Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус монарха в Великобритании и его место в системе управления.




 

Великобритания - конституционная монархия, главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца-консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952 г.

 

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль, после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

 

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т. д. Перечислить все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

 

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой <король не может быть не прав>. Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по <совету> (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.

 

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой царствует, но не правит.

С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами. Фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны. Законодательство же к высшим законодательным органам власти относит королеву.

 

 

40. Системы местного управления зарубежных государств.

 

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.

Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.

Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центрального правительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственно избирают населением административно-территориальных единиц, могут также избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем - через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин 'местное управление', а само местное управление является составной частью механизма государства.

Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируется большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе - советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии - советы территориальных единиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии - советы округов и приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.

Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Поведенная во Франции в начале 80-х годов реформа насколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр - одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются также в 96 департаментах, 22 регионах и округах Парижа, Марселя и Лиона.

Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский.

Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и др.) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в правительственной корпорации. Этот тип называется конституцией совета.

Магистральный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган - магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.

Бургомистерский тип предусматривает, что избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местную администрацию, т.е. соединяет в себе функции главы общины и главы администрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.

Северогерманский тип напоминает англо-саксонскую модель 'совет - управляющий'. Избираемый населением представительный орган создает исполнительный комитет, который не является местной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Этот тип называют конституцией директора.

В уездах органами самоуправления служат представительный орган - уездный съезд или уездный совет - и администрация во главе с земским советником, который избирается населением или представительным органом.

Несмотря на особенности организации самоуправления в Германии, оно имеет много общего как с англо-саксонской, так и с континентальной (французской) моделями.

Системы местного самоуправления в современных государствах строятся на основе административно - территориального деления страны. Само административно-территориальное устройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственной организации. Это устройство в большинстве случаев носит сугубо консервативный характер. Оно обычно редко подвергается конкретной ломке, не испытывает на себе серьезных изменений даже в условиях принятия новых конституций и конституционных законов, затрагивающих другие аспекты в организации государства.

Административно-территориальное деление страны складывалось, как правило, под влиянием чисто географических факторов с учетом экономической, социальной и демографической ситуаций. Изменение этих факторов, особенно в условиях научно-технического прогресса, конечно, оказывает влияние на перестройку административно-территориального устройства страны, но касается это больше промышленных регионов. В крупнейших зарубежных государствах (США, ФРГ, Испании, Швейцарии и других) основы современной системы административно - территориального деления сложились еще в XIX веке, а в Великобритании эти основы восходят к эпохе раннего феодализма. Поэтому в системе административно - территориального деления зарубежных стран до сих пор могут сохраняться явно устаревшие территориальные единицы, небольшие по территории, потерявшие экономическую, а иногда демографическую основу для своего существования.

Часто нормативно-правовая база различных территорий отстает от их возросшего социально-экономического потенциала. По-прежнему сохраняются серьезные различия в размерах территории, численности населения и экономическом потенциале административно - территориальных единиц, относящихся к одной и той же категории. Регулирование административно - территориального устройства в унитарных государствах является компетенцией центральных органов власти, а в федеральных государствах - это компетенция субъектов федерации, хотя общие принципы организации административно - территориального деления должны строится на основе принципов общефедеральной конституции. Детальное регулирование местного административно - территориального деления осуществляется специальными законами.

 

 

39. Система органов государственной власти США и их роль в системе управления.

 

Конституция США принята в 1787 г, с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов Президента и т. д. США по форме правления президентская республика с огромной компетенцией Президента. Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства (например, Совет национальной безопасности), он назначает множество должностных лиц. Он является также главой Правительства – Кабинета, который целиком подчинен Президенту и исполняет роль совещательного органа. Члены Кабинета не подотчетны Конгрессу.

 

Орган законодательной власти США – Конгресс состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе. Депутаты избираются на два года. Сенат – палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. Спикер, председательствующий в нижней палате, является представителем партии, располагающей большинством мест в Парламенте. Очередные сессии проводятся один раз в год. Палаты, как правило, проводят свои заседания раздельно, основная деятельность Конгресса – в разнообразных комитетах обеих палат Компетенция Конгресса определена Конституцией: он имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться об обороне США. Палата представителей наделена правом возбуждения вопроса об импичменте (президента, других высших должностных лиц), а Сенат – правом решения вопроса о виновности в порядке импичмента. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц, назначенных Президентом, и одобряет заключенные им международные договоры. Законодательная деятельность проходит в три этапа: 1. На первой стадии (первое чтение) законопроект вносится в палату и определяется комитет, который будет его рассматривать. 2. Второе чтение – это обсуждение законопроекта в палатах. 3. Третье чтение – проведение голосования по законопроекту. В случае отклонения создается согласительный комитет из обеих палат. После одобрения он отсылается Президенту для утверждения, который избирается сроком на 4 года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они – Президента большинством голосов.

Исполнительная ветвь власти

 

Президент США — глава государства, правительства, верховный главнокомандующий вооруженными силами США.

 

Президент США избирается на четырёхлетний срок, причём может занимать этот пост не более, чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США).

[править]

Органы Исполнительной власти Федерального правительства США

Президент США

Вице-президент США

Исполнительные департаменты США

Независимые агентства

Корпорации Федерального правительства США (государственные компании США)

Советы, комиссии и комитеты

Федеральные консультативные комитеты

 

Судебная система в США представляет параллельно-единую федеральную систему судов с самостоятельными судебными системами каждого из 50 штатов. Компетенция: рассмотрение уголовных и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федерального закона. Верховный суд США – единственное судебное учреждение, которое упоминается в Конституции США. Он состоит из 9 судей, один из которых – председатель. Всех судей назначает Президент. Апелляционные суды – промежуточные инстанции между Верховным судом США и окружными судами. Окружные суды – основное звено федеральной судебной системы. Вся страна делится на округа с учетом границ между штатами. По первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные дела и жалобы на действия административных ведомств. Специальные суды: претензионный; налоговый.

 

38. Система местного управления и самоуправления КНР

Органы местного управления - народные правительства - формируются собраниями народных представителей (СНП) во всех единицах административного деления КНР, которыми являются провинции, автономные районы (области), города центрального подчинения, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, городские районы, волости, национальные волости и поселки. В районах национальной автономии - автономных областях, автономных округах, автономных уездах - они называются органами самоуправления. Кроме того, местные административные органы существуют в "промежуточных" территориальных единицах, не предусмотренных Конституцией, но зафиксированных в законе, регулирующем организацию местных органов власти и управления. Этими единицами являются административные округа в провинциях и автономных областях, районы в некоторых уездах и городские кварталы (микрорайоны). В них не созываются СНП, а управляющие ими административные органы назначаются вышестоящими народными 'правительствами и именуются делегированными (посланными) органами. Ими являются окружные административные управления, районные управы и квартальные канцелярии.

 

Местные народные правительства (МНП) являются органами управления общей компетенции и имеют двойное подчинение. Они несут ответственность перед образующими их СНП и им подотчетны. В то же время они подчиняются вышестоящим государственным административным органам, т. е. народным правительствам или Госсовету. В период между сессиями СНП народные правительства несут ответственность за свою работу перед Постоянными комитетами СНП соответствующих ступеней. Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Госсовета КНР.

 

Состав народных правительств различных ступеней определяется законом по единообразной схеме на провинциальном и уездном уровне. Кроме глав правительств (губернаторов, начальников уездов) в них входят их заместители, начальник секретариата (главный секретарь), руководители структурных подразделений (департаментов, управлений, комиссий - в провинциальном звене, бюро и отделов - в уездном звене). В состав народных правительств волостей, национальных волостей и поселков входят главы правительств (волостные и поселковые старосты) и их заместители.

 

Объем полномочий народных правительств провинциального и уездного звена, с одной стороны, и низового звена - с другой, различен. Уездный и вышестоящие местные народные правительства руководят работой не только своих функциональных подразделений, но и народных правительств нижестоящей ступени. Они правомочны изменять либо отменять ненадлежащие постановления и распоряжения нижестоящих народных правительств. Таких полномочий, естественно, лишены низовые органы государственного управления.

Закон предоставляет право народным правительствам провинций, автономных областей (районов), городов центрального подчинения, городов - административных центров провинций, а также (с разрешения Госсовета) сравнительно крупных городов разрабатывать самостоятельные административные установления, однако при условии их соответствия положениям законов и административно-правовых актов Госсовета.

 

Как уже отмечалось, Закон об организации местных СНП и МНП закрепил сложившуюся ранее систему делегированных органов. Окружные административные управления, образуемые с санкции Госсовета правительствами провинций и автономных областей, служат промежуточной ступенью государственного управления между провинциальным и уездным звеньями. Народными правительствами уездов и автономных уездов с согласия народных правительств провинциального уровня образуются районные управы в качестве промежуточного звена между уездными и низовыми уровнями. Подобным же образом народные правительства городских районов и городов без районного деления могут учреждать в качестве делегированных ими органов квартальные канцелярии. Последние также являются промежуточным звеном, но не между административными органами различных ступеней, а между районными и городскими правительствами и комитетами городского населения - массовыми самодеятельными организациями жителей городов. Деятельность комитетов населения как в городе, так и в деревне тесно увязывается с работой государственного административного аппарата, играющего фактически ведущую роль в системе всех органов государства.

 

Первые попытки реформирования местных административных органов были предприняты еще в начале 80-х годов. Эта реформа, однако, не затронула существа административной системы, хотя в ходе ее проведения сократился численный состав руководящих работников, снизился их средний возраст. Так, общее число губернаторов и вице-губернаторов, мэров и вице-мэров городов, председателей автономных областей уменьшилось на 34 %, их средний возраст снизился на 7 лет, а доля лиц с высшим образованием увеличилось с 20 до 43%. Таким образом, при реорганизации местной администрации на первый план была выдвинута задача не изменения функций и даже не перестройки структуры, а обновления кадрового состава. Одновременно был поставлен вопрос о разграничении функций партийных и административных органов. На практике это свелось к уходу с административных постов ряда руководителей местных парторганов (1982-1984 гг.).

Более широкая перестройка административного аппарата на местах началась в 90-е годы на уровне волостей и уездов; к 1994 г. ею была охвачена примерно четверть этих единиц. Одновременно в экспериментальном порядке выборочно реформируется аппарат на уровне провинций, городов и округов.

 

37. Система местного самоуправления и управления Японии.

 

В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.

 

Положения об организации власти на местах по принципу самоуправления были сформулированы в специальной главе конституции и в Законе о местном самоуправлении от 16 апреля 1947 г., который конкретизировал применение конституционных положений. В течение последующего десятилетия был разработан и принят целый ряд специальных законов, обеспечивших и закрепивших дальнейшее развертывание системы местного самоуправления. В результате она приняла форму, сохраняющуюся до настоящего времени, хотя и позже законы корректировались, отражая изменения в стране.

 

Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями.

 

Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты.

 

Губернаторы и мэры рассматриваются в качестве органов самоуправления, но в то же время - ив качестве органов государства, поскольку ряд функций делегирован им центральными органами.

 

Местные собрания и главы администраций (губернаторы, мэры) избираются непосредственно населением на 4 года. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лица, достигшие 20 лет и проживающие в данной местности не менее трех месяцев. Кандидатами в члены местных собраний могут выдвигаться лица, достигшие 25 лет, в губернаторы, мэры и старосты - 35 лет.

 

Губернатор может быть смещен премьер-министром, мэр или староста - губернатором. Население может требовать отзыва депутатов, роспуска муниципального собрания, принятия собранием того или иного обязательного постановления, проведения ревизии финансово-бюджетной деятельности муниципальных органов.

 

Местным собраниям принадлежит право на принятие постановлений по всем вопросам, не входящим в ведение государства, в том числе по вопросам нормативных актов местного значения, в которых могут предусматриваться и уголовные наказания за их нарушение. Сюда же можно отнести утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, важнейшие вопросы распоряжения местным имуществом и т.д. Закон предоставляет местным собраниям право на осуществление контрольных функций в отношении исполнительных органов, например, на проверку документации и получение необходимых отчетов глав и других должностных лиц местной администрации.

 

Местное собрание в определенном порядке может оспорить решение, принятое главой местной исполнительной власти. Более того, оно может выразить ему недоверие принятием резолюции большинством в три четверти голосов при присутствии не менее двух третей членов собрания. В этом случае глава местной исполнительной власти должен уйти в отставку либо воспользоваться предоставленным ему правом распустить собрание и назначить выборы его нового состава. Однако, если новое собрание на первом своем заседании подтвердит высказанное недоверие, это решение будет окончательным.

 

На органы местного самоуправления возлагается самостоятельное решение чрезвычайно широкого круга задач. Они должны вносить плановое начало в развитие своих территорий, заботиться о создании и поддержании в хорошем состоянии необходимой для жизнедеятельности инфраструктуры (дороги, реки, каналы, жилищное строительство, городское хозяйство, охрана окружающей среды и т.п.), заниматься вопросами начального и среднего образования, здравоохранения, содействовать местному предпринимательству (прежде всего мелкому и среднему), поддерживать сельскохозяйственное производство, регулировать трудовые отношения, обеспечивать безопасность жизни и сохранность имущества граждан.

 

Подавляющую часть этих задач выполняют города, поселки, деревни. Префектура как высшее звено местного самоуправления главным образом координирует деятельность муниципалитетов на своей территории и выполняет работы, выходящие за пределы их полномочий. Особенностью является то, что наиболее крупные города могут специальным правительственным указом получать повышенный статус, близкий по полномочиям к префектурам (таких городов 12). Что же касается столицы, то она управляется непосредственно губернатором и префектурным собранием, но в границах Большого Токио учреждены особые органы местного самоуправления - столичные районы, в которых местное население избирает глав администраций и районные собрания. По своему статусу столичные районы практически приравнены к городам.

 

Кроме дел, относящихся к функциям местного самоуправления, главам местных администраций поручается часть работ, относящихся к компетенции государственных органов и реализуемых за счет средств государственного бюджета. За выполнение этих работ установлена весьма жесткая ответственность глав местных администраций перед соответствующими министрами кабинета. С другой стороны, главы органов местного самоуправления наделены правом приостанавливать или не выполнять распоряжения центральных ведомств на своих территориях, если они нарушают закон.

 

Законом в общих чертах определено внутреннее построение органов местного самоуправления и установлен порядок их работы, а также распределение функций между подразделениями и должностными лицами исполнительной власти на местах. В непосредственном подчинении у губернаторов находятся префектурные управления. В подчинении у губернаторов и префектурных управлений - мэры и старосты, возглавляющие городские, поселковые и деревенские управления. В руках мэров и старост сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. Более детальное решение организационных вопросов отнесено к компетенции местных органов самоуправления, которым предписано при исполнении своих дел исходить из стремления к повышению благосостояния местного населения и одновременно к максимальной эффективности при минимальных затратах.

 

Доходы местных органов формируются как за счет местных налогов, местных займов, прибыли муниципальных предприятий, комиссионных и прочих собственных сборов, так и в значительной мере за счет поступлений из государственного бюджета. Одна часть местных налогов собирается на префектурном уровне, другая (несколько меньшая) - в городах, поселках, деревнях. Следует отметить, что на местные налоги в настоящее время приходится лишь около 40% общей суммы доходов органов местной власти. Это определяет большую зависимость бюджета каждого органа местного самоуправления от поступлений из государственной казны. Кроме того, государство финансирует исполнение поручаемой местным органам части собственных функций, выделяет дотации, оказывает различную помощь.

 

Вместе с тем следует отметить, что система местного самоуправления в Японии отличается чрезмерной регламентацией государственными законами, строгим контролем сверху за деятельностью местных органов, ограничением их самостоятельности жестким порядком получения разрешений центральных органов по многим делам местного значения. В связи с этим в 80-е годы стали высказываться мнения о том, что дальнейшее развитие страны должно непременно сопровождаться повышением роли органов местной власти, что система местного самоуправления долгое время была эффективной и рациональной, но к настоящему времени уже устарела и требует изменения.

 

В середине 80-х годов были проведены некоторые преобразования, в частности, пересмотрен перечень работ, выполняемых на местах по поручению центральных правительственных органов, упрощена и рационализирована структура и аппарат местных органов, значительная часть коммунальных предприятий и работ передана частному сектору. Однако главные проблемы, сковывавшие инициативу и самостоятельность органов местной власти, решены не были. Поэтому в начале 90-х годов прозвучали предложения о передаче на места гораздо больших прав от государства, а первичному звену самоуправления - городам, поселкам и деревням - также и от префектур. В 1993 г. японский парламент принял резолюцию о расширении полномочий местной власти, а осенью 1994 г. - программу действий, рассчитанную примерно на 5 лет. В ней предусмотрена разработка основных направлений реформы местного самоуправления, принятие закона о расширении его прав, создание специального комитета по реализации реформ, составление детализированного плана мероприятий, строгий контроль за их осуществлением.

 

36. Система местного самоуправления и управления во Франции

 

Франция является унитарным государством, делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена, кроме округов, считаются территориальными коллективами и поэтому имеют выборные органы самоуправления. Административным округом управляет назначенный сверху субпрефект.

 

Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

Коммуна является базовой административно-территориальной единицей Французской Республики и самоуправляющимся территориальным коллективом со сравнительно широкими полномочиями. Главной особенностью правового статуса коммун заключается в том, что в их пределах никогда не было органа общей администрации в лице назначаемого Правительством чиновника. Функции представителя Правительства в коммуне осуществляет мэр коммуны, который избирается муниципальным советом.

 

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Департамент образует самоуправляющийся территориальный коллектив, и в результате политики децентрализации в его статусе произошли значительные изменения, - прежде всего, в заметном расширении полномочий. В компетенцию органов департамента переданы такие вопросы, как дорожное строительство и организация транспорта (за исключением городского), ряд вопросов социального обеспечения, организация здравоохранения. Департамент создает и обеспечивает работу местных медицинских и социальных служб. Он в определенной степени отвечает за решение экологических проблем. Действующее законодательство по вопросам распределения компетенции в сфере образования предусматривает, например, что территориальные коллективы трех уровней соответственно занимаются: коммуна – начальным образованием, департамент – колледжами, регион – лицеями. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун. Он, в частности, может создавать публичные агентства, призванные оказывать материальную, финансовую, юридическую и иную помощь органам местного самоуправления в коммунах. Департаменту принадлежит важная прерогатива – распределение финансовых субсидий между коммунами.

 

Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе. Именно регион становится той основной территориальной единицей, в рамках которой осуществляются важнейшие социально-экономические программы развития. Регионы обладают собственным бюджетом, разрабатывают собственные планы социально-экономического развития, связанные с обустройством территории и развитием инфраструктуры. Особенно важными полномочиями регион наделяется в таких сферах, как проблема занятости, профессиональной подготовки, жилищного строительства и т.п.

 

 

35. Система местного самоуправления и управления в Великобритании.

 

Территориальная организация системы государственного управления современной Великобритании в самом общем виде определяется делением страны на несколько составляющих частей: Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию и ряд мелких островов (Норманнские острова, Мэн, Арран и др.), а также «заморские» владения (Гибралтар, Фолклендские острова, остров Святой Елены).

 

Англия управляют общегосударственные органы. После принятия в 1998 году британским парламентом Акта о Шотландии, в Шотландии появляется собственный парламент и правительство (исполнительный совет). Шотландский парламент состоит из 129 членов, избираемых на четыре года по смешанной избирательной системе (73 – по мажоритарной избирательной системе, 56 – по пропорциональной). Парламент обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования и социального обеспечения. В 1998 году британский парламент также принял Акт «Об управлении Уэльсом», в соответствии с которым была учреждена Национальная ассамблея Уэльса, состоящая из 60 депутатов (40 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе, 20 – по пропорциональной). Национальная ассамблея Уэльса не наделена законодательными полномочиями и имеет лишь право расширительного толкования и конкретизации законов, принятых британским парламентом, исходя из особенностей регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, образования, культуры и спорта. Исполнительную власть в Уэльсе осуществляет кабинет, члены которого именуются секретарями Ассамблеи. Северная Ирландия также обладает собственным представительным органом (Стормунт), состоящим из 108 депутатов и собственным правительством (исполнительным советом). При этом сохраняются существенные прерогативы центральных органов власти, имеющих право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии и устанавливать прямое управление данным регионом.

 

Вся территория Великобритании разделена на графства, унитарные образования и округа. Англия состоит из 34 графств, 47 унитарных образований и Большого Лондона (создан в 1965 году как отдельное административное образование). Графства подразделяются на округа (238), которые в свою очередь делятся на приходы. Некоторые округа именуются городами (boroughs), что можно рассматривать как дань историческому прошлому. После реформы местного самоуправления в 1996 году вся территория Уэльса делится на 22 унитарных образования, которые называются графствами или городскими графствами и управляются унитарными советами. Шотландия подразделяется на 32 унитарных образования, в рамках которых функционируют унитарные советы. Северная Ирландия поделена на 6 административных районов, разделенных в свою очередь на 26 округов, советы которых обладают весьма ограниченным набором полномочий.

 

Низовыми ячейками местного самоуправления в сельской местности являются приходы. В Уэльсе и Шотландии они называются общинами, причем в Шотландии общины не рассматриваются как самостоятельный уровень управления. В настоящее время в Англии функционируют 10376 приходов, в Уэльсе и Шотландии – 867 и 1200 общин соответственно.

 

В Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением путем прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии – на три года). Закон о местном самоуправлении 2000 года установил, что советы могут: 1) обновляться полностью каждые четыре года; 2) обновляться наполовину каждые два года; 3) обновляться на 1/3 каждый год (за исключением каждого третьего года соответствующего четырехлетнего цикла). Выбор того или иного варианта конкретным советом должен быть утвержден соответствующим министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления.

 

Члены местных советов осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью. При этом они имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только предоставлять советнику такую возможность, но и оплачивать это время по средней ставке заработной платы. Совет избирает из числа советников председателя и формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы совета – сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы местного самоуправления.

 

Закон о местном самоуправлении 2000 года устанавливает три основных модели организации местной исполнительной власти. Модель «мэр и исполнительный кабинет» предполагает прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает двух или более своих помощников, образующих так называемый кабинет. Модель «лидер – кабинет» предусматривает избрание главы исполнительной власти («лидер») из состава совета, тогда как помощников («кабинет») может назначить либо лидер, либо совет. Модель «мэр и управляющий от совета» избранные населением мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого нанимает совет из числа профессиональных менеджеров. При этом по согласованию с министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления, возможны и иные варианты организации исполнительной власти на местах, например, сохранить традиционную модель.

 

Полномочия органов местного уровня управления в Великобритании регулируются как общенормативными актами, так и частными парламентскими актами. Общенормативные акты подразделяются на две основные группы, - к первой группе относятся акты, посвященные исключительно вопросам местного управления, ко второй группе относятся акты об управлении различными отраслями государственной деятельности, имеющие лишь частичное отношение к вопросам местного управления и устанавливающие отдельные полномочия местных властей. Частные парламентские акты адресуются конкретным муниципалитетам и обычно принимаются по инициативе заинтересованного местного органа власти. Кроме того, полномочия местных органов власти в Великобритании могут регулироваться так называемыми адаптивными законами, которые вводятся в действие отношении тех или иных муниципалитетов не автоматически, а лишь по просьбе их советов, путем принятия соответствующей резолюции. Компетенции местного управления могут корректироваться актами правительства, министерств и департаментов, издаваемыми в рамках делегированного законодательства, в форме различных приказов, инструкций и правил.

 

К наиболее важным полномочиям местных органов власти относятся такие вопросы, как поддержание общественного порядка и безопасности, организация дошкольного и школьного образования (включая содержание школьных зданий, детских садов, специализированных учреждений для детей-инвалидов), территориальное планирование, управление землепользованием, противопожарная охрана, водоснабжение, канализация, сброс сточных вод, утилизация коммунальных отходов, контроль за загрязнением окружающей среды, здравоохранение, эксплуатация санитарных учреждений, обеспечение населения электричеством, газом и теплом, освещение и уборка улиц, регулировка уличного движения, содержание дорог, коммунальных кладбищ, организация ритуальных услуг, развитие торговли и рынков и т.д. Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка (полиции), образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы создаваться не могут) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.

 

34. Премьер-министр Японии и кабинет министров

33. Премьер-министр и кабинет министров в Японии: понятие, функции, роль в системе управления

Премьер министр — высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии.

 

Премьер-министр назначается императором Японии после утверждения в парламенте. Премьер-министр вправе увольнять и назначать министров.

 

Избираемый парламентом премьер-министр является чаще всего лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.

 

Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.

 

Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно Конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из министров оставил свой пост или не может осуществлять своих функций.

Назначение на должность

Будущий премьер-министр Японии должен быть утверждён обеими палатами японского парламента. Для этой цели в палатах проходит голосование по различным кандидатурам с целью выявления лидера. На практике премьер-министром автоматически становится глава партии, представляющей большинство в парламенте. Теоретически, Палата представителей японского парламента вправе назначить на пост премьер-министра любого другого депутата, но этого никогда не случалось. После одобрения палат парламента император Японии подписывает указ о вступлении в должность нового премьер-министра.

Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом посту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны. Пост премьер-министра — высший административный пост страны — неизменно является предметом вожделения политических деятелей партии парламентского большинства, и за обладание им периодически развертывается борьба между различными группами правящего лагеря. Непременным условием победы в этой борьбе служит поддержка наиболее влиятельных кругов финансового мира Японии.

 

В непосредственном подчинении у главы кабинета находится Канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров — 12 министерств: юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления.

 

При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.

 

В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности.

 

 

Согласно Конституции, не менее половины министров должно быть депутатами парламента. Всем министрам, как гласит Конституция, надлежит быть гражданскими лицами, что подразумевает лицо, не состоящее на военной службе и не бывшее в прошлом профессиональным военным. Практика последних кабинетов свидетельствует о том, что обычно не половина, а все министры или подавляющее большинство — депутаты парламента. Глава кабинета — премьер-министр — назначается императором по представлению парламента.

 

Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность «...добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой, заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обязательств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах».

 

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, относящихся к делам государства, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда, за исключением главного судьи, а также всех судей судов низших инстанций; представляет к назначению императором кандидатуру главного судьи; принимает решения о созыве чрезвычайных сессий парламента, созывает чрезвычайные сессии палаты советников в случае, если считает это «крайне необходимым в интересах страны», несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов через регулярные промежутки времени, но не менее чем один раз в год.

 

Конституция и «Закон о кабинете министров» провозглашают принцип «коллективной ответственности кабинета перед парламентом». Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету или отклонения резолюции о доверии, если премьер-министр не распускает палату представителей в течение 10 дней со дня принятия решения. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано предоставлять парламенту любую требуемую им информацию и отчеты.

 

Как указывается в «Законе о кабинете министров», кабинет министров «осуществляет свои функции в форме заседаний кабинета». В соответствии с давно установленным порядком очередные заседания кабинета проводятся два раза в неделю. Помимо очередных заседаний проводятся иногда чрезвычайные заседания кабинета. В отдельных случаях некоторые документы получают утверждение кабинета опросным путем. Заседания кабинета министров проводятся при закрытых дверях.

 

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — высший орган исполнительной власти в Японии.

Согласно действующей Конституции, Кабинет Министров выполняет следующие функции:

воплощает законы в жизнь и ведет общее наблюдение за государственными делами (статья 73);

проводит внешнюю политику Японии (Статья 73);

заключает договоры по ратификации их парламентом (Статья 73);

руководит и наблюдает за функциями должностных лиц (Статья 73);

составляет бюджет и представляет его на рассмотрение Парламента (Статья 73);

выдает правительственные приказы для исполнения положений Конституции и законов (Статья 73);

утверждает амнистии, помилования, смягчения наказания, освобождения от исполнения приговора и восстановления прав (Статья 73);

номинирует Председателя Верховного Суда Японии на утверждение Императору (Статья 6. Абзац 2);

осуществляет советы и утверждает церемониальные действия Императора, не касающиеся государственного управления (Статья 7)[2];

назначает судей Верховного суда Японии и судов низших уровней

 

 

Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утвержденными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров[3][12].

 

Кабинет министров руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически японский Парламент является местом формирования японского правительства[3][12].

 

Кабинет министров отвечает перед парламентом за выполнение государственного управления и, в случае неудовлетворительных результатов, уходит в отставку. Она происходит после принятия Палатой представителей вотума недоверия правительству. За 10 дней, при наличии конфликта интересов Парламента и Кабинета министров, глава правительства может распустить Палату представителей и назначить новые выборы, чтобы узнать, кого поддерживают граждане. Если проправительственная партия набирает на выборах большинство голосов — Кабинет переизбирается на новый срок; если проправительственная партия проиграет — правительство в полном составе уходит в отставку. Кроме того, Кабинет каждый раз обновляется после новых выборов в Палату представителей[3][12].

 

Основными обязанностями и правами Кабинета министров является[3][12]:

управление страной на основе законов и бюджета, принятых Парламентом;

подписание международных договоров;

представление на рассмотрение Парламента проекта бюджета на следующий год;

принятие правительственных постановлений и приказов для выполнения законов;

созыв временной сессии Парламента и чрезвычайного заседания Палаты советников, роспуск Палаты представителей, представление законопроектов в Парламент;

выдвижение кандидата на должность председателя Верховного суда и назначение судей низших инстанций;

предоставление советов Императору Японии в государственных церемониальных делах и утверждение протоколов церемоний с участием императора.

 

С декабря 2012 года в стране действует кабинет министров, сформированный Либерально-демократической партией Японии[13]. Его возглавляет премьер-министр Синдзо Абэ, председатель партии[14].

 

 

32. Президент Франции. Место и роль президента в системе государственных органов и системе управления.

 

Центральное место в системе государственного управления Франции принадлежит Президенту Республики. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент Республики – гарант соблюдения Конституции Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские должности, представляет страну в международных отношениях.

 

К числу собственных полномочий Президента Республики относятся назначение главы правительства - Премьер-министра, решение о досрочном роспуске парламента - Национального собрания, председательствование в Совете министров и др. Причем никакое заседание Правительства в форме Совета министров невозможно в отсутствии Президента. Президент может уполномочить другое должностное лицо осуществлять председательствование на конкретном заседании Совета министров и в связи с конкретной повесткой дня. Президент Республики назначает членов Правительства по представлению Премьер-министра, он же наделен полномочиями по их отзыву. Разграничение полномочий и компетенций между Президентом и Правительством Республики по «горизонтали»: решения общего политического характера принимаются Президентом, вся текущая работа по государственному управлению осуществляется Правительством. В условиях, когда Президент и Правительство Республики принадлежат к различным политическим партиям, основные вопросы управления государственными делами сосредотачиваются в руках Правительства, однако большая часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности.

 

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий – пять лет (до 2002 года он составлял семь лет). К кандидату в президенты предъявляются те же требования, как к лицам, избираемым в парламент. Должность вице-президента во Франции отсутствует. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности исполняет Председатель Сената, а если он по каким-либо причинам не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством. Новые выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах, например, он не может проводить референдум, не имеет права досрочно распустить Национальное собрание.

 

Компетенции Президента Республики в законодательной сфере сводятся к трем основным позициям. Во-первых, Президент осуществляет непосредственное нормативно-правовое регулирование тех или иных сфер общественной жизни посредством ордонансов и декретов, имеющих такую же юридическую силу, что и законы. Во-вторых, Президенту принадлежит право законодательной инициативы в ряде конституционно-политических вопросов, право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом, а также право промульгации законопроектов. В-третьих, Президенту принадлежит право досрочного роспуска Национального собрания, которое ограничивается в следующих случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в течение года после досрочных выборов.

 

В сфере судопроизводства Президент обладает правом помилования, а также назначения и перемещения судей.

 

При Президенте Республики функционирует специальный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет, генеральный секретариат, а также ряд специализированных вспомогательных органов (например, военный комитет). Все сотрудники аппарата Президента назначаются и увольняются по его собственному усмотрению.

 

Президент Республики является ключевой фигурой в системе государственного управления. Данное положение основывается не только его полномочиями как главы государства, но и тем, что он является фактическим главой исполнительной власти, обладая правом председательства в Совете министров. Тем самым фигура Президента во Франции оказалась во многом сильнее, чем в президентской республике, например в США. Право роспуска нижней палаты Парламента – Национального собрания, возможность отстраниться от решений Правительства, возлагая ответственность за их исполнение на Премьер-министра, чрезвычайные полномочия Президента дают основание для характеристики современного политического режима во Франции как «республиканской монархии».

 

 

Президентом страны был избран Франсуа Олланд.

 

Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

 

 

31. Президент США: порядок замещения, статус, полномочия, аппарат президента и его роль в системе управления.

Президент США — глава исполнительной власти США с функциями главы государства и главнокомандующий Армии и Флота. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность введена Конституцией США[1], принятой Конституционным конвентом (собранием) в 1787 году. Первым президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. До его вступления в должность название «президент» использовалось в сочетании «президент Континентального конгресса» — председатель съезда представителей колоний, на котором была принята Декларация о независимости в 1776 году.

 

Действующий президент США — Барак Обама. Официально 44-й президент США вступил в должность 20 января 2009 года.

 

Порядок замещения должности

Основная статья: Наследование президентских полномочий в США

 

В случае отстранения президента от должности, его смерти, отставки или неспособности осуществлять полномочия и обязанности таковые переходят к вице-президенту США. Первоначальный текст конституции США был двусмысленен и позволял как толкование, согласно которому вице-президент получает только полномочия и обязанности (то есть становится, условно говоря, «и. о. президента США»), так и толкование, согласно которому вице-президент получает саму должность (то есть становится президентом США и приносит соответствующую присягу). На протяжении XIX века и XX века это положение всегда практически толковалось в том смысле, что вице-президент становится полновластным президентом; первый прецедент такого перехода полномочий имел место с Джоном Тайлером в 1841, который после кончины Уильяма Гаррисона немедленно провозгласил себя президентом США и отказывался распечатывать письма, адресованные «и. о. президента». Лишь в 1967 принята 25-я поправка к Конституции, согласно которой в таком случае однозначно "вице-президент становится «президентом».

 

В случае отстранения, смерти, отставки или недееспособности как президента, так и Вице-президента Конгресс может принять закон, указывающий, какое должностное лицо будет действовать в качестве президента. Такое должностное лицо выполняет соответствующие обязанности, пока не устранена причина неспособности президента выполнять свои обязанности или не избран новый президент. C 1947 действует закон, согласно которому президента замещают в его должности следующие официальные лица в таком порядке (указан современный состав министерств, включая созданные после 1947 г.):

вице-президент,

спикер Палаты представителей (после освобождения с должности спикера и члена Палаты представителей),

временный председатель Сената (традиционно этот пост занимает старший сенатор из партии большинства),

государственный секретарь,

министр финансов,

министр обороны,

министр юстиции,

министр внутренних дел,

министр сельского хозяйства,

министр торговли,

министр труда,

министр здравоохранения и социальных служб,

министр жилищного строительства и городского развития,

министр транспорта,

министр энергетики,

министр образования,

министр по делам ветеранов,

министр внутренней безопасности.

 

После вице-президента и избираемых председателей палат в списке идут министерские должности Кабинета США в порядке учреждения (последним идёт Министерство внутренней безопасности, созданное в 2003 г.). До 1947 г. председатели палат Конгресса не имели приоритета над министрами; этот приоритет введён Гарри Трумэном для уменьшения вероятности ситуации, когда президент сам назначает своего преемника. В настоящее время список насчитывает всего 18 должностей (есть теории заговора, согласно которым существует секретное продолжение списка, насчитывающее 50 или 100 имён и рассчитанное на случай ядерной войны или масштабной катастрофы; большинство экспертов воспринимает их скептически).

 

Порядок замещения ограничен тем условием, что лицо, вступающее в обязанности президента, должно быть гражданином США по рождению на его территории, иметь не менее 35 лет от роду и жить в США 14 лет (если одно из этих условий не выполняется, то соответствующее лицо пропускается, и право замещения переходит на следующий номер в списке). Невозможен переход президентских полномочий к временно исполняющему обязанности спикера или министра; лицо, получающее президентские полномочия, должно быть до момента открытия вакансии на этом посту официально назначено (избрано Конгрессом) на дающую это право должность. Опять же не существует действующих законов, уточняющих, становится ли это лицо президентом или и. о. президента; прецедентов такой передачи власти пока не было.

 

Следующие президенты: Тайлер, Филлмор, Э. Джонсон, Артур, Т. Рузвельт, Кулидж, Трумэн, Л. Джонсон и Форд вступили в должность с поста вице-президента, причём Форд раньше не был избран и на этот пост, а назначен Конгрессом по представлению президента. Т.Рузвельт, Куллидж, Трумэн и Л. Джонсон были избраны впоследствии на очередных выборах.

 

Полномочия и обязанности

 

Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и полиции отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США.

 

Президент США имеет право:

потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей

даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...