Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет расчетных и кредитных операций.

Бухгалтерская отчетность.

Сроки и адресность представления для организаций всех форм собст-венности устанавливает Министерство финансов РБ. Формы внутрисистем-ной отчетности разрабатывают и утверждают отраслевые министерства (ве-домства) и согласовывают с Министерством финансов РБ.

В состав общегосударственной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включены следующие типовые формы:

  1. бухгалтерский баланс (ф.1);(приложения 12)
  2. отчет о прибылях и убытках (ф.2);(приложения 13)
  3. отчет о расходах на реализацию товаров (ф.3)и отчет об изменения капитала (ф. 3); (приложения 18,14)
  4. отчет о движении денежных средств (ф.4);(приложения 15)
  5. приложении к бухгалтерскому балансу(ф.5);(приложения 17)
  6. отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6).

К бухгалтерской отчетности должны прилагаться пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством РБ подлежит обязательному аудиту). Организации должны представлять годовую отчетность установленным зако-нодательством обязательным пользователям (собственникам, учредителям) в течение 90 дней после окончания года, а квартальную – в течении 30 дней после окончания квартала.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации и используется для оценки финансового положения организации. По его данным собственники и иные заинтересованные контрагенты устанавливают: имущественное и финансовое состояние организации, изменение состава и структуры ее активов и пассивов, а также наличие прибыли (убытка) от хозяйственной деятельности; способность организации выполнить взятые на себя обязательства третьими лицами; оценивают возможность банкротства субъекта предпринимательской деятельности.

Другие формы бухгалтерской отчетности (кроме бухгалтерского баланса) дополняют, уточняют и расшифровывают отдельные показатели бухгалтерского баланса. Состав бухгалтерской отчетности для хозяйствующих субъектов всех форм собственности определен Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Правилами составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Постановлением Министерства финансов РБ №16 от 17 февраля 2004 г. (в редакции Постановления №178 от 22 декабря 2004 г.).В нее кроме бухгалтерского баланса входят отчеты о прибылях и убытках (ф.2), отчет о реализацию товаров (ф.3), отчет об изменения капитала (ф. 3),отчет о движении денеж-ных средств (ф.4), приложении к бухгалтерскому балансу(ф.5);отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6).

Бухгалтерский баланс-одна из форм бухгалтерской отчетности.Он отражает имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату:конец месяца,квартала или года.Бухгалтеский баланс включает сальдо счетов, на которых учтены активы, обязательство и источники собственных средств организации, обеспечивая их группировку по однородным признакам (ф. 1).

По форме бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в которой статично отражено состояние активов и пассивов организации на начало года и на конец отчетного периода. В активе бухгалтерского баланса представлена информация об имуществе организации, а в пассиве – об источниках его формирования, чем обусловливается равенство итогов актива и пассива.

Отчет о прибылях и убытках (форма 2)составляется по итогом работы организации за квартал или год с приложением в нем данных как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Показатели отчета формируется нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (При-ложение 3).

В отчете о прибыли и убытках расшифровываются доходы и расходы организации, обеспечивается получение прибыли (убытка) организации. Доходы и расходы сгруппированы таким образом, чтобы можно было проанализировать формирование прибыли (убытка) организации. Для этих целей в отчете доходы и расходы сгруппированы по трем разделам.

В этом отчете приводиться информация об общей сумме прибыли (убытка), полученной за отчетный период, а также об уплате налогов и сборов и расходов, произведенных из прибыли, о сумме полученных льгот по налогу на прибыль и о величине прибыли (убытка) к распределению.

Отчет о движении источников собственных средств (уставного, доба-вочного, резервного фондов) содержит данные о величине источников собственных средств на начало отчетного периода, об их увеличении (начислении) по каждому источнику роста,об их уменьшении по направлениям расходования и о величине источников на конец отчетного периода (ф. 3).

Отчет о движении денежных средств (ф. 4) содержит сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом их остатков на начала и конец отчетного периода по видам их деятельности- текущая, инвестиционная, финансовая. В отчете приводятся сведения движения денежных средств организации, учитываемых на счетах бухгалтерского учета 50,51,52,55,57.Отчет составляется в белорусских рублях.

Пояснительная записка характеризует деятельность организации в отчетном году. Приводятся в ней данные по показателям, не нашедшим отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.

 

 

2. Учет денежных средств организации

 

Порядок организации кассовых операций определяется Правилами ведения кассовый операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 57 от 26 марта 2003г.

Кассовые операции осуществляет кассир. Он является должностным лицом. С которым заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им денежных средств.

Сумма наличных денежных средств, хранящихся в кассе предприятия, должна быть:

1. В пределах лимита, установленного учреждением банка, в котором открыт расчетный счет организации;

2. Сверх лимита допускается хранение денег, предназначенных для выдачи заработной платы и социальных выплат в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;

3. Денежная наличность сверх лимита сдается в обслуживающие отделение банка для зачисления на расчетный счет в порядке и в сроки, согласованные с банком.

 

Организация для установления лимита наличных денежных средств в кассе ежегодно предоставляет в банк заявку на установление размера использования наличных денег из выручки и лимита остатка денег в кассе.

Поступление наличных денежных средств в кассу предприятия может осуществляться: с расчетного счета, валютного счета, как выручка за реализованную продукцию, как возврат подотчетных сумм, погашение кредита за реализованный товар, погашение материального ущерба, ссуд работниками организации и т.д.

Оприходование денежных средств оформляется ПКО (приходный косовый ордер) формы № КО-1 с типографическим номером. ПКО являются бланками строгой отчетности и о их использовании предприятие отчитывается перед инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. ПКО состоит их двух частей: корешка и квитанции к нему, заполняется в программе предусмотренной для ведения бухгалтерского учета, с последующим составлением отчета кассира за день. Выдаются денежные средства из кассы по ведомостям и РКО (расходный кассовый ордер) формы № КО-2. РКО заполнятся бухгалтером, он выписывает расходный кассовый ордер лицу получающему деньги, указывая причину по которой, получатель получает их, а получатель указывает свои паспортные данные, проставляет дату, пишет получаемую сумму денег прописью и ставит подпись. Регистрируются приходные и расходные кассовые ордера в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3). Операции с наличными деньгами отражаются в кассовой книге (формы № КО-4). Кассовая книга является как регистром, так и отчетом регистрации денежных операций. Записи в кассовую книгу составляются под копирку и являются также отчетом кассира. На предприятии, также ведется и электронная книга кассира.

 

Учет расчетных и кредитных операций.

 

В соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Правлением Национального банка Республики Беларусь №66 29 марта 2001г., в основу правового регулирования безналичных расчетов было положено содержание банковских операций на осуществление платежей – кредитовые и дебетовые банковские переводы.

Кредитовый – банковский перевод, инициатором которого является плательщик – должник по обязательству, лежащему на основании платежа.

Дебетовый – банковский перевод, инициатором которого является получатель денег (бенефициар), т.е. банк или клиент, в пользу которого осуществляется перевод. Эти переводы именуются как инкассо.

Также на предприятии применяется акцептная форма расчетов при расчетах за отгруженные товары, по обязательствам и в иных случаях предусмотренных законодательством. На предприятии используется последующий акцепт – согласие плательщика, полученное банком после поступления платежного требования в течение срока, установленного нормативными документами. Расчеты осуществляются с помощью платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений.

Расчеты с поставщиками в бухгалтерском учете отражается на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расчеты с поставщиками производятся на основании договора в котором прописаны все условия работы организации с поставщиком. Если по условию договора поставки предоплата не предусматривается, то по кредиту этого счета показывается задолженность перед поставщиком на сумму поступивших от него товарно-материальных ценностей, а по дебету – оплата долга, возникшего перед поставщиком. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то по дебету счета отражается сумма предоплаты в счет будущих поставок (долг поставщика перед покупателем). А по кредиту – стоимость поступивших товаров от поставщиков.

В случае, когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке обнаружена недостача или были выявлены другие расхождения в выполнении договорных обязательств, то на сумму выявленных отклонений поставщику предъявляется претензия. Аналитический учет осуществляется по каждому поставщику на основании товарно-транспортных накладных и банковских документов.

Расчеты с покупателями отражаются на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» к которому предусмотрен ряд субщетов.

Счет 62 является активным, и как правило не имеет кредитовое сальдо, если по условию договора поставки предусмотрено получение аванса о покупателя. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателей на сумму отгруженных им товаров, а по кредиту – оплата долга покупателям. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то в этом случае по кредиту отражается сумма предоплаты в счете будущих поставок, а по дебету - стоимость отгруженных товаров покупателю в счет полученной ранее предоплаты.

Аналитический учет ведется по каждому покупателю на основании товарных и расчетных документов.

У предприятия независимо от формы собственности возникают расчеты с бюджетом по уплате налогов, сборов и санкций.

Все платежи в бюджет можно разделить в зависимости от источника их начисления на следующие группы:

· Налоги, удерживаемые из выплачиваемых доходов, - подоходный налог, налог на доходы.

· Налоги, включаемые в расходы организации, - отчисления в инновационные фонды, создаваемые в установленном порядке, налог на землю, экологический налог и др.

· Налоги уплаплачиваемые из прибыли организации, - налог на недвижимость, налог на прибыль, местные целевые сборы.

Из прибыли также уплачиваются штрафы, пени и другие экономические санкции за нарушение налогового законодательства и государственной дисциплины.

Учет расчетов с бюджетом осуществляется на активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту этого счета отражается начисление кредиторской задолженности, возникающей у предприятия перед бюджетом по причитающимся к уплате налогам, сборам и штрафным санкциям, а по дебету – погашение долга, возникшего перед бюджетом. Дебетовое сальдо по счету показывает сумму возникшей дебиторской задолженности у организации из-за излишней уплаты в бюджет налогов и сборов, а кредитовое – сумму кредитовой задолженности перед бюджетом по уплате налогов и сборов. Аналитический учет по счету 68 ведется по каждому виду начисляемых налогов и сборов.

Расчеты с персоналом по предоставленным займам в соответствии с законодательством возникают при выдаче работникам ссуды на жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, ссуд молодым семьям на обзаведение домашним хозяйством. Они могут выдаваться под проценты или беспроцентно. Возникают расчетные взаимоотношения и в случае выявления в ходе инвентаризаций недостач, растрат, потерь от порчи, боя, лома товарно-материальных ценностей. Сумма выявленного ущерба сверх норм естественной убыли подлежит возмещению виновными лицами.

Расчеты с персоналом по прочим операциям проводятся на активном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». По дебету счета отражается увеличение дебиторской задолженности работника перед организацией, а по кредиту - ее погашение. Сальдо дебетовое, показывает сумму непогашенной дебиторской задолженности по прочим операциям. Аналитический учет ведется по каждому кредитору.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности у организации возникают расчетные взаимоотношения по нетоварным операциям, как с физическими, так и с юридическими лицами.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами осуществляется на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По кредиту этого счета показывается начисление кредиторской задолженности, а по дебету – погашение кредиторской задолженности. Сальдо дебетовое показывает сумму дебиторской задолженности, а кредитовое – кредиторской задолженности. Аналитический учет осуществляется по каждому дебитору и кредитору.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...