Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Личность Кропоткина П.А. в истории




Содержание

Введение

Глава 1. Личность Кропоткина П.А. в истории

Глава 2. Социологические идеи П.А. Кропоткина

Глава 3. Критика идей Кропоткина П.А.

Заключение

Список литературы


Введение

 

Особое место в истории политических учений занимает имя Петра Алексеевича Кропоткина, которого часто - и небезосновательно - называют уникальной и во многом символичной фигурой российской общественной мысли. Он был одним из наиболее радикальных теоретиков своего времени, революционером и проповедником атеизма, апологетом анархических идеалов и нравственного совершенства личности.

Теория Кропоткина внесла существенный вклад в развитие общественной мысли. Его критика государственного централизма, убежденность в необходимости отчуждения административного аппарата от гражданского общества оказали значительное влияние на формирование многих социально-политических концепций. Современные последователи Кропоткина полагают, что анархизм в трактовке этого мыслителя является самым радикальным орудием критики цивилизации. Происходит это потому, что политическую теорию Кропоткина отличает предпочтительность естественных, природных систем перед системами, запрограммированными различными государственными институтами. Практическим же опытом реализации его политического учения в наше время стала деятельность многочисленных анархистских движений, наращивающих свою деятельность на международной арене. Среди наиболее заметных организаций можно назвать анархо-синдикалистов, анархо-коммунистов и других. Сегодня существует и успешно функционирует Международная Ассоциация анархизма (IFА), которую, в частности, представляют следующие организации: FAF (Франция), CJT (Испания), OSL (Швейцария).

На рубеже XX-XXI вв. мировая общественность познакомилась с новым типом революционеров, которые получили название "антиглобалистов". На сегодняшний день это самое мощное, хорошо организованное и уже обладающее широкой известностью движение молодых радикалов, объединенных общей целью - международного сопротивления действиям наднациональной элиты, т. н. "сверхобщества богатых и сильных". Их аргументация проста: возможностью пользоваться плодами глобализации обладают едва 30-35% человечества, в то время как для создания этих плодов используются ресурсы всего мира. Доводы антиглобалистов не содержат в себе ничего нового: о финансово-промышленных монополиях, превратившихся в самостоятельную политическую силу и даже диктующих свою волю государству, Кропоткин писал еще столетие назад.

Пройдя через развитие и крах целого комплекса этатистских концепций, поистине "золотое время" которых пришлось на XX век, современные политические течения стремятся к утверждению приоритета ценностей гражданского общества над государством. Такая гуманитарная направленность в крайнем ее проявлении - учении об анархизме - представляет собой теоретический стержень, вокруг которого разворачивается политическая теория Кропоткина. Таким образом, политическая теория Кропоткина представляет собой оригинальную концепцию, отвечающую современным тенденциям политической мысли.

Нужно отметить и то, что, несмотря на обилие исследовательских работ, посвященных анархизму, и активность сторонников этого учения в современном мире, анархизм продолжает носить карикатурную маску, надетую на него пропагандистской индустрией советской эпохи. Поэтому можно утверждать, что изучение социально-политических взглядов Кропоткина - ключ к адекватному прочтению всего многообразия российской анархистской мысли XIX - начала XX вв.

Целью данной работы является изучение социологической концепции Кропоткина П.А. и выявление ее значения для современного общества.

Таким образом, задачи данной работы можно выразить так:

·   Рассмотреть личность П.А. Кропоткина в истории

·   Исследовать его социологическую концепцию

кропоткин российская общественная мысль

·   Выявить значение концепции на развитие современных социально-политических взглядов общества.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Личность Кропоткина П.А. в истории

 

Петр Алексеевич Кропоткин родился в богатой аристократической семье, которая вела свой род от князей Смоленских. Он поступил в Пажеский корпус, самое привилегированное учебное заведение в России, где, как лучший ученик, был назначен камер-пажем Александра II. Это открывало перспективу блестящей карьеры при дворе. Но чувство долга перед народом, желание приносить пользу уже начало пробуждаться у юного Кропоткина, как и у других представителей образованных слоев общества. Кропоткин поразил петербургский высший свет и самого императора неординарностью своего выбора, записавшись в Амурское казачье войско. В Сибири он занялся научными исследованиями в области географии и биологии. Скоро его имя стало известным в научных кругах. Авторитет молодого ученого был столь велик,. что Российское Географическое общество предложило ему пост генерального секретаря. За что бы ни брался Кропоткин, везде он демонстрировал блестящие дарования. Он хорошо рисовал и играл на фортепьяно, владел многими иностранными языками, был знатоком истории. При такой многосторонней одаренности он мог проявить себя во многих областях науки и искусства. И вот перед ним открылись широкие возможности в области изучения естественных наук, где он за короткий срок стал известным специалистом и к которым, в отличие от придворной карьеры, испытывал сильное влечение.

"Душевно благодарю, но принять должность не могу", - был ответ Кропоткина Географическому обществу. В чем же причина отказа? Дело в том, что идея долга перед народом продолжала владеть умами русской интеллигенции. Многие молодые люди пришли к выводу, что одних лишь научных занятий недостаточно для того, чтобы приносить пользу обществу. "Какое право имел я на эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба? Когда все истраченное мною, чтобы жить в мире высоких душевных движений, неизбежно должно быть вырвано изо рта сеющих пшеницу для других и не имеющих достаточно черного хлеба для своих детей?" - так объяснял Кропоткин свое решение.

Социальная справедливость - вот та. цель, за которую он решил бороться. В 1872 г. Кропоткин отправился в Швейцарию, чтобы лучше познакомиться с европейской революционной мыслью.

Побывав в Цюрихе и Женеве, он, наконец, нашел то, что искал, среди рабочих-часовщиков Юрской федерации I Интернационала.

Эта организация образовалась в 1870 г. после раскола Романской федерации между сторонниками Маркса и Бакунина. Последние и основали Юрскую федерацию, которая проповедовала идеи анархизма. Главным ее теоретиком был сам Бакунин, живший тогда в Локарно, а практическое руководство осуществлялось его ближайшими соратниками, среди которых важную роль играли рабочий Адемар Швицгебель, а также педагог и переводчик Джемс Гильом, редактор печатных органов федерации. Основой федерации являлись секции в Юрских горах, состоявшие, главным образом, из рабочих-часовщиков, отличавшихся высоким уровнем образования и культуры. Были здесь и эмигранты - участники Парижской Коммуны. Встреча Кропоткина с Бакуниным не состоялась. Два "апостола" анархии так ни разу и не увиделись. Но общение с Гильомом, Швицгебелем, другими членами федерации произвело на Кропоткина сильное впечатление: здесь он нашел примеры подлинного бескорыстия и жертвенности. Выбор был сделан.

Деятельность Юрской федерации настолько увлекла Кропоткина, что он выразил желание остаться в Швейцарии навсегда и вернулся в Россию, только уступив уговорам Гильома. В Петербурге он сразу же вступил в народнический кружок "чайковцев" и стал читать русским рабочим лекции по истории I Интернационала. Но в 1871 г. он был арестован; после побега из Петропавловской крепости в 1876 г. русский революционер снова уехал в Западную Европу, где провел следующие 40 лет жизни - до возвращения в Россию в 1917 г., после Февральской революции. Он принимал активное участие в западноевропейском анархистском движении и стал, подобно Бакунину, не только русским революционером, но и "апостолом" анархии в мировом масштабе. Юра, как магнит, притягивала к себе Кропоткина, и после короткой остановки в Лондоне он отправился именно туда.

За эти годы положение федерации ухудшилось. Серьезным ударом для нее явилось исключение в 1872 г. из рядов Интернационала Бакунина и Гильома, потерпевших поражение в длительной и упорной борьбе с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1876 г. Бакунин умер, и смерть этого крупного теоретика и пропагандиста анархизма была большой утратой для федерации.

Когда три печатных органа юрцев ("Бюллетень", "Авангард", "Арбайтер цайтунг") перестали выходить, Кропоткин с 1879 г. стал издавать газету "Револьте" ("Бунтовщик"), которая, меняя названия ("Бунт", "Новое время"), пережила ее создателя.

Приобрели известность и выступления Кропоткина на рабочих митингах. "Он считался выдающимся оратором, - вспоминал один из эмигрантов-народников, будущий видный деятель меньшевизма Л.Г. Дейч. - Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом, дикцией. По всесторонности развития он несомненно стоял значительно выше всех тогдашних последователей Бакунина, не исключая и Реклю (видный французский географ, участник анархического движения.). В пропаганду на французском языке Кропоткин вкладывал всю душу".

Однако все попытки Кропоткина спасти умиравшую федерацию были обречены. Ему, правда, удалось, по словам историка анархизма М. Неттлау, "внести живую струю. в среду утомленных людей и старых традиций", и с его участием в историю федерации было вписано несколько последних ярких страниц. Однако ряды юрцев таяли от конгресса к конгрессу.

На международном социалистическом конгрессе в Генте в 1877 г. Кропоткин представлял русское революционное движение. Он был избран одним из двух секретарей конгресса, однако из-за преследований полиции не смог принять участие в его работе. После этого в европейской прессе о Кропоткине стали писать как о главе всех русских революционеров. Сам он никогда не поддерживал этих слухов, но прессе для сенсации был нужен "глава" с титулом не ниже князя.

Будучи изгнанным в 1881 г. из Швейцарии за революционную деятельность, Кропоткин с супругой переехал в Тонон, расположенный на французском берегу Женевского озера, откуда продолжал руководить делами федерации. Однако ничто уже не могло ее спасти; в 1883 г. она окончательно прекратила свою деятельность.

Но никакие разочарования не могли ослабить веру Кропоткина в идеи анархизма. А разочарований и неудач впереди было немало. В начале 1880-х годов анархисты совершили на юге Франции ряд взрывов. Хотя Кропоткин к ним не имел ни малейшего отношения и вообще был противником террора, в 1883 г. он был арестован французской полицией. Среди пунктов обвинения фигурировала принадлежность к запрещенному во Франции I Интернационалу, который к тому времени, кстати, был уже распущен. На суде Кропоткин вел себя мужественно. Оптимизм не покидал его и здесь.

"Поверьте мне, господа, - обратился он к своим судьям, - социальная революция близка. Она произойдет в ближайшие 10 лет. Я живу среди рабочих и знаю это. Вдохновитесь революционными идеями, встаньте в наши ряды - и вы сделаете правильный выбор".

Судьи, видимо, не торопились "с выбором" и приговорили Кропоткина к пяти годам заключения - максимальному сроку, который можно было дать по предъявленным обвинениям.

Хотя многие из осужденных на меньшие сроки подали после суда прошение о помиловании, Кропоткин, следуя традициям русских революционеров-народников, отказался это сделать.

"Я считаю, - писал он, - что до тех пор, пока правительство Ферри будет у власти, сообщения тайной полиции будут котироваться как лучшие доказательства вины и нам остается лишь постараться не умереть от анемии или цинги".

В Европе началась кампания в защиту русского революционера, в которой приняли участие Г. Спенсер, В. Гюго, Э. Ренан и многие другие видные деятели науки, литературы и искусства и которая через три года увенчалась успехом. В 1886 г. Кропоткин был досрочно освобожден, но выслан из страны. Следующие 30 лет жизни семья Кропоткиных провела в Англии.

В лондонский период жизни (1886-1917 гг.) Кропоткин также участвовал в анархистском движении, был одним из создателей и редакторов газеты "Фридом" ("Свобода"), выступал с лекциями. Журналистика и научная работа давала ему и его семье средства для жизни. Главным содержанием этих лет стала разработка анархистской доктрины. Поскольку основные труды Кропоткина писались в эмиграции, то и его доктрина была "европоцентричной" в том смысле, что создавалась в основном на западноевропейском материале и предназначалась в первую очередь для западного читателя.

После Февральской революции 1917 г. семья Кропоткиных вернулась в Россию, а через год поселилась в подмосковном городе Дмитрове. Этот период жизни русского мыслителя был занят написанием книги "Этика" и защитой преследуемых властями людей. "Этика" Кропоткина, давно уже ставшая библиографической редкостью, сейчас готовится к переизданию издательством "Мысль". Этот труд - духовное завещание Кропоткина потомкам. В последние годы жизни русский мыслитель сильно нуждался, но принципиально отказывался как от денежной помощи со стороны западных анархистов (поскольку голодала вся страна), так и от предложений В.И. Ленина опубликовать свои книги большим тиражом в государственном издательстве. Он умер в 1921 г., увидев революцию в России, узнав о революциях в Германии и Австро-Венгрии, но так и не дождавшись той главной революции, к которой в значительной степени были обращены его надежды и помыслы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...