Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преемственность и диалог Жоржа Помпиду». Французское общество 1970-х гг.




В июне 1969 при поддержке голлистской партии Ж. Помпиду был избран президентом 5-ой республики.

Помпиду определил дальнейший политический курс республики словами «преемственность и диалог». Под «преемственностью» подразумевалось продолжение основных направлений в экономике и политике, сложившихся при де Голле, а под «диалогом» их частичное изменение в духе времени и в соответствии с требованиями правой оппозиции. На президентском посту Помпиду сумел устранить негативные последствия девальвации франка, ослабил противодействие вступлению Великобритании в Европейское экономическое сообщество, наладил дружеские отношения с арабским Востоком.

В 1969 Помпиду назначил на пост премьер-министра Жака Шабан-Дельмаса, выдвинувшего программу «нового общества». Она предусматривала проведение целого ряда социально-экономических реформ. Однако реализовать их в полной мере правительству, столкнувшемуся с целым рядом трудностей (инфляция, рост безработицы, энергетический кризис), не удалось.

Во внешней политике Помпиду в основном следовал курсу, намеченному де Голлем, хотя привнес в него некоторые изменения. Президент выступил за расширение отношений с США. Во многих областях было возобновлено франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество. Тем не менее Франция категорически отказалась вернуться в военную организацию НАТО. Помпиду объявил себя сторонником европейского строительства и высказался за более тесный политический, экономический и финансовый союз западноевропейских государств. В 1972 от имени Франции он дал согласие на вступление в «Общий рынок» Великобритании. Вслед за де Голлем, президент продолжал курс на развитие контактов со странами третьего мира. Он первым из глав европейских государств в 1973 посетил с официальным визитом Китай. Большое внимание Помпиду уделял французско-советским отношениям. Он встречался с советскими руководителями пять раз, два раза — в 1970 и 1974 — посещал СССР. Официальный визит президента Франции в Пицунду (март 1974) для встречи с Л.И.Брежневым стал его последней зарубежной поездкой.

Французское общество в 70-х гг. Начиная с 1970-х годов во французском обществе, как и в других западных обществах, произошли огромные изменения в экономической и социальной областях, в территориальном устройстве, семейных отношениях, в сферах труда и образования, и не только в них.

Некогда резкие различия между городом и деревней постепенно стираются. Зоны промышленного или городского заселения значительно разрослись и стали захватывать районы, ранее именовавшиеся сельской глубинкой. Возросла повседневная мобильность французов, и все большее их число живут в сельских районах, а на работу ездят в город.

Грань между молодежью, людьми активного возраста и пожилыми менее выражена. Удлинился период вступления во взрослую жизнь, первый ребенок появляется на свет позднее, а начало трудовой деятельности зачастую сопряжено со случайной работой, не позволяющей перейти к стабильному образу жизни. В то же время сочетание таких факторов, как повышение пенсионного возраста, распространение практики досрочного выхода на пенсию и увеличение продолжительности жизни продлили активный пенсионный возраст, и сейчас пенсионеры играют все более заметную роль в жизни французского общества.

Наблюдается массовый выход женщин на рынок труда и в сферы культуры, они легко устанавливают новые контакты и все в большей мере вовлекают семью в жизнь общества. В сфере частной жизни были признаны и обрели официальный статус новые формы семейных отношений, безбрачие, гражданские браки, семьи с одним родителем, получившие распространение после 1968 года. "Вновь образованные" семьи ставят всех непрямых родственников (тестей, тещ, невесток и зятьев) перед необходимостью непрерывно переосмысливать свою роль в каждом отдельном случае, выстраивая особые отношения с каждым супругом, бывшим супругом и детьми. Резко пошла вверх кривая разводов, равно как и кривая рождения внебрачных детей. Незыблемость моногамного брака поставлена под вопрос.

29. «Передовое либеральное общество». Франция при правлении президента Д`Эстена.

В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись внеочередные выборы президента республики.Собрав 50,8% голосов избирателей, он был избран президентом Франции. В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д'Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев". Пост премьер-министра занял Жак Ширак.

Ж. Д'Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д'Эстен заявил, что Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества»

В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т.е. сокращении сферы государственного планирования Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся. Были повышены заработная плата, пенсии и семейные пособия, снижен возрастной ценз на выборах с 20 до 18 лет. Идя

навстречу общественному мнению, правительство облегчило процедуру разводов, уравняло в правах «законных» и «незаконных» детей, приняло закон, разрешающий добровольное прерывание беременности.

Ж. Д'Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами. Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений.

Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО Присоединившись в 1974 г. к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, Франция продолжала его подземные испытания на островах Тихого океана.

Вопреки прежней линии президента де Голля, правительство Жискар д'Эстена высказалось за расширение полномочий «наднациональных» органов «Общего рынка», предложило ввести единый европейский паспорт, согласилось избирать депутатов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием. Франция вошла в европейскую валютную систему и приняла единую европейскую платежную единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внешней торговле возросла с 27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г.

Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие отношения с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.

Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось в Хельсинки и предусматривало дальнейшую разрядку международной напряженности.

30. Французский социализм «от теории к практике». Внутренняя и внешняя политика Ф. Миттерана. Соц. партия Франц. была основана в своём нынешнем виде в 1969, на базе существовавшей с 1905 социалист. партии, называвшейся Франц. секцией Раб. интернационала (СФИО). Франц. секция Второго интернационала прекратила свое существование в ходе внутриполитич. кризиса 1968. В 1981под руков. Миттерана добилась победы на презид. выборах и на выборах в Нац. ассамблею. Франсуа Миттеран – франц. полит. деятель, один из лидеров социалистического движения, президент Франции с 1981 по 1995 годы. Его 14-летнее президентство - самое продолжит. в истории Франц. Миттеран был самым пожилым президентом Франц. в XX веке (ему было 78 лет и 7 месяцев, когда он покинул пост президента). Получил юрид. образование. Воевал во время ВМВ, в 1940 году был ранен, попал в плен. Участвовал во французском Сопротивлении. Входил в администрацию режима Виши, занимаясь судьбой военнопленных. После войны вернулся в политику. Вступил в центристскую группу «Демократич. и социалист. союз Сопротивления» (ЮДСР), состоявшую в де-факто правоцентристском избирательном альянсе «Объединение республиканских левых». В 1947 году вошёл в кабинет министров. Во время 4 республики занимал различные должности (министр по делам бывших фронтовиков, по делам заморских территорий, по делам Совета Европы, внутренних дел и юстиции).После провозглашения де Голлем 5 республики выступал с критикой нового режима личной власти президента и Конституции 1958 года. На парламент. выборах 1958 года его кандидатуру поддержали коммунисты, но не СФИО. В Объединённую социалистическую партию его не приняли. В 1965 году основал Федерацию демократических и социалистических левых сил (ФДСЛС).Проиграл во 2 туре президентских выборов 1965 (44,8% голосов) и 1974 годов (49,2% голосов), уступив де Голлю и Жискар д’Эстену.В статусе 1-го секретаря возглавлял Соц. партию с 1971 по 1981 год. За этот период социалистам впервые после Второй мировой войны удалось оттеснить мощную коммунистическую партию на второй план на левом фланге. Выигрывал во 2 туре презид. выборы 1981 (51,75% голосов) и 1988 годов (54% голосов), обойдя д’Эстена и Ширака. Триумф Миттерана был закреплён социалистами на внеочередных выборах в Национальное собрание, прошедших в июне 1981 года. Первое сформированное при Миттеране социалист. правительство Пьера Моруа с участием министров-коммунистов пыталось осуществить масштабную левую программу, проведя национализацию, децентрализацию гос. власти, сокращение раб. недели, снижение пенсионного возраста, отмену смертной казни и либерализацию СМИ. Однако из-за оттока капиталов сменивший Моруа в 1984 году премьер-министр Лоран Фабиус, остановил левые реформы и перешёл к режиму «жесткой экономии».На парламентских выборах 1986 года победу одержала правая оппозиция, и Миттерану пришлось назначить премьер-министром лидера неоголлистов Жака Ширака. Миттеран был сторонником европ. интеграции, поддерживал идею создания валютно-эконом. и полит. союза стран Европ. сообщества, ратовал за сближение Франции с ФРГ и США. При Миттеране между СССР и Францией сложились доверительные отношения, основанные на отрицании нацизма. Политика прав-ва Миттерана в Африке, которую курировал его сын Жан-Кристоф, зачастую отличалась неоколониалистским подходом, поддержкой военных переворотов и поставкой оружия правительствам и военизированным формированиям, замеченным в нарушении прав человека.

31. Французский консерватизм. Жак Ширак и его политический курс. Представителями французского консерватизма являлись объединения, придерживающиеся идеологии голлизма. Примером такого объединения служит партия «Объединение в поддержку республики» (1976-2002). Партия была основана Жаком Шираком в 1976 году после конфликта с д’Эстеном в объединении Независимых республиканцев. В 2002 году консервативные силы, выступавшие за Жака Ширака, основали «Союз за президентское большинство» для подготовки парламентских выборов, переименованное в «Союз за народное движение». Жак Ширак – президент Франции (1995-2007), премьер-министр Франции (1974-1976, 1986-1988), мэр Парижа (1977-1995). При Шираке Франц. вернулась к политике голлизма, определённым образом дистанцировалась от США и провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа. Во внутр. политике традиц. правый либерализм (низкая налоговая ставка, отсутствие контроля цен) сочетался при нём с определен. учётом опыта дирижизма (государственного вмешательства) и соц. политики; он неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм». Критики обвиняли Ширака в непоследоват. эконом. политики и невыполнении предвыборных обещаний. Пятилетие 1997—2002 гг. ознаменовано новым полит. «сосуществованием» Ширака, уже как президента, с Жоспеном, который возглавил правительство. В 2002 году Ширак был переизбран на второй президентский срок. Через два месяца после выборов, во время парада на Елисейских полях 14 июля 2002 года, произошло покушение на Ширака. Покушавшийся был разоружён прохожими, подвергнут психиатрическому лечению, а ультраправая группировка, к которой он принадлежал, запрещена. Союз за президентское большинство, представители которого Жан Пьер Раффарен и Доминик де Вильпен возглавляли правит-во на протяжении 2-го срока Ширака. Ряд правых и центристов, однако, не вошли в правящее большинство и образовали различные партии евроскептиков. В 2003 году Франц. НЕ поддержала военную операцию НАТО в Ираке. В 2005 году конституция Евросоюза, за которую активно агитировал Ширак, была отклонена на референдуме, после чего Раффарен подал в отставку. В европейском масштабе результат французского референдума привёл к отказу от данного проекта. Социальная стабильность в обществе середины 2000-х гг. оставляла желать лучшего: 2005 год был ознаменован беспорядками в пригородах Парижа, 2006 год — выступлениями молодёжи против закона о контракте первого найма. Вновь набрали силу социалисты во главе с Франсуа Олландом и Сеголен Руаяль, которая была выдвинута в президенты. 74-летний Ширак, по некоторым данным, одно время рассматривал возможность баллотироваться в 2007 году ещё на один срок, но отказался от этой идеи. Собственным фаворитом президента был его последний премьер дипломат Доминик де Вильпен, однако реальная конъюнктура среди франц. правых привела к тому, что 11 марта 2007 года Ширак публично поддержал кандидатуру Николя Саркози, МВД и гос. министра в кабинете де Вильпена.

32. Николя Саркози и политический курс Франции в начале XXI века. 16 мая 2007 г. шестым президентом пятой республики Франц. стал Николя Саркози (до 2012 г., предшественник – Жак Ширак, преемник – Франсуа Олланд). В период с 2002-2004 гг., 2005-2007 гг. Саркози занимал пост МВД Франции. Во внешней политике Саркози уделяет приоритетное значение взаимоотношениям с ЕС: он сторонник Лиссабонского соглашения (о европ. сообществе). Выступает против вступления Турции в Евросоюз. Является сторонником сотрудничества с США и НАТО. В марте 2009г. Нац. собрание Франц. поддержало его идею о возвращении Франции в военные структуры НАТО, а на саммите Североатлант. альянса в об этом было заявлено официально (с 1966г. по инициативе де Голля Франц. участвовала только в полит. структурах НАТО). В марте 2011г. Саркози выступил одним из инициаторов военного вмешательства межд. коалиции в гражд. войну в Ливии. Его противники обвинили его в личной заинтересованности в ликвидации Муамара Каддафи, который финансировал (по нек. данным) предвыборную компанию Саркози в 2007г. Саркози категорически отверг данные обвинения. Он также категорично высказывался о необходимости проведения силового сценария в раздираемой гражданской войной в Сирии, против чего активно выступила Россия. Президент Франции призывал Москву не злоупотреблять своим положением на рынке энергоресурсов и признать независимость Косово. Он также поддерживал Великобр., требовавшую у РФ выдать А. Лугового по делу об убийстве британск. гражданина, бывшего сотрудника ФСБ РФ А. Литвиненко. В то же время, когда в Европе активно обвиняли Россию в недемократичности парламентских выборов в декабре 2007г., Н.Саркози сказал, что "совершенно нелепо" упрекать В. Путина том, что партия, которую он возглавлял, одержала победу в выборах. Также Саркози отметил роль и усилия В.Путина в урегулировании иранской ядерной проблемы. В августе 2008г Саркози пришлось принимать активное участие в урегулировании кризиса в грузино-осетинских отношениях. Он занимался посредничеством при разрешении ситуации в Ю. Осетии после того, как президент Грузии М. Саакашвили начал воен. операцию против Цхинвали, в которую оказались вовлечены рос. миротворцы. В это время Саркози посетил с визитом Москву, где провел переговоры с президентом РФ Д. Медведевым, а затем - Тбилиси, где встречался с М.Саакашвили. По итогам этих встреч ему удалось согласовать 6 осн. принципов прекращения боевых действий в регионе. Во внутр. политике Саркози придерживается правоконсерват. взглядов, выступает за снижение налогов и соц. расходов. Когда в ходе мирового финансового кризиса в 2008-2009г. экономика Франц. переживала серьезный спад, Саркози активно поддерживал финансовый сектор страны, что с одной стороны позволило Франц. избежать рецессии (спад) и продемонстрировать одни из лучших в Евр. показателей, а с другой – значит. увеличило госдолг. В 2010г. Саркози инициировал принятие закона о пенсионной реформе, предусматривающего повышение мин. возраста выхода на пенсию в стране с 60 до 62 лет. В 2010г. ряд стран еврозоны оказались на пороге дефолта из-за своих долгов, а Греция и Ирландия были вынуждены обратиться к др. членам блока и МВФ за эконом. помощью, лидеры двух экономик еврозоны Саркози и канцлер Герм. А. Меркель подготовили так называемый план "Меркози" (ужесточение требований к гос-вам-членам еврозоны). План предполагал наложение автоматич. санкций на нарушителей бюджетной дисциплины (в том случае, если дефицит бюджета гос-ва превышает установленный лимит в 3% ВВП), а также создание спец. европ. органа, контролирующего нац. бюджеты 17 гос-в еврозоны. В 2011г. негативные тенденции наметились в экономике Франц.. Эконом. показатели страны стали снижаться на фоне роста безработицы. В фев. 2012г. заявил о намерении вновь баллотироваться в президенты. В предвыборной компании Саркози сделал ставку на эконом. стабильность и сбалансир. бюджет. Он категорично заявил о необходимости контролировать иммиграцию и ассимиляцию иммигрантов. Франц. стала 2 после Бельгии европ. страной, где был принят закон о запрете на ношение мусульманск. женских головных уборов в общ. местах. На выборах 2012 г. президента Франц. в ходе голосования 6 мая 2012г. Саркози удалось набрать лишь 48,38%, в то его противник, Ф. Олланд, набрал 51,62% голосов.

 

33. Конституция 1949 г. Образование ФРГ. Политическая система Германии. 23 мая 1949 г. для Зап. Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» (столица ФРГ- г. Бонн) конституция объявила Гер. парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократич., социальное и федерат. гос-во. Первый раздел Конст. посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на 4 года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорционально). Интересы земель представлены в бундесрате (высшая палата парламента). Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель. Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного кол-ва депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами (земскими парламентами) на пропорц. основе. Срок полномочий президента – 5 лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избират. блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституц. строя. Командует немецкими вооруж. силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо фед. канцлер (во время войны). Президент формально назначает и увольняет фед. судей, некоторых фед. чиновников, промульгирует (обнародывает) фед. законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Фед. конституц. суд). Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно фед. канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в межд. отношениях. Прав-во в своей деят-ти ответственно перед фед. парламентом. Фед. конституц. суд толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции фед. и земельных органов гос. власти, проверяет принимаемые фед. законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.

34. Теория социального рыночного хозяйства и «экономическое чудо» Аденауэра-Эрхарда. Эконом. последствия войны были для Герм. катастрофическими: объем пром. произв-ва в 1946 г. составлял 33 % от довоенного уровня, с/х было отброшено на 30 лет назад, произв-во стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза. В войне со стороны Герм. погибло около 7 млн.чел., страна лишилась 25 % своей тер., около 12 млн. чел. было выселено. Было разрушено около 20-25 % жилья (25 % повреждено), 20% пром. строений и оборудования, 40 % транспортных сооружений. Помимо этого немцам предстояло выплатить около 14 млрд.долл. по репарациям. Для Герм. одним из творцов возрождения стал Людвиг Эрхард, ученый, министр экономики, автор одной из самых эффективных экономич. реформ, известной как «немецкое экономич. чудо». После окончания войны в стране стихийно стали образовываться партии, получило развитие и христ.-демократич. движение, предложившее обществу новую систему ценностей. Один из сопредседателей ХДС Конрад Аденауэр смог привлечь Эрхарда к сотрудничеству — он принимает участие в разработке предвыборной программы ХДС. ХДС вместе ХСС (Христ. социальный союз) образовали единую фракцию в парламенте. В августе 1949 г. прошли выборы, на которых с миним. отрывом победил блок ХДС/ХСС. В сен. канцлером выбирают Аденауэра, которому тогда было 73 года. Он назначает министром экономики Л. Эрхарда. В таком качестве они проработали вместе до 1963 г, когда Аденауэр ушел на заслуженный отдых. В основу идеологии Эрхарда, получившей название «социального рыночного хозяйства», лег синтез идей эффективной рыночной экономики, доминирования частной собст-ти, эконом. свободы, гос. регулир-ия и философии соц. ответственности. Роль гос-ва сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию благоприятного инвестиц. и предпринимат. климата, эффект-го законодат-ва, что в совокупности и составляет суть «экономического порядка». Для перехода от принудит. экономике к рыночной нужно было осуществить денежную реформу, (создание твердых денег); освободить экономику от избыточного регламентирования и регулирования цен; стимулировать частное предприним-во. Для оказания помощи разрушенной Европе, США предложили план (плана Маршала). Общий объем помощи Германии (1948-1954 г.) составил около 1.5 млрд. долл., около 1.2 млрд.долл. Герм. получила в течении 1946-1950 г. по другим программам. Общая помощь от США - 3.872 млрд.долл. Хозяйственная реформа 1948 г. - сочетание денежной реформы и реформы цен. Ден. реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты. Вместо рейхсмарок были введены дойчмарки. В "новой" Германии был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден его устав, регулирующий его отношения с частными банками. Цены были отпущены на свободу, отменялось административное распределение и многие нормативные документы, регулирующие в "старой" Германии эконом. отношения. Пересмотр цен и ввод дойчмарок было удобнее проводить в пределах "большой" Герм. Но советские оккупационные власти упорно отстаивали наличие двух эмиссионных центров. Были приняты законы о кредитной и налоговой политике, антимонопольные указы. Публиковались каталоги "уместных цен". В разработке этих каталогов принимали участие профсоюзы и торгово-промышл. группы. Каталоги указывали "уместные цены" для ряда товаров потребления. Общими стараниями 11 сент. 1949 г. был выпущен первый каталог. Была разработана "программа широкого потребления", по которой производился товар с заранее известными, точно рассчитанными ценами. На основе реформ заработали легкая и перерабатывающая пром-ть, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значит. часть прибылей использовать для технич. обновления, для внедрения в произв-во новейших научных достижений. Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Экспорт стал одним из базисных факторов эконом. развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны. Немецкая марка превратилась в одну из самых крепких мировых валют. В пром. производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, зарождались новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Прав-во принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих. В 1950 г. ФРГ достигла довоенного уровня произв-ва, а к 1956 г. оно удвоилось по сравнению с 1950 г., в 1962 г. - утроилось. Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.

35. Вилли Брандт и «новая восточная политика Германии» в 70-е гг. Приход в 1969 г. на пост фед. канцлера ФРГ лидера социал-демократич. партии Германии Вилли Брандта, который возглавил коалиционное правительство и объявил «новую восточную политику» ФРГ, было поворотным моментом от политики «презрительного игнорирования Востока» Аденауэра к более реалистической внешней политики — установление нормальных отношений с СССР и восточн. соседями. Новая восточная политика» способствовала заметному улучшению межд. отношений и разрядке в Европе. Вилли Брандт был «нестандартным» западногерманским политиком, после прихода к власти Гитлера Брандт эмигрировал в Норвегию и весь период пребывания фашистов у власти боролся «против немецкого солдата». Когда гитлеровцы захватили Норвегию, перебрался жить в Швецию и участвовал в норвежском Сопротивлении. После разгрома гитлеровской Герм. служил в норвежской армии и в этом качестве посещал Зап. Берлин. Восстановив немецкое гражданство и вернувшись на родину участвовал в полит. жизни как социал-демократ, с 1964 г. стал председателем СДПГ (соц-дем парт Г.), бургомистр Зап. Берлина (1957-1966), вице-канцлер и МИД ФРГ (1966-1969), возглавил западногерм. прав-во. Сторонником сов. системы Брандт не был и не пытался сделать Германию коммунистич. После прихода к власти прав-во Брандта начало переговоры с СССР. 7 августа 1970г. в Москве был подписан договор, который реализовал «новую восточную политику» правит-ва Брандта. Говорилось об отказе от территор. претензий и попытках решать споры мирным путем. Согласованная советниками делегаций СССР и ФРГ «Договоренность о намерениях сторон» предусматривала обязательства ФРГ уважать гос. целостность и самостоят-ть ГДР и заключить с ней межгос. договор. 18 сен. 1973 г. ФРГ и ГДР вступили в 00Н (полная смена политики Аденауэра). 7 декабря 1970 в Варшаве был подписан Договор между ФРГ и Польшей о нормализации отношений между двумя гос-ми (подтверждал существующие между этими государствами границы). С сен. 1971 г. между СССР, США, Великобританией и Францией было подписано Четырехстороннее соглашение относительно юридич. статуса Зап. Берлина. Западные гос-ва сохраняли право держать в Зап. Берлине свои воинские контингенты и использовать транспортные пути, связывающие ФРГ с Зап. Берлином. Зап. Берлин не признавался составной частью ФРГ, но ФРГ имела право представлять интересы населения Зап. Берлина за границей. Соглашение вступило в силу 3 июня 1972 года. 21 дек. 1971 г. ФРГ и ГДР подписали Договор об основах отношений. ФРГ отказалась претендовать на статус единственной легитимной Германской державы. Неограниченная по сроку договоренность вступила в силу 21 июня 1973. 11 декабря 1973г. в Праге был подписан Договор между ФРГ и Чехословакией о нормализации отношений между двумя гос-ми. Поскольку чехословацкая Судетская область по Мюнхенскому договору от 30 сентября 1938 г. была захвачена гитлеровской Германией и вошла в ее состав, а после захвата Германией 15 марта 1939 года вся Чехия вошла в рейх, это давало возможность Чехословакии и ее на основе этих актов претендовать на компенсации со стороны Германии. 21 дек. 1973 ФРГ заключила договоры о нормализации отношений с Венгрией и Болгарией. Отношения ФРГ с Югославией и Румынией были нормализованы еще до 1970 г. Т.о. ФРГ нормализовала свои отношения со всеми соцдержавамы Европы. Это был важный вклад в европейскую разрядку, и заслуга в этом принадлежала Вилли Брандту. 7 мая 1974 Брандту пришлось уйти в добровольную отставку с поста фед. канцлера. Влиятельные правые пронацистские силы в ФРГ, недовольные политикой канцлера относительно победителей, воспользовались событием, чтобы избавиться от Брандта — разоблачением в ближайшем окружении канцлера агента спецслужб ГДР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...