Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанным способом и желает этого.




Субъектом преступления общий - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

 

28. Дезертирство.

Дезертирство - преступление против военной службы, предусмотренное ст. 338 УК РФ и представляющее собой самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявку в тех же целях на службу. О понятиях "самовольное оставление части или места службы", "неявка на службу" см. Самовольное оставление места военной службы.

От последнего дезертирство отличается специфической целью - уклонением от прохождения военной службы, являющейся конституционной обязанностью граждан РФ. Уклонение от военной службы заключается в намерении виновного вовсе, т. е. в течение всего установленного законом срока военной службы, уклониться от несения обязанностей военной службы.

Дезертирство совершается только с прямым умыслом.

Дезертирство считается оконченным преступлением с момента оставления части или места службы либо неявки на службу с целью вовсе уклониться от военной службы. Продолжительность незаконного пребывания виновного вне части или места службы на квалификацию не влияет. Дезертирство - длящееся преступление. На стадии оконченного преступления (с момента оставления части) оно длится в течение всего времени, пока не будет прекращено самим виновным (явка с повинной) либо в силу иных обстоятельств (например, задержания органами власти в связи с его разоблачением, акта амнистии, после издания которого виновный перестал уклоняться от военной службы).

Добровольный отказ от дезертирства возможен только до момента оставления части или места службы либо до истечения срока явки на службу. Явка с повинной военнослужащего, совершившего дезертирство, должна рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (п. "и" ст. 61 УК РФ).

В соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 19) на военную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. После достижения 27-летнего возраста они от призыва освобождаются. Поэтому для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дезертирство как длящееся преступление должно быть признано оконченным (прекращенным) с момента, когда отпадает обязанность проходить военную службу по призыву.

Субъектами преступления могут быть военнослужащие рядового и сержантского (старшинского) состава, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных общеобразовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы). Субъектами дезертирства не являются учащиеся суворовских и нахимовских училищ.

Согласно прим. к ст. 338 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК РФ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. О понятии тяжелых обстоятельств см. "Самовольное оставление места военной службы".

За дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более строгое наказани

29. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: понятие, составы.

Непосредственный объект преступления – безопасные условия движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Предмет преступления:

железнодорожный транспорт – железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования, а также технологический железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях указанных организаций;

Субъективная сторона – умысел или неосторожность по отношению к деянию и неосторожное отношение к наступившим последствиям в виде тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3).

Субъект преступления – лицо, обязанное соблюдать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

2) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

Непосредственный объект – безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет преступления – автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство.

Объективная сторона – нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, если такое нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

30. Государственная измена, её состав. Отличие от шпионажа.

Государственная измена (ст. 275).

Первая разновидность шпионажа. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Это сведения: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Носителями государственной тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Таким образом, признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.

Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

Передача - это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т.д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

Собирание - наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения.

Хранение - это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу.

Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи.

Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности России.

Способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки.

Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены - выдача государственной тайны.

Выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т.д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Последний вид государственной измены - иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности.

Способом иного оказания помощи может быть переход на сторону врага, связанный с нахождением на территории, занятой противником, и совершением различных действий в его пользу, включая службу во вражеской армии, участие в карательных операциях и т.д.

Анализируемый вид измены признается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ.

Вопрос о субъективной стороне преступления является дискуссионным.

Мотивы и цели не имеют значения для квалификации: ими могут быть стремление причинить вред государству, выехать для жительства за границу, получить материальную выгоду и т.д.

Преступление относится к категории особо тяжких деяний.

Шпионаж (ст. 276).

По объекту, предмету, объективной и субъективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены. Субъект при шпионаже - только иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

За передачу или собирание иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. При совершении указанных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности.

На состав шпионажа распространяется примечание об условиях освобождения от уголовной ответственности.

Преступление - особо тяжкое.

К преступлениям данной группы относятся различные виды оказания помощи иностранным государствам, причиняющие ущерб внешней безопасности РФ.

 

31. Диверсия: понятие, составы, отличие от террористического акта.

Диверсия. Статья 281 УК предусматривает ответственность за совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Объектом диверсии вследствие ее повышенной общественной опасности явлется экономическая безопасность и обороноспособность России, а также жизнь и здоровье граждан.

Предметом преступления выступают предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче-смазочными материалами) и т. д.

Объективная сторона диверсии выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий, которые повлекли обвалы, затопления, камнепады, аварии, катастрофы и т. п.). Названные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных предприятий, сооружений и т. д., относящихся к предмету преступления.

Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление становится экономически невыгодным.

Повреждение — это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно.

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога и иных подобных действий независимо от того, наступили указанные в законе последствия или нет. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.

Субъектом диверсии может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективаня сторона диверсии характеризуется прямым умыслом, т. е. лицо сознает общественно опасный характер совершения взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных материальных объектов, и желает совершить эти действия и достичь последствий, к которым они приведут. Если умыслом виновного охватывается неизбежность при этом гибели людей, то содеянное квалифицируется по совокупности с умышленным убийством (см. ст. 105 УК).

Мотивы диверсии могут быть разными (месть, корысть, политическая ненависть к существующему конституционному строю и т. п.). Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с рядом общеуголовных преступлений: умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). Отличие их от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам) и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 УК цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

От терроризма (см. ст. 205 УК) диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма отличаются от целей диверсии. Ими являются: нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Если диверсию совершает гражданин Российской Федерации по заданию представителей иностранного государства или иностранной организации, его действия квалифицируются по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России (см. ст. 275 УК).

32. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ): понятие, составы, отличие от злоупотребления полномочиями (статья 201 УК РФ).

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285)

Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов граждан.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Имеются и дополнительные объекты для данного преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных экономических интересов граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака:

1)использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2)наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3)причинную связь между деянием и последствием.

Преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность. Поэтому под использованием служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это деяние, не вызываемое служебной необходимостью.

Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо.

Субъективная сторона. Злоупотребление должностными полномочиями - преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. В отношении последствий умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий.

Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.

При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление.

Квалифицированными видами злоупотребления должностными полномочиями является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285), а также использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285).

При квалификации по ч. 3 должен быть доказан умысел на причинение тяжких последствий

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 285, относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285, оно становится тяжким преступлением.

33. Получение взятки: понятие, составы, отличие от коммерческого подкупа.

Получение взятки (ст. 290).

В законодательстве взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Статья 290 определяет получение взятки как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности, а также различного рода услуги (выгоды), оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" назвал: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование ссудами.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

1)за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (ч. 1);

2)за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);

3)за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);

4)за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

При передаче взятки за общее покровительство или попустительство какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном итоге ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет.

Взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливает соответствующее поведение должностного лица, но может являться и незаконной материальной благодарностью - вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Время передачи предмета взятки, т.е. до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Ответственность повышается при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

а)группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б)с вымогательством взятки;

в)в крупном размере.

Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

Должностное лицо, вымогающее взятку, может и не высказывать напрямую какие-либо угрозы взяткодателю. Оно просто умышленно не выполняет своих обязанностей, не выполняет действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель и которые оно не только могло, но и обязано было выполнить. Тем самым нарушаются правоохраняемые интересы гражданина, вынуждаемого добиваться их удовлетворения с помощью взятки. Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении.

При совершении преступления в соучастии квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность самого деяния должны вменяться в вину и соучастникам получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, ч. 2 и 3 ст. 290 - тяжкими, а ч. 4 ст. 290 - особо тяжкими преступлениями.

 

34. Провокация взятки или коммерческого подкупа, состав этого преступления.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа - преступление против правосудия, предусмотренное ст. 304 УК РФ и представляющее собой попытку передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Определения предмета взятки - денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера - см. Взятка. О понятиях "должностное лицо" и "лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях", см. Должностное лицо.

Преступление совершается путем активных действий.

Состав преступления формальный.

Преступление совершается с прямым умыслом и с целью искусственного создания видимости наличия доказательств того, что должностное лицо, выполняющее управленческие функции, было намерено незаконно получить деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно воспользоваться услугами имущественного характера за совершение в связи с занимаемым им служебным положением действий (бездействия) в интересах дающего эти ценности или услуги. Целью виновного в провокации взятки либо коммерческом подкупе может также быть использование этого как средства шантажа против указанных лиц.

Субъект преступления - любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

35. Организация незаконной миграции: понятие, составы этого преступления.

Незаконную миграцию можно определить как перемещение на территорию государства, пребывание, перемещение с его территории граждан иных государств или лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства. Основываясь на тех же положениях, иностранным гражданином следует признать лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства, на территории которого оно пребывает постоянно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства, а лицом без гражданства лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства.

К основным причинам миграции населения можно отнести экономические, политические, этнические, социально-психологические и экологические. За последние годы миграция населения получила широкое распространение. Не обошел стороной этот процесс и Россию. Однако неурегулированная миграция населения объективно ведет к повышению нагрузки на экономические и социальные инфраструктуры государства, к конфликтным отношениям между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, - к осложнению криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов. Практика показывает, что незаконная миграция на территории России нередко используется для занятия законной или незаконной коммерческой деятельностью, для совершения незаконных действий с наркотиками, оружием, валютой, для совершения иных преступных деяний, для поиска нелегальных каналов проникновения в другие страны. Кроме того, незаконная миграция расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.

Статья 322.1 помещена в главу 32 УК РФ, объединяющую преступления, посягающие на порядок управления. Ею предусмотрена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Фактически содержание диспозиции рассматриваемой статьи УК отражает содержание понятия незаконной миграции. Однако уголовная ответственность установлена именно за организацию незаконной миграции, т.е. за наиболее опасное деяние, способствующее интенсификации незаконных миграционных процессов, повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны.

36. Дезертирство: понятие, составы. Специальное освобождение от уголовной ответственности.

Дезертирство - преступление против военной службы, предусмотренное ст. 338 УК РФ и представляющее собой самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявку в тех же целях на службу. О понятиях "самовольное оставление части или места службы", "неявка на службу" см. Самовольное оставление места военной службы.

От последнего дезертирство отличается специфической целью - уклонением от прохождения военной службы, являющейся конституционной обязанностью граждан РФ. Уклонение от военной службы заключается в намерении виновного вовсе, т. е. в течение всего установленного законом срока военной службы, уклониться от несения обязанностей военной службы.

Дезертирство совершается только с прямым умыслом.

Дезертирство считается оконченным преступлением с момента оставления части или места службы либо неявки на службу с целью вовсе уклониться от военной службы. Продолжительность незаконного пребывания виновного вне части или места службы на квалификацию не влияет. Дезертирство - длящееся преступление. На стадии оконченного преступления (с момента оставления части) оно длится в течение всего времени, пока не будет прекращено самим виновным (явка с повинной) либо в силу иных обстоятельств (например, задержания органами власти в связи с его разоблачением, акта амнистии, после издания которого виновный перестал уклоняться от военной службы).

Добровольный отказ от дезертирства возможен только до момента оставления части или места службы либо до истечения срока явки на службу. Явка с повинной военнослужащего, совершившего дезертирство, должна рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (п. "и" ст. 61 УК РФ).

В соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 19) на военную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. После достижения 27-летнего возраста они от призыва освобождаются. Поэтому для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дезертирство как длящееся преступление должно быть признано оконченным (прекращенным) с момента, когда отпадает обязанность проходить военную службу по призыву.

Субъектами преступления могут быть военнослужащие рядового и сержантского (старшинского) состава, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных общеобразовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы). Субъектами дезертирства не являются учащиеся суворовских и нахимовских училищ.

Согласно прим. к ст. 338 УК РФ военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК РФ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. О понятии тяжелых обстоятельств см. "Самовольное оставление места военной службы".

За дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более строгое наказание.

37. Наёмничество: понятие, составы.

Наемничество - предусмотренное ст. 359 УК РФ преступление против мира и безопасности человечества, заключающееся в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, в использовании наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, а равно в участии самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Согласно Конвенции о запрещении вербовки, использования и обучения наемников 1989 г. преступными и подлежащими наказанию признаются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих их вербовку, обучение, финансирование и использование.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Это определение наемника дано в прим. к ст. 359 УК РФ и полностью соответствует ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. (см. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658) и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников есть проведение с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года.

Финансированием наемников считается обеспечение их денежными средствами.

Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Субъектом преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица, действующие на стороне вербующей державы, а также частные лица, действующие по собственной инициативе.

Наемничество совершается только при наличии прямого умысла.

Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное участие наемника в боевых акциях и операциях в ходе военного конфликта или военных действий.

Субъектом может быть признан наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью.

Данное преступление может быть совершено только умышленно, мотив - корыстный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...