Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)




Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Цель. Изучение эмоционального отношения ребенка к нравствен­ным нормам.

Подготовка исследования. Исследование проводится индивидуаль­но. Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (210 х 290 мм) и 8 карточек разных цветов (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая).

Проведение исследования.

Перед ребенком на белой бумаге раскладывается восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция: «Представь себе, что это волшебный дом с волшебны­ми окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? »

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные каче­ства. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), тру­долюбивый и т. д. При этом цвета могут повторяться, то есть ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка данных.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже при­водится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-пси­хологическое значение:

Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напря­женный.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно соотно­сят цвета и нравственные качества следующим образом:


Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети счита­ют, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой — черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни — ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный — желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потреб­ность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый — черный цвет. Дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общитель­ный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый — красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отно­шение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это за­метно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школь­ном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный — красный и черный цвета. То есть дети считают жадного че­ловека решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедли­во считают ленивого человека слабым, не вовлеченным вдело, вялым, пассивным, а также холодным.

 

 

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 

Методика «Сделаем вместе»

Цель. Выявление и оценка уровня развития нравственной направ­ленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником [15].


Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правиль­ное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Подготовка исследования.

Для проведения методики, ориентированной на изучение нравствен­ной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картин­ки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

 

В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подбо­ре пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нрав­ственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпати­ей. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоян­ных отношений между собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...