Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.7 Практическая часть исследования




Практическая часть исследования может быть представлена как в отдельной главе ВКР, так и в отдельном разделе последней главы. Как правило, в практической части ВКР представлены таблицы и схемы, иллюстрирующие или обобщающие практические материалы исследования. Все таблицы и схемы должны иметь название и порядковый номер. На таблицы и схемы необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные таблицы 1, …».

Практическая глава также завершается выводами, где подводится итог описанию практического материала.

    В практической части ВКР по межкультурной коммуникации излагаются ход, методика и результаты анализа языкового материала по избранной тематике. Практическая часть логически развивает основную тему, поэтому должна быть тесно связана с теоретической главой работы.  Эту аналитическую часть ВКР отличают насыщенность примерами рассматриваемых  языковых единиц, текстовых фрагментов, наглядно иллюстрирующих уровень анализа и степень осмысления избранной темы и комплекса проблем, представленных в работе, а также методов сбора и исследования материала. Выбор методов исследования зависит от предмета, объекта и цели работы.

    Все примеры, репрезентирующие языковой материал исследования, должны сопровождаться комментариями. Именно содержание этих комментариев (терминологическая точность, логичность и оптимальность проведенного анализа, достоверность результатов) в соответствии с заявленной в работе методикой исследования позволяет судить о степени сформированности профессиональных компетенций студента-выпускника. В ходе анализа необходимо не просто констатировать факты, но и оценивать с разных точек зрения, классифицировать и обобщать материал, выявлять тенденции развития того или иного языкового явления.

Для проведения лингвистического исследования должен быть собран корпус языковых фактов, достаточный для построения обобщений, формулирования выводов по результатам изучения языкового материала. Количественно корпус анализируемых примеров зависит от темы ВКР.

Комплексный анализ языкового материала должен быть осуществлен при использовании вариативной комбинации ряда методов исследования. В качестве методов лингвистического анализа могут быть использованы следующие методы:

- описательно-аналитический метод,

- метод контекстуального анализа,

- структурно-семантический метод,

- сравнительно-сопоставительный метод,

- структурно-функциональный метод,

- метод концептуального анализа,

- метод анализа словарных дефиниций,

- полевой метод,

- метод этимологического анализа,

- метод дефиниционного анализа,

- метод семного анализа,

- метод дистрибутивного анализа,

- метод ступенчатой идентификации,

- метод сопоставления переводных соответствий,

- метод количественного подсчета.  

Для решения задач межкультурного исследования рекомендуется также использовать следующие методы:

- диахронический метод;

- синхронический метод;

- сравнительно-исторический метод;

- биографический метод;

- семиотический метод;

- структурно-функциональный метод;

- метод моделирования;

- социологические методы исследования (опросы, интервью, анкетирование, статистический анализ, метод фокус-групп);

- методы прогнозирования (аналогия, экстраполяция, моделирование, экспертиза, сценарный метод, метод прогнозирования как оценка);

- метод семантического дифференциала;

- метод контент-анализа;

- метод интент-анализа;

- метод включённого наблюдения;

- метод фото- и видеосъёмки;

- конструктивно-генетический метод.

В ходе написания практической части ВКР по межкультурной коммуникации должны быть продемонстрированы следующие умения: умение формулировать задачи практической части, умение использовать терминологический аппарат определенной отрасли знаний, умение идентифицировать изучаемые языковые единицы в источниках языкового материала, умение систематизировать собранный корпус языковых фактов, умение корректно иллюстрировать теоретические позиции, умение лингвистического комментирования и анализа языковых явлений, умение структурно оформлять материалы и результаты проведенного исследования, умение резюмировать выводы по отдельным частным аспектам изучаемого языкового материала, умение синтезировать обобщение по практической части исследования в целом.

Все примеры должны быть приведены с указанием источника и содержать комментарий, поясняющий действие сформулированных ранее теоретических закономерностей. Исключительно дескриптивное изложение материала не допускается, предпочтительным представляется критический анализ излагаемого материала.

В соответствии с характером задач программа межкультурного исследования должна включать комплекс соответствующих объекту и предмету исследования теоретических и эмпирических методов, используемых антропологами, культурологами, семиотиками, специалистами в области теории МКК, социо- и психолингвистики. Практическая часть ВКР может содержать отдельный параграф, посвященный описанию методологии и обоснованию эффективности применения данной методологии для общей цели и / или конкретных задач ВКР.

Практическая часть ВКР по методике преподавания должна содержать вытекающие из теоретического исследования предложения для повышения эффективности учебного процесса в конкретных условиях обучения.

В практической части исследования по методике преподавания излагаются:

- результаты пробного обучения (обучающей деятельности автора ВКР), направленного на апробацию методических рекомендаций по решению поставленной методической задачи;

- результаты анкетирования, осуществленного автором для подтверждения или опровержения отдельных умозаключений или выводов;

- результаты анализа учебно-методических комплексов на предмет отражения в них определенных методик или приемов обучения;

- разработанные автором фрагменты уроков, иллюстрирующие представленную в исследовании методику работы или разработанные автором методические рекомендации;

- разработанные автором комплексы упражнений для классной и внеклассной работы, тестовые задания;

- планы, программы и содержание элективных курсов, факультативных занятий и пр.

Для решения задач практического исследования по методике преподавания рекомендуется использовать следующие методы исследования:

- наблюдение (уроков, поведения обучаемых, педагогической деятельности учителей);

- беседа;

- опрос;

- интервью;

- анкетирование (учащихся, учителей, родителей, администрации пр. );

- изучение документации (школьной документации, нормативных документов и пр. );

- тестирование, в том числе и компьютерное;

- диагностирующие уровневые контрольные работы;

- самодиагностика, самооценка;

- пробное преподавание.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечила бы полное и правильное решение поставленных целей и задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...