Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины роста зарегистрированных преступлений и предложения по их профилактике




Таким образом, анализ по итогам 4 месяцев 2012 года показал, что наблюдается рост преступности.

Рост преступности объясняется внедрением с 1 января т.г. в правоохранительных органах республики единой регистрации всех типов заявлений и сообщений, а также отходом от оценки общей раскрываемости преступлений, в том числе средней и небольшой тяжести, порождавшей погоню за показателями и, как следствие, укрытие преступлений.

Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующее стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.

В этой связи, Отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 – 2013 годы, утвержденная Правительством РК от 21.12.2010 года №1390 должна была стать серьезным заслоном в его развитии.

Вместе с тем, как показывает настоящий анализ, органами внутренних дел, местными исполнительными органами отдельных регионов, недостаточно приняты меры к исполнению Отраслевой Программы.

Об этом свидетельствует высокий уровень следующих преступлений:

-краж чужого имущества в Акмолинской, Кызылординской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях;

- в т.ч.квартирных краж в Алматинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской областях;

- грабежей вПавлодарской области и г.Астаны;

- хулиганств в Кызылординской области;

- мошенничеств в Костанайской области и городах Алматы, Астаны;

- фактов причинения тяжкого вреда здоровьюв Северо-Казахстанской, Акмолинской и Алматинской областях;

- изнасилований в Алматинской, Атырауской и Восточно-Казахстанской областях;

- уличной преступности в г.Алматы, г.Астана, Актюбинской и Южно-Казахстанской областях.

О проблемах реализации Отраслевой Программы в регионах также указано в справке по результатам проверки исполнения государственными органами, подготовленной рабочей группой Отдела обороны и правопорядка Канцелярии Премьер - Министра РК.

1. Практически во всех регионах в качестве одной из причин совершения насильственных преступлений против собственности указывается отсутствие достаточного освещения в общественных местах в темное время суток.

Кроме того, сотрудниками ЦОУ МВД отмечаетсямалофункциональность действующих камер видеонаблюдения в ночное время.

Так, доля краж, грабежей, мошенничеств и хулиганств, совершенных в городах составляет от 77,3% до 90,7%.

Предметом посягательства, как правило, являются сотовые телефоны и денежные средства.Основной причиной совершения указанных преступлений является в первую очередь доступность его неправомерного завладения вследствие небрежного отношения собственников к личному имуществу.

В этой связи,акиматамгородов и областных центровсовместно с органами внутренних дел необходимо проработать вопрос освещенности мест, где наиболее часто совершаются преступления в темное время суток, а также проводить работу по повышению бдительности граждан и сотрудников развлекательных заведений, магазинов и других мест скопления людей (плакаты, беседы, лекции и др).

До сих пор не решен вопрос автоматической блокировки украденных сотовых телефонов.

2. На долю квартирных краж приходится каждая 4 кража и их число увеличилось на 68,6% (с 8 042 до 13 559). При этом, чаще подвергаются кражам квартиры в г.Алматы (19,1%), Алматинской (10,6%), Восточно-Казахстанской (10,2%), Карагандинской (8,9%) и Костанайской (8,9%) областях.

Как свидетельствует анализ, эффективным в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью является система видеонаблюдений в жилищных комплексах, автостоянках, супермаркетах, магазинах и других общественных местах.

В этой связи, предлагается исполнительным органам, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства проработать вопрос о внесении изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок приема и сдачи в эксплуатацию жилищных комплексов и других строительных объектов.

В частности, наличие камер видеонаблюдений должно быть включено в обязательные требования по безопасности сдаваемого объекта,с ихподключением к ЦОУ соответствующего населенного пункта или района.

Кроме того, участковым инспекторам в вышеуказанных регионах необходимо усилить профилактическую работу с сотрудниками ЖКХ и населением, а также взаимодействие с частными охранными службами.

3. Проводится недостаточная работа по профилактике рецидива преступлений с лицами ранее привлекавшимися к уголовной ответственности о чем отмечено в анализах территориальных управлений.

Так, результат анализа показал, что наибольший удельный вес ранее совершивших преступления приходится на статьи 96 и 178 УК РК, а в групповых преступлениях на ст.178 и 257 УК РК.

В этой связи, предлагается в региональных программах по профилактике правонарушений включить мероприятия, направленные на трудоустройство и обеспечение занятости лиц, ранее совершавших преступления. Его целевым индикатором должен являться удельный вес числа экономически занятых лиц из числа лиц ранее совершавших преступления.

4. Как свидетельствует статистика, несовершеннолетними больше всего совершаются кражи (1 010), грабежи (520), хулиганство (296) и разбои (119).

Основная доля несовершеннолетних совершивших преступления в возрасте 16 -17 лет составляет 74,52% и 14-15 лет – 22,52%.

Из них 69,34% совершаются учащимися, наибольшая часть приходится на школы, гимназии и лицеи - 74,18%.

Таким образом, органам образования совместно с органами внутренних дел на местах необходимо усилить соответствующую работу по профилактике в школах, гимназиях и лицеях, в т.ч. на родительских собраниях.

5. Число причинений вреда здоровью средней тяжести возросло на 30,85% и составило649 (496). Из них 81,2% приходятся на часть 1 статьи 104 УК РК.

Чаще причиняется вред здоровью средней тяжести жителям городов в общественном месте, а также данное преступление является характерным для аулов и районных центров.

Кроме того, эта статья граничит с хулиганством. Несвоевременное предотвращение хулиганских действий может привести к совершению более тяжких преступлений. В этой связи, предлагается соответствующим подразделениям общественной безопасности органов внутренних дел необходимо проводить мероприятия по своевременному пресечению хулиганства, как профилактики совершения преступлений против личности.

6. Кроме того, сотрудникам органов внутренних дел совместно с прокурорами необходимо усилить охрану общественного порядка.

Генеральной прокуратурой в целях укрепления законности и усиления защиты прав и свобод граждан в уголовно-правовой сфере с 1 февраля 2012 года введен в действие в экспериментальном режиме в органах внутренних дел городов Астана и Алматы, как наиболее технически оснащенных проект «Дежурный прокурор в полиции - гарант прав граждан»

Это предполагает функционирование дежурных прокуроров в зданиях органов внутренних дел, внедрение системы электронного учета всех доставленных, задержанных лиц, установление камер наблюдения на входах и выходах с видеофиксацией.

В целях профилактики преступлений и оперативной работы в данном направлении полагаем, что дежурным прокурорам помимо незамедлительного пресечения нарушения конституционных прав граждан, необходимо ежедневно проводить анализ криминогенности региона, участка.

Т.е. дежурный прокурор ежедневно будет распечатывать карту преступности и на следующий день ориентировать органы полиции на усиление безопасности в конкретных местах.

Подобная работа уже была проведена в г.Тараз где проведен эксперимент по «точечной» борьбе с преступностью сроком на 1 месяц с 1 апреля по 1 мая 2012 года.

Для этого, были разработаны совместное указание прокурора города и начальника УВД и положение о порядке проведения эксперимента. К его проведению были привлечены местные исполнительные органы и общественность.

Определены три наиболее криминогенных участка в областном центре. Это 11 и 10 микрорайоны и центр города. По каждому участковому опорному пункту полиции, закрепленного за указанными районами города (УПП-11, 10 и 12 соответственно) закреплен один сотрудник прокуратуры, который осуществляет общую координацию работы и обеспечивает соблюдение законности.

Дополнительно закреплены за каждым опорным пунктом 2 следователей и 2 оперуполномоченных.

По каждому участку составлены планы мероприятий, проведены сходы с местным населением, определены возможные «зоны риска».

Предпринятые совместно с УВД г.Тараз мероприятия позволили недопустить резкого роста преступности на закрепленных за зональными прокурорами участках и дали определенные положительные результаты. По установленным «зонам риска» организовано пешее и авто патрулирование силами патрульно-постовой службы, в увеселительных заведениях, в которых больше всего совершались хулиганства установлены «точки отстоя» автопатрулей «Буран», на рынке «Кайкармет» организован пост «Щит», изменена расстановка военнослужащих ВВ МВД РК и маршруты патрулирования ППС, участковыми инспекторами начат поквартирный обход каждого дома.

В этой связи, предлагаем, провести аналогичные эксперименты в наиболее криминогенных городах и районах Казахстана.

В целом, вышеназванные мероприятия предлагается отразить в региональных отраслевых программах по профилактике правонарушений и преступлений, целевыми индикаторами определить удельный вес соответствующих правонарушений и преступлений.

Данные мероприятия, за исключением последнего являются традиционными.

Помимо них, Комитетом проанализирован международный опыт противодействия и профилактики преступлений. В данном направлении различными странами накоплен огромный пласт решений, которые носят как локальный, и соответственно не распространимый на нашу республику характер, так и универсальные, которые могут быть использованы в нашей стране.

К примеру, в 1998 году был опубликованы результаты исследований проводившихся по поручению Конгресса США оценки государственных и местных программ по предупреждению преступности финансируемого министерством юстиции США (доступно по ссылке http://www.ncjrs.org). Там же доступны исследования по эффективности программ по конкретным направлениям.

Были сделаны конкретные выводы и все мероприятия были разделены на 3 группы: что работает, что не работает и что перспективно.

К примеру, в числе работающих названы: обучение социальным навыкам поведения для обучающихся, профессиональное обучение для преступников пожилого возраста, лишение права лиц, у которых в жилищах установлены факты продажи наркотиков, для мест с высоким уровнем преступности введение дополнительные полицейские патрулей и т.д.

Среди неработающих программ определены мобилизация общества в борьбе с преступностью в районах с высоким уровнем преступности, летние работы или субсидированные рабочие программы для молодежи из групп риска, аресты несовершеннолетних за мелкие правонарушения, аресты безработныхлиц обвиняющихся в совершении насилия в семье и т.д.

Кроме того, проводились исследования влияния установки камер слежения на состояние преступности, по результатам которых дан однозначный вывод об отсутствии такой взаимосвязи (между тем, на приобретение видеокамер и расширение зон видеоконтроля сделан основной упор в региональных программах)

В этой связи интересен опыт борьбы с преступностью в г. Нью-Йорк, где активно применяется теория «разбитых окон» упомянутая президентом страны Н.А. Назарбаевым.

Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Кроме того, за любое, даже самое незначительное правонарушение следует незамедлительная реакция государственных органов.

Теория нашла широкое применение на практике — сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Грузии, Южной Африки, Индонезии и т.д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

В 2009 году количество грабежей сократилось в США по сравнению с 2008 годом на 8%, а изнасилований – на 2,6%. В целом преступления против собственности и убийства, по сравнению с началом 1990-х годов сократились в десятки раз.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...