Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




ИСТОРИЯ РОССИИ XX – НАЧАЛО XXI ВВ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: 1939-2000-ЫЕ ГОДЫ

Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса

Дневной и заочной формы обучения исторического факультета

В VI семестре

 

Уфа

РИЦ БашГУ

Печатается по решению кафедры истории России исторического факультета

 

История России XX – начало XXI вв. Часть вторая: 1939-2000-ые годы: Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения исторического факультета в VI семестре /Сост. к.и.н., доц. Э.Ю. Шиляев – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 70 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен на основе новейших достижений методологии и методики исторической науки и включает материалы, необходимые для самостоятельной подготовки студентов по курсу «История России XX – начало XXI вв.».

 

 

© Башгосуниверситет, 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Предисловие
  2. Методические указания для студентов
  3. Программа курса
  4. Тематика лекций
  5. Тематика (планы) практических занятий
  6. Список рекомендуемых источников и литературы:

– источники

– обязательная литература

– дополнительная литература

– справочно-энциклопедическая литература

  1. Контрольно-оценочные материалы:

– коллоквиум «Перестройка в СССР и ее последствия»

– эссе (варианты)

– тестовые задания (варианты)

– тематика рефератов, курсовых и дипломных работ

– перечень контрольных вопросов для самостоятельного

Изучения

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебный курс История России (1939 – 2000-ые гг.) является составной частью учебной дисциплины История России, XX – начало XXI вв. и предназначен для студентов третьего курса дневной и заочной формы обучения исторического факультета в VI семестре учебного года.

В нынешних условиях в России, когда идет переосмысление исторического опыта российского народа в недавнем прошлом, создание целостного, а главное, беспристрастного курса – нелегкая задача. Слишком глубокий след в сознании людей оставила прежняя моноидеология в форме абстрактных классовых схем, понятий и определений. В этой связи, в задачу предлагаемого учебно-методического комплекса входит помощь студентам в изучении и организации самостоятельной работы по Истории России 1939 – 2000-ые гг. с использованием разнообразных методологических приемов и результатов современных исследований и публикаций источников, а также внедрением инновационных средств обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование, ресурсы Интернет и т.д.).

Учебно-методический комплекс включает программу по истории России, тематику практических занятий, списки рекомендуемых источников, основой и дополнительной литературы и аттестационного контроля.

Цель дисциплины состоит в овладении студентами прочными профессиональными знаниями, общелогическими, поисково-информационными и учебно-познавательными навыками. Программа курса носит, в основном, проблемно-хронологический характер и призвана сформировать у студента целостное представление об основных этапах, тенденциях и особенностях исторической эволюции России в XX – начале XXI вв. в контексте мировой истории и умении применения их в профессиональной и общественной деятельности.

Задачи дисциплины:

- определить предмет и категориальный аппарат, географические и территориальные рамки, периодизацию курса и учебно-методическое обеспечение курса;

- познакомить студентов с современными концепциями исторического развития России;

- научить студентов комплексной работе с различными типами исторических источников, поиску и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

- изложить конкретно-исторический материал, подразделяя его на информационные блоки по следующим направлениям:

а) трансформация политической системы, от укрепления личной диктатуры И.Сталина до крушения социализма и утверждения в России либерально-демократических ценностей;

б) становление и развитие советского общества как особой формы цивилизации;

в) особенности экономических и социальных процессов стадии постиндустриального развития России;

г) внешняя политика СССР – РФ в контексте эволюции практики взаимодействий на международной арене;

д) участие России в войнах и локальных конфликтах;

е) эволюция культурного развития, от социалистического реализма к современной социокультурной ситуации.

- обучить студентов основам объективного и критического анализа изучаемого материала, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- содействовать воспитанию гражданственности, формированию национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Программой учебного курса «История России: 1939 – 2000-ые гг.» предусматривается самостоятельная работа студентов – одна из важнейших форм овладения знаниями. Особенно она важна в изучении исторической науки, основанной на обширных источниках и литературе. Но самостоятельная работа требует известных навыков, умения. Наибольшую пользу она приносит тогда, когда студент занимается систематически, проявляет трудолюбие и упорство. На основе самостоятельно приобретенных знаний формируются твердые убеждения студента и умение отстаивать их. А это – самое главное в овладении любой наукой. Самостоятельная работа включает многие виды активной умственной деятельности студента: конспектирование лекций, глубокое изучение источников, обязательное ознакомление с общей и специальной монографической литературой по изучаемым вопросам, консультации преподавателя, подготовка к практическим занятиям, зачету, экзамену, самоконтроль приобретаемых знаний и т.д.

Работа не лекции.

В овладении учебной дисциплиной особое значение имеют лекции. Каждая лекция, решая конкретные задачи, раскрывает идеологию проблемы, важнейшие исторические события и факты, их значение и последствия, указывает, в каком направлении студентам следует работать дальше над изучением темы и почему это так важно. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции, это кратко изложить ее содержание на бумаге. Записи того или иного студента – дело индивидуальное, оно не может носить шаблонный характер, как и организация всей самостоятельной работы обучающегося. Конспектирование лекции может принести максимальную пользу лишь в том случае, если студент внимательно слушает преподавателя и проявляет сознательную самодисциплину. Запись лекции следует делать кратко и фиксировать только самое существенное. Не надо стремиться записывать дословно все, что рассказывает лектор. Иногда студенты, намереваясь это делать, теряют нить излагаемых вопросов, путаются и искажают саму суть услышанного. Необходимо иметь ввиду, что преподаватель различными приемами подчеркивает или повторяет наиболее важные мысли, делает паузу и т.д. Следует стремиться полностью и точно записывать обобщающие положения и выводы по каждому освещаемому вопросу. При записи лекций очень помогает система сокращения слов, фраз и пр. Как правило, студенты сами выбирают или изобретают такую систему и часто пользуются ею на занятиях. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы. После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить определенные положении и факты, которые способствуют более прочному запоминанию, систематизации знаний. Опыт работы на лекции приобретается сравнительно быстро, если студент прилагает необходимые усилия и старание.

Работа на практическом занятии.

При подготовке историков, практические занятия имеют важное значение в деле закрепления знаний, более глубокого изучения узловых проблем и общих закономерностей исторического развития России в XX – начале XXI вв. и дальнейшего развития и совершенствования навыков исследовательской деятельности.

Проведение практических занятий предусматривает подготовку студентами выступлений (сообщение, доклад, реферат) по вопросам тематики с последующим их обсуждением на занятиях. В процессе подготовки к занятиям студент должен овладеть методом поиска и самостоятельного анализа источников и литературы по проблемам, изучаемым в рамках учебного курса. Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения минимума обязательной литературы и статей, в которых исследуется проблема. Анализ литературы позволит студентам вникнуть в историографию проблемы, позволит определить основные направления в ее изучении, познакомиться с концепциями авторов, различными точками зрения и оценками исторических событий и фактов.

Наиболее трудоемким видом самостоятельной работы является изучение и конспектирование источников, что дает студентам возможность выработать собственную точку зрения на изучаемые события или присоединиться к ранее выдвинутым концепциям. При изучении источников, необходим их критический анализ. Обращаясь к тому или иному документу необходимо отчетливо представлять себе исторический период его появления, необходимость его создания, его целей и его автора. Наиболее полное представление о событиях, явлениях, фактах можно получить лишь используя весь комплекс документов, их тщательное прочтение, анализ и сравнение.

Завершением самостоятельной работы над источником является запись прочитанного. Иногда это делается в виде развернутого плана, отдельных выписок или тезисов, в которых содержатся основные положения. Однако чаще всего студенты прибегают к конспектированию. Очень важно, чтобы записи последовательно охватывали основные вопросы изучаемого источника, точно передавали бы его суть. Названия глав или разделов, важнейшие положения и выводы следует выделять – писать крупнее или подчеркивать. Цитаты необходимо заключить в кавычки и сопроводить ссылкой на источник (выходные данные и страницы). Не допустимо бессистемное конспектирование. Громоздкая запись дает мало пользы. Неправильным будет делать и слишком краткую запись. Такой подход неизбежно приведет к тому, что в конспекте упускается важное, подчас – главное. Непростительна в конспектировании и неряшливость: неграмотные формулировки, неточные цитаты, небрежное оформление. Со временем такой конспект становится для автора малопонятным. Конспектирование должно быть самостоятельным. Заимствование чужих конспектов, как показывает практика, никакой пользы не дает. Просмотр собственных конспектов позволяет студентам быстро восстанавливать в памяти его содержание. Конспекты надо сохранять. Они понадобятся не только при подготовке к семинарам, экзаменам, но и на старших курсах, а также в дальнейшей практической работе.

Разумеется, никто не в силах прочесть и законспектировать все источники и литературу по той или иной проблеме. Да этого от студента и не требуется. Он должен иметь ясное представление о событиях, обсуждаемых на занятиях, свободно оперировать фактическим материалом и уже заранее, до занятия, четко определить свою позицию в оценке исторических событий и фактов, являющихся предметом обсуждения.

Выступление студента на занятиях – главный критерий в оценке уровня его самостоятельной работы в ходе подготовки к практическим занятиям. За годы учебы в университете студент должен в совершенстве овладеть навыками устного выступления перед аудиторией. Здесь речь не идет об овладении студентом ораторским искусством в целом, впрочем, для выпускника исторического факультета это имеет немаловажное значение. Выступление должно быть четким, доказательным и лаконичным (5-10 минут). На занятиях нужно внимательно следить за выступлением однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме, что приветствуется. Следует избегать зачитывания текста выступления. Студент может воспользоваться предварительно подготовленными тезисами своего выступления, может использовать цитаты из опубликованных документов и материалов, монографической литературы, статей и энциклопедическо - справочной литературы. Однако во всех случаях участник практического занятия должен стремиться к самостоятельному анализу фактов и событий, умению излагать и отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Активно мыслить на занятии должны не только выступающие, но и все его участники.

Консультация – одна из важных форм помощи студентам в овладении тематикой курса по Истории России и дает для этого широкие возможности. Консультация помогает студенту организовать свою работу, дает возможность более глубоко изучить те или иные источники, разобраться во всех неясных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет текущий контроль, проверяет качество конспектов лекций, рекомендованных источников и литературы, выполнение курсовых и дипломных проектов, проводит индивидуальные собеседования и т.д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...