще раз прочитать введение и заключе­ние. Это связано с тем, что все, кто будут оценивать курсовую работу (научный руководитель, члены экзаменационный комиссии), эти части работы прочтут обязательно. В связи с этим часто говорят, что введение и заключение – это визитная карточка работы.

Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам: актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в за­ключении. При этом необходимо обратить вни­мание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заклю­чении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении.

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЫНМ ЭЛЕМЕНТАМ И ИХ ОФОРМЛЕНИЮ

 

Курсовая работа должна включать следующие элементы:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основную часть;

– заключение

– библиографический список;

– приложения.

Объем курсовой работы должен быть не более 30 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал. Чтобы «разгрузить» работу, рекомендуется часть материала (громоздкие таблицы, рисунки, схемы) перенести в приложения.

Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере и представлена в скоросшивателе. Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 (210 х 297 мм). В курсовой работе все ссылки, таблицы, рисунки и весь текст оформляются без использования подчёркивания, курсива и жирного шрифта! (За исключением называния глав и подпунктов работы)

При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:

- шрифт Times New Roman;

- размер шрифта 14 для текста (содержание таблицы – шрифт 12 межстрочный интервал - одинарный);

- размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое поле – 15 мм, левое поле – 30 мм;

- абзацный отступ составляет 1,25;

- межстрочный интервал – полуторный.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист входит в общую нумерацию страниц работы, но цифра «1» на нем не ставится. Образец оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 1.

Оглавление

Оглавление включает порядковые номера и наименования структурных элементов, глав, разделов, подразделов и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должно точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

Формулировки названий глав и разделов должны быть достаточно крат­кими, т. е. не содержать излишней информации. Как пра­вило, формулировка главы (вопроса) включает одно предложение. Не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Не целесообразно составным час­тям работы давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособи­ях. Такой подход будет сковывать творческие воз­можности и создаст предпосылки для механического пе­реписывания этих источников, что, несомненно, будет отрицательно оценено научным руководителем (рецензентом).

Недопустимо совпадение фор­мулировок названия одной из составных частей с названием самой курсовой работы. Это ведет к ненужности всех остальных составных частей.

Слово ОГЛАВЛЕНИЕ записывают в виде заголовка вверху страницы жирным шрифтом, посередине строки заглавными буквами и заголовок не нумеруют (Приложение 2).

Введение

Введение является первым разделом курсовой работы и должно содержать:

1) оценку современного состояния решаемой проблемы, которой посвящена работа;

2) обоснование актуальности проблемы;

3) формулировку объекта и предмета исследования;

4) формулировку цели и задач исследования;

5) теоретико-методологическую базу исследования;

6) эмпирическую базу исследования;

7) краткое описание структуры работы и источников.

Освещение актуальности должно быть немногословным, не следует ее описание начинать издалека. Главное – показать суть проблемной ситуации, отразить, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования.

Обязательным элементом введения является формулирование объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой, как общее и частное.

В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования (например, объектом исследования может быть модель, а предметом – ее специфические особенности ее применения. Объект – сложная система, предмет – закономерности ее орга­низации. Объект – стол, предмет – характеристики его устойчивости).

Сформулировав научную проблему, следует логично перейти к цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель работы должна заключаться в решении про­блемной ситуации путем ее анализа и нахождении но­вых закономерностей между экономическими явления­ми. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов. Цель должна соотносится с темой курсовой работы и достижения поставленной цели является условием выполнения всей работы.

В развитие цели работы определяются за­дачи. Это обычно делается в форме перечисления (про­анализировать..., разработать..., обобщить..., вы­явить..., доказать..., внедрить..., показать..., вырабо­тать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести форму­лу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т. п.). Формулировки задач необхо­димо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание со­ставных частей работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при напи­сании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение постав­ленных задач.

Обратите внимание: изучение состояния теории и практики исследуемой области знания – это не­обходимое условие написания любой научной ра­боты, но не задача. Задачей может быть исследо­вание причин возникновения определенного яв­ления в теории и практике, тенденции его развития.

Теоретико-методологическая база исследования представляет из себя совокупность двух составляющих. Теоретической – изложение идей, концепции, теории, которые легли в основу написания курсовой работы. Методологической – описание общенаучных принципов и методов, используемых при проведении исследовании.

Эмпирическую базу исследования составляют конкретные статистические данные, факты, опытные показание, собранные об объекте в процессе выполнения курсовой работы.

В конце введения желательно раскрыть струк­туру работы, т. е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их распо­ложения.

Введение начинается со страницы номер три. Слово ВВЕДЕНИЕ записывают в виде заголовка посередине строки вверху новой страницы жирным шрифтом и заголовок не нумеруют. Объем введения должен быть небольшим (1,5 – 3 страницы).

Основная часть

Основная часть курсовой работы, должна содержать два раздела. Мате­риал строится по следующей структуре: первая глава посвящается анализу теоретических аспектов темы; вторая – анализу проблем практики экономической дея­тельности и направления их решения.

Следует вначале внимательно изучить проблему по учебникам, затем прочитать отобранную дополнительную литературу, сделать выписки с указанием источников. Распределить выписки по вопросам плана. Собрать информацию по другим источникам: например, из периодических изданий, Интерент-сайтов Госкомстата РФ (www.gks.ru), сайта Центрального банка России (www.cbr.ru), а также сайтов Министерства финансов РФ (www.minfin.ru), и Министерства экономического развития РФ (www.economy.gov.ru), аналитических сайтов: например, российского рейтингового агентства «Эксперт» (raexpert.ru). Затем следует проверить достаточность собранной информации для раскрытия всех пунктов плана и приступить к анализу собранного материала и изложению содержания работы.

Не следует механически использовать готовые тексты. Такая работа называется компилятивной и оценивается неудовлетворительно. Следует излагать текст самостоятельно. Если вы излагаете мысль какого-то автора, укажите ее источник (например: … как считает К. Эклунд в книге «Эффективная экономика»… далее следует ссылка на книгу с ее выходными данными и страницей, где излагается эта мысль) или оформите ее цитатой (дословно, в кавычках, так же со ссылкой на источник). Все статистические данные должны сопровождаться ссылкой на их источник. Сравнивая позиции различных авторов, следует сделать аргументированные собственные выводы: почему это или иное утверждение кажется вам более справедливым.

Работа должна носить целостный, законченный характер. Особенно следует обратить внимание на проработку экономических понятий, категорий, используемых в работе. Каждая экономическая категория должна быть определена, каждый рассматриваемый экономический закон или закономерность – сформулированы, формулы – объяснены. Теоретический материал необходимо сопровождать иллюстрациями: схемами, графиками, таблицами.

Особенно высоко в курсовой работе ценится глубокое понимание сути проблемы, ее логическое изложение, оригинальные источники информации (прежде всего связанные с собственной деятельностью, привлеченные из реалий окружающего мира), самостоятельность выводов.

Анализ теоретических аспектов темы в первой главе должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать сведения из источников, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. В нем излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Обзор литературы в итоге должен приводить к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта, или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Объем этого раздела работы не должен превышать половины объема основной части.

Во второй главе, исходя из общих теорети­ческих положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные до­кументы, материалы научно-практических конферен­ций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие протекающие эко­номические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий.

Анализ практики экономической деятельности не­возможно проводить без количественных оценок проте­кающих процессов. При этом следует учитывать сле­дующее:

1) приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными;

2) цифровые данные должны быть новыми и приводится за последние годы;

3) при подборе фактических данных из разных источников не­обходимо обеспечить их сопоставимость (для этого могут применяться, например, индексы-дефляторы);

4) цифровой материал должен отражать общую на­правленность и закономерность исследуемого экономи­ческого процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только при­ведены, но и проанализированы для обоснования выво­дов. Для анализа используются различные математиче­ские методы. При этом не следует забывать, что исполь­зование математических методов – средство, но не цель написания работы. Достаточно часто в работах производится построение экономико-математических моделей. Для достоверности получаемых результатов необходимо определить, изме­нения каких основных факторов данная модель не учи­тывает. Поскольку на экономический показатель влияет бесчисленное множество факторов, а также учитывая то, что использование математического аппарата всегда связано с абстрагированием, то такие неучтенные в мо­дели изменения всегда будут иметь место.

Важным достоинством работы является использова­ние для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие последних показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему.

Аналитическая часть второй главы должна составлять 50% - 70% от общего объема второго раздела. К примеру, если раздел составляет 10 страниц машинного текста, то аналитическая часть не должны превыщать 5-7 страниц.

В оставшейся части главы отражаются результаты теоретических решений, экспериментов, расчетов на ПЭВМ, в том числе графики, таблицы, схемы и т. п. Обсуждая полученные результаты исследования, студент должен обнаружить проявившиеся закономерности, факторы, влияющие на протекание экономических процессов, причины изучаемых явлений, тенденции в их развитии и прочее. На основании полученного в работе фактического материала решаются те задачи, которые были сформулированы во введении.

В конце каждой главы следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изло­женного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой выражение какой-либо устойчивой закономерности между яв­лениями. В качестве аргументов, обосновывающих вы­воды, используются ссылки на труды зарубежных и оте­чественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статисти­ческих данных, имеющихся в курсовой работе. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом» или «итак», «следовательно», затем формулируется содержание самих выводов.

Выводы должны быть краткими, конкретными и вы­текать из изложенного материала. Многие студенты, получая важные результаты, часто «забывают» изложить эти результаты в выводах, а затем и на защите курсовой работы. Либо наоборот, формули­руют выводы без достаточного их обоснования в тексте. Поэтому студентам необходимо приобретать навыки формулирования результатов исследования и их аргументированного изложения при написании выводов. При анализе выводов необходимо соблюдать некото­рые правила:

1) выводы должны быть нетри­виальными (вывод: «Товар – это продукт труда, пред­назначенный для продажи или обмена», по-видимому, и так очевиден);

2) в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе (во­просе) конечные результаты, а не промежуточные;

3) при формулировании выводов нецелесооб­разно приводить те положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы;

4) вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рас­смотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.);

5) выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания пара­графа или вопроса рассуждения.

Все две главы основной части должны быть логически связаны друг с другом, от первого предложения до последнего. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, при этом особое внимание следует уделять языку и стилю изложения.

Каждая глава курсовой работы должна начинаться с новой страницы. Названия параграфов (пунктов) и заголовков располагаются по центру. Подчеркивание наименований глав, параграфов (пунктов) не допускается. Не допускается переносить часть слова в заголовке!

Точка в заголовках используется для разделения текста или цифровых обозначений. Точку в конце заголовка, а также после последней цифры в нумерации главы или раздела не ставят (Приложение 3)!

Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней менее трёх строк последующего текста. Между заголовком и последующим текстом, а также между текстом и подзаголовком – тройной межстрочный интервал (Приложение 3).

Заключение

Работа заканчивается заключительной частью, которая выполняет роль концовки. Это последовательное, логически стройное изложение полученных в работе итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение носит форму синтеза полученных в ра­боте результатов. Этот синтез – последовательное, ло­гически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является но­вым по отношению к исходному. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механиче­ским суммированием выводов в конце разделов курсовой работы, а должно содержать логически стройное изло­жение главных итоговых результатов всей работы.

Слово ЗАКЛЮЧЕНИЕ записывают в виде заголовка посередине строки вверху новой страницы жирным шрифтом и заголовок не нумеруют. Объем заключение должен быть от 2 до 4 страниц.

Библиографический список

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании работы: на каждый источник в тексте работы должна быть ссылка. Ссылки на источники следуют указывать порядковым номером по списку источников, заключенным в квадратные скобки. Не допускается использование цитат, схем, таблиц из работ различных авторов без ссылки на источники.

При ссылке на литературный источник в тексте приводится в квадратных скобках порядковый номер источника из списка использованной литературы, с указанием страницы, на которой расположена цитируемая мысль. При указании ссылок на литературу с последующим перечислением двоеточие ставится после квадратных скобок (Приложение 4). В тексте курсовой работы рекомендуется использовать при перечислении какой-либо информации тире, цифровую нумерацию (Приложение 4).

Монографии по выбранной теме курсовой работы можно найти, обратившись к систематическому каталогу библиотеки. Статьи из экономических журналов отбираются по указателям опубликованных статей, которые помещаются в последнем номере журнала за каждый год или через каталог периодических и продолжающихся изданий. Не следует увлекаться статьями из газет и популярных журналов. Их использование допустимо, но они не могут быть главным источником информации.

Использованные в процессе написания курсовой работы специальные литературные источники указываются в конце работы перед приложениями. В списке литературы на первом месте указываются Конституция РФ, РК, Кодексы, законы РФ, РК, указы Президента РФ, РК; постановления Правительства РФ, РК; нормативные документы и акты; специальная литература, в т. ч. малотиражная - документы, отчеты (в алфавитном порядке). После законов и подзаконных актов перечисляются учебники и учебные пособия, справочные пособия, периодические издания.

Библиографический список является обязательным компонентом курсовой работы. Рекомендуется использовать при написании работы литературу преимущественно не ранее 2010 года издания. Список использованной литературы имеет сквозную нумерацию, при этом иерархически сначала указываются Законы (Федеральные, затем региональные и местные), далее нормативные документы (Федеральные, затем региональные и местные), методические рекомендации и т. д. Книги располагаются в алфавитном порядке по первому автору (Приложение 5).

Слова БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК записывают в виде заголовка заглавными буквами жирным шрифтом с новой страницы и заголовок не нумеруют.

Приложения

Материал, дополняющий текст курсовой работы, помещают в приложениях. Наличие приложе­ний является обязательным элементом научных работ по экономическим дисциплинам. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого форма­та, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ПЭВМ и т. д. Приложения могут быть обязательными или инфор­мационными. Информационные приложения могут быть справочного или рекомендуемого характера. Ха­рактер приложения определяется автором самостоя­тельно, исходя из содержания курсовой работы.

В приложения рекомендуется включать вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части (таблицы, занимающие более одной страницы, схемы, графики, формулы). Приложение оформляется в конце работы как ее продолжение. Приложения располагают в порядке упоминания о них в тексте работы. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотрите», оно обычно сокращается и заключается вместе с номером приложения в круглые скобки.

Приложения должны быть пронумерованы (например: Приложение 1), на информацию, размещенную в приложениях, в тексте делаются ссылки (Приложение 6). Номер страницы в приложениях ставится только на первом листе. В приложении нумеруется только первая страница, далее нумерация не производится (т. к. в основной текст они не входят). В приложении могут быть различные иллюстрации, которые представляются в виде графиков, диаграмм, рисунков, схем, таблиц. Их оформление аналогично оформлению рисунков и таблиц в основном тексте курсовой работы. Каждое приложение должно содержать один рисунок или одну таблицу, на которые делается ссылка в основном тексте. В приложении начинается новая сквозная нумерация иллюстраций, например, рис. 1, 2, 3 и т. д.; таблица 1, 2 и т. д. Все рисунки должны иметь подрисуночную подпись.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...