Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап спортивной специализации.




Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 3 (техникум)» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании СМО ГБОУ «МССУОР № 3» протокол № _________ «_____»_______________________2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «МССУОР № 3»   _____________________К.Б. Азнавурян Приказ № _____от ____________2013 г.

 

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

(Разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки
по виду спорта легкая атлетика, утвержденного приказом Минспорта Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 220)

 

Г. Москва 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение. 3 стр.
2. Нормативная часть. 5 стр.
3. Методические особенности многолетней подготовки. 10 стр.
4. План для училища по легкой атлетике. 12 стр.
5. Воспитательная работа и психологическая подготовка. 13 стр.
6. Теоретическая подготовка. 16 стр.
7. Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления. 16 стр.
8. Система контроля и зачетные требования. 17 стр.
9. Законодательная база. 18 стр.
10. Приложение 1. Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта. 19 стр.
11. Приложение 2. Этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение на этапах спортивной подготовки (Женщины/мужчины). 19 стр.
12. Приложение 3. Планируемые показатели соревновательной деятельности. 21 стр.
13. Приложение 4. Влияние физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность спортсмена по виду спорта. 21 стр.
  Приложение 5. Нормативы обшей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки 23 стр.
14. Приложение 6. Нормативы обшей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). 24 стр.
15. Приложение 7. Нормативы обшей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства. 25 стр.
16. Приложение 8. Нормативы обшей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства. 26 стр.
17. Приложение 9. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки. 27 стр.
18. Приложение 10. Перечень тренировочных сборов. 28 стр.
19. Приложение 11. Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки. 29 стр.
20. Приложение 12. Обеспечение спортивной экипировкой. 32 стр.

Введение

Программа по легкой атлетике для ГБОУ «МССУОР № 3» Москомспорта составлена на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. N 220), в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и примерной программой
по легкой атлетике для системы дополнительного образования детей ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, ШВСМ, ЦСП.

Программа включает в себя нормативную и методические части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации
и проведению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки спортсменов легкоатлетов. Предусматривается последовательность
и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства легкоатлетов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

При ее разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки легкоатлетов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине,
по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.

Обучение осуществляется в спортивных группах, наполняемость которых регламентируется требованиями этапа подготовки, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами, и закреплена Приказом Минспорта России от 24.04.2013 г. № 220 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика».

Программа предполагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья;

- подготовка спортсменов легкоатлетов высокой спортивной квалификации, подготовка резерва спортивной сборной команды России;

- теоретическая подготовка спортсменов;

- воспитание волевых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых легкоатлетов.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях. Основными формами тренировочного процесса являются:

- групповые тренировочные занятия;

- теоретические занятия (беседы, лекции, просмотр видеоматериалов
по спортивной тематике и др.);

- контрольные испытания;

- контрольные соревнования.

Дополнительные формы тренировочного процесса:

- тренировочные сборы;

- показательные выступления;

- участие в спортивно-массовых мероприятиях (эстафеты, игры, конкурсы, викторины и др.).

Формы промежуточной аттестация обучающихся:

- прохождение практических контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке;

- участие в соревнованиях различного уровня.

Рабочая программа по легкой атлетике составлена для всех участников спортивной подготовки.

Пояснительная записка

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: по группам видов легкой атлетики, по половому и возрастному признакам, по месту проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Классификация по половому
и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике
у женщин насчитывается 50 видов программы, проводимых на стадионах, шоссе
и пересеченной местности, и 14 видов программы, проводимых в помещении,
у мужчин – 56 и 15 видов программы, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, спортивные манежи и залы, шоссейные
и проселочные дороги, пересеченная местность.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских медалей.

Все виды легкой атлетики подразделяются на группы.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы:

– на стадионе – 3, 5, 10 км;

– в манеже – 3, 5 км;

– на шоссе – 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы:

– на стадионе – 3, 5, 10, 20 км;

– в манеже – 3, 5 км;

– на шоссе – 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин – 20 и 50 км, у женщин – 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег – циклический вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, специальной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость:

средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля – проводится на стадионе и в манеже, у мужчин и женщин;

длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10000 (К) м – проводится на стадионе
(в манеже – только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

сверхдлинные дистанции: 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км – проводится
на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

ультрадлинные дистанции – суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль – самую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости.

Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300, 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями – по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин
на стадионе и в манеже. Дистанция у женщин – 2000 м; дистанции у мужчин: 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости.

Эстафетный бег включает классические виды 4х100 м и 4х400 м и проводятся
у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования
по эстафетному бегу на 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты – мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м – у мужчин и 400 + 300 + 200 + 100 м – у женщин.

Кроссовый бег – смешанный вид, бег по пересеченной местности, требующий проявления специальной выносливости, ловкости.

Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции: 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин: 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки
в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся:
а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега (К) – ациклический вид, требующий
от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) – ациклический вид, требующий
от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) – смешанный по структуре вид, требующий
от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

б) тройной прыжок с разбега (К) – ациклический вид, требующий
от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

В метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот – только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) (гранаты, мяча) – ациклический вид, требующий
от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами
и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) – ациклические виды, требующие
от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у мужчин – десятиборье, у женщин – семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены:
у женщин – пятиборье, четырехборье и троеборье; у мужчин – девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников
11–13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима.

Нормативная часть.

 

Нормативная часть учебной программы включает:

- модельную программу спортивной подготовки федерального стандарта;

- соотношение объемов тренировочного процесса по видам дисциплин
на этапах спортивной подготовки (таблица № 2);

- показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (таблица № 3);

- контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки (таблицы № 5,6,7).

 

Методическая часть.

Структура методической части программы включает: основной программный материал по разделам подготовки легкоатлетов, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; организацию и проведение педагогического
и медицинского контроля; примерные недельные микроциклы по годам на этапе спортивной специализации и этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Отбор спортсменов в училище олимпийского резерва в отделение легкой атлетике проходит с 6 класса.

Многолетний процесс подготовки делится на этапы: спортивной специализации (от 11 до 15 лет), спортивного совершенствования (от 16 до 18 лет) и высшего спортивного мастерства. (таблица № 1)

Этап спортивной специализации.

Продолжительность этапа спортивной специализации 4-5 лет. Этот этап подразделяется: на этап спортивной специализации до 2-х дет и этап свыше 2-х лет. На этап первого года обучения зачисляются юные легкоатлеты после этапа начальной подготовки, выполнившие II юношеский спортивный разряд. На этап свыше 2-х лет зачисляются спортсмены выполнившие III спортивный разряд
и спортсмены из других видов спорта, выполнившие приемные нормативы
по общей и специальной физической подготовке.

Задачами этапа спортивной специализации являются:

- дальнейшее укрепление здоровья;

- гармоничное физическое развитие;

- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;

- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;

- обучение основам техники в дисциплинах легкой атлетики;

- приобретение соревновательного опыта;

- приобретение теоретических знаний;

-повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности спортсменов;

- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы
в основном средствами ОФП;

- дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности,

- развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости;

- дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, главным образом средствами ОФП;

- развитие общей выносливости;

- повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости;

- достижение наивысшего уровня специальной работоспособности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...