Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиника и лечение воспалительных заболеваний пульпы у детей разного возраста.




 

1. Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба.

2. Классификация пульпита. Острые формы пульпита у детей разного возраста; дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Хронические формы пульпита; дифференциальная диагностика; изменения в периодонте, определяемые на рентгенограммах.

3. Выбор и обоснование метода лечения пульпита у детей. Возможность и целесообразность сохранения пульпы или ее части при воспалении в молочных и постоянных зубах в различные возрастные периоды. Биологический метод лечения пульпита.

4. Методики лечения пульпита временных зубов у детей: (ампутационные и экстирпационные, витальные и девитальные).

5. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (ампутационные и экстирпационные).

6. Методики лечения пульпита постоянных зубов у детей (витальные и девитальные)

7. Осложнения и ошибки при лечении пульпита и их предупреждение. Способы контроля эффективности лечения пульпита, ближайшие и отдаленные результаты лечения.

8. Неотложная стоматологическая помощь детям. Особенность оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов.

9. Зачетное занятие.

Занятие №1.

Тема: Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса. Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба.

____________

В настоящее время проблема воспаления остается одной из самых актуальных в стоматологии. Количество воспалительных заболева­ний в челюстно-лицевой области возрастает.

В последние годы все большее значение в проявлениях тех или иных заболеваний придается пато- и нозоморфозу, т. е. измене­нию как панорамы болезней, так и клиники и патологической анатомии некоторых нозологических форм. При этом различают спонтанный патоморфоз и индуцированный или терапевтически обусловленный, который связан с профилактическими противоинфекционными мероприятиями и активными методами терапии. Измене­ние клинических и морфологических проявлений детских инфекций выразилось в последние годы стертой клиникой, более продолжи­тельным их течением, преобладанием продуктивного воспаления над экссудативным гнойным [Серов В. В., 1979]. Однако от тера­певтического патоморфоза не всегда удается отличить проявления патологии терапии, в частности переход микроорганизмов в L-формы, явления дисбактериоза. Современные исследования по проблеме воспаления, иммунологии, аллергии показывают значение иммунодефицитных состояний и факторов неспецифической резистентности у детей, которые как преморбидный фон также определяют харак­тер течения воспалительного заболевания.

Большая роль в возникновении и развитии воспалительных заболеваний принадлежит преморбидному фону ребенка, так как он обусловливает подверженность заболеваемости той или иной инфек­цией, тяжесть заболевания, течение самого патологического процес­са в организме ребенка.

Исследования показали, что среди социально-биологических преморбидных факторов наибольшее влияние на возникновение и течение воспалительных процессов у детей оказывают уровень физи­ческого развития ребенка, перенесенные им острые и хронические заболевания, неблагоприятное течение периода новорожденности и первого года жизни, смешанный и искусственный характер вскармли­вания ребенка, аллергизация детского организма, патология бере­менности и в отдельных случаях количество детей в семье. Из выявленных социально-гигиенических преморбидных факторов наибольшее значение имеют несоблюдение правил гигиены полости

рта, неудовлетворительные знания родителей о стоматологических заболеваниях вообще и о возможных осложнениях, к которым они могут привести, негативное отношение к занятиям физической культурой и спортом детей и их родителей, самолечение детей родителями, некомпетентные источники медицинских знаний.

Анализ лечебно-профилактических мероприятий у детей, перенес­ших воспаление, показал, что они посещали стоматолога только при появлении жалоб (73,25%), т.е. только 26,75% этого континген­та больных были охвачены плановой санацией. Отсутствие пла­новой санации способствует возникновению у детей одонтогенных очагов инфекции, которые при отягощенном преморбидном фоне дают начало развитию воспалительного процесса.

Воспалительные процессы в мягких тканях челюстно-лицевой области у детей возникают вследствие распространения инфекции из одонтогенного очага, реже из других очагов или при поврежде­нии эпителиальных покровов. Обилие подкожной жировой клетчат­ки в челюстно-лицевой области у ребенка, хорошо развитые со­судистые анастомозы, наряду со слабо выраженным местным тканевым и общим иммунитетом к гноеродной инфекции, обуслов­ливают частоту и тяжесть клинических проявлений воспалений мягких тканей у детей. Следует учитывать также, что нередко воспаление в мягких тканях развивается и протекает у ребенка сенсибилизированного и ослабленного какой-либо инфекцией.

Рассматривая отдельные виды одонтогенных воспалений в само­стоятельных разделах, необходимо отметить, что эти процессы у детей редко бывают автономными. Обычно они имеют тесную клиническую и топографическую связь с первичным очагом инфек­ции. Доминируя в клинической картине на каком-то этапе, они могут потребовать и специального лечения. Решающим для диагноза и определения лечебной тактики является установление в каждом случае этиологической связи доминирующих на данный момент клинических проявлений с первичным очагом инфекции и другими проявлениями заболевания. Быстрое развитие любого местного процесса при гнойной инфекции у детей обусловливает как переход одной формы воспаления в другую, так и распространение инфек­ции из одной ткани в другую. Эта динамика и яркие местные клинические проявления не должны мешать пониманию начальной сущности протекающего процесса, что позволит во многих случаях провести патогенетическую терапию.

 

Гистология пульпы

Гистологически пульпа может быть разделена на 3 зоны. Первая — центральная — собственно соединительная ткань, содержит большое количество кровеносных сосудов и нервов, которые разветвляются в направлении периферических отделов пульпы. Центральная область богата недифференцированными клетками мезенхимы и фибробластами. Эта зона до прорезывания зуба служит

«депо» для формирования дентинпродуцирующих клеток (одонтобластов-дентинобластов). Она больше выражена в коронковой, но определяется и в корневой пульпе.

К периферии от этой области находится зона Вейля. Она выглядит как свободная от клеток и часто описыва­ется как бесклеточная, а правильнее, бедная клетками зона. Она уменьшается или временно исчезает, когда име­ет место быстрое формирование дентина. Бедная клетками область богата капиллярной и нервной сетью (сплетения­ми). Нервные сплетения состоят в основном из безмиэлиновых чувствительных волокон, которые теряют свою миелиновую оболочку перед или сразу после проникно­вения в эту зону. Они являются специфическими рецеп­торами боли и продолжаются в область одонтобластов предентина. Здесь они заканчиваются в виде нитей, буси­нок, капель, четок.

Наружная зона пульпы представлена высокодифференцированными клетками — одонтобластами. Последние расположены в 4—8 слоев и своими короткими отростка­ми тесно контактируют с нервными окончаниями.

Сочетание одонтобластического слоя и свободных не­рвных окончаний формирует чувствительный комплекс, который может быть определен как периферическая чув­ствительная капсула, полностью охватывающая централь­ную пульпу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...