Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности миграционной политики на примере Германии и Франции




Остановимся на миграционной политике в определенных странах.

Отношение к иммигрантам в ФРГ всегда строилось на экономической базе. Учитывая принципы организации государства и обретения гражданского статуса, получить немецкое гражданство достаточно сложно. Оно рассматривается в качестве «награды» за интеграцию, фактическую ассимиляцию в немецкое общество и принятие его образа жизни. Подход к иммигрантам можно выразить одной фразой – «либо устраивайся на любую работу, либо покидай страну». Переселенцы должны соблюдать конституцию, придерживаться норм и ценностей принявшего их социума, владеть немецким языком и не проявлять особой религиозности. Основной упор делается на уровне образования и знании немецкого языка. Поэтому гражданство, в первую очередь, предоставляют тем, кто закончил школу, получил диплом о профессионально-техническом образовании или прошел обучение в рамках соответствующих федеральных программ. В результате такой политики положение немецких мусульман на рынке труда оказалось более прочным, чем в других европейских странах.

Интеграционная модель Германии не позволяет получать гражданство в третьем поколении и фактически является сегрегационной. Это усугубляет проблему адаптации к немецкому обществу и создает почву для социальной напряженности и организации расистских и неонацистских акций. Принятый в январе 2000 г. закон облегчил доступ к получению гражданства. В нем, в частности, предусматривается возможность обретения гражданства детьми иммигрантов, родившимися на территории Германии. Однако статистика показывает, что процесс натурализации имеет тенденцию к замедлению. Вызвано это рядом причин: ограничениями при выдаче свидетельств о гражданстве неэтническим немцам и их детям, ростом антимусульманских настроений в стране и др. 37,6% иммигрантов считают, что они в той или иной степени интегрированы в социально-экономическую жизнь страны, и лишь 11% полагают, что они интегрированы полностью. Почти половина мусульман, проживающих в Германии, ощущает себя «чужаками», отвергнутыми коренным населением.

На практике имеет место социокультурное отчуждение иммигрантов, которые стараются оставаться в рамках замкнутых общин, придерживаясь своих культурных и религиозных традиций. Правда, второе и третье поколения мусульман в большей степени чувствуют свою принадлежность к Германии. В то же время они понимают, что ислам является частью их наследия и хотят получать религиозное образование. Более 90% мусульман выступают за введение уроков по изучению Корана.

Турки и другие мусульмане в Германии активно участвуют в деловой жизни: имеют большие торговые фирмы, занимаются инвестиционной деятельностью, создают свои производственные союзы, например, MUSIAD в Кельне. Внутримусульманская солидарность способствует этому. Важную роль играют также союзы предпринимателей, которые пытаются расширить сферу влияния мусульман на деловые круги Германии.

Однако несовершенный механизм интеграции мусульман в немецкое общество, плохие социально-экономические условия (отсутствие жилья, безработица), с одной стороны, и проводимая федеральным правительством сегрегационная политика в отношении мусульман, особенно при получении гражданства – с другой, создают почву для роста исламистских настроений. Нередко внутриобщинная жизнь мусульман выстраивается согласно законам шариата (многоженство), используются знаки религиозной атрибутики (хиджабы). Компактное проживание мусульман часто приводит к тому, что коренные немцы стараются покинуть места, в которых возникают подобные общины. То есть наблюдается тенденция к появлению самоизолирующихся мусульманских анклавов. Под воздействием определенных сил, в частности Союза исламских организаций Европы, растет политическая активность мусульман Германии. Ее цель – добиться усиления влияния иммигрантов на страну пребывания.

Государственная иммиграционная политика напротив Франции базируется на принципе равенства всех граждан независимо от национальности и страны происхождения. Юридически иностранцы имеют те же права, что и титульная нация; фактически же существует дискриминация в отношении иммигрантов. Этнические общины из стран Магриба и Африки мало представлены в бизнесе и властных структурах Франции. Мусульманам-выпускникам вузов трудно найти престижную работу, чтобы занять соответствующее их образованию место в социальной иерархии. По сравнению с коренными французами или выходцами из европейских стран уровень безработицы среди мусульманского населения выше (20 - 25%, а для молодежи от 15 до 25 лет - до 45%).

Неравенство на этнической почве во французском обществе пока сохраняется. Вместе с тем заметно улучшение экономического положения второго и третьего поколения иммигрантов; в их среде даже появились представители среднего класса. Новое поколение не довольствуется неквалифицированной тяжелой работой и хочет иметь те же возможности, которыми обладают коренные французы. Оно считает, что интеграция во французское общество маловероятна из-за различий в национальных традициях, касающихся образа жизни, статуса женщины и семейных ценностей в целом. Это, по их мнению, ведет к возникновению «европейского расизма» на фоне радикальных экономических преобразований, кризиса в трудовой сфере, сегрегации в области образования, маргинализации малоквалифицированной рабочей силы и пр.

Экономические факторы играют важную роль в решении «мусульманской» проблемы. Ведь получение выгод от французской социально-экономической системы являлось основным мотивом, которым руководствовались многие мусульмане, поменявшие место жительства. При этом они не желают адаптироваться к базовым ценностям французского социума. В июле 2007 г. президент Н. Саркози подписал закон, который регулирует приток иммигрантов, а также вводит запрет на некоторые мусульманские обычаи, такие, как многоженство, принуждение к вступлению в брак и др.

Таким образом, перед странами ЕС стоит сложная задача по защите своей национальной идентичности и обеспечению стабильного экономического развития; при этом им нужны иммигранты как дешевая рабочая сила. Для этого необходимо разработать единую иммиграционную политику, которая бы регулировала достаточный приток иностранных граждан и препятствовала нелегальной иммиграции.

 

 

Новые европейские ценности»

Явление гомосексуализма

Одно из основных различий между европейскими ценностями и мусульманскими нормами – отношение к однополым связям.

Гомосексуализм — предпочтение представителей своего пола в качестве объекта любовных отношений, эротического влечения и/или сексуального партнёра. Термины Homosexual и Homosexualist для обозначения людей, испытывающих половое влечение к лицам одного с ним пола, были впервые употреблены на немецком языке в 1869 году австрийским писателем венгерского происхождения Карлом Марией Кертбени. Сексуальная ориентация часто популяризуется наподобие такой личностной характеристики как биологический пол, гендерная идентичность или возраст. Однако такое описание является неполным, поскольку сексуальная ориентация является не просто личностной характеристикой внутри индивида, но определяется через отношения любви с другими.

Как правило, в странах Запада люди гомосексуальной ориентации по закону имеют равные права с представителями гетеросексуальной ориентации: во многих странах Западной Европы, а также некоторых странах Америки и Африки однополые пары могут заключать браки или гражданские партнёрства.

В то же время нередка и дискриминация людей гомосексуальной ориентации – явление, уходящее корнями в историю. На протяжении столетий во многих государствах мира существовало уголовное преследование за гомосексуальные отношения — так называемые «законы против содомии», продиктованные главным образом культурно-религиозными традициями того времени. Так, уже в 342 году христианские императоры Констанций II и Констант объявили для мужчин, вступающих в однополые отношения, наказание смертной казнью. В 390 году императоры Валентиниан II, Феодосий I Великий и Грациан приговорили «играющих роль женщин» к публичному сожжению. Император Юстиниан I обвинил гомосексуалов в том, что по их вине свыше ниспосылаются такие кары как землетрясения и мор от болезней и, вспомнив библейское сказание об уничтожении городов Содома и Гоморры, повелел гомосексуалов казнить. По мнению историков, логикой Юстиниана о том, что казнь гомосексуалов соответствует Божественной воле и способна защитить страну от кар их грехи, были продиктованы последующие законы многих стран, нередко предписывавшие им смертную казнь. В дальнейшем средневековая история полна осуждениями за однополые отношения как инквизицией, так и государственными «законами против содомии».

С исторической точки зрения, процесс декриминализации гомосексуальности был долгим: он начался в Европе ещё в конце XVIII века. В США же, напротив, отмена диагноза происходила в условиях, когда «законы против содомии» ещё юридически сохраняются в государстве: отмена уголовного преследования в последних 13 штатах произошла только в 2003 году в результате решения Верховного суда США по делу Лоуренс против Техаса».

Уголовные наказания за гомосексуальные акты стали смягчаться или отменяться лишь начиная с эпохи Просвещения, что соответствует распространению скептицизма в отношении церковного авторитета и началу зарождения концепции прав человека. Первым государством, отменившим уголовное преследование гомосексуализма в 1790 году, была маленькая страна Андорра. Вторым государством стала Франция эпохи Великой французской революции. В дальнейшем легализовывать однополые отношения стали многие другие государства мира. К примеру, традиционно исламская Турция отменила уголовное преследование гомосексуалов в 1858 году.

В США в колониальные времена однополые акты карались смертной казнью. В 1779 году Томас Джефферсон, бывший в то время законодателем штата Вирджиния, внес проект закона, по которому за мужеложество полагалась кастрация, а за лесбиянство – прокалывание носовой перегородки носа с диаметром отверстия не менее полудюйма. Это считалось максимально возможным проявлением либерализма. Штат Иллинойс стал первым американским штатом, легализовавшим однополые акты, лишь в 1961 году. Спустя восемь лет уголовную ответственность отменил штат Коннектикут. Но в остальных штатах США они по-прежнему оставались тяжким преступлением, в некоторых случаях предусматривающим лишение свободы на срок до 20 лет. В 1973 году, когда Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из списка психических заболеваний, уголовные преследования за гомосексуальные акты всё ещё сохранялись. И только в 2003 году Верховный Суд США признал неконституционными все законы, запрещающие однополые сексуальные отношения. К тому времени такие законы сохранялись в 13 штатах.

В отличие от многих других стран, в истории России уголовного преследования за однополые акты долгое время вообще не существовало. Первые карательные меры были введены лишь Петром I в 1706 году и распространялись только на военнослужащих. Затем в 1832 году в законодательство России уголовное преследование за мужеложество ввёл Николай I. После октябрьской революции 1917 года преследование за мужеложество в РСФСР было отменено, но вернулось в уголовный кодекс в 1934 году и оставалось в нём до 1993 года.

В настоящее время во многих демократических государствах гомосексуальные отношения легализованы. Хотя согласно отчёту ILGA[1] за 2015 год в 12 странах мира однополые отношения караются пожизненным заключением или смертной казнью (Судан – от 5 лет тюрьмы до смертной казни; Иран - смертная казнь; Йемен - смертная казнь; ОАЭ - смертная казнь; Мавритания – смертная казнь; Сомалиленд - от пожизненного заключения до смертной казни; Барбадос - пожизненное заключение; Гайана - пожизненное заключение; Саудовская Аравия - смертная казнь; Пакистан – пожизненное заключение; Бруней - смертная казнь; Бирма – пожизненное заключение).

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...