Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кормление тяжелобольного ложкой.




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самоподготовки студентов

по теме: Организация питания в стационаре.

по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за больными)»

раздел 5 Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление медицинской документации.

МДК 03 Технология оказания медицинских услуг

 

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

 

Челябинск, 2015 г.


 

Рассмотрено на заседании ЦМК Сестринское дело Цетвинская О.А. ________________ Протокол № «_____»__________201 г. Утверждаю: Зам директора по УВР Замятина О.А. ______________   «____»_________201 г.  

 

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

Составитель: Шибакова К.Г преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Челябинского базового медицинского колледжа» высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

Содержание

1.Пояснительная записка _________________________________ 4стр.

2.Методические указания ________________________________ 5-6стр.

3.Схема интегративных связей темы _______________________ 7стр.

4.Задание на самоподготовку _____________________________ 8-10стр.

5.Учебная карта самостоятельной работы студентов на занятии _11-12стр.

6.Технология выполнения манипуляций_____________________ 13-16стр.

6.Литература_____________________________________________ 17стр.

7.Приложения ___________________________________________18-45стр.

 

1. Пояснительная записка

Данная тема изучается на 11 курсе в 3-ем семестре в соответствии с требованиями ФГОС и учебной программы профессионального модуля

ПМ. 04. по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело. По всем перечисленным специальностям тема рассчитана на 6 часов доклинической практики и самостоятельную внеаудиторную работу: составления конспекта «характеристика диет», изучение и конспектирование фрагмента из Приказа Минздрава России №330 от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», оформление рефератов, доклады о современных диетах: «Сыроедение», «Вегетарианство: плюсы и минусы», «Раздельное питание», «Лечебное голодание», «Диететика беременной женщины» и др.

 

Питание – наиболее мощный фактор внешней среды, влияющий как на здорового, так и на больного человека. Современные исследования убедительно доказывают, что правильное питание играет большую роль в обеспечении сопротивления организма инфекции, для достижения успешной борьбы тканей и систем организма с различным поражением, для максимального продуцирования антител. Оно обеспечивает лучшее восстановление тканей после хирургических вмешательств, нормализует уровень белка в крови, оптимальное осмотическое давление, гормональную и энзимную активность, нормальную деятельность печени, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Питание здорового и больного человека складывается из многих элементов, из которых главными являются калорийность, химический состав, режим питания, физические свойства пищи. Определённую роль играют способ приготовления пищи, сервировка стола и кормление пациента, находящегося на постельном режиме. Все эти элементы, вместе взятые, определяют характер рациона здорового человека и диеты для больного.

Цель данного пособия помочь студентам качественно подготовиться к занятиям по данной актуальной теме, подготовить к практической деятельности на занятиях, так как приобретённые знания и умения будут востребованы на последующих клинических дисциплинах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам с целью облегчения усвоения новых знаний по теме: «Организация питания в стационаре». Прежде чем приступить к изучению темы, Вам необходимо: ознакомиться с целями и ожидаемым результатом занятия, со схемой интегративных связей темы. Из схемы интегративных связей Вам станет понятно, что необходимо повторить из предшествующих предметов к данному практическому занятию, а что из изучаемого будет использоваться на последующих клинических дисциплинах.

Приступая к изучению темы Вам необходимо повторить по анатомии тему: «Система органов пищеварения. Пищеварение. Всасывание». Дальнейшая Ваша работа будет с учебным пособием «Основы сестринского дела: практикум» автора Т.П.Обуховец, издательство РнД «Феникс»,2010год и «Общий уход за больными» С.А.Мухина, И.И.Тарновская М, Медицина, 2010г.

После изучения нового материала Вам необходимо составить алгоритмы практических манипуляций по изучаемой теме (см. уметь).

Освоение темы «Организация питания в стационаре» способствует формированиюу студента профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1/7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2/7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3/7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях здравоохранения и на дому.

ПК 4.4/7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5/7.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6/7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7/7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8/7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.10/7.10 Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11/7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте;

общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

При изучении темы «Организация питания в стационаре» обучающиеся должны приобрести практический опыт:

ПО 1. Выявления нарушенных потребностей пациента.

ПО 2.Оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий.

ПО 3. Планирование и осуществления сестринского ухода.

ПО 4. Ведение медицинской документации.

ПО 5. Обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому.

ПО 6. Обеспечения санитарных условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ.

ПО 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

 

После изучения темы студент должен уметь:

· составить порционное требование

· провести беседу с пациентом и его родственниками о назначенной врачом диете

· кормить тяжелобольного пациента из ложки и поильника

· ввести назогастральный зонд

· осуществить искусственное питание пациента (на фантоме)

· осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в адекватном питании и приёме жидкости на примере клинической ситуации

знать:

· основные принципы рационального питания

· основные принципы лечебного питания

· характеристику основных лечебных столов

· организацию питания пациента в стационаре

· виды искусственного питания, показания к его применению

 

3. СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕМЫ

 

Истоки: Выход:

 

Учебная дисциплина:   Учебная дисциплина:
   
  1.Латинский язык. Тема: «Терминология». 1.Сестринское дело в терапии (терапия). «Уход за пациентами с заболеваниями ЖКТ».
   
  2.Основы гигиены с элементами экологии. Тема: «Питание взрослого человека». 2. Сестринское дело в хирургии (хирургия). «Уход за послеоперационными пациентами».
   
3.Анатомия и физиология человека. Тема: «Система органов пищеварения. Пищеварение. Всасывание». 3. Сестринское дело в педиатрии (педиатрия). Тема: «Уход за больными с врождёнными уродствами и заболеваниями ЖКТ».
 
4.Фармакология. Ферментные препараты, улучшающие процессы пищеварения; средства для парентерального питания и другие.      
«Организацияпитания в стационаре»


ТЕ»»МА:

рмление пациента»

4.Сестринское дело в акушерстве и гинекологии (акушерство и гинекология). Питание беременных.  
   
5.ПМ.04. МДК 04.01,02,03 Темы: «Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Биомеханика», «Личная гигиена пациента», «Безопасная среда для пациента и персонала». «Общение в СД», «Сестринский процесс». 5.Сестринское дело при инфекционных заболеваниях (инфекционные болезни)
   
6. Психология 6.ПМ. 04/07,УП, ПП в ЛПУ, диф.зачеты и экзамены

 

 

4. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

№ п/п Раздел темы Литература Установочные инструкции Вопросы для самоконтроля
1. Система органов пищеварения. Пищеварение. Всасывание. Н.И.Федюкович «Анатомия» стр. 140-150 Обратите внимание на строение ЖКТ, особенности процессов пищеварения и всасывания в различных отделах пищеварительного тракта. 1.Перечислите, что входит в систему органов пищеварения. 2.Назовите особенности пищеварения и всасывания питательных веществ в различных отделах ЖКТ.
2. Состав пищи. в соответствии с принятой схемой (с.202-203) С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными» (с.70-73) Обратите внимание на режим питания здорового и больного человека; соотношение основных пищевых компонентов (белков, жиров и углеводов); значение минеральных веществ, витаминов и воды для нормальной жизнедеятельности организма. 1.Какова суточная потребность человека в белках? 2.Назовите какое соотношение белков животного и растительного происхождения должно быть в дневном рационе. 3.В каких случаях организм нуждается в повышенном поступлении белка с пищей. 4.Какова суточная потребность человека в жирах и их роль в пищеварении. 5.Какое соотношение должно быть жиров животного и растительного происхождения. 6.Какова суточная потребность человека в углеводах. В чем преимущественно они содержатся и их значение в пищеварении. 7.Какова суточная потребность в жидкости и в каком виде пациент может её получать. 8.Перечислите минеральные вещества и витамины, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.    
3. Организация лечебного питания С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» (издание 2-е) М., Родник, 1998г. (с.204-208) 2010г. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными» (с.73-87) Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела: практикум» РнД., «Феникс» 2002г. (с.260-265) 2010г.   Обратите внимание на основные принципы лечебного питания. Что даёт изменение качественного состава пищи, виды щажения в диетотерапии. Изучите характеристику диет. Обратите внимание на показания к назначению диет и ассортимент продуктов и блюд, разрешенных и исключенных из диетического питания. Составьте краткий конспект в тетради. 1.Что такое диетотерапия и что необходимо знать для организации диетического питания? 2.Что предполагает механическое щажение пищеварительного тракта? 3.Что предполагает химическое щажение пищеварительного тракта? 4.Что понимают под термическом щажении пищеварительного тракта? 5.Какова основная цель назначения диеты? 6.Назовите количество номерных диет, 7.В чем смысл назначения разгрузочных (контрастных) дней? 8.Кто и на основании какого документа получает пищу для пациентов? 9. Кто и как кормит пациентов находящихся на постельном режиме? 10.Как осуществляется контроль за передачей пищевых продуктов пациентам, сроками хранения? 11.Кто и как проводит контроль за санитарным состоянием тумбочек и холодильников?  
4. Искусственное питание С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» (издание 2-е) М., Родник, 1998г. (с.208-214) 2010г. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Общий уход за больными» (с. 87 -89)   Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела: практикум» РнД., «Феникс» 2002г. (с.256-268; с. 457-459) 2010г. Обратите внимание на виды искусственного питания, показания к его применению. Изучите технику введения назогастрального зонда и запишите алгоритм выполнения данной манипуляции в тетради по известной Вам схеме. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть у пациента при нарушении потребности в адекватном питании и питье. Решите предложенную преподавателем (приложение № 3) ситуационную задачу письменно в тетради по предложенной схеме. Подготовьте реферат или доклад по одной из предложенной преподавателем темы.   Ответьте на вопросы для самоконтроля с.62-63 в «Основах общего ухода за больными» А.Л. Гребенева. Если все ответы даны правильно, то Вы хорошо подготовлены к занятию, в противном случае Вам придется вернуться к тем вопросам, в которых были допущены ошибки. Повторите из темы «Профилактика ВБИ» Обработку всех использованных ИМН, стерилизацию, утилизацию.  

 

 

5.УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

№ п/п Этапы работы Способы выполнения (описываются ориентировочные основы действий или даются алгоритмы)   Вопросы для самоконтроля
№ 1 1. Инструктаж преподавателя Для самостоятельной работы используется имитационно-ролевая игра «Медсестра-пациент». Группа делится по парам и распределяется по ролям. Все манипуляции отрабатываются друг на друге и на фантоме в 2 этапа: каждый этап соответствует смене ролей «м/с – пациент». В завершении занятия студенты сдают манипуляции преподавателю.  
2. Подготовка медсестры Медсестра проводит обработку рук на социальном уровне, надевает колпак, дополнительный халат для кормления пациентов. 1.Для чего необходимо мыть руки персоналу перед раздачей пищи пациентам?
3. Подготовка рабочего места для кормления пациента в постели Студенты приготавливают все необходимое для кормления тяжелобольного в постели. Студентка, играющая роль м/с, информирует пациента о ходе предстоящей процедуры, и сама выполняет манипуляцию. Вторая студентка играет роль пациентки, задает интересующие её вопросы и одновременно контролирует правильность выполнения алгоритма манипуляции. Медсестра обучает пациента принципам рационального и лечебного питания, оказывает помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости. 1.Как доставляется пища из пищеблока в отделения больницы? 2.Где кормят пациентов находящихся на общем режиме? 3 Как необходимо подготовить пациента к приёму пищи в положении лёжа в постели? 4.Как поступить, если пациент отказывается от приёма пищи через рот (энтерально)? 5.Как накормить пациента, если он оставил съемные зубные протезы дома? 6.Как провести туалет полости рта тяжелобольному после приёма пищи в постели?  
4. Закрепление темы. Решение ситуационных задач. Тест контроль. См. методическое пособие.
5. Подготовка рабочего места для кормления пациента через назогастральный зонд. Студенты приготавливают все необходимое для кормления пациента через назогастральный зонд (на фантоме). Студентка, играющая роль м/с, информирует пациента о ходе предстоящей процедуры, и сама выполняет манипуляцию. Вторая студентка играет роль пациентки, задает интересующие её вопросы и одновременно контролирует правильность алгоритма выполненной манипуляции. Алгоритм выполнения манипуляций в раздаточном материале. 1.Виды искусственного питания? 2.Каковы показания к искусственному питанию? 3.Что потребуется приготовить для кормления пациента через назогастральный зонд? 4.Как необходимо подготовить пациента для кормления через носовую полость? 5.Какую пищу и в каком количестве вводят при данном способе кормления пациента? 6.Как можно убедиться, что зонд находится в желудке? 7. Надо ли проводить туалет полости рта пациенту при данном способе кормления?
6. Разбор решения ситуационных задач (на примере клинической ситуации). Студенты представляют решение ситуационной задачи при нарушении удовлетворения потребности пациента в адекватном питании и приёме жидкости с использованием сестринского процесса (решение должно быть оформлено документально по принятой схеме). 1.Какие проблемы могут быть у пациента: существующие и потенциальные, краткосрочные и долгосрочные, по приоритетам?  
7. Представление докладов, реферативной работы. Студенты внимательно слушают сообщения, рецензируют их, оценивают.  
8. Закрепление темы. Решение ситуационных задач. Тест контроль.  

 

 

Ниже даны алгоритмы простых медицинских услуг, которые необходимо отработать студентам на практическом занятии:

· кормление пациента с ложки,

· кормление пациента при помощи поильника,

· кормление пациента через назогастральный зонд,

· используя приложения - составить порционное требование.

 

Кормление тяжелобольного ложкой.

Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...